Научная статья на тему 'Использование проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля'

Использование проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРЫ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / POLYMERS / PROJECT METHOD / PROJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А.

В статье описаны краткие требования, предъявляемые к специалистам полимерного профиля, дано обоснование использования проектного обучения как основной педагогической технологии подготовки таких специалистов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, its given the substantiation of use of project training as the basic pedagogical technology of such experts education.

Текст научной работы на тему «Использование проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля»

Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: полимеры, проектный метод, проектное обучение.

В статье описаны краткие требования, предъявляемые к специалистам полимерного профиля, дано обоснование использования проектного обучения как основной педагогической технологии подготовки таких специалистов.

Keywords: polymers, project method, project training.

In article described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, it’s given the substantiation of use of project training as the basic pedagogical technology of such experts education.

В эпоху рыночных отношений каждое предприятие ждет от вузов специалистов, готовых сразу же преступить к выполнению производственных задач. Нынче период полураспада знаний составляет 3-5 лет (в зависимости от области знаний), т.е. за этот период знания устаревают на 50%. В связи с этим все более острой становится проблема модернизации учебного процесса, его ориентации на самостоятельное добывание информации, постановку проблем и поиск путей их оптимального решения, умение анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно критически мыслить, способный творчески решать возникающие проблемы [1].

В условиях интенсивного развития промышленного производства роль специалистов полимерного профиля трудно переоценить. Полимерные продукты затребованы во всех областях жизни современного общества - начиная от медицинских инструментов и заканчивая материалами для строительства. Создание изделий и материалов из полимеров приобретает систематический характер, который обеспечивается широким спектром исследовательских работ, маркетинга, коммуникации с различными группами потребителей, многообразной деятельностью технологических, конструкторских, учетных, финансовых, внешнеторговых, снабженческих, проектных и других служб. В связи с этим высококвалифицированному специалисту полимерного профиля все чаще приходится принимать решения не только в узкопрофессиональной инженерной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышения эффективности производства, а также связывать эти решения между собой, создается необходимость овладения экономическими знаниями, основами менеджмента и практического маркетинга, социологии, социальной психологии. В современных условиях инженерная деятельность выходит за традиционные классические рамки и смыкается с исследовательской, научно-технической, а также с социальноуправленческой деятельностью, происходит ее движение в функциональном плане от производственно-технологического моделирования к социально-управленческому.

Таким образом, главной для высшей школы становится задача: обеспечить соответствие содержания образования новым перспективам и приоритетам научно-технического, экономического и социального развития, ликвидировать противоречие между дисциплинарным характером обучения и междисциплинарным характером деятельности, осложняющее формирование нестандартного мышления, широты взглядов, целостного содержания. [2]. Всем выдвинутым требованиям удовлетворяет проектное обучение.

Проектное обучение заявило о себе как о педагогической технологии сравнительно недавно, хотя метод проектов не является принципиально новым подходом в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в этой области.

Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории - к практике: соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Проектный метод обучения находит все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько:

• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);

• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать информацию;

• факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

В настоящее время метод проектов уже перерос рамки метода обучения, эволюционировав в «проектное обучение», которое все шире используется как в средней, так и в высшей школе. Основными требованиями к использованию проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля являются следующие:

1. наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, выпуск газеты, альманаха с результатами исследования и др.);

3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.;

4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования эвристических методов);

• выдвижение гипотез решения;

• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдения и др.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты и др.);

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Целесообразность использования проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля обусловлена его направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование необходимых качеств личности. При реализации проектного обучения используются квазипрофессиональные задачи. Здесь всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творчества, а также предполагает самостоятельность в принятии решений, ответственность и самодисциплину. Проектное обучение наиболее полно воссоздает профессиональную деятельность специалиста полимерного профиля и в полной мере способствует формированию его профессиональной компетенции.

Литература

1. Войнова, Н.А. Особенности формирования информационной компетентности студента вуза / Н.А.Войнова, А.В. Войнов // Инновации в образовании. - 2004. - №4. - С. 111-117.

2. Кочнев, А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08/ А.М. Кочнев. - Казань, 1998. - 408 с.

© Л.М. Тухбатуллина - канд. пед. наук, ст. препод. каф. дизайна КГТУ, tuleissan@mail.ru; Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доцент той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.