Научная статья на тему 'Формирование компетенций специалистов полимерного профиля в условиях проектного обучения'

Формирование компетенций специалистов полимерного профиля в условиях проектного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАБОТА В КОМАНДЕ / ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ / КРИТИК / ТЕХНИК / ПОЛИМЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ / PROJECT EDUCATION / TEAM-WORK / THE IDEA MAN / THE CRITIC / THE TECHNICIAN / POLYMERIC PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А.

В статье обоснована необходимость использования проектного обучения при подготовке специалистов полимерного профиля, выделена необходимость работы в команде как одного из основных условий успешной подготовки студентов к реальной профессиональной деятельности, представлены этапы командной работы в рамках разработки проекта с указанием ведущей роли членов команды и основными формируемыми компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article prove the need of project education using in the process of polymeric profile specialists’ formation; allocate the need of teamwork as one of the main conditions of successful students training to real professional activity, describe the stages of team-work within development of the project with the indication of the leading role of members of team and the main formed competences.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций специалистов полимерного профиля в условиях проектного обучения»

Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: проектное обучение, работа в команде, генератор идей, критик, техник, полимерный профиль.

В статье обоснована необходимость использования проектного обучения при подготовке специалистов полимерного профиля, выделена необходимость работы в команде как одного из основных условий успешной подготовки студентов к реальной профессиональной деятельности, представлены этапы командной работы в рамках разработки проекта с указанием ведущей роли членов команды и основными формируемыми компетенциями.

Keywords: project education, team-work, the idea man, the critic, the technician polymeric profile.

The article prove the need of project education using in the process of polymeric profile specialists’ formation; allocate the need of team- work as one of the main conditions of successful students training to real professional activity, describe the stages of team-work within development of the project with the indication of the leading role of members of team and the main formed competences.

Проектное обучение в настоящее время является эффективным способом обучения студентов инженерных специальностей, в том числе полимерного профиля. Эта обучающая технология ставит перед собой ряд профессионально значимых целей, достижение которых способствует качественной подготовки специалистов в рамках высшего образования [1,2]:

1) ознакомление учащихся на предметном и

межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые

характерны для профильного обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем;

2) включение учащихся в активную, хотя

преимущественно в квазиисследовательскую и квазипрофессиональную, но вполне реальную деятельность, в проживание реальных событий и чувств, позволяющих студенту осмыслить

социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;

3) стимулирование интереса учащихся к

самостоятельному решению проблем: к

собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть

использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю; к получению реального,

имеющего социальный и личностный смысл результату;

4) создание условий для развития

интеллектуальных способностей: критически

мыслить; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и

интуитивного мышления; мыслить на уровне широких обобщений; ориентироваться в

окружающей действительности;

5) формирование ключевых умений и компетенций.

Деятельность инженера полимерного профиля в современном мире представляет собой работу в междисциплинарной команде. Традиционная система обучения предполагает в подавляющем большинстве случаев индивидуальное обучение, то есть за годы жизни в вузе студенты не нарабатывают навыков работы в группе, которая является залогом успешной профессиональной жизни. Как следствие, студенты в большинстве случаев трудно приспосабливаются к командной работе, зачастую соперничают с коллегами по команде, причем нередко соперничество приобретает абсолютно

нежелательный для общего дела оборот - утаивание информации, отказ разрабатывать идеи, выдвинутые другими, намеренное искажение информации - все это порождается из-за неготовности студентов принять истину современности: в условиях жесткой конкуренции только слаженная командная работа способна привести предприятие, а значит и каждого ее работника, к стабильности и процветанию.

Но даже, имея желание сотрудничать, но не имея навыков, студенту приходится учиться уже в процессе работы вычленять суть своих мыслей, имеющих значение для членов междисциплинарной команды, грамотно излагать свои мысли, передавая информацию, важную для остальных, быть не просто терпимым к мнению других, но и понимать и принимать чужеродные идеи, а также развивать их на своем профессиональном поле. В связи с вышесказанным считаем необходимым организовать в процессе проектного обучения командную работу студентов таким образом, чтоб каждый из них выполнял одну из основных ролей - генератор идей, критик, техник - с целью выработки навыков конструктивного профессионального общения, взаимодействия и принятия коллективного ответственного решения, адекватного поставленной задаче.

