Научная статья на тему 'Дневник как средство сопровождения будущего педагога на практике'

Дневник как средство сопровождения будущего педагога на практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / PROFESSIONAL COMPETENCE / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / PRACTICE DIARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игумнова Екатерина Александровна, Лучкина Татьяна Викторовна

В статье рассматривается специфика проектирования дневника практики как учебного пособия особого характера, содействующего сопровождению студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» в процессе учебной практики и формированию у них профессиональной компетентности в период вхождения в педагогическую профессию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игумнова Екатерина Александровна, Лучкина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIARY AS A MEANS OF FUTURE TEACHER SUPPORT IN PRACTICE

The article deals with the specifics of the design of the diary practice as a manual of special nature, facilitating support for undergraduate students majoring in “Pedagogical education” while their academic internship and formation of professional competence during pre-service preparation and Entering the Teaching Profession. The structure and academic internship content of approach, developed by the authors on the basis of competence approach, are presented, as well as professional tasks, suggested for students

Текст научной работы на тему «Дневник как средство сопровождения будущего педагога на практике»

УДК/UDC 378.147 Е. А. Игумнова, Т. В. Лучкина

E. Igumnova, T. Luchkina

ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ

DIARY AS A MEANS OF FUTURE TEACHER SUPPORT IN PRACTICE

В статье рассматривается специфика проектирования дневника практики как учебного пособия особого характера, содействующего сопровождению студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» в процессе учебной практики и формированию у них профессиональной компетентности в период вхождения в педагогическую профессию.

The article deals with the specifics of the design of the diary practice as a manual of special nature, facilitating support for undergraduate students majoring in "Pedagogical education" while their academic internship and formation of professional competence during pre-service preparation and Entering the Teaching Profession. The structure and academic internship content of approach, developed by the authors on the basis of competence approach, are presented, as well as professional tasks, suggested for students.

Ключевые слова: дневник практики, будущий педагог, педагогическое сопровождение, профессиональная задача, рефлексия.

Keywords: practice diary, future teacher, pedagogical support, professional competence, reflection.

Информатизация и высокотехнологич-ность производства, демократические преобразования, темп социальных изменений, кризисные явления как в духовно-нравственной, так и экономической сфере современного общества повышают требования к педагогу как ведущей фигуре образования. Соответственно, повышается и уровень требований к подготовке будущего учителя как специалиста нового поколения, проявляющего: гуманность и конструктивность во взаимодействии с обучающимися, ответственность и самостоятельность в принятии решений, прогностичность, мобильность, конкурентоспособность. Эти требования нашли отражение в профессиональных компетенциях ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование», которыми должен овладеть бакалавр педаго-

гического образования как учитель нового поколения [6].

Важная роль в подготовке будущего учителя отводится различным видам практики (учебная, учебно-исследовательская, педагогическая и др.), которые являются органичной частью образовательного маршрута студента в вузе, обладают высоким потенциалом для овладения студентами профессиональными компетенциями. В период практики происходит реальное погружение студентов в профессиональную деятельность, в которой раскрываются личностные смыслы, решаются реальные профессиональные задачи в процессе взаимодействия их с учащимися и другими субъектами образования.

Изучая проблему сопровождения будущего учителя на практике, мы проанализировали взгляды исследователей на педагогическое сопровождение (Е. А. Александрова, И. А. Лип-ский, С. Г Косарецкий и др.) и пришли к выводу, что данный процесс в контексте практики можно рассматривать как целенаправленную педагогическую деятельность команды преподавателей вуза (кафедры педагогики, методики профильного предмета, психологии) совместно со школьной администрацией и учителями. Интеграция поддержки будущего учителя такой командой осуществляется с различных позиций: содействия организации процесса практико-ориентированной профессиональной подготовки в вузе; помощи в решении личностных проблем в профессиональном становлении; создания комплекса учебно-методических средств (учебной программы практики, технологической карты, учебных пособий и др.), способствующих успешности протекания вышеназванных процессов.

