Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОЦЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONAL MOBILITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL POTENTIAL / MOTIVATION / PEDAGOGICAL STAFF / COMPETENCE / SELF-WORTH / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайнуллина Фарида Фаритовна, Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения. Образовательно-профессиональный путь любого студента педагогического вуза в первую очередь начинается с определения мотивации на получение педагогической профессии. Студент должен четко осознавать, что он психологически готов к педагогической деятельности и иметь стремление реализовать свой природный педагогический потенциал. Авторами анализируются такие вопросы как, профессиональная мобильность, требования к профессиональным компетенциям педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайнуллина Фарида Фаритовна, Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article considers the problem of the formation of professional competencies of students in the learning process. The educational and professional path of any student of a pedagogical university first of all begins with the determination of motivation to receive a pedagogical profession. The student should be clearly aware that he is psychologically ready for pedagogical activity and have the desire to realize his natural pedagogical potential. The authors analyze such issues as professional mobility, requirements for the professional competencies of the teacher.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

неуспешность обучения многих учеников связана со страхом что-то сделать не так, получить плохую оценку, услышать критическое замечание в свой адрес. Это приводит к тому, что состояние страха и постоянного напряжения подавляет многие психические функции ребенка, что и приводит к тому, что ребенок не успешен. И наоборот, похвала, поддержка желания ученика ответить, даже при условии, что ответ не совсем верный, должны быть, поскольку таким образом мы активизируем его потребность быть сопричастным к диалогу. Иллюстрацией продуктивной работы педагогики успеха может стать коллективная изобразительная деятельность или участие в хоре. Выполненная коллективная композиция, собранная из индивидуальных детских рисунков при разном по качеству выполнения задания (неполноты решения художественной задачи или качества демонстрации изобразительных навыков) в единое панно, позволяет каждому ребенку почувствовать эту сопричастность и с гордостью показать родителям «свою» работу.

Выводы. Как отмечает в своей работе «Проблемы модернизации образования» Аванесов В.С., главный редактор журнала «Педагогические изменения» модернизация во многом пробуксовывает, поскольку несет зачастую формальный, бюрократический характер, отрабатывая внешние, организационные процессы [1]. Модернизация должна стоять на инновационных педагогических концепциях и современных технологиях, научных открытиях в области педагогики, передовом педагогическом опыте, которые затрагивают глубинные изменения в содержании каждого учебного предмета и в общей структуре тех дисциплин, которые преподаются в каждой параллели. Изменения и переоценки требует отношение к гуманитарному характеру образования, которое формирует широкие взгляды, мобильное мышление учащихся, а также интерес к предметам образовательной области «Искусство», которые фактически отвечают за процесс социализации ученика, свободу проявления индивидуальных качеств личности ученика, отвечают за нравственное, эстетическое, этическое сознание, многие виды памяти, комбинаторное и ассоциативные формы мышления, воображение, но самое главное, за свободу творческого проявления и раскрытие личностного потенциала, комфортность пребывания в школе, формирование возможности вариативности в процессе продуктивной творческой деятельности, широту мышления и самостоятельность поиска постановки цели и решения поставленной задачи. В искусстве нет единого правильного решения поставленной задачи, и не должно быть такового.

Искусство отвечает за органичность вхождения учащегося во взрослую жизнь. В.В. Давыдов, касаясь вопросов художественного образования, отмечал, что художественные произведения представляют собой копилки практического психологического опыта [2, с. 15] , в то время как «Восприятие произведений искусства - особый вид деятельности, это особый вид сознаний» [2, с. 10], который требует развитого воображения. Отметим, что в любой сфере деятельности сегодня наибольшую ценность представляют люди, обладающие креативным мышлением, за развитие которого отвечает, прежде всего, предмет «Изобразительное искусство».

Литература:

1. Аванесов В.С. Проблемы модернизации образования. Аванесов _для-сайта_РСМ_2356_стр_обр_1ШП-00^ок, документ с сайта innclub.info

2. Давыдов В.В. Лекции по общей педагогике.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.

4. Рачевский Е. Диалоги. Ответы без вопросов. / Управление школой. №6, 2018.

5. Школяр Л.В. Концептуальные подходы к современному художественному образованию // ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru /AE-magazine №.2. 2014.

6. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательнойобласти «Искусство». - М.: Спутник+, 2004.

7. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. -Луганск. 1990.

Педагогика

УДК: 378

магистр Зайнуллина Фарида Фаритовна

Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения. Образовательно-профессиональный путь любого студента педагогического вуза в первую очередь начинается с определения мотивации на получение педагогической профессии.

