Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
teacher / student / motive / motivation / teaching / discipline / educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Полина Михайловна

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития студенческой мотивации при учебе в вузе и усилении определяющей роли преподавателя как основного мотиватора указанной деятельности. В последние годы в психолого-педагогической отечественной и зарубежной науке вопросам изучения мотивации учебной деятельности уделяется большое внимание. Это не случайно, поскольку вопрос о мотивах связан с эффективностью учебной деятельности. Преподаватель призван повысить эффективность и качество образовательного процесса в вузах, обеспечить формирование выпускника как разностороннего, компетентного и конкурентоспособного специалиста. Ключевые слова', преподаватель, студент, мотив, мотивация, учение, дисциплина, образовательная деятельность. Annotation. The article deals with the formation and development of student motivation while studying at the university and strengthening the defining role of the teacher as the main motivator of this activity. In recent years, much attention has been paid to the study of motivation of educational activity in psychological and pedagogical domestic and foreign science. This is not accidental, since the question of motives is related to the effectiveness of educational activities. The teacher is designed to improve the efficiency and quality of the educational process in universities, to ensure the formation of a graduate as a versatile, competent and competitive specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Полина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ»

Фокус внимания на индивидуальность обучающихся - еще один прекрасный способ улучшения педагогического мышления. Каждый студент уникален, и преподавателю следует прислушиваться к потребностям обучающихся, выстраивая учебный процесс максимально эффективно.

Использование разнообразных методов обучения. Разнообразие методов обучения также помогает привлечь внимание и поддержать обучающихся, способствует лучшему усвоению материала и минимизации отставания.

Выводы. Подвоя итог сказанному, отметим, что педагогическое мышление - важнейший элемент профессионализма современного преподавателя. Развитое педагогическое мышление не только положительно сказывается на преподавательской деятельности, позволяя реализовывать процесс обучения максимально эффективно, но и помогает преподавателю оставаться актуальным и востребованным. Педагогическое мышление можно спроектировать. Оптимальным вариантом для проектирования педагогического мышления представляется курс повышения квалификации.

Литература:

1. Герасимова, Т.Н. Особенности педагогического мышления преподавателя военного вуза / Т.Н. Герасимова // Мир образования-образование в мире. -2017. -№ 1(65). - С. 52-59

2. Гречихин, С.С. Изучение роли педагогического мышления в практическом образовательном процессе / С.С. Гречихин // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9, № 3(32). - С. 63-65

3. Косолапова, Л.А. Сформированность культуры педагогического мышления как проявление компетентности педагога / Л.А. Косолапова, Г.В. Корчагина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14557 (дата обращения: 03.09.2023)

4. Краснов, С.И. Понятийный аппарат проектного педагогического мышления в контексте содержательно-процессуальной неопределенности образования / С.И. Краснов, О.С. Таизова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2022. - № 1(45). - С. 6-14

5. Методы исследования образовательных систем: монография / Н.В. Кузьмина, Б.Н. Жаринова; Российская академия образования, Ленинградский государственный университет им. A.C. Пушкина [и др.]. - Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. - 162 с.

6. Мышление учителя: Личност. механизмы и понятийн. аппарат / [Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, С.Н. Иванова и др.]; Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской; АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых. - Москва: Педагогика, 1990.- 102 с.

7. Осипова, Г.К. Структура педагогического мышления учителя / Г.К. Осипова // Вопросы психологии. - 1987. - № 7,-С. 144-147

8. Психология профессионального педагогического мышления / Институт психологии РАН. - Москва: Институт психологии РАН, 2003. - 398 с.

