Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL MOTIVATION / LABOR ACTIONS / PROFESSIONAL SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салимуллина Елена Викторовна

В статье рассмотрена проблема формирования мотивации к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Предоставлены этапы формирования мотивации на примере учебного модуля «Феномен образовательной деятельности».In the article the problem of formation of motivation to professional activity of students of pedagogical high school is considered. Stages of the formation of this motivation are given on the example of the training module.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салимуллина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

11. Siemens, G. Connectivism: A learning theory for the digital age. 2004. URL: http://www.elearnspace. org/Articles/connectivism.htm (дата обращения: 19.12.2019).

12. Wride М. Guide to Peer-Assessment. Academic Practice, University of DublinTrinity College. 2017. URL: https://www.tcd.ie/CAPSL/assets/pdf/Academic%20Practice%20Resources/Guide%20to%20Student%20Peer%20As sessment.pdf (дата обращения: 19.12.2019).

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель Салимуллина Елена Викторовна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования мотивации к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Предоставлены этапы формирования мотивации на примере учебного модуля «Феномен образовательной деятельности».

Ключевые слова: профессиональная мотивация, трудовые действия, профессиональное самопознание.

An^tatton. In the article the problem of formation of motivation to professional activity of students of pedagogical high school is considered. Stages of the formation of this motivation are given on the example of the training module.

Keywords: professional motivation, labor actions, professional self-knowledge.

Введение. Обучаясь в педагогическом вузе, молодые люди сталкиваются с целым комплексом проблем, обусловленных противоречиями между их индивидуальными наклонностями и требованиями к представителям выбранной специальности, когда из-за неопределенности интересов либо в результате того, что выбор сделан не самостоятельно, а по настоянию родителей, учеба не приносит удовлетворения. Также могут проявиться и противоречия между учебными требованиями и несоответствующими им способностями студента. В течение последних лет преподаватели все чаще высказывают неудовлетворенность уровнем базовой подготовки студентов, проявляющимися у них недостатками логического мышления, низкой способностью воспринимать абстракции, анализировать научные и учебные тексты, общей низкой эрудированностью.

В обозначенных условиях работа преподавателей может оказаться напрасной, если студенты не проявят способность учиться с полной самоотдачей, восполняя имеющиеся образовательные дефициты. Желание обучающихся успешно учиться и получить хорошее образование является ключевым условием эффективности образования в любой образовательной организации. Соответственно актуализируются следующие исследовательские вопросы: что побуждает студентов хорошо учиться; почему студенты, имеющие одинаковые результаты вступительных испытаний, учатся с различной продуктивностью; почему один и тот же студент в разных ситуациях и по разным дисциплинам учится по-разному; что надо сделать, чтобы повысить эффективность обучения?

Все эти вопросы объединяются в проблему учебной и учебно-профессиональной мотивации. Мотивация - сложная система мотивов, стимулирующая, регулирующая и поддерживающая любую деятельность человека, в том числе учебную. Таким образом, вопрос мотивации - это вопрос качества учебной деятельности. Учебная мотивация - это мотивация, которая побуждает к получению новых знаний, умений, саморазвитию и самосовершенствованию. Мотивация профессиональной деятельности - совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих и направляющих личность к будущей профессиональной деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированность на достижение профессиональных целей. Следовательно, мотивы профессиональной деятельности создают предпосылки эффективности и результативности профессиональной деятельности в будущем.

Современный мир предъявляет особые требования к системе высшего образования. Сегодня мало дать будущему учителю глубокие теоретические знания. Необходимо обеспечить еще и способность выполнять конкретные, стандартизированные действия профессиональной деятельности. При этом сами знания и умения рассматриваются как очевидные условия эффективности этих действий. Такое изменение парадигмы образования автоматически вызывает трансформацию требований к формированию у студентов мотивации. Собственно, мотивация учебной деятельности должна быть заменена мотивацией к профессиональной деятельности. Очевидность этого вывода в реальных условиях требует реструктуризации всего образовательного процесса в высшей школе. При этом ключевым становится «не что я знаю», а «что я должен знать для того, чтобы сделать...».

Изложение основного материала статьи. Современные требования рыночной экономики к выпускникам высших учебных заведений вносят существенные коррективы в учебный процесс: обучающиеся не только усваивают определенный объем знаний, но и развивают личностные качества, познавательные интересы, созидательные способности и активизируют самостоятельную деятельность. Вместе с тем высшее образование обязано решить задачу качественной подготовки будущего педагога, соответствующего современным требованиям системы образования. И для ее осуществления необходимо обращаться к внутренним качествам студентов, развитие которых позволит им стать квалифицированными специалистами.