Студент должен четко осознавать, что он психологически готов к педагогической деятельности и иметь стремление реализовать свой природный педагогический потенциал.

Авторами анализируются такие вопросы как, профессиональная мобильность, требования к профессиональным компетенциям педагога.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, профессиональная компетенция, профессиональная деятельность, педагогический потенциал, мотивация, педагогические кадры, компетентность, самоценность, педагогическая практика.

Annotation. The article considers the problem of the formation of professional competencies of students in the learning process. The educational and professional path of any student of a pedagogical university first of all begins

with the determination of motivation to receive a pedagogical profession. The student should be clearly aware that he is psychologically ready for pedagogical activity and have the desire to realize his natural pedagogical potential. The authors analyze such issues as professional mobility, requirements for the professional competencies of the teacher.

Keywords: professional mobility, professional competence, professional activity, pedagogical potential, motivation, pedagogical staff, competence, self-worth, pedagogical practice.

Введение. Педагогическая профессия является одной из тех профессий, которые требуют наличия определенных профессиональных и личностных качеств. Большое значение в эффективности педагогической работы имеют именно профессиональные качества, а особенно профессиональные компетенции и профессиональная мобильность.

Профессиональная компетентность педагога в процессе обучения - это единство его теоретической и практической подготовленности к реализации педагогической деятельности, характеризуемая его профессионализмом.

Компетентный педагог - это профессионал, специалист, который имеет необходимые знания в области педагогики и смежных с ней наук, способный грамотно спроектировать собственную деятельность, эффективно управлять педагогическим процессом и чутко реагировать на любые изменения в системе образования [1, с. 93].

Изложение основного материала статьи. Профессиональная мобильность педагога - это умение изменять позицию и быстро адаптироваться в трудовых ситуациях, связанных с переменой места деятельности.

Профессиональная мобильность педагога является одним из наиболее важных составляющих его профессиональных качеств. Благодаря мобильности педагог способен подменить отсутствующего коллегу, продвигаться по карьерной лестнице и т.д., то есть он может свободно перемещаться в пространстве профессиональной иерархии.

В более широком понимании профессиональная мобильность - это один из видов социальной мобильности, который характеризуется умением изменять профессиональный путь, посредством приложения усилий. В данном контексте, профессиональная мобильность связана с любой профессией, то есть относится не только к педагогам.

Основные требования, которые предъявляются к профессиональным компетенциям педагога, заключаются в следующем:

- обладать умением учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывать пробелы в знаниях;

- уметь правильно и эффективно организовывать самостоятельную деятельность учеников;

- оказывать учащимся помощь в определении образовательной цели, осуществлять самостоятельную оценку полученным знаниям;

- уметь мотивировать детей на получение новых знаний, вовлекать их в различные виды учебной деятельности;

- обладать умением профессионально составлять «сценарий» учебного процесса, используя разнообразные методы и формы обучения, исходя из поставленной цели;

- учитывать индивидуальные возможности и особенности детей;

- правильно занимать стороннюю позицию в спорных и конфликтных ситуациях, направлять свои профессиональные умения на их сглаживание и недопущение в будущем;

- подмечать учебные наклонности каждого ученика и стараться направлять их в нужное русло, с целью усвоения детьми нового учебного материала и получения необходимых практических умений и навыков;

- владеть такими видами мышления как проектное и исследовательское, уметь применять их на практике при организации проектной и исследовательской деятельности учеников;

- адекватно и беспристрастно применять систему оценивания знаний учащихся;

- использовать данную схему не только для того, чтобы установить уровень усвоения знаний учениками, но и для того, чтобы показать им их достижения;

- уметь осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности и обучать приемам рефлексирования учеников;

- эффективно организовывать процесс педагогического общения и взаимодействия с учениками, родителями, коллегами и администрацией учебного заведения;

- обладать навыками организации учебного занятия таким образом, чтобы он протекал не в скучной монологической форме, а в форме дискуссии или диалога, тем самым привлекать учеников к активному участию в образовательном процессе;

- владеть современными навыками работы на компьютерной технике и применять их в организации учебного процесса [2, с. 78].

Таким образом, профессиональные компетенции проявляются не только в специальных знаниях в области педагогики, но в творческом подходе к педагогическому процессу, желании раскрыть для ребенка мир знаний, умении применять разнообразные формы и методы обучения. Все это, по сути, является основным профессиональным ресурсом педагога.

Выделяют внутреннюю и внешнюю профессиональную мобильность. Внутренняя профессиональная мобильность направлена на личностное и профессиональное развитие педагога, стремление овладеть новыми знаниями, расширить собственный профессиональный кругозор.