Анализ толкований слова «дневник» в современных словарях показал: во-первых, что дневник представляет собой записи событий или наблюдений, которые отличаются личным характером и регулярностью, содержат рефлексию своих мыслей, чувств и поступков, могут вестись во время работы, путешествий и т. п.

Дневник рассматривается как особый литературный жанр и инструмент самоанализа. Во-вторых, дневник имеет еще другое значение в сочетании его с прилагательным «ученический» — как тетрадь для записи заданий обучающимися и выставления оценок.

Мы пришли к выводу, что для сопровождения учебной практики студентов необходимо разработать учебный дневник — тетрадь для выполнения предлагаемых на практике заданий и задач, включающую методические рекомендации, средства самооценки деятельности студента на практике и оценки его достижений преподавателем.

В целях продуктивного сопровождения студентов первого курса по направлению педагогической подготовки и интеграции деятельности преподавателей вуза по оказанию поддержки будущим учителям в ходе учебной практики, проведение которой предусмотрено на базе общеобразовательных организаций, нами был разработан дневник практики [3]. В процессе проектирования дневника нами были учтены следующие требования к современным дидактическим средствам как средствам сопровождения образовательного процесса, выделенным исследователями (Л. А. Бордонская, Г И. Голобокова, А. Д. Рапопорт и др.): ориентир на достижение новых целей образования (способность к целеполага-нию, организация собственной деятельности, развитие рефлексии), полифункциональность, интерактивность, открытость как возможность расширения и адаптации с учетом конкретных условий, диалогизм, обеспечение индивидуализации обучения [1; 4]. Данному учебному пособию в 2013 г присвоен гриф УМО по направлению «Педагогическое образование».

Разработке программы практики и дневника практики предшествовал анализ компетенций, заданных в ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», что позволило выделить те из них, которыми должен овладеть студент в период успешного прохождения учебной практики. Данные компетенции нами были отражены в программе, технологической карте и дневнике практики как планируемые результаты:

— общекультурные компетенции (ОК): владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

— общепрофессиональные компетенции (ОПК): осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) [6].

Разработанный нами в 2013 г «Дневник учебной практики» (гриф УМО по направлению «Педагогическое образование») спроектирован в соответствии с компетентностным подходом, поэтому основным ориентиром структурирования и отбора его содержания стали вышеназванные компетенции и следующие пять групп профессиональных задач, определенных в стандарте:

—«видеть» ребенка в образовательном процессе;

— строить образовательный процесс в направлении достижения целей основной школы (или другой образовательной организации);

— устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;

— создавать и использовать условия образовательной среды;

— проектировать и осуществлять профессиональное самообразование [6].

Основными видами деятельности в период учебной практики на первом курсе являются организационная, учебно-методическая, внеклассная и учебно-исследовательская деятельность, но в приоритете остается именно проведение педагогических мини-исследований в процессе взаимодействия студента с субъектами образовательного процесса.

Итак, в соответствии с вышеперечисленными компетенциями, группами профессиональных задач и видами деятельности в программу практики и учебное пособие нами были включены следующие взаимосвязанные темы:

— исследование информационно-образовательной среды образовательной организации;

— наблюдение взаимодействия учителя и учащихся на уроке;

— изучение ученического коллектива и индивидуальных особенностей учащихся;

— исследование карьерной стратегии учителя;

— изучение уровня сформированности проектных умений учащихся в процессе организации социально ориентированного проекта;

— проведение самооценки деятельности на практике.

Содержательно учебное пособие представляет собой путеводитель практики: в нем

раскрываются особенности практики, ее цель, задачи, структура, принципы организации и содержание деятельности студентов. Для систематизации самостоятельной работы студента

и ориентира на достижение им планируемых результатов в процессе прохождения практики в дневнике помещена технологическая карта практики, которую представим в таблице.

