в инструментальной деятельности ученик четвертого класса Слава Т. на заключительном уроке-концерте с присутствием преподавателей и родителей интонационно верно солировал в исполнении с хором песни-вальса Ан. Александрова с широким диапазоном, с большими интервальными скачками, с тональным отклонением, с многообразием изменений ритмического рисунка - «Нас много на шаре земном».
Творчество, интерес, увлеченность, сопровождающие сочинение инструментальных фраз, совместное инструментальное музицирование, импровизации в инструментальных ансамблях разных составов, совместное сочинение аккомпанемента к разучиваемым песням, формирование певческого голоса, подкрепленное контролирующими звуками хорошо настроенных элементарных музыкальных инструментов, доброжелательность
Библиографический список
и компетентность учителя — все это способствует активному развитию различных музыкальных способностей, формированию музыкальной культуры младших школьников.
Таким образом, опираясь на идеи педагогической фасили-тации, как условия облегчения, помощи, способствования продуктивности обучения и воспитания, следует сделать следующие объективные выводы. Результативность классных и внеклассных занятий с использованием инструментального музицирования, игры в инструментальных ансамблях, в детском школьном оркестре позволяют утверждать о повышении уровня «музыкального фона» (В.А. Сухомлинский), а также о значимости инструментальной деятельности учащихся в активизации развития различных музыкальных способностей у всех без исключения младших школьников.
1. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. - М., 1994.
2. Лаптев, И.Г. Инструментовка детского оркестра // Программы педагогических институтов. - 1987. - № 15.
3. Стандарт начального общего образования по музыкальному искусству // Начальная школа. - 2004. - № 10.
4. Пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского: переложение для школьного оркестра И.Г. Лаптева. - М., 2001.
5. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. - М., 1985. - Т. 1.
6. Лаптев, И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. для учителя. - М., 2001.
7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
8. Гимро, А.Е. Развитие музыкального слуха у младших школьников в процессе электронного музицирования // Музыка в школе. - 2005.
- № 3.
9. Асафьев, Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.; Л., 1965.
10. Келлер, В. Введение в «Музыку для детей» // Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. - Л., 1970.
11. Лаптев, И.Г. Совместное инструментальное музицирование как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы // Тезисы V научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха, восприятия и музыкальнотворческих способностей детей и юношества. - М., 1987.
Bibliography
1. Rodzhers, K. Svoboda uchitjsya / K. Rodzhers, Dzh. Freyjberg. - M., 1994.
2. Laptev, I.G. Instrumentovka detskogo orkestra // Programmih pedagogicheskikh institutov. - 1987. - № 15.
3. Standart nachaljnogo obthego obrazovaniya po muzihkaljnomu iskusstvu // Nachaljnaya shkola. - 2004. - № 10.
4. Pjesih iz «Detskogo aljboma» PI. Chayjkovskogo: perelozhenie dlya shkoljnogo orkestra I.G. Lapteva. - M., 2001.
5. Teplov, B.M. Izbrannihe trudih: v 2 t. - M., 1985. - T. 1.
6. Laptev, I.G. Detskiyj orkestr v nachaljnoyj shkole: kn. dlya uchitelya. - M., 2001.
7. Vetlugina, N.A. Muzihkaljnoe razvitie rebenka. - M., 1968.
8. Gimro, A.E. Razvitie muzihkaljnogo slukha u mladshikh shkoljnikov v processe ehlektronnogo muzicirovaniya // Muzihka v shkole. - 2005. -№ 3.
9. Asafjev, B.V. Organizaciya prepodavaniya muzihki v obtheobrazovateljnoyj shkole // Izbrannihe statji o muzihkaljnom prosvethenii i obrazovanii.
- M.; L., 1965.
10. Keller, V. Vvedenie v «Muzihku dlya deteyj» // Sistema detskogo muzihkaljnogo vospitaniya Karla Orfa. - L., 1970.
11. Laptev, I.G. Sovmestnoe instrumentaljnoe muzicirovanie kak sredstvo razvitiya tvorcheskikh sposobnosteyj uchathikhsya nachaljnoyj shkolih
// Tezisih V nauchnoyj konferencii po voprosam razvitiya pevcheskogo golosa, muzihkaljnogo slukha, vospriyatiya i muzihkaljno-tvorcheskikh
sposobnosteyj deteyj i yunoshestva. - M., 1987.
Статья поступила в редакцию 29.10.13
УДК 372.881.1
Novikova E.S. THE USAGE OF NEW TECHNOLOGIES IN TEACHING FORIENG LANGUAGES AT SCHOOL.
The use of modern technology in education creates favorable conditions for the formation of the personality of students and meets the needs of modern society. Using the information resources of the Internet, you can integrate them into the learning process, more effectively address a number of challenges in the classroom teaching of English.
Key words: new technologies, technical means, training activities, comprehensive control, creative aspects, deficiency of communication, communicative competence, tasks, the information and resources, the formation of individual students.
Е.С. Новикова, аспирантка МГГУ им. Шолохова, г. Москва, E-mail: katerinanovikova@inbox.ru
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка.
Ключевые слова: новые технологии, технические средства, обучающая деятельность, всесторонний контроль, творческие аспекты, дефицит общения, коммуникативная компетенция, дидактические задачи, информация и ресурсы, формирование личности учащихся.
Новые технологии в области образования в последнее в учебный процесс такие направления, как использование время все более активно используются и при обучении инос- Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ, транным языкам. В частности, стали интенсивно внедряться тестирующих программ.
Применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает эффективность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за то же самое время в условиях традиционного обучения [1]. Основными вехами информационного компьютерного века являются: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту.
