Научная статья на тему 'Потенциал применения Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога'

Потенциал применения Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / ПЕДАГОГ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Х.Э.

В статье изучен потенциал и выявлена роль применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога. Применение Интернет-ресурсов на занятиях способствуют решению следующих образовательных задач: повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету; формирование навыка поиска необходимой информации в сети Интернет, создание благоприятных комфортных условий для овладения обучающимися общекультурных умений и навыков; организация образовательного процесса по принципу «обучающийся субъект обучения» и др. Сделан вывод о том, что применение Интернет-ресурсов на занятиях позволяет повысить эффективность образовательного процесса, достигается необходимый эффект, успешно и эффективно решаются задачи методического и общепедагогического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL APPLICATIONS OF INTERNET RESOURCES IN PROFESSIONAL WORK OF A TEACHER

The paper observes the potential and the role of the use of information and communication technologies in professional activities of a teacher. The use of Internet resources at lessons address the following educational objectives: to increase the interest of studying the subject studied; formation of skills to find the necessary information in the Internet, the creation of favorable conditions for mastering studying cross-cultural skills; organization of educational process on the principle of “student-learning subject”, etc. It is concluded that the use of Internet resources in the classroom improves the efficiency of the educational process, the necessary effect is reached successfully and effectively solve problems of methodological and general pedagogical nature.

Текст научной работы на тему «Потенциал применения Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога»

УДК 378

Mamalova H.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Electronics, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

THE POTENTIAL APPLICATIONS OF INTERNET RESOURCES IN PROFESSIONAL WORK OF A TEACHER. The paper observes the potential and the role of the use of information and communication technologies in professional activities of a teacher. The use of Internet resources at lessons address the following educational objectives: to increase the interest of studying the subject studied; formation of skills to find the necessary information in the Internet, the creation of favorable conditions for mastering studying cross-cultural skills; organization of educational process on the principle of "student-learning subject", etc. It is concluded that the use of Internet resources in the classroom improves the efficiency of the educational process, the necessary effect is reached successfully and effectively solve problems of methodological and general pedagogical nature.

Key words: Internet resources, information and communication technologies, learning process, teacher.

Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, доц. каф. физической электроники, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

В статье изучен потенциал и выявлена роль применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога. Применение Интернет-ресурсов на занятиях способствуют решению следующих образовательных задач: повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету; формирование навыка поиска необходимой информации в сети Интернет, создание благоприятных комфортных условий для овладения обучающимися общекультурных умений и навыков; организация образовательного процесса по принципу «обучающийся - субъект обучения» и др. Сделан вывод о том, что применение Интернет-ресурсов на занятиях позволяет повысить эффективность образовательного процесса, достигается необходимый эффект, успешно и эффективно решаются задачи методического и общепедагогического характера.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, процесс обучения, педагог.

Новшества в содержании и структуре профессионального образования приводят педагогов к интенсивному применению компьютера в учебном процессе. Занятия с применением Интернет-ресурсов, представляют собой сплав современных информационных технологий с инновационными педагогическими технологиями. Также меняется собственная позиция педагога, то есть он перестает быть «источником знаний», и выступает как соавтор, организатор процесса исследования, поиска, переработки информации, организации творческих работ в проектировании деятельностного подхода к системе образования.

Что же представляет собой Интернет-ресурс?

Интернет-ресурс представляет собой информационную систему, которая предоставляет пользователям общий авторизованный индивидуализированный доступ к внешним и внутренним информационным приложениям и ресурсам организации. Если же рассматривать с точки зрения основной деятельности, то в таком случае Интернет-ресурсы выступают интегрированной системой управления распределенными информационными ресурсами. Со стороны организации процесса управления, то они представляют собой новую концепцию построения рабочих мест пользователей с общей точкой доступа ко всей информации, которая необходима для осуществления соответствующих определенных функций. С технической стороны Интернет-ресурсы - это некая информационная система, которая интегрирует разнообразные источники данных и индивидуальные функциональные системы с общей точкой входа и персонифицированными правилами представления, обработки и хранения информации.

