Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: проектное обучение, работа в команде, генератор идей, критик, техник, полимерный профиль.
В статье обоснована необходимость использования проектного обучения при подготовке специалистов полимерного профиля, выделена необходимость работы в команде как одного из основных условий успешной подготовки студентов к реальной профессиональной деятельности, представлены этапы командной работы в рамках разработки проекта с указанием ведущей роли членов команды и основными формируемыми компетенциями.
Keywords: project education, team-work, the idea man, the critic, the technician polymeric profile.
The article prove the need of project education using in the process of polymeric profile specialists’ formation; allocate the need of team- work as one of the main conditions of successful students training to real professional activity, describe the stages of team-work within development of the project with the indication of the leading role of members of team and the main formed competences.
Проектное обучение в настоящее время является эффективным способом обучения студентов инженерных специальностей, в том числе полимерного профиля. Эта обучающая технология ставит перед собой ряд профессионально значимых целей, достижение которых способствует качественной подготовки специалистов в рамках высшего образования [1,2]:
1) ознакомление учащихся на предметном и
межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые
характерны для профильного обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем;
2) включение учащихся в активную, хотя
преимущественно в квазиисследовательскую и квазипрофессиональную, но вполне реальную деятельность, в проживание реальных событий и чувств, позволяющих студенту осмыслить
социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;
3) стимулирование интереса учащихся к
самостоятельному решению проблем: к
собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть
использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю; к получению реального,
имеющего социальный и личностный смысл результату;
4) создание условий для развития
интеллектуальных способностей: критически
мыслить; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и
интуитивного мышления; мыслить на уровне широких обобщений; ориентироваться в
окружающей действительности;
5) формирование ключевых умений и компетенций.
Деятельность инженера полимерного профиля в современном мире представляет собой работу в междисциплинарной команде. Традиционная система обучения предполагает в подавляющем большинстве случаев индивидуальное обучение, то есть за годы жизни в вузе студенты не нарабатывают навыков работы в группе, которая является залогом успешной профессиональной жизни. Как следствие, студенты в большинстве случаев трудно приспосабливаются к командной работе, зачастую соперничают с коллегами по команде, причем нередко соперничество приобретает абсолютно
нежелательный для общего дела оборот - утаивание информации, отказ разрабатывать идеи, выдвинутые другими, намеренное искажение информации - все это порождается из-за неготовности студентов принять истину современности: в условиях жесткой конкуренции только слаженная командная работа способна привести предприятие, а значит и каждого ее работника, к стабильности и процветанию.
Но даже, имея желание сотрудничать, но не имея навыков, студенту приходится учиться уже в процессе работы вычленять суть своих мыслей, имеющих значение для членов междисциплинарной команды, грамотно излагать свои мысли, передавая информацию, важную для остальных, быть не просто терпимым к мнению других, но и понимать и принимать чужеродные идеи, а также развивать их на своем профессиональном поле. В связи с вышесказанным считаем необходимым организовать в процессе проектного обучения командную работу студентов таким образом, чтоб каждый из них выполнял одну из основных ролей - генератор идей, критик, техник - с целью выработки навыков конструктивного профессионального общения, взаимодействия и принятия коллективного ответственного решения, адекватного поставленной задаче.