Компьютерные программы в обучении иностранному языку, так называемые автоматизированные обучающие системы (АОС), относятся к комбинированным техническим средствам обучения. Они предназначены для реализации с помощью компьютера, работающего в диалоговом режиме, функций по предоставлению учебной информации в удобной для восприятия форме, индивидуализированному управлению учебной деятельностью в ходе программированного, проблемного обучения; контролю знаний, а также для обеспечения доступа к вычислительным, информационно-справочным и другим ресурсам компьютера. Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения иностранному языку, несколько потеснив традиционные методики. Компьютер в учебном процессе является не заместителем или аналогом преподавателя, а средством, усиливающим и расширяющим возможности его обучающей деятельности. Таким образом, компьютер освобождает преподавателя от рутинной работы. Как известно, пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям: во-первых, они должны способствовать повышению эффективности учебного процесса; во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого обучающегося; в-третьих, повышать сознательность и интерес к изучению языка; в-четвёртых, обеспечивать оперативную обратную связь и контроль действий всех обучаемых; в-пятых, обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования [2].
Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом «вписывается» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения иностранному языку к реальным условиям. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности в обучении иностранному языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям обучающихся. Каждый школьник получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала [2].
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между обучающимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех обучающихся [3]. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Еще одно достоинство компьютера - способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени сформированности знаний и об их качестве.
Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим обучающимся показать свои реальные знания. Оставаясь же «наедине» с дисплеем, обучающийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.
Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы на занятиях иностранного языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самостоятельного контроля полученных знаний. Причём, компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка. Однако наряду с достоинствами компьютеров необходимо отметить и некоторые недостатки. Диалектичность педагогических явлений состоит в том, что любое положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного процесса оборачивается своей противоположностью и становится крайне нежелательным при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. Это имеет самое непосредственное отношение к индивидуализации обучения, тем более что в условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и обучаемого, а также обучающихся друг с другом [4].
Уже на первом этапе обучения иностранному языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности студентов преподаватель участвует опосредованно. Конечно, преподаватель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих, тестирующих программ, определяющих последовательность действий обучаемого в решении той или иной задачи. Но при реализации важнейшей психо-лого-педагогической функции обучения - предъявлении и принятии школьниками целей и задач учебно-познавательной деятельности, в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения преподавателя и учащегося, живого слова преподавателя.
Одним из наиболее значительных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает «международная сеть» (англ. international net). Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.
Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-куль-турное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на занятии иностранного языка, мы создаем модель реального общения [5].
На уроках иностранного языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас учащихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, изучающие иностранный язык оказываются в настоящих жизненных ситуациях, вовлечённые в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, учащиеся обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание обучающихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.
Компьютер лоялен к разнообразию ответов: он не сопровождает работу обучающихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на занятии английского языка, придавая им, уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности [6].
Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо, чтобы учащиеся овладевали информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
• электронную почту (e-mail);
• телеконференции (usenet);
• видеоконференции;
• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
• доступ к информационным ресурсам:
• справочные каталоги (Yahoo, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);
• поисковые системы (AltaVista, HotBox, OpenText, WebCrawler, Excite);
• разговор в сети (Chat).
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее
Библиографический список
пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками, на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс занятия.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новостей, страноведческого материала, зарубежной литературы т.д. [2].
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленного учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или коллективно, составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров.
Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему слабый - сильный ученик.
1. Веденина, Л.Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5.
2. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков в школе с помощью компьютера. В вопросах и ответах. - СПб., 2001.
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.; Воронеж, 2002.
4. Интернет-технологии в средней школе: практическое руководство / под ред. Д.Т. Рудаковой, А.Г. Силаевой. - М., 2001.
5. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Пособ. для студентов педвузов и учителей. - М., 2002.
6. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Формы и методы использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2, 3.
Bibliography
1. Vedenina, L.G. Teoriya mezhkuljturnoyj kommunikacii i znachenie slova // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2000. - № 5.
2. Karamihsheva, T.V. Izuchenie inostrannihkh yazihkov v shkole s pomothjyu kompjyutera. V voprosakh i otvetakh. - SPb., 2001.
3. Bespaljko, V.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem kompjyuterov (pedagogika tretjego tihsyacheletiya). - M.; Voronezh, 2002.
4. Internet-tekhnologii v sredneyj shkole: prakticheskoe rukovodstvo / pod red. D.T. Rudakovoyj, A.G. Silaevoyj. - M., 2001.
5. Solovova, E.N. Metodika obucheniya inostrannihm yazihkam: bazovihyj kurs lekciyj. Posob. dlya studentov pedvuzov i uchiteleyj. - M., 2002.
6. Polat, E.S. Internet na urokakh inostrannogo yazihka. Formih i metodih ispoljzovaniya Internet-resursov na urokakh inostrannogo yazihka // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2001. - № 2, 3.
Статья поступила в редакцию 29.10.13
УДК 159.928:356, 800:37
Oleksandrenko E. V. APPLICATION OF STRATEGY OF COOPERATION IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS. In the article the advantages of application of strategy of cooperation for the increase of the foreign communicative competence level of future specialists are considered. On the basis of the data obtained during the experimental research the author suggests that cooperation in the educational activity increases progress and level of foreign communicative competence development, group
unity strengthens, humanist motives of communication are formed.
Key words: competence, strategy of cooperation, didactic task, group forms of work, problem-communicative approach, speech activity.
Е.В. Олександренко, канд. филол. наук, доц., зав. каф. иностранных языков Хмельницкого национального университета, г. Хмельницкий, Е-mail: oleksandrenko_k@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье рассматриваются основные преимущества использования стратегии сотрудничества для повышения уровня развития иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов. На основе данных, полученных в ходе эксперименталь-