Под образовательными Интернет-ресурсами же понимают такие Интернет-ресурсы, которые:

- предназначены на информационное обеспечение образовательного процесса вообще, деятельности образовательных организаций и органов управления образованием, то есть нормативная, статистическая, правовая, а также справочная информация;

- созданы определенно для применения в образовательном процессе, то есть это учебные материалы, научно-методические, учебно-методические, текстовые и иллюстративные комплексы, системы тестирования и т. д., на определённом конкретном уровне образовательного процесса и на определенной предметной области.

Существуют огромное множество различных классификаций видов Интернет-ресурсов по разнообразным критериям: электронная почта; облачные технологии; электронные образовательные ресурсы, к ним также относят сайты педагогов информатики; образовательные сайты; электронные библиотеки;

образовательные порталы (www.edu.ru, school.edu.ru и т. д.); электронные энциклопедии; сайты высших учебных заведений.

Применение Интернет-ресурсов на занятиях способствуют решению таких образовательных задач, как: повышение умственного потенциала обучающихся к изучаемому предмету; работа с Интернет-ресурсами, организация поиска необходимой информации в сети Интернет, которые нужны современной личности для дальнейшего обучения и развития; создание благоприятных комфортных условий для овладения обучающимися умениями и навыками; организация образовательного процесса по принципу «обучающийся - субъект обучения»; организация моделирования поисковой деятельности обучающихся.

Главенствующей целью занятия с применением Интернет-ресурсов выступает формирование и развитие личности обучающегося, также развитие таких качеств, которые нужны обучающимся в их дальнейшей учебной деятельности, потому что сегодняшние обучающиеся завтра станут специалистами, педагогами, которым необходимы умения саморазвития, самообразования, поиска нужной, необходимой информации, также организация самостоятельной учебной деятельности.

В качестве внешнего проявления способов применения Интернет-ресурсов, дидактические функции играют немаловажную роль и имеют определенное место в образовательном процессе: формирование и развитие навыков работы в самостоятельной исследовательской деятельности на базе ресурсов, которые обеспечивают такую возможность, как создание и реализация моделей; формирование знаний, развитие умений по применению образовательных ресурсов сети Интернет; формирование навыков самоконтроля на базе тестовых технологий сети Интернет; формирование и развитие коммуникативных умений и навыков в процессе использования проектов для построения интерактивного диалога; формирование и развитие навыков и умений по организации работ в группе, в коллективе; развитие навыков информационной и коммуникативной культуры.

Методика построения занятия с применением Интернет-ресурсов имеет следующую структуру.

- Педагог заранее планирует свои занятия с использованием Интернет-ресурсов. Он выбирает курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее и эффективнее всего обеспечат образовательный процесс. Таким образом, будет достигнут значительный образовательный эффект.

- Педагог предварительно ищет и находит самые оптимальные ресурсы. Он составляет список Интернет страничек, с которыми обучающимся необходимо ознакомиться, при выполнении заданий педагога. Итак, на этом этапе можно также воспользоваться помощью библиотекаря. В процессе совместного

взаимодействия обучающихся и педагога возможно построение справочного портала с Интернет-адресами по изучаемым в данной предметной области темам, курсам, другим предметам, специфическим задачам, которые выполняются в рамках данного образовательного учреждения.

- объяснив, раскрыв тему занятия, педагог дает определенные задачи, задания обучающимся. Чтобы выполнить эти задания обучающимся необходимо обратиться к составленному педагогом списку Интернет страничек, ознакомиться с данным набором Интернет-ресурсов. Таким образом, педагогу необходимо обосновать степень сложности тих заданий, их содержание, объем, количество групп обучающихся, также здесь возможна индивидуальная самостоятельная работа обучающихся. Необходимо, чтобы информация, которую обучающиеся найдут в сети Интернет отсутствовала в традиционных учебных источниках.

Важно отметить, что содержание навыков работы с техническими устройствами, также с гипертекстовой информацией, материалами, выступающими на сегодняшний день основным элементом информационной технологической в подготовке обучающегося и педагогов. Также по мере овладения этими навыками, обучающиеся с значительным уровнем ответственности берут под свой контроль свое развитие в социуме, и оно приобретает позицию саморегулируемого процесса.