Сегодня назрела необходимость использования новых подходов, которые бы способствовали формированию устойчивой профессиональной мотивации студентов. Формирование профессиональной мотивации определяется рядом факторов: образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; содержанием обучения; подготовленностью преподавателей к внедрению инновационных методов учебной деятельности; системой отношений педагога к

студентам, к предмету, особенностями обучающегося (интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний и т.д.).

Все вышеперечисленное способствует формированию у студентов положительной мотивации к обучению, развитию реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею. Современный образовательный процесс в Елабужском институте Казанского федерального университета строится на основе внедрения современных образовательных технологий (смешенное обучение, модульное обучение, проблемное обучение, использование электро-образовательных ресурсов, применение активных и интерактивных методов обучения и т.д.). Большое значение в формировании профессиональной мотивации имеет практико-ориентированное обучение, где студенты - будущие учителя моделируют свою будущую профессиональную деятельность, становятся активными субъектами учебно-познавательной деятельности, проходят через этапы рефлексии и самоанализа, формируют мотивацию к самостоятельной деятельности, учатся выполнять конкретные трудовые действия и, самое главное, выстраивают собственную образовательную траекторию.

В Елабужском институте Казанского федерального университета комплексная программа развития профессиональной мотивации студентов реализуется через модули педагогических дисциплин и систему педагогических практик студентов направления подготовки: 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). На первом курсе студенты изучают модуль «Феномен образовательной деятельности», который открывает весь цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связывает с основными теоретическими курсами педагогики, психологии, а также с педагогической практикой. Содержание дисциплины направлено на осознание студентами социальной значимости будущей профессии в современном обществе, на формирование у будущих учителей профессионального самосознания, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии, педагогической культуры, этики, такта, педагогической компетентности и педагогического мастерства. Свободное оперирование знаниями и умениями, полученными студентами в рамках данного модуля - необходимое условие успешного освоения впоследствии дисциплин всего педагогического цикла. И как следствие получение удовлетворенности от учебной деятельности и от выбора получаемой профессии.

Таким образом, учебное наполнение модуля направлено на поэтапное формирование у студентов мотивации профессиональной деятельности:

Таблица №1

«Этапы формирования профессиональной мотивации студентов»

Этапы Деятельность студента Деятельность педагога

Этап формирования первичной профессиональной мотивации приобретают первые эмоционально окрашенные знания о работе учителя проводит первичную диагностику мотивации студентов при выборе профессии, диагностику личностных качеств

Этап актуализации формирования профессиональной мотивации приходят к осознанию профессиональной мотивации организует различные виды учебной деятельности в контексте будущей профессиональной деятельности

Прогностический этап формирования профессиональной мотивации у будущего учителя появляется стремление сделать карьеру развивает перспективную профессиональную мотивацию

На основании данной модели был разработан учебный план модуля, включающий в себя такие разделы

как:

1. Учебно-ознакомительная практика.

2. Особенности педагогической деятельности.

3. История становления педагогических идей..

4. Развитие и саморазвития будущего учителя

5. Практикум - тренинг по формированию личностных и профессиональных способностей.

Первый раздел модуля реализуется в квазиусловиях посредством организации практико-ориентированных занятий в аудитории с моделированием педагогических ситуаций таким образом, чтобы студенты проанализировали собственную учебную деятельность в свою бытность школьниками.

Последующие два раздела модуля «Феном образовательной деятельности», лекционные и практические занятия, направлены на формирование у студентов-будущих учителей интереса к содержанию педагогической деятельности, осмысление ее целей и задач, формирование адекватного образа профессии педагога, а также осознанного отношения к выполнению трудовых действий в будущем.

С целью повышения мотивации обучающимся предлагаются различные виды деятельности. Преподаватель на занятиях создает проблемные ситуации, связанные с учебным содержанием и его местом в структуре будущей профессиональной деятельности студентов. Использует диалогическое взаимодействие между субъектами образовательного процесса, при этом обсуждаются мотивы выбора педагогической профессии, отвечая на вопросы «Почему люди выбирают профессию учителя?», «Что бы было, если бы никто не захотел быть учителем?», «Можно ли, на ваш взгляд, работать педагогом без желания?», «Чем вам нравится будущая профессия?», «Какие трудности вы в ней видите?».