Внешняя профессиональная мобильность направлена на карьерный рост педагога, стремление стать лучшим в своей профессии, умении совмещать должности, места работы и т.д.

Требования к профессиональной мобильности педагога, различны в зависимости от того, к какой составляющей они относятся:

- качество личности педагога. Требования предъявляются к наличию у педагога внутреннего механизма профессионального развития, стремления «расти» в рамках педагогической профессии;

- деятельность педагога. Требования предъявляются не только к самореализации педагога в профессиональном плане, но и в жизни;

- процесс преобразования. Требования предъявляются к личностному росту, желанию находится в профессиональной сфере, стремиться ее расширять.

Мотивация - активность обучения предполагает обязательное наличие системы мотивации у учащихся. К наиболее ценностным мотивам относятся:

- чувство гражданского и профессионального долга, полная ответственность за воспитание детей и желание добросовестно выполнять профессиональные функции;

- истинная увлеченность педагогикой и получение удовлетворения от процесса общения с детьми;

- понимание значимости миссии педагога;

- искренняя любовь к детям и понимание самоценности детства. Только при наличии такой мотивации процесс обучения будет успешен, а будущая профессиональная деятельность - эффективной [3,с. 97].

Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза охватывает освоение специальных педагогических дисциплин, смежных с педагогической деятельностью предметов, а также предметов, которые необходимы для расширения кругозора будущего педагога. Кроме того, большое значение в подготовке педагогических кадров имеет научная и практическая деятельность, реализуемая в процессе обучения.

Согласно ФГОС ВПО перед выпускниками педагогических ВУЗов по направлению «Педагогическое образование», стоят следующие профессиональные задачи:

- а) в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей детей в обучении и их потребности в получаемом образовании, последующее использование полученной информации при построении педагогического процесса;

- организация педагогического процесса с использованием методов, средств, форм, приемов и технологий в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей;

- организация взаимодействия с иными общественными и образовательными организациями, с целью решения педагогических задач;

- использование всех возможностей образовательной среды для обеспечения качественного и эффективного педагогического процесса;

- самообразование и личностный рост на протяжении всей профессиональной деятельности;

б) в области культурной и просветительской деятельности:

- исследование потребностей детей в данной деятельности, с целью ее успешной организации;

- организация эффективного культурного пространства;

г) в области научно-исследовательской деятельности:

- осуществление исследовательской деятельности по наиболее актуальным проблемам науки и образования;

- разработка и внедрение авторских педагогических технологий, с учетом поставленных образовательно-воспитательных целей и задач, особенностей образовательного процесса и индивидуальности учащихся (воспитанников);

- экспериментальная работа по внедрению новых форм воспитания и обучения, анализ полученных результатов.

Основой образовательно-профессионального пути студента педагогического ВУЗа, являются теоретические занятия, в процессе которых он усваивает до 70 % необходимой для педагогической деятельности научной информации.

Помимо теоретических занятий, программой обучения предусмотрено проведение практикумов, во время которых студенты осуществляют анализ разнообразных педагогических ситуаций, осваивают психолого-педагогические методы диагностики и контроля результатов воспитания и обучения.

Роль педагогической практики в подготовке студентов в образовательно-профессиональной подготовке студентов педагогических вузов большое значение имеет педагогическая практика.

Программой предусмотрены различные виды педагогической практики (учебная, производственная и т.д.) [4, с. 88].

Основная цель педагогической практики - формирование представления о педагогической профессии, закрепление и расширение теоретических знаний, получение необходимых практических умений и навыков профессиональной деятельности. Задачами педагогической практики являются:

- расширение и углубление теоретических знаний, умений и навыков;

- формирование профессионального творческого мышления и индивидуального педагогического стиля;

- освоение практического опыта работы с детьми;

- развитие навыков рефлексии собственной педагогической деятельности;

- формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.

Психологическая структура профессиональной компетенции будущего педагога включает в себя:

- мотивационно-личностный компонент, заключающийся в сущности профессиональной направленности;

- деятельностный компонент, включающий в себя систему учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности и компетенции студентов;

- рефлексивно-оценочный компонент, определяет индивидуальные профессиональные возможности будущего педагога, возможности его продвижения к профессиональной цели, профессионального совершенствования и роста [6, с. 67].

Выводы. Итак, основы профессиональной компетентности современного педагога должны формироваться в процессе обучения в ВУЗе, так как в период самостоятельной профессиональной деятельности после ВУЗа возникающие профессиональные стереотипы не позволяют педагогу успешно овладеть профессионально важными психологическими знаниями.

