Научная статья на тему 'Подготовка специалистов полимерного профиля к проектной деятельности'

Подготовка специалистов полимерного профиля к проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРЫ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ПРОЕКТ / PROJEC'S METHOD / POLYMERS / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А.

В статье описаны основные требования к подготовке специалистов к проектной деятельности, в качестве основного метода предложен метод проектов, дано его описание, основные этапы, критерии оценки.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article described the main requirements to the process of formation s of polymeric profile specialists to the project activities, described the method of projects as the main method of formation, criteria of estimation.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов полимерного профиля к проектной деятельности»

Л. М. Тухбатуллина, Л. А.Сафина

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: полимеры, проектный метод, проект.

В статье описаны основные требования к подготовке специалистов к проектной деятельности, в качестве основного метода предложен метод проектов, дано его описание, основные этапы, критерии оценки.

Keywords: polymers, projec’s method, project.

In article described the main requirements to the process of formation s of polymeric profile specialists to the project activities, described the method ofprojects as the main method offormation, criteria of estimation.

Изменяющиеся социально - экономические условия, интенсивное развитие производительных сил, науки, техники, культуры требуют совершенствования систем подготовки кадров в вузе. Подготовка высококвалифицированных специалистов для инновационной деятельности становится одной из главных задач системы высшего профессионального образования, приобретает особую актуальность проблема повышения качества инженерной подготовки, формирования требуемого в современных условиях уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности. Перед высшей школой стоит задача обеспечить образовательный процесс специалистами высокой категории, обладающими высокой культурой,

теоретической и фундаментальной профессиональной подготовкой, способными самостоятельно и творчески подходить к решению актуальных проблем в проектной деятельности.

Цель обучения специалистов полимерного профиля заключается в подготовке выпускников к активной творческой, познавательной,

исследовательской и профессионально-практической деятельности. Профессионально-практическая

деятельность включает в себя проектную

деятельность, которую можно представить как синтез науки, техники и искусства.

Подготовка к проектной деятельности подразумевает системную организацию обучения, направленную на формирование готовности будущего специалиста полимерного профиля к инновационной деятельности в области проектирования сложных объектов с учетом

технологических, эстетических, материаловедческих параметров, экологических, эргономических, экономических и социально - психологических требований к результатам проектирования.

Подготовка специалиста к проектной деятельности должна обеспечить:

• понимание законов общественного развития; овладение творческим мировоззрением, творческим мышлением, профессиональными знаниями; обладание высоким уровнем культуры и устойчивой потребностью к профессиональной творческой деятельности;

• способность проектировать материальнопространственные объекты в трудовой, бытовой и производственной деятельности;

• формирование специалиста на основе

сочетания общекультурного, гуманитарного, технико-технологического, экономического

образования через интеграцию межпредметных связей; овладение профессиональными знаниями и применением их для решения многообразных задач проектирования;

• использование новых технологий и эффективных конструкционных материалов на высоком научно-техническом уровне;

• овладение навыками самостоятельного освоения научно-методической информации для систематического самообразования [1].

Проектная работа - это способ обучения, при котором все участники выбирают определенную тему и пути ее исследования. Для достижения поставленных целей студенты выполняют разнообразные практически направленные задания, используя различные каналы получения информации. Студенты активно развивают коммуникативные навыки, работая как самостоятельно, так и в малых группах. Проектный метод может использоваться при работе на занятиях и во внеаудиторное время, поскольку он представляет собой развивающую личностно-ориентированную технику обучения. Проект может не совпадать с темой учебной программы, и необходимые навыки и умения могут определяться не учебником, а самим проектом [2]. Поэтому на этапе планирования и обсуждения преподаватель может оказать полезное содействие и помочь студентам. После того, как студенты определили содержание будущего проекта, можно составить предварительный план работы над проектом.

Для большинства проектов характерны следующие этапы:

Первый этап (Реальная проблема) - выделение основного вопроса и обсуждение возможных вариантов решения.

Второй этап (Многовариантный поиск решения) - сбор материалов по теме, обсуждение полученных результатов. На этом этапе студенты

проводят интервью, осуществляют записи, собирают печатный и наглядный материал на различных носителях. Важно отметить, что здесь они могут комбинировать и использовать разные умения. При этом используются несколько видов работы:

1) групповые задания, направленные на сбор

материалов. Студенты могут работать

индивидуально, в парах или группах, в аудитории и за ее пределами. Их задания могут включать проведение исследований, интервью, поиск данных по теме. На этом этапе будут использоваться все умения;

2) оформление письменных материалов-вопросников, карт и других материалов, необходимых для сбора сведений;

3) предоставление информации - чтение записей и пояснений, касающихся наглядного материала, дискуссии;

4)оформление результатов проектной работы. На этом этапе активно используются обсуждения, дискуссии, уточнение полученных результатов.

