АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (27) 2014. с. 101-107.
УДК 372.857
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ Александра Сергеевна Москаленко, Надежда Михайловна Семчук Астраханский государственный университет [email protected]
активные методы, групповая работа, дискуссия, мозговой штурм, метод командных достижений, метод командного исследования, лидерство, умения командной работы.
Авторы приводят результаты теоретического анализа проблемы организации командной работы студентов при изучении экологии в ССУЗе, раскрывают достоинства и недостатки этих методов, описывают условия использования групповых методов, их виды и модификации, раскрывают технологические аспекты организации командной работы студентов. В статье представлена классификация методов командной работы, которые можно использовать при обучении экологии студентов ССУЗов.
ORGANIZATION OF THE TEAM WORK IN THE PROCESS OF TEACHING ECOLOGY Alexandra Moskalenko, Nadezhda Semchuk Astrakhan State University
active methods, group working, discussion, brainstorming, team achievement method, educational tournament, team support of individual training, collective researches, coop co-op, searching method, leadership, skills set, team work skills
The authors present the results of theoretical analysis on the problem of organization of the team work of students while studying ecology, reveal advantages and disadvantages of these methods, describe the conditions of using the team methods, also their types and modifications, show the technological aspects of the team work organization of students. The article represents the criteria of the team teaching methods, which can serve as the basis for classification of the team work methods, used in the process of teaching ecology for students of the secondary specialized colleges.
Социально-экономические преобразования, происходящие сегодня в различных сферах российского общества, обуславливают реформирование рынка труда, затрагивая широкий спектр социально-профессиональных вопросов, связанных с решением проблем адаптации выпускников к современным условиям профессиональной деятельности. Данные реформы существенным образом влияют на образовательный процесс, предъявляя новые требования к качеству подготовки студентов. От выпускников учебных заведений сегодня требуется новое профессиональное мышление, высокая мобильность, компетентность, толерантность, ориентация на внутригрупповую деятельность и командую деятельность.
Наше исследование направлено на научное обоснование и разработку методики организации групповой работы студентов ССУЗ при изучении экологии, обеспечивающей эффективное формирование компетенций командной работы.
Основное достоинство командных методов - это возможность одновременного «поглощения» знаний от нескольких обучающихся, взаимодействие которых вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции существенно обогащают общее поле знаний.
Активные групповые методы обычно используются как дополнительные методы на стадии извлечения знаний, сами по себе они не могут служить источником более или менее полного знания. Их применяют как дополнение к традиционным индивидуальным методам (наблюдения, интервью и т. д.) для активизации мышления и поведения обучающихся.
Обмен мнениями по спорным вопросам имеет давнюю традицию в истории человечества, начиная с античной Греции и древней Индии. До наших дней дошли литературные памятники, связанные с обсуждением спорных вопросов (например, «Искусство спорить» Протагора, работы софистов) и послужившие первоосновой диалектики - науки вести беседу, спорить, развивать теорию.
В самом слове дискуссия (от лат. discussio - исследование) содержится указание на то, что это метод научного познания, а не просто споры (для сравнения: полемика, от греч. polemikos -воинственный, враждебный) [1, с.56].
Проводя анализ, следует начать классификацию с наиболее известного и широко применяемого метода - «мозговой атаки».
Будучи единым мозгом, группа старается штурмом преодолеть трудность, которая мешает решить рассматриваемую проблему.
Это наиболее древний метод, появился он еще в XVI—XVII веках — во время расцвета смелых морских путешествий. В это время в морской практике выработался порядок действий на случай, когда судно терпит аварию или бедствие. В таких экстремальных ситуациях капитан судна (или оставшийся в живых старший по положению) проводит со всей оставшейся командой непродолжительный корабельный совет, на котором каждый должен высказывать свои предложения по устранению возникших затруднений и опасностей. При этом соблюдался строгий порядок выступавших. Сначала высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы и т. д. до капитана. Такая процедура стимулировала мышление более старших и опытных людей, которые приходили к более толковым и приемлемым идеям.[1,с.123]
Современные методы мозгового штурма (мозговой атаки) возникли и были развиты в США. Их основателем считается морской офицер А. Осборн, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды судно под его командованием везло груз в Европу и оказалось без надежной охраны и прикрытия. В это время была получена радиограмма о скором нападении немецких подводных лодок. А. Осборн собрал всех на палубе, сообщил о готовящемся нападении и попросил каждого подумать и высказать свои соображения по поводу того, что необходимо сделать, чтобы предотвратить гибель судна, которое не имело эффективных средств защиты. Один из матросов сказал, что нужно всей команде встать вдоль борта, к которому будет приближаться торпеда, дружно дуть на торпеду и «отдуть ее в сторону».[1, с.89]
Основной принцип этого метода заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. Для успешного применения этого метода необходимо выполнить ряд условий:
- в заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;
- оптимальная продолжительность заседания - от 15 до 30 мин.;
- количество предложений важнее, чем их качество;
- нет никаких авторских прав на идеи;
- любой участник может перенять и развить идеи другого;
- критика в любом виде запрещена;
- логика, опыт, аргументы “против” только мешают;
- иерархический уровень участников не должен слишком отличаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций.