Работа в команде представляет собой не просто выполнение каждым членом команды своей части обязанностей, а именно сотрудничество внутри группы; слияние усилий не только для получения общего конечного результата, а для увеличения

собственных способностей за счет влияния других людей, наличие так называемого синергетического эффекта. Любая группа способна сформировать куда более широкие пределы схематизации и ассоциации, нежели это доступно в индивидуальной деятельности. Ориентированность традиционного обучения на индивидуальную подготовку студентов часто требует определенного переходного этапа, позволяющего приступить к командной работе. В этом качестве может выступать метод мозгового штурма и синектического заседания. Метод мозгового штурма (брэйн-сторминг, способ Мэдисон Авеню, мозговая атака) был изобретен Алексом Осборном, который установил четыре основных правила мозгового штурма: исключение критики; поощрение «свободного обращения»; приветствие большого количества; дальнейшие комбинации и усовершенствования. Важно, чтобы отношения в группе были мягкие и дружеские; с этой целью Осборн рекомендует начинать сессию с хорошего завтрака или хотя бы с чашечки кофе. Руководитель, роль которого зачастую играет преподаватель, формулирует в общих чертах проблему, сводя ее в одну точку, и на протяжении сессии прилагает усилия для подавления критики любой идеи, какой бы сырой и несоответствующей она бы не казалась. Много в успехе мозгового штурма зависит от руководства, и здесь могут встретиться трудности в случае, если просить группу переосмыслить старые проблемы. Если они досконально знакомы, то существует риск, что группа просто повторит прежние подходы. В этом и заключается основной недостаток мозгового штурма, и, в то же время, напротив, хорошая группа способна выработать столь много идей, что главной проблемой становится уже их оценка. Осборн настаивает на том, чтобы все идеи записывались, как и на том, чтобы в тот же самый список вносились и запоздалые мысли. Далее все это должно быть предоставлено для тщательной проверки, желательнее теми служащими, кто не принимал участия в непосредственно мозговом штурме. Последующей проверке должны уже подлежать наиболее обещающие идеи [4]. Примерами заданий для мозгового штурма могут быть совершенно разные варианты: от названия нового полимерного продукта до способов его производства.

Для того, чтоб помочь членам группы сконцентрировать внимание на поставленной задаче с одновременным широким охватом той информации которая может быть полезна, применяют в процессе мозгового штурма список контрольных вопросов, идея которого может быть применена и отдельно в рамках метода контрольных вопросов.

В противовес мозговому штурму, синектика представляет собой спокойную умозрительную деятельность, целенаправленно получающую идеи и предполагающую оценку полученных результатов в период сессии. Отличительной особенностью этой методики по сравнению с мозговым штурмом состоит в том, что последний обычно проводится с людьми, которые обычно не обучены специальным приемам творческой деятельности. Синектика же

предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразие приемов, т.е. постоянно усиливают свой профессиональный потенциал. Поэтому иногда тот метод называют «профессиональным мозговым штурмом», в котором широко используют аналогии и ассоциации.

Синектика представляет собой вполне законченный метод конструирования, включающий как анализ, проходящий здесь под девизом "создание необычного посредством знакомого", так как и творческий синтез под названием "создание знакомого как необычного"; то есть Синектика - есть видение известной проблемы в новом свете [3]. Сессия синекторов решает проблему вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Их функции состоят в том, чтоб путем оперативного анализа высказываний выявить конструктивные гипотезы. Для решения сформулированной задачи начинается обзор других научных областей (техники, политики, природы и др.) с целью выявить возможные решения аналогичных проблем в них. Такое удаление от решаемой задачи способствует активизации мышления.

Заседание синекторов продолжается обычно несколько часов и занимает лишь незначительную часть общего времени решения поставленной задачи. Остальное время синекторы посвящают анализу, изучают и обсуждают полученные проблемы, консультируются с узкими специалистами, экспериментируют, а когда решение созрело, занимаются поиском наилучших способов его реализации. В рамках проектного обучения инженеров полимерного профиля целесообразно проводить синектическое заседание с приглашением специалистов с профильных предприятий, которые будут выступать в роли критиков и смогут направить деятельность в более профессиональное русло.

Итак, при работе в группе студенты имеют возможность увеличить свою продуктивность; они оказываются в условиях, близких к производственным. На этапе обучения работа в группах помогает студентам самоопределиться в предпочтениях и собственных возможностях, попробовать себя в разных качествах и выбрать наиболее близкую для себя роль. Традиционно выделяют три основные роли в творящей группе: генератор идей; критик и техник. Присутствие всех трех для творческого процесса обязательно, объединение в группу только трех генераторов идей или только критиков, или только техников, делает команду творчески бесплодной. Сложившаяся система образования ведет целенаправленную подготовку студентов инженерного профиля вообще и полимерного профиля в частности к выполнению роли техника, способного действовать только по заданному алгоритму. Именно поэтому следует активно поощрять выполнение учащимися ролей критика и особенно генератора идей с целью подготовки конкурентных специалистов, способных создавать новые продукты не только на российском, но и международном рынке.