Важнейшим психологическим условием развития профессиональной компетентности будущего педагога является трансформация образовательной деятельности студентов в учебную и профессиональную.

Для такой трансформации необходимо создать интегративное, содержательное единство психолого-педагогической, методической и предметной подготовки будущего педагога в вузе.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это пропорциональный и адекватный комплекс коммуникативных, личностных и профессиональных качеств педагога, позволяющих ему достигать высоких результатов в собственной педагогической деятельности.

Литература:

1. Управление дошкольным образовательным учреждением. №1, 2013; Сфера - Москва, 2013. - 128 с.

2. Управление дошкольным образовательным учреждением. №10, 2012; Сфера - Москва, 2012. - 492 с.

3. Управление дошкольным образовательным учреждением. №2, 2012; Сфера - Москва, 2012. - 128 с.

4. Управление дошкольным образовательным учреждением. №2, 2013; Сфера - Москва, 2013. - 128 с.

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Новая школа - Москва,

2010. - 304 с.

6. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. Сфера - Москва, 2012. - 160 с.

7. Чумичева Р.М., Платохина Н.А. Управление дошкольным образованием. Академия - Москва,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011. - 400 с.

Педагогика

УДК:37

кандидат педагогических наук Замалетдинова Зальфира Исхаковна

Государственное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань)

ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье раскрываются способы достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В ней подчеркивается специфика системы оценки достижения планируемых результатов, направленность на обеспечение качества образования, которая предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В статье рассматривается достижение планируемых результатов на примере конкретных учебных дисциплин.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, программа, планируемые результаты, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия.

Annotation. The article reveals the ways to achieve the planned results of mastering the basic educational program of primary general education. It emphasizes the specificity of the system for assessing the achievement of the planned results of mastering the main educational program of primary general education, the focus on ensuring the quality of education, which involves the involvement of teachers and students in the evaluation activity. The article discusses the achievement of planned results on the example of specific academic disciplines.

Keywords: Federal State Educational Standard, program, planned results, system-activity approach, universal educational actions.

Введение. Сегодня мы говорим о новых образовательных результатах, об изменениях подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания. Система оценки планируемых результатов и является одним из инструментов реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

Вот поэтому процесс достижения планируемых результатов учащимися в образовательном процессе занимает центральное место, делается основной акцент на целенаправленную организацию учебной деятельности, создание педагогических условий для развития личности учащихся на основе освоения универсальных учебных действий при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.

Изложение основного материала статьи. Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы, позволяющие вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:

• личностных;

• метапредметных;

• предметных.

Как организовать процесс достижения планируемых результатов? Какие педагогические технологии выступают наиболее эффективными средствами достижения планируемых результатов?

Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта является системно-деятельностный подход. Организация образовательного процесса, содержание, контроль и оценка выражаются в деятельностной форме.

Задача учителя состоит в системной организации деятельностного освоения учебного материала. Учитель должен уметь систематически создавать на уроке проблемные и учебные ситуации, вовлекая всех учащихся в учебный процесс, в том числе и в контрольно-оценочную деятельность.

Учитель, ориентируя учебный материал, методы обучения, формы организации учебной деятельности, виды деятельности на включение учащихся в учебную деятельность под конкретный результат, планирует методическую систему заданий.

Все задания должны быть тесно взаимосвязаны между собой. Основная задача заданий — это раскрытие задач урока. Если учитель продумает каждое задание в соответствии с задачами урока, естественно, на уроке мы придем к запланированной цели.

Каждое задание — это подготовка к следующему виду деятельности, при освоении которого происходят интеллектуальные и личностные новообразования. На урок, в школу учащиеся идут с одной единой целью — узнать что-то новое, научиться чему-нибудь. И поэтому на всех уроках у каждого должен произойти интеллектуальный рост, удовлетворение потребностей. Учащиеся должны заметить любые изменения в положительную сторону, и учитель всегда отмечает каждое учебное действие учащихся.

Здесь есть важное требование — после выполнения каждого задания делаются выводы по содержанию. Для учащихся эти выводы являются ориентирами для формулирования общих способов решения учебной задачи. Общие способы решения учебной задачи — это устойчивые действия по достижению цели, раскрытию темы урока. Применяя общий способ решения задачи, учащиеся формируют у себя прочные опорные базовые знания, так как они пошагово идут к цели.

Ещё один важный момент — умение моделировать полученные знания. Учащиеся учатся показывать полученные знания кратко, сжато в таблице, графике, чертеже, модели, опорными словами, рисунком и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.