Третий этап (Выбор оптимального решения) -представление полученных результатов, выбор оптимального решения и его обоснование. Хотя процесс обучения и приобретения опыта в ходе выполнения проектной работы очень важен, не менее важным является сам результат, поскольку в традиционной теории обучения результат означает «расширение базовых знаний, тренировка умений и навыков, которые можно впоследствии проверить и оценить». В свою очередь, в контексте проектной работы, результат выступает как неотъемлемая часть процесса, влияющая на самооценку учащихся и восприятие ими окружающего мира, результат имплицирует дальнейшие возможности

самообучения.

Описанная выше схема организации проектной работы учит студентов отделять в условиях задачи главное от второстепенного, оценивать степень достоверности заданных условий, выявлять недостающие сведения и добывать новую информацию, искать альтернативные варианты решений и оценивать их. На всех этапах проектирования педагог помогает студентам разрешить возникающие у них вопросы, поощряет наиболее содержательные творческие предложения, дает советы, приводит полезные для данного случая аналоги, выделяет перспективные направления идеи.

Следует обратить внимание на то, как оценивать результаты проектной работы.

Исследователи С. Хэйнс и Б. Синклер неоднократно отмечали невозможность оценить проектную работу абсолютно объективно. В этой связи весьма перспективным представляется использование данных теории множественных интеллектуальных способностей (multiple intelligence theory) Г. Гарднера. Согласно концепции автора, следует говорить о континууме интеллектуальных способностей, который вначале включал 7, а позднее 8 типов, такие как: лингвистические, логико-математические,

музыкальные, кинесические, пространственные, межличностные, способности, направленные на

познание собственной личности,

естествоиспытательские. Полагаем, что именно проектная работа дает возможность, варьируя различные виды заданий, учесть все эти “оттенки” способностей обучающихся. Г. Гарднер, в развитие своих идей, предлагает 5 параметров оценки результатов проектной работы:

1. индивидуальный когнитивный профиль

участника, включающий тип/ы интеллектуальных

способностей, сильные/слабые стороны интеллекта, наклонности;

2. способность воспринимать и

перерабатывать информацию, уровень развитости основных умений и навыков;

3. ценность проекта, данный критерий связан с определением качества работы над проектом. По мнению Г. Гарднера, здесь особо значимы такие аспекты качества как: новизна подходов и самобытность освещения темы, обоснованность эстетических критериев и методов;

4. уровень коммуникативного охвата аудитории, связанный с многопрофильностью проектов, следствием чего являются различные виды общения (между собой, с собой, с преподавателями, с аудиторией);

5. рефлексия - один из наиболее важных элементов интеллектуального развития личности, позволяющий как бы отстраниться от сделанного, проконтролировать и откорректировать ход выполнения проекта [3].

П. С. Лернер [4] предложил следующие критерии оценивания выполненных проектов.

1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, его материальное воплощение.

3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.

4. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; своеобразие материального воплощения и представления проекта.

5. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

6. Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

При построении процесса обучения специалистов полимерного профиля необходимо стремится к целостности профессиональнопедагогического воздействия, выражающегося в соответствии системы заданий, используемых в обучении, профессиональным задачам, решаемым специалистом в процессе работы. Учебные задачи должны носить комплексный междисциплинарный характер и обучать алгоритмам деятельности [3]. Требования к их разработке должны основываться на

логике развития профессиональных умений: задание должно отражать сущность профессиональной функции, а совокупность заданий по учебной дисциплине - содержание профессиональной деятельности специалиста; задания следует составлять на таком уровне обобщения, который позволяет освоить профессиональную функцию на минимальном количестве примеров; отбор заданий следует производить с учетом того, что в процессе их выполнения студент должен научиться ориентироваться в ситуациях, которые типичны для будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Тухбатуллина, Л.М. Использование проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля / Л.М.Тухбатуллина, Л.А.Сафина // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2010. - № 10. - С. 456-459.

2. Сафина, Л.А. Использование теории дизайн-образования в решении практических задач специалистов полимерного профиля / Л.А.Сафина, Л.М.Тухбатуллина, Е.А.Титова // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2011. - № 7. -С. 298-301.

3. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем:

учебное пособие / Л.И.Гурье. -Казань: Издательство

Казан. гос. технолог. ун-та, 2004. - 212с.

4. Лернер, И.Я. Инженер третьего тысячелетия: Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / И.Я. Лернер - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

© Л. М. Тухбатуллина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.