9. Соловьева, О.В. Развитие педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы / О.В. Соловьева, Л.А. Халилова // Прикладная психология и психоанализ: электрон, науч. журн. - 2022. - № 2. - URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 30.08.2023)

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Алексеева Полина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (г. Санкт-Петербург)

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития студенческой мотивации при учебе в вузе и усилении определяющей роли преподавателя как основного мотиватора указанной деятельности. В последние годы в психолого-педагогической отечественной и зарубежной науке вопросам изучения мотивации учебной деятельности уделяется большое внимание. Это не случайно, поскольку вопрос о мотивах связан с эффективностью учебной деятельности. Преподаватель призван повысить эффективность и качество образовательного процесса в вузах, обеспечить формирование выпускника как разностороннего, компетентного и конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: преподаватель, студент, мотив, мотивация, учение, дисциплина, образовательная деятельность.

Annotation. The article deals with the formation and development of student motivation while studying at the university and strengthening the defining role of the teacher as the main motivator of this activity. In recent years, much attention has been paid to the study of motivation of educational activity in psychological and pedagogical domestic and foreign science. This is not accidental, since the question of motives is related to the effectiveness of educational activities. The teacher is designed to improve the efficiency and quality of the educational process in universities, to ensure the formation of a graduate as a versatile, competent and competitive specialist.

Key words: teacher, student, motive, motivation, teaching, discipline, educational activity.

Введение. В педагогике актуальной выступает проблема мотивации поведения и деятельности. Любая деятельность человека обусловлена его потребностями и возникающими на их основе мотивами. Данное утверждение может в полной мере относиться к учебной деятельности. Мотивация является регулятором образовательной деятельности обучающегося: учебную активность определяет система мотивов учения. Это положение позволяет судить о субъективной значимости процесса получения знаний для обучающегося. Понимая его мотивы, преподаватель способен спрогнозировать результат, организовать и провести работу по формированию мотивации, понять личность обучающегося, выступающего объектом и субъектом образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. В поведении любого человека присутствуют две функционально взаимосвязанные стороны: регуляционная, в которой психические процессы обеспечивают регуляцию поведения, и побудительная, обеспечивающая активизацию и направленность поведения. Именно побудительная сторона связана с понятиями мотива и мотивации, так как мотив служит основанием для осознанных действий.

Мотив имеет свойство приобретать аффективный характер, по причине определения его силы сопутствующей эмоцией, а его эмоциональная окраска указывает на экспрессивный характер. Аффективные побуждения ситуативно-импульсивного типа преобладают у детей, однако могут наблюдаться и у взрослых.

Побудительная и направляющая - одни из ключевых функций мотива в мотивационной системе, обусловливающие мотивационную работу личности. В ходе этой работы мотив многократно трансформируется, соединяясь с

организационной стороной мотивационного процесса. Мотивы призваны побудить и направить деятельность человека, однако они придают его поступкам и действиям субъективный смысл. Таким образом, люди руководствуются разными мотивами, совершая одинаковые поступки, но оценивать такие поступки необходимо по-разному. Мотивы могут быть в большей или меньшей степени осознанными и неосознанными, однако основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам, которые формируются на основе потребностей человека. Как и мотивация, мотив обладает динамической (сила и устойчивость) и содержательной (подразумевающей уверенность в правильности выбора принятого решения) характеристиками [6].

Несмотря на широкую распространенность, понятие мотивации к выполнению деятельности, однако, не имеет однозначной трактовки. Из разнообразия точек зрения можно выделить два подхода к определению данного феномена: первый - система факторов, таких как потребности, мотивы, цели, стремления, определяющих поведение, второй -характеристика процесса.

Е.П. Ильин, также указывая на выделение двух вышеуказанных подходов к трактовке данного понятия, считает, что мотивация - это вторичное относительно мотива образование. В диссертационном исследовании мы будем придерживаться позиции Е.П. Ильина, рассматривающего понятие как динамический процесс формирования мотива, при котором мотивация разделяется по характеру организации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя подразумевает влияние на формирование субъектом мотива действия, во внутренней выделяется высокая степень включенности в задачу как характеристика личности [6].

Именно об осознаваемых мотивах мы будем рассуждать в дальнейшем, поскольку в статье речь идет о сложном виде деятельности - учении, которое не может быть неосмысленным, тем более в контексте высшего образования.

