Научная статья на тему 'Роль преподавателя в процессе реализации проектного обучения специалистов полимерного профиля'

Роль преподавателя в процессе реализации проектного обучения специалистов полимерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ТРЕБОВАНИЯ / PROJECT EDUCATION / FUNCTIONS OF THE TEACHER / ROLE OF THE TEACHER / REQUIREMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А.

В статье описаны основные цели проектного обучения, выделены основные функции и требования, предъявляемые к преподавателям, реализующим проектное обучение.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article described the main objectives of project education, main functions and the requirements to teachers, realizing project education.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя в процессе реализации проектного обучения специалистов полимерного профиля»

Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: проектное обучение, функции преподавателя, роль преподавателя, требования.

В статье описаны основные цели проектного обучения, выделены основные функции и требования, предъявляемые к преподавателям, реализующим проектное обучение.

Keywords: project education, functions of the teacher, role of the teacher, requirement.

In article described the main objectives of project education, main functions and the requirements to teachers, realizing project education.

Современный этап развития метода проектов характеризуется тем, что он «перерос» рамки просто метода и сегодня заявляет о себе как о «проектном обучении». В связи с этим мы будем придерживаться мнения Е.Карпова, который определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-

ориентированного учебного поиска [1].

В проектном обучении проект есть средство обучения, усвоения определенного учебного материала, метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом [2].

Основные цели проектного обучения:

1) познакомить учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для профильного обучения и профессионального обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем;

2) включить учащихся в активную, хотя преимущественно в квазиисследовательскую и квази-профессиональную, но вполне реальную деятельность, в проживание реальных событий и чувств, позволяющих студенту осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;

3) стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем: к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю; к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результату; к творческой деятельности по созданию новых объектов.

Но, кроме специфичных профориентационных, проектное обучение преследует и общедидактические цели:

4) создать условия для развития интеллектуальных способностей: критически мыслить; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления; мыслить на уровне широких обобщений; ориентироваться в окружающей действительности;

5) формировать ключевые умения и компетенции:

• проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;

• познавательные; навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач.

• исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;

• коммуникативные: передача информации,

умение слушать и понимать другого;

• социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;

• информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение [3].

Можно отметить, что основное целевое назначение проектного обучения в рамках профильного заключается не в том, чтобы обучить проектированию в профориентационном смысле, а чтоб сформировать у студентов проектный подход к любой деятельности.

Эффективность обучения всегда зависела от личности педагога и его профессионального мастерства. Там, где доминирует репродуктивный стиль преподавания, направленный на усвоение готовых знаний, возникает психологический барьер к самовыражению. В проектном же обучении преподаватель превращается из носителя готовых знаний в члена

команды. Он не навязывает, а только направляет, координирует, показывает пример. В условиях информационного бума роль преподавателя как источника информации теряет свою актуальность. На первом плане сегодня стоит не объем информации, а ее ценность, востребованность, умение отыскать; определяющим критерием уровня компетентности специалиста считается способность к принятию самостоятельных и творческих решений. Задачей преподавателя считается научить этому студентов, т. е. следует выделить развивающую функцию преподавателя.

Мотивирующая функция преподавателя заключается в создании ситуации достижимости успеха путем постановки задач определенного уровня сложности; инициировании использования известных алгоритмов, а также эвристических методов для поиска оригинальных идей, приведения примеров удачных профессиональных решений из мировой практики. Преподаватель изначально должен иметь опыт решения стандартных и нестандартных задач, который может описать или наглядно представить.

Роли преподавателя в зависимости от выполняемых задач на каждом этапе проекта приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Роль преподавателя в процессе реализации проектного обучения

Основные требования к преподавателю, реализующему проектное обучение специалистов полимерного профиля, можно представить следующим образом [4,5]:

- владеть профессиональными знаниями в соответствующих профессиональных областях и осуществлять все виды учебных занятий реализуемой образовательной программы; использовать в учебном процессе современные информационные технологии;

- уметь подготовить и провести групповые занятия с использованием игровых, тренинговых и других технологий проведения активных групповых занятий;

- уметь создавать эффективно функционирующие учебные группы (команды) и обеспечивать единство учебной, социально-коммуникативной и профессиональной сред;

- обладать специальными знаниями и умениями в области организации учебного процесса, мониторинга качества знаний, проверки, рецензирования, руководства написанием контрольных и курсовых работ, в том числе проектных и исследовательских, выполняемых группой студентов;

- владеть техникой (методы и приемы) индивидуальных учебных консультаций;

3 Этап. Поиск информации

Исследование как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Разработка идей выполнения проекта с учетом экономических, экологических и других ограничений. Наблюдение, консультирование, контроль. Обобщение нового содержания образования, полученного в результате работы над проектом.

4 Этап. Продукт

Получение готового продукта. Выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности Наблюдение, консультирование, направление процесса анализа. Помощь в обеспечении проекта.

5 Этап. Презентация

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта. Оценка качества выполненной работы. Участие в коллективном анализе и оценке результатов.

Задачи Роль преподавателя

1 Этап. Проблема

Определение конкретной социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической, творческой (в некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком) оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта; Мотивация учащихся, объяснение цели, наблюдение. Постановка цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта.

2 Этап. Планирование

Планирование действий по разрешению проблемы -пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации. Помощь в анализе и синтезе, наблюдение, контроль. Формирование необходимых Специфических умений и навыков.

- уметь обеспечивать процесс эффективного педагогического планирования, конструирования и производства учебных курсов или модулей образовательных программ;

- уметь анализировать образовательные потребности и поддерживать мотивацию обучающихся;

- уметь не только разрешать производственные ситуации без длительной подготовки, но и «проводить за руку» обучаемого через эти ситуации, научать его самому находить выходы из проблемной ситуации;

- ориентироваться в основных отраслях техники и технологии и понимать их связи друг с другом;

- иметь профессиональные навыки работы с научно-технической, конъюнктурной и патентной информацией, уметь вести профессиональный поиск и обучать ему;

- уметь выявлять цели, ставить инженерные задачи, формулировать техническое задание на дизайнерские работы;

- уметь создавать и научать создавать техническую и нормативно-техническую документацию;

- демонстрировать свой творческий подход к решению профессиональных задач.

Итак, реализация проектного обучения на практике ведет к изменению традиционной доминирующей позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познава-

тельной деятельности своих учеников, выполняя развивающую и мотивирующую функции. Основными видами деятельности преподавателя являются: формирование банка заданий, создание условий для разработки и осуществления обучаемыми учебных проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

Умение использовать проектное обучение -показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов.

Литература

1. Корсакова, Е.А. Теоретические основы проектного обучения. иКЬ: М1р://шри.ги/аг1Ме8=16

2. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. -Казань: Издательство Казан. гос. технолог. ун-та, 2004. - 212с.

3. Ларионова, Л.М. Использование метода проектов в

практике профильного обучения

ЦКЬ:М1р://%'%гмг.1агюпоуа. school122.ru/text_12

4. Теоретические аспекты формирования готовности инженера к профессиональной деятельности /Под науч. ред. Л.И.Гурье. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. -168с.

5. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А. Использование метода проектов для развития ключевых компетенций специалистов полимерного профиля / Л. М. Тухбатуллина, Л.А.Сафина // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2011. - № 20.

- С. 356-361.

© Л. М. Тухбатуллина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.