ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 378
Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина, Н. В. Фуфлыгина
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ
НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: специалист полимерного профиля, профессиональная компетентность, творчество, творческий компонент профессиональной компетентности, полимеры, проектный метод, проектное обучение.
В статье рассмотрены основные аспекты формирования профессиональной компетенции, описаны краткие требования, предъявляемые к специалистам специалистов полимерного профиля. Определено значение творческого компонента и психолого-педагогические условия его формирования в процессе профессиональной подготовке будущих специалистов полимерной промышленности. Дано обоснование использования проектного обучения как основной педагогической технологии подготовки таких специалистов.
Keywords: the expert of a polymeric profile, professional competency, creativity, a creative component of the professional is competency polymers, project method, project
training.
In the article considered basic aspects of formation a polymeric profile specialist’s professional competency, described results of psihologo-pedagogical researches in the field of formation of the competence in the conditions of development of innovative manufacture and modernisation strategy of education. Described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, it’s given the substantiation of use of project training as the basic pedagogical technology of such experts education.
В условиях интенсивного развития промышленного производства роль специалистов полимерного профиля трудно переоценить. Вспомним знаменитые слова Гете: «Природа создает живое, человек - неживое. Природа создает действительное, человек - кажущееся». В современном контексте следует понимать, что человек создает мир вещей - вторую природу, которая окружает человека намного чаще, чем оригинальная. Высокие темпы развития химической промышленности привели к тому, что полимеры вытеснили природные материалы из производства предметов. Полимерные продукты затребованы во всех областях жизни современного общества - начиная от медицинских инструментов и заканчивая материалами для строительства. Создание изделий и материалов из полимеров приобретает систематический характер, который обеспечивается широким спектром исследовательских работ, маркетинга, коммуникации с различными группами потребителей, многообразной деятельностью технологических, конструкторских, учетных, финансовых, внешнеторговых, снабженческих, проектных и других служб.
В современных условиях деятельность таких специалистов выходит за традиционные рамки инженерной деятельности и смыкается с исследовательской, научнотехнической, социально-управленческой и творческой деятельностью. Применение полимеров, способы их переработки постоянно расширяются, благодаря фантазии и творческому подходу к профессиональной деятельности специалистов-полимерщиков, что доказывает роль творчества в профессиональной подготовке таких специалистов. Все это приводит к необходимости поиска новых форм, путей подготовки специалистов полимерного профиля, способных творчески подходить к решению профессиональных задач.
В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, Д.С. Цодикова) [1] . Используя компетентностный подход, необходимо определить состав профессиональной компетенции будущего специалиста полимерного профиля, а именно определить роль творческой составляющей в составе его компетенции.
В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «... основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [2].
Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексиро-ванную им в ходе решения профессиональных задач систему специальных и личностных профессионально-значимых компетенций.
Формирование специальных профессионально-значимых компетентностей будущего специалиста осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом. В основе личностных профессиональнозначимых компетенций заложен творческий компонент, формирование которого возможно по средствам творческого подхода к деятельности, активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни.
Традиционно цели инженерного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. В своей научной работе Кочнев А.М. указывает на то, что в современных условиях инженерная деятельность выходит за традиционные рамки и смыкается с исследовательской, что приводит к необходимости создания комплекса психологопедагогических условий, которые позволили бы преодолеть антикреативный характер образовательных технологий [3].
Понятия творчество и креативность тесно переплетаются друг с другом. Так, если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и проводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс че-
ловека отказаться от стереотипных способов мышления (Гилфорд) или способностью обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Н.Роджерс) [4, 5]. Смит и Карлсон расматривают креативность с психоаналитической точки зрения, определяя ее как способность принимать материал из подсознания в сознание [6]. Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность его неотъемлемым атрибутом, В.А. Сластенин и С.Д.Смирнов определяют креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению. Креативность - способность порождать необычные вещи, придумывать, находить и видеть мир без стереотипов восприятия. Это творчество, которое является основой профессиональной деятельности дизайнера. Креативный человек - это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует. Свойство креативности, безусловно, главный критерий формирования профессиональной компетентности будущего специалиста полимерного профиля [7, 8].
Главная идея формирования профессиональной компетентности будущих специалистов полимерного профиля состоит в том, что не следует ограничиваться только суммой знаний и умений, приобретенных в системе формального образования. Современный подход к образованию ставит перед высшей школой задачу: обеспечить соответствие содержания образования новым перспективам и приоритетам научно-технического, экономического и социального развития, ликвидировать противоречие между дисциплинарным характером обучения и междисциплинарным характером деятельности, осложняющее формирование нестандартного мышления, широты взглядов, целостного содержания. [3].
Поиск инновационных технологий обучения, отвечающих требованиям подготовки специалистов современного уровня, является актуальной педагогической проблемой. Одним из примеров таких технологий по праву считается метод проектного обучения. Проектное обучение заявило о себе как о педагогической технологии сравнительно недавно, хотя метод проектов не является принципиально новым подходом в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в этой области.
Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории - к практике: соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Проектный метод обучения находит все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько:
• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);
• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать информацию;
• факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
В настоящее время метод проектов уже перерос рамки метода обучения, эволюционировав в «проектное обучение», которое все шире используется как в средней, так и в высшей школе. Основными требованиями к использованию проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля являются следующие:
1) Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, выпуск газеты, альманаха с результатами исследования и др.).
3) Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования эвристических методов);
• выдвижение гипотез решения;
• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдения и др.);
• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты и др.);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Целесообразность использования проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля обусловлена его направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование необходимых качеств личности. При реализации проектного обучения используются квазипрофессиональные задачи. Здесь всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творчества, а также предполагает самостоятельность в принятии решений, ответственность и самодисциплину. Проектное обучение наиболее полно воссоздает профессиональную деятельность специалиста полимерного профиля и в полной мере способствует формированию творческого компонента его профессиональной компетенции.
Литература
1. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. [Электронный ресурс; режим доступа]:
http://www.eidos.ru/joumal/2006/0504.htm.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа - 2002. - № 2.
3. Кочнев, А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / А.М. Кочнев - Казань: 1998. - 408 с.
4. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. / Дж. Гилфорд - М.: Прогресс, 1969.
5. Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций.Тексты. / К. Роджерс. - М., 1984. - 237с.
6. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для техн. Вузов. / В.М.Кроль - М.: Высш.шк., 2001. - 319 с., ил.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. / В.А. Сластенин - М.: Магистр, 1997. - 185 с.
8. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие для студентов высших пед.учеб.заведений. / С.Д. Смирнов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.
© Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна КГТУ, [email protected]; Л. М. Тухбатулли-на - канд. пед. наук, ст. препод. каф. дизайна КГТУ; Н. В. Фуфлыгина - асп. КГТУ.