Таблица

Фрагмент технологической карты учебной практики студента 1-го курса

Наименование практики Учебная

Уровень образования Бакалавриат

Наименование образовательной программы, факультет

База практики Общеобразовательная организация

Ф. И.О. бакалавра, учебная группа

Ф. И.О. руководителя

Самооценка студента

Оценка преподавателем уровня сформированности профессиональных компетенций

№ п/п Виды деятельности студента Содержание деятельности студента Оцениваемый продукт деятельности Количество баллов Формируемые компетенции

тип тах

1) Подготовительный или информационно-проектировочный этап учебной практики

1.1 Участие в конференции по практике. Разработка и согласование с руководителем технологической карты практики • Посетить установочную конференцию; • разработать и согласовать с руководителем технологическую карту Индивидуальная технологическая карта 3 6 ОК-1 ОПК-1

2) Основной или организационно-деятельностный этап учебной практики

2.1 Изучение информационной образовательной среды школы • Ознакомиться с образовательной программой школы; • проанализировать ее, используя материалы: - концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - ФГОС: основного общего образования Анализ образовательной программы школы (основной уровень) на предмет отражения в ней современных нормативно-правовых документов 3 5 ОК-1 ОК-13 ОПК-1

• Оценить информационно-образовательную среду учебного кабинета; • ознакомиться с информационными ресурсами школы Таблица по оценке информационно-образовательной среды кабинета и выводы по ней. Таблица по наличию в школе информационных ресурсов и выводы по ней 3 5

2.2 Изучение характеристики взаимодействия учителя и ученика во время учебного занятия • Посетить пять уроков в прикрепленном за студентом классе; • оценить характер взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и определить их соответствие требованиям развивающего обучения; • обсудить в группе полученные результаты о характере взаимодействия учителя и ученика во время учебного занятия Таблица по программе наблюдений на занятии и выводы по ней. Вывод в целом о характере взаимодействия учителя и ученика на основе данных по всем посещенным занятиям 3 5 ОК-1 ОК-13 ОПК-1

Окончание таблицы

2.3 Изучение ученического коллектива • Провести исследование ученического коллектива; • составить характеристику наблюдаемого ученического коллектива Комплексная характеристика ученического коллектива 3 5 ОК-1 ОПК-1

• Сопоставить полученные результаты с имеющейся информацией классного руководителя; • проинформировать классного руководителя о полученных результатах; • выработать рекомендации по дальнейшему сплочению коллектива Сопоставительный анализ характеристики классного коллектива(по результатам исследования и по информации классного руководителя). Рекомендации по работе с коллективом 3 5

2.4 Изучение индивидуальных особенностей учащихся • Составить характеристики на 2 учащихся класса, используя педагогические методики изучения индивидуальных особенностей Характеристики 2 учащихся 4 7 ОК-1 ОПК-1

• Довести результаты исследования до учителя-предметника и классного руководителя; • выработать рекомендации для классного руководителя Рекомендации классному руководителю 4 7

В содержании дневника даны рекомендации по организации деятельности студента по каждой теме по следующему алгоритму: сформулирована профессиональная педагогическая задача и даны методические подсказки, содействующие студенту в ее решении; представлены справочный материал и словарь терминов, которые помогут глубже вникнуть в педагогическую деятельность и ознакомиться с образовательным процессом; размещена рубрика «Перспектива будущего», в ней приводятся тезисы о приоритетах развития образования в России; описаны условия, при выполнении которых учебная задача будет считаться решенной; даны задания по рефлексии деятельности студента в процессе решения задачи по заявленной теме.