Проведя анализ мотивации представленной в работах отечественных и зарубежных ученых, большинство исследователей относят это понятие к числу причин психологического характера, объясняющих поведение и активность человека. Основываясь на двух подходах - личностном, к изучению понятия, и компетентностном в профессиональном образовании, обосновано заявить, что основой мотивации является готовность к совершению поступка и заинтересованность в дальнейшем успехе. Применительно к процессу обучения это означает зависимость успешности деятельности обучающегося от степени его заинтересованности в компетенциях, которые он получит, изучив конкретную дисциплину.

Рассматривая мотивацию с содержательной стороны, необходимо отметить, что она может быть, как положительной, так и отрицательной. Положительная мотивация предполагает проявление сознательной активности со стороны обучающегося. Отрицательная мотивация связана с неодобрением преподавателя работы обучающегося и влечет за собой ее ухудшение.

Рассмотрение понятий мотива и мотивации с разных теоретических и методологических позиций, позволяет сделать вывод о том, что любая деятельность обусловливается мотивами и их совокупностью, а именно мотивацией, имеющей содержательную и динамические характеристики. При этом необходимо, чтобы обучающийся, мотивированный на изучение дисциплины(предмета), осознавал необходимость получения знаний, то есть приобретаемые знания имели для него личностный смысл. В значительной части публикаций зарубежных и отечественных специалистов отмечается, что от мотивации в значительной степени зависит эффективность и успешность образовательной деятельности. Это предопределяет одну из ее важнейших целей - формирование внутренней мотивации, связанной с удовлетворением потребностей обучающихся по овладению дисциплиной.

Главной задачей преподавателя высшего учебного заведения является создание необходимых условий для пробуждения у обучающихся их внутренней мотивации, активации и раскрытия интеллектуального потенциала. Необходимо также отметить, что учение в целом, включающее в себя изучение определенного предмета, - это деятельность, как и любая деятельность человека.

Ученые в сфере психологии и педагогики: В.И. Андреев [1], В.Я. Ильясов [2], С.Л. Рубинштейн [9,10] и другие установили, что сочетание учебной и профессиональной видов работ, является ведущим видом деятельности обучающегося высшего учебного заведения и определяет его дальнейшее профессиональное и личностное становление. Карл Роджерс [5], на принципы которого опираются ученые-андрогоги, сформулировал постулаты недирективного обучения. Оно, по его мнению, протекает успешно, если предметная область воспринимается обучающимся как имеющая отношение к его личным интересам.

Если в обучении задействован интеллект в равной степени с эмоциями, то оно характеризуются большей продолжительностью и глубиной. По мнению К.Роджерса, самостоятельности проявится в деятельности обучающегося, если ведущую роль в процессе обучения занимает самооценка и самокритика, а оценка преподавателем становится второстепенной.

На основании вышеописанных принципов, можно утверждать, что главными характеристиками обучающихся в вузе в условиях цифровизации образования становятся их самостоятельность и стремление к самореализации. Задачей преподавателя становится не сформировать умения и навыки у обучающегося, а создать условия для их самообразования. Определяемая как сознательная мотивированность действий, обучающихся [9], самостоятельность является одним из главных условий в создании целостной учебной деятельности. Чтобы сформировать самостоятельность студента, в соответствии с его учебной деятельностью, преподавателю следует корректировать формулировку целей, разрабатывать содержание, выбирать методы и средства обучения. Если в начале обучения деятельность выстроена согласно вышеописанным положениям, то по итогу мы сформируем сознательную учебную деятельность, которую в дальнейшем выстраивает сам обучающийся. Таким образом, соотнесение с профессиональными целями каждого обучающегося становится основой организации учебного процесса в вузе [4].

