Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ
Ключевые слова: полимеры, проектный метод, проектное обучение.
В статье описаны краткие требования, предъявляемые к специалистам полимерного профиля, дано обоснование использования проектного обучения как основной педагогической технологии подготовки таких специалистов.
Keywords: polymers, project method, project training.
In article described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, it’s given the substantiation of use of project training as the basic pedagogical technology of such experts education.
В эпоху рыночных отношений каждое предприятие ждет от вузов специалистов, готовых сразу же преступить к выполнению производственных задач. Нынче период полураспада знаний составляет 3-5 лет (в зависимости от области знаний), т.е. за этот период знания устаревают на 50%. В связи с этим все более острой становится проблема модернизации учебного процесса, его ориентации на самостоятельное добывание информации, постановку проблем и поиск путей их оптимального решения, умение анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно критически мыслить, способный творчески решать возникающие проблемы [1].
В условиях интенсивного развития промышленного производства роль специалистов полимерного профиля трудно переоценить. Полимерные продукты затребованы во всех областях жизни современного общества - начиная от медицинских инструментов и заканчивая материалами для строительства. Создание изделий и материалов из полимеров приобретает систематический характер, который обеспечивается широким спектром исследовательских работ, маркетинга, коммуникации с различными группами потребителей, многообразной деятельностью технологических, конструкторских, учетных, финансовых, внешнеторговых, снабженческих, проектных и других служб. В связи с этим высококвалифицированному специалисту полимерного профиля все чаще приходится принимать решения не только в узкопрофессиональной инженерной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышения эффективности производства, а также связывать эти решения между собой, создается необходимость овладения экономическими знаниями, основами менеджмента и практического маркетинга, социологии, социальной психологии. В современных условиях инженерная деятельность выходит за традиционные классические рамки и смыкается с исследовательской, научно-технической, а также с социальноуправленческой деятельностью, происходит ее движение в функциональном плане от производственно-технологического моделирования к социально-управленческому.
Таким образом, главной для высшей школы становится задача: обеспечить соответствие содержания образования новым перспективам и приоритетам научно-технического, экономического и социального развития, ликвидировать противоречие между дисциплинарным характером обучения и междисциплинарным характером деятельности, осложняющее формирование нестандартного мышления, широты взглядов, целостного содержания. [2]. Всем выдвинутым требованиям удовлетворяет проектное обучение.
Проектное обучение заявило о себе как о педагогической технологии сравнительно недавно, хотя метод проектов не является принципиально новым подходом в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в этой области.
Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории - к практике: соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Проектный метод обучения находит все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько:
• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);
• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать информацию;
• факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
В настоящее время метод проектов уже перерос рамки метода обучения, эволюционировав в «проектное обучение», которое все шире используется как в средней, так и в высшей школе. Основными требованиями к использованию проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля являются следующие:
1. наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, выпуск газеты, альманаха с результатами исследования и др.);
3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.;
4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования эвристических методов);
• выдвижение гипотез решения;
• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдения и др.);
• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты и др.);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Целесообразность использования проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля обусловлена его направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование необходимых качеств личности. При реализации проектного обучения используются квазипрофессиональные задачи. Здесь всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творчества, а также предполагает самостоятельность в принятии решений, ответственность и самодисциплину. Проектное обучение наиболее полно воссоздает профессиональную деятельность специалиста полимерного профиля и в полной мере способствует формированию его профессиональной компетенции.
Литература
1. Войнова, Н.А. Особенности формирования информационной компетентности студента вуза / Н.А.Войнова, А.В. Войнов // Инновации в образовании. - 2004. - №4. - С. 111-117.
2. Кочнев, А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08/ А.М. Кочнев. - Казань, 1998. - 408 с.
© Л.М. Тухбатуллина - канд. пед. наук, ст. препод. каф. дизайна КГТУ, [email protected]; Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доцент той же кафедры.