Библиографический список

Для эффективного успешного взаимодействия педагога и обучающихся, на занятиях с применением Интернет-ресурсов, педагогу необходимо соблюдать следующие условия: проведение занятий в компьютерной аудитории, то есть на каждого обучающегося должен быть предоставлен современный персональный компьютер; обеспечить учебное время для индивидуальной самостоятельной работы обучающихся на компьютере; обеспечение обучающимся целостного доступа к ТСО (технические средства обучения); построение психологической благоприятной обстановки, то есть обстановки взаимодействия, сотрудничества, доброжелательности.

При оценке опыта проведения и организации занятий с использованием новейших инновационных информационных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов можно сделать вывод, что при конкретной организации занятия достигается необходимый эффект, успешно и эффективно решаются задачи методического и общепедагогического характера. При этом также сохраняется дифференцированный подход к обучению и в усвоении учебного материала, и в заданиях, в процессе решении которых не возникают никакие психологические неудобства, так как все участники образовательного процесса заняты посильной работой, но в то же время каждый из них выступает особым важным звеном в структуре занятия.

1. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). Москва: ГУУ, 2014; 4: 215 - 217.

2. Гамзаева М.В., Магомедова П.К. Опыт применения интерактивных методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «Технологии научно-педагогического исследования». Вестник Академии права и управления. Москва, 2015; 38: 266 - 271.

3. Герасимова Т.Н., Чесноков Н.А. Мотивация обеспечения психолого-педагогической безопасности у педагогических работников. Мир образования - образование в мире. 2015;3: 221 - 228.

4. Герасимова Т.Н. Нравственные основания педагогической культуры преподавателя высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2016; 1 (61): 41 - 46.

References

1. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). Moskva: GUU, 2014; 4: 215 - 217.

2. Gamzaeva M.V., Magomedova P.K. Opyt primeneniya interaktivnyh metodov obucheniya v processe prepodavaniya uchebnoj discipliny «Tehnologii nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya». Vestnik Akademiiprava i upravleniya. Moskva, 2015; 38: 266 - 271.

3. Gerasimova T.N., Chesnokov N.A. Motivaciya obespecheniya psihologo-pedagogicheskoj bezopasnosti u pedagogicheskih rabotnikov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015;3: 221 - 228.

4. Gerasimova T.N. Nravstvennye osnovaniya pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2016; 1 (61): 41 - 46.

Статья поступила в редакцию 06.11.17

УДК 378

Matsefuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State Pedagogical University (Volgograd, Russia),

E-mail: elena178@mail.ru

Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian

Federation (Volgograd, Russia), E-mail: pavel173@mail.ru

AXIOSPHERE AS AN ELEMENT OF THE INFORMATION ENVIRONMENT. The modern era represents a single ever-expanding information environment (the infosphere). The article emphasizes that the ability to influence the psyche is an inalienable property of information. The authors substantiate the thesis about the inevitable change in the parameters of the person, who perceives information. The article focuses attention on the fact that the key of the information parameters is its value. The authors argue that in the case of social systems, the information environment is often understood as the axiosphere in its information-psychological aspect. The problem of the axiosphere as an element of the information environment is explored through the prism of categories: "axiosphere" ("aksiologic environment"), "information", "information environment" ("infosphere"), "personality", "value", "value consciousness personality". Thus, the authors justify that the axiological sphere is essentially an information-psychological one; it is a part of the information environment, which, through the influence of information on the psychic activity of the individual, helps to form a system of value relationships that develop a value picture of the world.

Key words: information, information environment, axiological environment, axiosphere, value, personality.

Е.А. Мацефук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет», г. Волгоград, E-mail: elena178@mail.ru

П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., г. Волгоград, ВА МВД России, E-mail: pavel173@mail.ru

АКСИОСФЕРА КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Современная эпоха представляет собой единую постоянно расширяющуюся информационную среду (инфосферу). В статье подчеркивается, что способность воздействовать на психику является неотъемлемым свойством информации. Авторами обосновывается тезис о неизбежном изменении параметров личности, воспринимающей информацию. В статье акцентируется внимание на том, что ключевым из параметров информации - количество, содержание и ценность - является последний их них. Авторы утверждают, что применительно к социальным системам под информационной средой зачастую понимается аксиосфера в ее информационно-психологическом аспекте. Проблема аксиосферы как элемента информационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.