Для более четкого осмысления деятельности студента в период практики приведем пример профессиональной задачи и заданий, предложенных студенту по теме изучения карьерной стратегии учителя современной школы: «На современном этапе экономического развития России возрос интерес общества и каждого гражданина к вопросам стратегического планирования и формирования профессиональной карьеры. В отечественной психологии и педагогике до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось и воспринималось в негатив-

ном смысле. В современных социокультурных условиях человек карьеры рассматривается как тот, кто ориентируется на самореализацию личностного и профессионального потенциала. В карьере человека фиксируется динамика его социально-экономического положения, статусно-ролевого уровня, масштабов и форм социальной активности. Возникает необходимость того, чтобы учитель овладел умением управления собственной карьерой и определения траектории своего профессионального роста». В целях овладения вышеназванными умениями студент должен выполнить задание: на основе взаимодействия с администраций школы и учителем, а также анализа портфолио профессиональной деятельности учителя выявить результаты профессионально-личностных достижений этого педагога и перспективы его карьерного роста; описать проблему, над которой работает учитель в процессе самообразования [3]. Проведение предложенного педагогического исследования студентом предполагает применение наблюдения, опросных методов по выбору (анкетирование, беседа, интервью), изучение источников — школьной документации.

Решение вышеназванной задачи и выполнение заданий направлено на ожидаемый результат — овладение будущим учителем следующими компетенциями: ОК-1 и ОПК-1.

В разделе «Методическая подсказка» приводится план исследования для характеристики профессионального роста учителя, включающий следующее:

— фамилия, имя, отчество учителя;

— педагогический стаж;

— преподаваемый предмет;

— какое учебное заведение окончил;

— уровень квалификации;

— достижения учителя (звания, дипломы, грамоты, аттестаты, вымпелы, значки и др.);

— участие в профессиональных конкурсах разного уровня (от школьного до международного);

— динамика учебных достижений учащихся (уровень успеваемости и качества обученности);

— результаты экзаменов в 9-х классах (последние три года);

— участие и победа учащихся в олимпиадах и конкурсах разного уровня;

— участие учащихся в учебно-исследовательской работе, исследовательских проектах и конкурсах;

— участие и победы школьников в социально значимых и творческих проектах;

— авторские программы элективных и других курсов;

— публикации (статьи, методические рекомендации, учебные пособия и т. д.);

— участие в открытых мероприятиях, конференциях, семинарах (от школьного до международного уровня);

— исследовательская деятельность учителя (проблема, тема, если есть — статус);

— общественная работа (членство в различных общественных организациях, советах, проектах с указанием роли участия);

— повышение квалификации за последние 5 лет (курсы повышения квалификации, указывается вид полученного документа);

— отзывы о педагогической деятельности учителя и ее результатах (представленные учащимися, их родителями, работниками системы образования и др.).

Требования к выполнению задания сформулированы в учебном пособии следующим образом: «Задание будет считаться выполненным, если Вы:

— познакомились как минимум с портфо-лио профессиональной деятельности учителя;

— побеседовали с администрацией и учителем об особенностях карьерной стратегии учителя;

— выявили проблему, над которой работает учитель в процессе самообразования;

— сделали вывод об индивидуальной траектории профессионального роста учителя.

Для проведения рефлексии студентам предлагается использовать прием «Четыре открытия дня»: «Подумайте над тем, какие открытия сделали лично Вы в течение сегодняшнего дня практики. В качестве подсказки предлагаем незаконченные словесные конструкции:

— сегодня я открыл для себя...;

— сегодня меня удивило.;

— возникли неожиданные мысли о.;

— сегодня я понял (а), что мне пригодится в дальнейшей жизни.» [3].

Анализ рефлексии, проведенной студентами, показал, что, изучая карьерную стратегию учителя современной школы, каждый из них по своему осмысливает приобретенный собственный опыт понимания педагогической реальности. Об этом свидетельствуют выдержки из двух дневников:

— Сегодня я открыл для себя, что жизнь учителя полна интересных моментов и ярких эмоциональных ситуаций, он сам занимается исследовательской деятельностью и обучает этому своих учащихся, а они побеждают в олимпиадах по английскому языку; что учитель не только обучает учеников, но и сам реализуется в научно-методической деятельности.

— Сегодня меня удивило, что знание иностранного языка открывает большие возможности перед учителем, предоставляя ему возможность принимать участие не только в жизни школы и города, но и в различных международных конференциях и конкурсах; что за последние пять лет у учителя было много курсов повышения квалификации, по сравнению с учителем школы, которую я окончил.