Работа в команде представляет собой не просто выполнение каждым членом команды своей части обязанностей, а именно сотрудничество внутри группы; слияние усилий не только для получения общего конечного результата, а для увеличения
собственных способностей за счет влияния других людей, наличие так называемого синергетического эффекта. Любая группа способна сформировать куда более широкие пределы схематизации и ассоциации, нежели это доступно в индивидуальной деятельности. Ориентированность традиционного обучения на индивидуальную подготовку студентов часто требует определенного переходного этапа, позволяющего приступить к командной работе. В этом качестве может выступать метод мозгового штурма и синектического заседания. Метод мозгового штурма (брэйн-сторминг, способ Мэдисон Авеню, мозговая атака) был изобретен Алексом Осборном, который установил четыре основных правила мозгового штурма: исключение критики; поощрение «свободного обращения»; приветствие большого количества; дальнейшие комбинации и усовершенствования. Важно, чтобы отношения в группе были мягкие и дружеские; с этой целью Осборн рекомендует начинать сессию с хорошего завтрака или хотя бы с чашечки кофе. Руководитель, роль которого зачастую играет преподаватель, формулирует в общих чертах проблему, сводя ее в одну точку, и на протяжении сессии прилагает усилия для подавления критики любой идеи, какой бы сырой и несоответствующей она бы не казалась. Много в успехе мозгового штурма зависит от руководства, и здесь могут встретиться трудности в случае, если просить группу переосмыслить старые проблемы. Если они досконально знакомы, то существует риск, что группа просто повторит прежние подходы. В этом и заключается основной недостаток мозгового штурма, и, в то же время, напротив, хорошая группа способна выработать столь много идей, что главной проблемой становится уже их оценка. Осборн настаивает на том, чтобы все идеи записывались, как и на том, чтобы в тот же самый список вносились и запоздалые мысли. Далее все это должно быть предоставлено для тщательной проверки, желательнее теми служащими, кто не принимал участия в непосредственно мозговом штурме. Последующей проверке должны уже подлежать наиболее обещающие идеи [4]. Примерами заданий для мозгового штурма могут быть совершенно разные варианты: от названия нового полимерного продукта до способов его производства.
Для того, чтоб помочь членам группы сконцентрировать внимание на поставленной задаче с одновременным широким охватом той информации которая может быть полезна, применяют в процессе мозгового штурма список контрольных вопросов, идея которого может быть применена и отдельно в рамках метода контрольных вопросов.
В противовес мозговому штурму, синектика представляет собой спокойную умозрительную деятельность, целенаправленно получающую идеи и предполагающую оценку полученных результатов в период сессии. Отличительной особенностью этой методики по сравнению с мозговым штурмом состоит в том, что последний обычно проводится с людьми, которые обычно не обучены специальным приемам творческой деятельности. Синектика же
предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразие приемов, т.е. постоянно усиливают свой профессиональный потенциал. Поэтому иногда тот метод называют «профессиональным мозговым штурмом», в котором широко используют аналогии и ассоциации.
Синектика представляет собой вполне законченный метод конструирования, включающий как анализ, проходящий здесь под девизом "создание необычного посредством знакомого", так как и творческий синтез под названием "создание знакомого как необычного"; то есть Синектика - есть видение известной проблемы в новом свете [3]. Сессия синекторов решает проблему вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Их функции состоят в том, чтоб путем оперативного анализа высказываний выявить конструктивные гипотезы. Для решения сформулированной задачи начинается обзор других научных областей (техники, политики, природы и др.) с целью выявить возможные решения аналогичных проблем в них. Такое удаление от решаемой задачи способствует активизации мышления.
Заседание синекторов продолжается обычно несколько часов и занимает лишь незначительную часть общего времени решения поставленной задачи. Остальное время синекторы посвящают анализу, изучают и обсуждают полученные проблемы, консультируются с узкими специалистами, экспериментируют, а когда решение созрело, занимаются поиском наилучших способов его реализации. В рамках проектного обучения инженеров полимерного профиля целесообразно проводить синектическое заседание с приглашением специалистов с профильных предприятий, которые будут выступать в роли критиков и смогут направить деятельность в более профессиональное русло.
Итак, при работе в группе студенты имеют возможность увеличить свою продуктивность; они оказываются в условиях, близких к производственным. На этапе обучения работа в группах помогает студентам самоопределиться в предпочтениях и собственных возможностях, попробовать себя в разных качествах и выбрать наиболее близкую для себя роль. Традиционно выделяют три основные роли в творящей группе: генератор идей; критик и техник. Присутствие всех трех для творческого процесса обязательно, объединение в группу только трех генераторов идей или только критиков, или только техников, делает команду творчески бесплодной. Сложившаяся система образования ведет целенаправленную подготовку студентов инженерного профиля вообще и полимерного профиля в частности к выполнению роли техника, способного действовать только по заданному алгоритму. Именно поэтому следует активно поощрять выполнение учащимися ролей критика и особенно генератора идей с целью подготовки конкурентных специалистов, способных создавать новые продукты не только на российском, но и международном рынке.