Можно выделить шесть основных этапов проведения мозговой атаки.
1 Подготовительный этап.
2 Этап постановки проблемы.
3 Этап генерации идей.
4 Этап систематизации идей.
5 Этап критики идей.
6 Этап разработки альтернатив.
Виды технологий мозгового штурма и его модификации
1. Метод прямой мозговой атаки, коллективное генерирование идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
А) Двойная прямая мозговая атака. После проведения прямой мозговой атаки через 2 -3 дня проводят еще одну.
Б) Обратная и прямая мозговые атаки. Вначале проводят обратную, через 2 -3 дня прямую (или на оборот).
Примером использования данного метода при изучении у студентов специальности 111401 Ихтиология и рыбоводство дисциплины Экологические основы природопользования. Это метод используется при рассмотрении темы «Загрязнение окружающей среды», перед студентами ставится творческая задача - формирование собственного проекта по утилизации бытовых и промышленных отходов в вашем регионе.
2. Метод обратной мозговой атаки, предложенный в 60-е годы в США фирмой «Дженерал Электрик»; сочетает в себе две «мозговые атаки» коллектива генераторов идей: первая - для свободного выявления недостатков исследуемого объекта и вторая - для поиска новых идей и устранения выявленных недостатков. Такое разделение коллективного «мозгового штурма» повышает его целенаправленность и придает поиску более конкретный характер.
Использование этого метода опробовалось у студентов той же специальности, но при изучении темы «Взаимодействие человека и природы» изначально студенты выявляют проблемы этого взаимодействия, а уже потом предлагаю новые идеи по безвредному взаимодействию.
3. Метод массового «мозгового штурма», разработанный в США в 70-е годы В. Филлипсом; несколько групп решают одну творческую задачу (параллельное проведение несколько мозговых атак), распараллеливает процесс генерирования идей.
4. Метод индивидуальной мозговой атаки - человек поочередно выступает в качестве генератора идей и критика. Элементы этого метода присутствуют во многих других.
4. Метод двойного «мозгового штурма», разработанный в СССР в 70-е годы; организует последовательность из двух мозговых атак и из двух стадий оценки идей.
5. Метод «конференции идей», примененный в ГДР в 70-е годы; для повышения результативности коллективного поиска идей объединяет несколько принципов: высокий профессионализм, заблаговременную подготовку участников, различные приемы их психологической настройки в сочетании с правилами морфологического. [2, с.59]
Описанные выше методы возможно использовать при рассмотрении темы «Природные ресурсы и рациональное природопользование», при работе над проектом «Анализ экологического последствия различных видов деятельности на водные биоценозы»
Второй метод, который можно использовать для формирования компетенции командной работы это метод обучение в командных достижениях.
Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: лекция -групповая работа с текстом - индивидуальная самостоятельная работа.
В начале каждого урока педагог дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Лекция должна быть достаточно емкой по содержанию и одновременно практически-направленной. Рекомендуется использование наглядности, моделирования и учебных экспериментов.
Далее обучающиеся работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. Конспекты лекции предварительно размножаются, и каждая команда получает необходимое количество копий.
Обучающиеся могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы педагогу разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них. После проработки конспекта лекции обучающиеся выполняют индивидуальные работы.
На данном этапе помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно. Главная особенность данного метода заключается в системе оценки индивидуальных работ.
Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: обучающийся может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы.
Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей: она заслуживает поощрения и внесения на специальную доску победителей.[3, с.89]
При изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» студентов специальности 111402 Обработка водных биоресурсов указанный выше метод практиковался при изучение темы «Экологические кризисы и катастрофы» сначала читалась лекция, потом студенты получали учебники и работали с текстом, а затем работали над проблемой -прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду рыб опр омышленными пр едприятиями.
Третий метод это метод учебного турнира
Основная характеристика этого метода заключается в том, что после изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. Как правило, такого рода турниры проводятся раз в неделю после изучения крупной учебной темы. Порядок проведения таков. Учащиеся из разных команд распределяются по уровню учебных достижений: сильные - первая подгруппа, средние - вторая подгруппа, слабые - третья подгруппа. Каждая подгруппа получает около тридцати пронумерованных карточек с вопросами, расположенных на столе в произвольном порядке в перевернутом виде. Каждый учащийся подгруппы поочередно выбирает карточку и отвечает на вопрос, записанный на ней. Отвечать можно как устно, так и письменно. Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру - по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов). В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи учителя. В среднем на каждого учащегося приходится по три карточки. Таким образом, учителю необходимо подготовить к турниру около 90 карточек -вопросов трех уровней сложности. После турнира в подгруппах учащиеся возвращаются в свои команды и суммируют полученные баллы.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, признается победительницей.