Впервые проблема мотивационной стороны учебной деятельности в педагогике была освящена на симпозиуме по мотивации в Каунасе, в 1971 году [8]. Ученые КГУ Казанской психологической лаборатории, изучая данную проблематику, выявили ряд мотивов (общесоциальные, научно-познавательные, профессиональные, утилитарные и мотивы самоутверждения) в качестве основных в учебной деятельности [8]. По окончанию исследований был сделан вывод, что содержание мотивов и их значимость для обучающегося определяет эффективность самоуправления деятельностью [4].

Второй подход, исходящий из сущности учебного процесса, был определен с развитием теории учебной деятельности.

Учебная деятельность является ключевым понятием в педагогике, ее концепция сложилась в научном сообществе после исследований, проведенных П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским, A.A. Кирсановым, А.К. Марковой, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, и другими.

Значение учебной деятельности обучающегося возрастает, а значимость мотивационного компонента усиливается. Данный вид ориентирует субъекта деятельности на осознание смысла осуществляемой активности и самостоятельную постановку целей, однако проблема заключается в сложности при проведении целенаправленной работы по саморазвитию и самосовершенствованию обучающегося.

Одна и та же учебная деятельность для каждого обучающегося может иметь свой смысл, что определяет разную мотивацию учения. Мотивация учения складывается из потребностей обучающегося, его целей и интересов, а также его личных мотивов к обучению [7].

Развитие мотивации также тесно связано со стилями учебной деятельности. В.А Семинченко, на основе следующих параметров - умении планировать деятельность, организации и протекания умственной деятельности, профессиональной направленности, внешней/внутренней мотивированности процесса обучения - выделяет четыре группы обучающихся.

Преподавателю необходимо внимательно изучить учебное поведение и стили учебной деятельности обучающегося, которые различаются по характеру организации и протекания умственной деятельности, реализующейся в вузовском обучении. По нашему мнению, в организации мотивационного обеспечения важно учитывать то, к какой группе относятся обучающиеся. Это позволит адекватно выбрать методы и методики психолого-педагогических воздействий для формирования у студентов положительной учебной и профессиональной мотивации.

Обучающиеся не обладают способностью преобразовать учебные цели в свои собственные на начальном этапе пребывания в вузе. По этой причине на данном этапе к задачам преподавателя добавляется необходимость стимуляции у обучающихся потребности достижения, которая в ходе учебной деятельности мотивирует их к саморефликсии и трансформируется в мотивацию, поддерживающую процесс формирования целей и их достижение.

Если задания даются как уже готовое знание, не вызывающее интеллектуального напряжения обучающихся и будучи легким для восприятия, их осмысление не происходит, и информация быстро забывается, поскольку в когнитивный процесс включена только оперативная память.

Прогресса в овладении знаниями, умениями и навыками не происходит, что приводит к снижению интереса к ним. Если же задание формулируется, как система задач, для выполнения которых требуется интеллектуальное напряжение, время и усилия, предполагающие личное осмысленное включение в учебную деятельность, задействуются все психические познавательные процессы и виды памяти. Получение положительного результата, прогресс в знаниях, навыках и умениях подкрепляется положительными эмоциями - удовлетворением. В конечном итоге, это способствует развитию внутренней мотивации учения. Следует оговорить, что сложность учебного материала и задачи приводит к повышению интереса в случае возможности ее выполнения, в противном случае, если учебный материал оказывается слишком трудный, то преодоление сложности работы может вызвать у обучающегося отрицательную мотивацию и потерю интереса.

Однако выполнение определенных задач не означает, что студент самостоятелен. Для формирования мотивации обучающегося к самостоятельной работе преподавателю необходимо разъяснить ему смысл деятельности по изучению определенного предмета(дисциплины), тем самым помочь обучающемуся осознать потребность в предмете(дисциплине) и научном знании.

Изучая мотивацию учения обучающихся психологического факультета, P.C. Вайсман наблюдал динамику изменения мотивов от первого к четвертому курсу: потребности творческого и формально-академического достижения.