Возможность выполнения студентом нескольких ролей приучает его мышление к диалогичности и рефлексии, к необходимости постоянно мысленно заимствовать у участников кооперации их позиции и восстанавливать их логику, разрушает традиционную для классической, естественной и технической науки монологичность и монотеоретичность, стирает грани между исследованием и проектированием, собственно получением знаний и их использованием, между знанием и деятельностью [5].
В процессе выполнения проекта важную роль играет каждый из членов команды практически на каждом этапе, однако ведущая роль, как правило, принадлежит одному из них. Ниже представлены этапы командной работы в рамках разработки проекта с указанием ведущей роли членов команды и основными формируемыми компетенциями.
1. Проблема - определение конкретной проблемы, оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта.
Ведущая роль: генератор идей, критик.
Основные формируемые компетенции: проектировочные (определение цели, разработка проектного задания).
2. Планирование действий по разрешению проблемы - пооперационная разработка проекта с указанием результатов, сроков и ответственных.
Ведущая роль: техник.
Основные формируемые компетенции:
проектировочные (планирование работы и распределение обязанностей); коммуникативные (передача информации, умение слушать и понимать другого).
3. Поиск информации, которая затем
обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Разработка идей выполнения проекта с учетом экономических, экологических и других ограничений.
Ведущая роль: критик.
Основные формируемые компетенции:
познавательные (навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач); исследовательские (выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение); информационные (владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение).
4. Продукт - выполнение проекта с учетом требований технического задания, текущий контроль и корректировка деятельности.
Ведущая роль: техник.
Основные формируемые компетенции: проектировочные (реализация проекта, оформление результатов); социальные (умение сотрудничать в
групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты).
5. Презентация готового продукта. Оценка качества выполненной работы.
Ведущая роль: генератор идей, критик
Основные формируемые компетенции: проектировочные (общественная презентация, рефлексия).
информационные: владение способами
представления информации в виде презентаций, видеофильмов.
Для адекватного оценивания готового продукта, произведенного в результате выполнения командного проекта, целесообразно производить оценку как готового продукта, так и качества выполнения своего этапа работы каждым участником команды.
Командная работа студентов в условиях проектного обучения позволяет научиться распределять обязанности в команде, обеспечить преемственность идей (готовность разрабатывать чужие, а не только свои идеи), лучше прочувствовать специфику каждой роли, определить собственные предпочтения в выборе роли (генератор идей, критик, техник). Традиционное инженерное образование направлено, в основном, на подготовку техников, тогда как современные рыночные условия диктуют необходимость более гибкого и творческого подхода при реализации такого, казалось бы «нетворческого» процесса создания и производства полимерных продуктов. Возможность выполнения студентом полимерного профиля нескольких ролей позволяет выступить ему не только в привычной роли техника, но и в качестве творца, генератора идей, а также прагматичного критика тем самым приучает его мышление к внутренней диалогичности и рефлексии, к необходимости постоянно мысленно примерять на себя другие командные роли, оценивать ситуацию с разных позиций. Кроме того, при работе в команде развиваются такие компетенции как коммуникативные и социальные.
Литература
1. Агранович, Б.Л. Инновационное инженерное образование / Б.Л. Агранович., А.И. Чучалин, М.А. Соловьев // Инженерное образование.-2003. -№1. - С.11-14.
2. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А. Использование метода проектов для развития ключевых компетенций специалистов полимерного профиля / Л.М.Тухбатуллина, Л. А.Сафина // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2011. - № 20. - С. 356-361.
3. The Design Method /ed. S.A.Gregory, London, 1966. -p.128.
4. Анисимов, К. Слагаемые инновационного потенциала/ К. Анисимов //Директор школы, 1997. -№3. -С.35-37.
5. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. -Казань: Издательство Казан. гос. технолог. ун-та, 2004. - 212с.
© Л. М. Тухбатуллина - к.п.н., доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. А. Сафина - к.п.н., доцент той же кафедры, [email protected].