Такой учебный турнир можно проводить по теме «Природные ресурсы и их классификация». Такой турнир возможно проводить среди студентов различных специальностей.
Четвертый метод это метод командной поддержки индивидуального обучения.
Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе.
Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки.
Педагог, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.
Индивидуальные задания проверяются специально назначенными педагогам учащимися -«мониторами» из разных групп. Они снабжаются листами -ответами для оперативной проверки индивидуальных работ. В это время учитель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой. В конце недели подводится итог: сколько тем изучила каждая группа и каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.[4, с.59]
Это один из универсальных методов, который возможно применять при изучении почти всех тем, которые изучаются на уроках новых знаний.
Следующий метод, формирующий компетенции командной работы это метод группового исследования.
Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает групповую оценку.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» изучается студентами специальности 260807 Технология продукции общественного питания. В данной дисциплине у этой специальности предусмотрена тема «Взаимодействие человека и природы» именно по этой теме студентам проще подготовить сообщении и выступить с докладом, за которую возможно получить групповую оценку.
Метод «кооп-кооп». Этот метод очень близок по содержанию к методу группового исследования поэтому его тоже возможно использовать при изучении указанной выше темы, но с одним лишь отличием: каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и учителем) - перед всей группой. Дополнительно к этому учащиеся выполняют индивидуальную самостоятельную работу по всей теме. Итоговая оценка группы включает как общий балл за доклад, так и индивидуальные баллы за самостоятельную работу.
Поисковый метод. Специфика данного метода заключается в формировании поисковых групп учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта.
Реализация данного метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности.
Наиболее удачная тема для использования этого метода, это «Антропогенное воздействие на природу»
Именно поэтому разрешается формирование групп по произвольному (зачастую неформальному) признаку, цель которых - провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода, собрать эмпирический материал, провести статистическую обработку результатов исследования, сформулировать новизну полученных результатов, оформить исследование в виде доклада, и, наконец, пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования перед специальным экспертным советом, состоящим из преподавателей разных дисциплин, родителей, учащихся.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения студентов разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Наибольшим вниманием в настоящее время в различных системах образования в связи с обозначенными выше стратегическими направлениями развития пользуются: метод мозговой
атаки, сбор и обработка данных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент и опытная работа, анализ и обобщение.
Возможности использования командной работы у студентов ССУЗОВ при обучении экологии, по нашему мнению, базируются на использовании указанных ниже методов и способов обучения, а также при наличии определенных показателей для использования данного вида обучения.
При проведении теоретического анализа мы постарались составить собственную классификацию методов, которые возможно использовать при использовании командных методов обучения.
Признак - игровые методы командной работы:
- метод «кооп- кооп»;
- метод учебного турнира.
Признак - проектные методы:
- поисковый метод;
- метод группового исследования;
- метод мозгового штурма.
Признак - универсальный, то есть возможно использовать при изучении не каких-то специфических тем, а многих:
- метод обучения в командных достижениях;
- метод мозгового штурма.
Критерии, которые необходимо использовать при командной работе:
- возможности деления на группы для решения конкретных учебных задач;
- возможности каждой группы получить определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполнить его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
На основании этих критериев можно так же классифицировать методы командной работы.
По первому критерию можно объединить:
- метод мозгового штурма;
- поисковый метод.
По второму критерию :
- метод группового исследования;
-_метод командной поддержки индивидуального обучения.
По третьему критерию следует указать:
- метод командной поддержки индивидуального обучения.
- метод учебного турнира.
Четвертый критерий:
- метод мозгового штурма;
- метод обучение в командных достижениях.
Делая вывод, следует сказать, что обучение - искусство. Искусство сложное, тонкое, многогранное и своеобразное. Обучение включает в себя деятельность учителя - преподавание и деятельность ученика - учение. Под руководством учителя студенты включаются в работу: вычисляют, сопоставляют различные варианты решения задачи, доказывают правильность выбранного варианта. Процесс обучения будет продуктивным в том случае, когда и учитель и ученики активно, целеустремлённо работают.
Рассмотренные выше методы далеко не исчерпывают всего арсенала командного обучения. Это лишь наиболее популярные из них. Однако в целом они дают представление о процессуальных характеристиках такого обучения. Естественно, что их можно комбинировать
и использовать в сочетании с традиционными методами. Более того, командное обучение -открытая и динамичная дидактическая система, она постоянно обогащается новыми находками учителей-практиков.
Литература
1. Кравченко А. И.: История менеджмента; - М: Академический проект, 2005.с.-56,89,123
2.Вершигора Е.Е.: Менеджмент; - М: ИНФРА-М, 2005.с.-59
3.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.с.-89
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-- М.: Народное образование, 1998.с.- 59 .