Предлагается написание эссе на тему «Учитель, который мне запомнился». Эссе предусматривает изложение таких аспектов, как: «Идеалом учителя для меня является...», «Настоящий учитель...», «Его достоинства (качества, способности) в профессиональной деятельности.», «Вклад учителя в мое развитие.», «Имидж учителя, его манеры, поведение.», «От того, кем является учитель, зависит, кем станут его ученики.». Анализируя профессиональную деятельность полюбившегося им учителя студенты формируют профессиональное ценностно-смысловое мышление.

Эвристическая беседа, дискуссия, диспут, круглый стол, мозговой, штурм, все эти формы работы помогают студентам обсуждать проблемы реальной практики школьного обучения и воспитания, погружаться в образовательную среду школы посредством учебных событий, различных видов практик и заданий к ним, находить ответы на важные профессионально-смысловые вопросы, тем самым формировать способности к выполнению конкретных действий.

Проблемно-ролевые игры, конструктивно-ролевые игры способствуют развитию творческих способностей студентов, глубокому осмыслению различных социально-психологических и профессиональных аспектов педагогической деятельности. Например, дидактические игры «Образ успешного учителя», «Самопрезентация» способствуют формированию у студентов профессионально-смысловых позиций. Обучающиеся моделируют образовательную среду школы, проигрывая роли участников образовательного процесса. Все вышеперечисленное способствуют формированию у студентов внутренней положительной мотивации к профессиональной деятельности.

В последних разделах модуля в рамках семинарских и практических занятий организуется целая серия деловых игр и событий, направленных на организацию и стимулирование осмысления, рефлексии студентами собственных профессионально важных личностных качеств, психологических установок. К ним, в частности, относится выполнение рефлексии по проблеме: «Кто Я? Какой Я?». Раздел направлен на формирование у студентов способности к саморазвитию, самосовершенствованию, принятию системы ценностей педагогической профессии. Используются такие формы как упражнения, тренинги («Тренинг личностного роста для педагогов» авторы Н.А. Аврамова, Н.В. Павлова, «Тренинг профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования учителя» авторы Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская). Основной целью раздела «Развитие и саморазвитие будущего учителя» является формирование у студентов знаний о способах самопознания и значимости их использования для профессионально-личностного самосовершенствования. Благодаря этому студенты приобретают способность проектирования траектории своего профессионального роста и личностного развития.

Выводы. По своей сути, мотивация представляет собой вопрос о качестве учебной деятельности. Без формирования мотивации невозможно достижение личностных и метапредметных результатов образования, заданных Федеральными государственными образовательными стандартами для будущей профессиональной деятельности. Так, без развитой мотивации невозможны освоение и реализация различных видов активного познания, осуществление учебно-исследовательской, проектной внешней деятельности и связанных с ними самообразования, саморазвития, формирования умения учиться.

В рамках предложенного нами учебного модуля студенты получают не только представления о будущей профессии, но приходят к осознанию того, что они являются субъектами этой профессиональной деятельности. Что немаловажно, содержание модуля позволяет студентам приступить к осознанному освоению трудовых действий (определяемых профессиональным стандартом педагога), сформировать у них позитивное отношение к выполняемым трудовым действиям, и как следствие сформировать положительное отношение и устойчивую мотивацию к выбранной профессии.

Стоит особо отметить, что многие высшие учебные заведения уже вносят существенные коррективы в учебный процесс: обучающиеся не только усваивают определенный объем знаний, но и развивают познавательные интересы, созидательные способности и активизируют самостоятельную деятельность.

Литература:

1. Дубовицкая Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста // Психологический журнал. 2003. - №5. - С. 103-110.

2. Льдокова Г.М., Исмаилова Н.И., Гайфуллина Н.Г., Макарова О.А., Мухарлямова А.Ю. Практическая направленность подготовки будущих педагогов как условие повышения их профессиональной мотивации // Фундаментальные исследования Пенза Изд-во: Издательский Дом "Академия Естествознания", 2015. https://elibrary.ru/item.asp?id=23308165

3. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.) -Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163. http://www.vspc34.ш/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=1167

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук Сегова Татьяна Дмитриевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению возможностей устного народного творчества в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Охарактеризован потенциал устного народного творчества в дошкольной образовательной организации. Выявлены возможности устного народного творчества в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: развитие словаря, устное народное творчество, развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

Annotation. This research is devoted to the study of the possibilities of oral folk art in the development of the cognitive vocabulary of children of senior preschool age. Based on the study and analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of the development of the vocabulary of older preschool children is revealed. The article describes the potential of oral folk art in preschool educational organizations. The possibilities of oral folk art in the development of the vocabulary of children of senior preschool age are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.