Возможность выполнения студентом нескольких ролей приучает его мышление к диалогичности и рефлексии, к необходимости постоянно мысленно заимствовать у участников кооперации их позиции и восстанавливать их логику, разрушает традиционную для классической, естественной и технической науки монологичность и монотеоретичность, стирает грани между исследованием и проектированием, собственно получением знаний и их использованием, между знанием и деятельностью [5].

В процессе выполнения проекта важную роль играет каждый из членов команды практически на каждом этапе, однако ведущая роль, как правило, принадлежит одному из них. Ниже представлены этапы командной работы в рамках разработки проекта с указанием ведущей роли членов команды и основными формируемыми компетенциями.

1. Проблема - определение конкретной проблемы, оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта.

Ведущая роль: генератор идей, критик.

Основные формируемые компетенции: проектировочные (определение цели, разработка проектного задания).

2. Планирование действий по разрешению проблемы - пооперационная разработка проекта с указанием результатов, сроков и ответственных.

Ведущая роль: техник.

Основные формируемые компетенции:

проектировочные (планирование работы и распределение обязанностей); коммуникативные (передача информации, умение слушать и понимать другого).

3. Поиск информации, которая затем

обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Разработка идей выполнения проекта с учетом экономических, экологических и других ограничений.

Ведущая роль: критик.

Основные формируемые компетенции:

познавательные (навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач); исследовательские (выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение); информационные (владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение).

4. Продукт - выполнение проекта с учетом требований технического задания, текущий контроль и корректировка деятельности.

Ведущая роль: техник.

Основные формируемые компетенции: проектировочные (реализация проекта, оформление результатов); социальные (умение сотрудничать в

групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты).

5. Презентация готового продукта. Оценка качества выполненной работы.

Ведущая роль: генератор идей, критик

Основные формируемые компетенции: проектировочные (общественная презентация, рефлексия).

информационные: владение способами

представления информации в виде презентаций, видеофильмов.

Для адекватного оценивания готового продукта, произведенного в результате выполнения командного проекта, целесообразно производить оценку как готового продукта, так и качества выполнения своего этапа работы каждым участником команды.

Командная работа студентов в условиях проектного обучения позволяет научиться распределять обязанности в команде, обеспечить преемственность идей (готовность разрабатывать чужие, а не только свои идеи), лучше прочувствовать специфику каждой роли, определить собственные предпочтения в выборе роли (генератор идей, критик, техник). Традиционное инженерное образование направлено, в основном, на подготовку техников, тогда как современные рыночные условия диктуют необходимость более гибкого и творческого подхода при реализации такого, казалось бы «нетворческого» процесса создания и производства полимерных продуктов. Возможность выполнения студентом полимерного профиля нескольких ролей позволяет выступить ему не только в привычной роли техника, но и в качестве творца, генератора идей, а также прагматичного критика тем самым приучает его мышление к внутренней диалогичности и рефлексии, к необходимости постоянно мысленно примерять на себя другие командные роли, оценивать ситуацию с разных позиций. Кроме того, при работе в команде развиваются такие компетенции как коммуникативные и социальные.

Литература

1. Агранович, Б.Л. Инновационное инженерное образование / Б.Л. Агранович., А.И. Чучалин, М.А. Соловьев // Инженерное образование.-2003. -№1. - С.11-14.

2. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А. Использование метода проектов для развития ключевых компетенций специалистов полимерного профиля / Л.М.Тухбатуллина, Л. А.Сафина // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2011. - № 20. - С. 356-361.

3. The Design Method /ed. S.A.Gregory, London, 1966. -p.128.

4. Анисимов, К. Слагаемые инновационного потенциала/ К. Анисимов //Директор школы, 1997. -№3. -С.35-37.

5. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. -Казань: Издательство Казан. гос. технолог. ун-та, 2004. - 212с.

© Л. М. Тухбатуллина - к.п.н., доц. каф. дизайна КНИТУ, tuleissan@mail.ru; Л. А. Сафина - к.п.н., доцент той же кафедры, lsafina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.