Схожая тенденция наблюдается и в отношении мотивации изучения «Жилищного права». Некоторые из них, хорошо успевающие и по профилирующим предметам, демонстрируют заинтересованность в дальнейшем профессиональном развитии и стремятся к расширению границ, ища возможности участия в научных проектах. Для них изучение жилищного права важно и уже ведет к мотивации, однако при низком уровне заинтересованности учебной группы и несоответствующем качестве преподавания дисциплины со временем и их интерес угасает.

Для большинства обучающихся доминирующим выступает мотив формально-академического достижения, так как получение оценки, позволяет им перейти на следующий курс и быть допущенным к выпускным экзаменам.

Дифференциации должна способствовать деятельность преподавателя вуза, приобретающая иной смысл, состоящий не только и не столько в передаче знаний, сколько в выполнении роли наставника, помогающего обучающемуся в достижении поставленных целей и развивающего устойчивую мотивацию учения.

С целью придания побуждающей силы внутренним мотивам, преподавателю необходимо снизить значимость «антимотивов» (тормозящих развитие мотивации или оказывающих на нее отрицательное воздействие) и создать условия для полного осознания обучающимся значимости учебной деятельности; следует организовывать учебный процесс так, чтобы обучающиеся понимали поставленную цель и видели движение к ней.

Выводы. Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

- мотивация учения - это особый вид мотивации, характеризующийся сложной структурой, включающей внутреннюю и внешнюю мотивацию;

- внутренняя мотивация является основой успешности при изучении профильной дисциплины, придавая этому процессу личностный смысл;

- формирование внутренней мотивации изучения предмета(дисциплины) выступает основой целью деятельности преподавателя;

- при выполнении применении системности, у обучающихся возможно развитие устойчивой мотивации учения, детерминирующей достижение успешности в учебной деятельности.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. -Казань: Центр инновационных технологий, 2013 - 500 с.

2. Бударина, Т.А. Повышение мотивации учения студентов посредством применения новых педагогических технологий / Т.А. Бударина // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: Материалы X Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием), Тамбов, 11 ноября 2019 года. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. - С. 114-119

3. Гвильдис, Т.Ю. Актуализация мотивационной и познавательной составляющей обучения в аспирантуре / Т.Ю. Гвильдис, A.B. Окерешко // Человек и образование. - 2017. -№ 4(53). - С. 70-73. - EDN YSEWCZ.

4. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков; О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - Москва: Владос-Пресс, 2004. - 160 с.

5. Зимин, А.И. Основные методы и инструменты управления мотивацией обучающихся: мотивация учения / А.И. Зимин, И.С. Чабунин // Проблемы управления качеством образования: сборник избранных статей Международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 29 марта 2022 года. - Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2022. -С. 13-16

6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 512 с.

7. Маркевич, О.В. Взаимосвязь мотивации достижения и мотивации учения студентов / О.В. Маркевич, М.В. Авдейчик // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: Сборник научных статей V международной

научно-практической конференции, Ярославль-Минск, 27 апреля 2021 года / Под научной редакцией Е.В. Карповой. -Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. - С. 117-120

8. Молинаускас, Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р.К. Молинаускас // Социологические исследования. - 2005 - №2. - С. 134-138

9. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1957. - 330 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 720 с.

11. Усмонов, Н.Я. Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения / Н.Я. Усмонов // Экономика и социум. - 2021. - № 4-2(83). - С. 532-535

Педагогика

УДК 37

аспирант Алиев Алихан Лечиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Аннотация. В статье теоретически обосновывается возможность использования коллективных творческих дел в формировании и развитии профессиональных качеств у будущих педагогов. Автором дается краткий анализ исследований отечественных и зарубежных педагогов, психологов о роли коллективной деятельности в межличностных отношениях обучаемых. Выделены этапы формирования творческих коллективов и их характеристики. В статье делается вывод о том, что творческий коллектив можно определить как высокоорганизованную группу, в которой все участники объединены общими ценностями, целями и задачами творческой деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности. В процессе творческой работы формируются и развиваются такие качества личности, как чувство ответственности за порученное дело, умение прислушиваться к мнению большинства, исходить из общих интересов, творческая активность, желание помочь своим коллегам, объединить усилия, способность подчиняться требованиям коллектива, ограничивая свои собственные желания и претензии, эмпатия.

Ключевые слова: профессиональные качества, студенческие сообщества, коллективные творческие дела.

Annotation. The article theoretically substantiates the possibility of using collective creative affairs in the formation and development of professional qualities of future teachers. The author gives a brief analysis of the research of domestic and foreign teachers, psychologists on the role of collective activity in the interpersonal relations of students. The stages of formation of creative teams and their characteristics are highlighted. The article concludes that a creative team can be defined as a highly organized group in which all participants are united by common values, goals and objectives of creative activity that are significant for the group as a whole and for each of its members individually. In the process of creative work, such personality traits as a sense of responsibility for the assigned work, the ability to listen to the opinion of the majority, proceed from common interests, creative activity, the desire to help their colleagues,join forces, the ability to obey the requirements of the team, limiting their own desires and claims, empathy are formed and developed.

Key words: professional qualities, student communities, collective creative affairs.

Введение. Важную роль в формировании профессиональных качеств будущих педагогов играют культурные, спортивные, досуговые и другие программы, наряду с основными формами и содержанием учебных предметов . В процессе их организации складывается особая среда. Каждому студенту педагогического вуза предоставляется возможность проявить индивидуальные способности в непринужденной творческой обстановке.

Важным мотивом, предопределяющим побуждение личности студентов - будущих педагогов к формированию необходимых профессиональных качеств, которые способствовали бы успеху в освоении профессиональной педагогической деятельности, является интерес к профессии.

Как показывают научные исследования [7; 8], эффективность профессиональной деятельности напрямую зависит от соответствия профессии способностям и характеру специалиста. Данный постулат в высшей степени характерен для профессиональной педагогической деятельности.

Тем самым становится очевидной прочная взаимосвязь между личностными качествами, чертами характера и способностями, и мотивацией деятельности с точки зрения обеспечения конкурентоспособности будущих работников.

Изложение основного материала статьи. Одним из составляющих профессионального становления студентов педагогического вуза является коллективная самоорганизация в студенческой среде, которая приобретает форму студенческих сообществ. Участие будущих педагогов в деятельности студенческих сообществ способствует становлению и развитию определенных качеств личности, в том числе, профессиональных. Такие сообщества в вузе многонациональны, имеют разновозрастной состав. Наибольшей популярностью в студенческой среде пользуются творческие коллективы. В процессе наблюдения за различными творческими коллективами студентов в вузе был проведен опрос, который дал возможность выявить наиболее значимые для данного исследования параметры, а именно - внимание к национальным особенностям, воспринимаемого в процессе творческой деятельности материала и идентификация по национальному признаку других участников творческого коллектива.

Были получены данные, согласно которым, чем более успешным является творческий коллектив, тем более подробно и со знанием дела каждый его участник описывает специфические национальные черты исполняемых коллективом танцев, песен, народных игр. Выделяются календарные, трудовые, обрядовые песни и танцы, подробно описывается костюм данной народности. В Чеченском государственном педагогическом университете создан студенческий театр «Маска». Творческий коллектив студенческого театра учится чувствовать слово, развивает художественное воображение, формирует и раскрывает в студенте его лучшие человеческие и творческие качества, способствует эмоциональному раскрепощению [6].

Участие в театральных постановках активизирует у студентов познавательные способности, расширяет кругозор, а также обогащает словарный запас, что очень важно в будущей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что наиболее эффективным условием формирования профессиональных качеств у будущих педагогов являются коллективные творческие дела, организуемые различными студенческими сообществами. Они отличаются общей творческой целью, которая объединяет комплекс мотивационных установок: личный успех, самоутверждение, возможность позитивного общения, стремление узнать новое, возможность совместного успешного труда, возможность получения или предоставления помощи [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.