— Возникли неожиданные мысли о том, что качество преподавания — важный показатель для учеников, их родителей и школы, и о том, что учитель должен быть всесторонне развитым человеком, чтобы стать хорошим примером во всем для своих учеников; о профессиональной карьере учителя, которую мне самому придется выстраивать.

— Сегодня я понял, что мне пригодится в дальнейшей жизни вся информация об индивидуальной траектории профессионального роста учителя; все мои знания, навыки, достижения, умения наблюдать, анализировать и беседовать.

Таким образом, общие выводы об индивидуальной траектории профессионального роста учителя и проведенная им рефлексия,

говорят в пользу того, что будущие учителя стремятся осознать социальную значимость своей профессии и демонстрируют позитивное отношение к педагогической деятельности, следовательно, овладевают ОПК-1. Они (учителя) отмечают, что профессиональный рост зависит от стремления работать и быть востребованным в своей профессии. Педагог должен постоянно самообразовываться, развиваться, работать над собой. Должен осознавать свою потребность в самообразовании как профессионала. Необходима мотивация к деятельности учителя в различных сферах (обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной) и постоянному обновлению и переработке своих знаний и умений.

При разработке более ранних версий пособия мы включали рубрику «Рефлексия дня» без заданий и упражнений, содействующих ее проведению. Апробация издания показала, что необходимо добавить специальные упражнения и задания для формирования у студентов рефлексивных умений. Поэтому нами были предложены различные задания и упражнения, которые разработаны и используются в психологических тренингах, на уроках в школе и др. Например, «Рефлексивный экран» (сегодня мне понравилось.., я научился.., затруднение у меня вызвало... и др.); прием «Чемодан, корзина, мясорубка», позволяющий оценить то, что хочется унести с собой в чемодане (знания, умения, которые будут востребованы в дальнейшем), что оказалось лишним и невостребованным (можно условно выбросить в «корзину») и что требует дальнейшего освоения и более глубокой проработки («мясорубка»); прием «Письмо самому себе», предполагающий написание короткого письма из 5-6 предложений, которое начинается с приветствия и заканчивается пожеланиями, в основной части отражается оценка своей деятельности в течение дня практики и другие задания. Часть заданий рефлексивного характера может быть взята из приемов технологии развития критического мышления (синквейн, методики Э. Боно — «Плюс — минус — интересно», «Шесть шляп» и др.). Выполнение подобных заданий развивает у студентов способность к разным видам рефлексии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Апробация дневника по учебной практике проходила в течение трех учебных лет, начиная с 2010 г на базе Забайкальского государственного университета (г. Чита). Продемонстрируем пример выполнения задания студентами по исследованию характера взаимодействия учителя и ученика во время учебного занятия.

Перед студентами нами была поставлена следующая профессиональная педагогическая задача: «В профессиональной деятельности учитель взаимодействует с достаточно большим количеством людей, но в центре этого взаимодействия, как и прежде — учащийся и класс. Формы же взаимодействия с учениками у современного учителя намного обогатились, учитель должен уметь использовать различные технологии обучения, которые предполагают сотрудничество, совместный поиск решения проблем, организацию разнообразной самостоятельной работы. Рамки урока ограничены, и какими путями можно организовать групповое взаимодействие учащихся в познавательной, исследовательской, проектной деятельности или такое взаимодействие возможно только вне урока?». Для решения профессиональной задачи студентам было предложено задание — посетить уроки по профильному предмету, провести наблюдение за характером взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии, определить их соответствие требованиям развивающего обучения, обсудить в группе полученные результаты о характере взаимодействия учителя, довести до сведения учителя полученные результаты.

Ожидаемый результат предполагает овладение будущим учителем компетенцией ОПК-1 — осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

Методы педагогического исследования, применяемые студентами, — наблюдения, беседа, интервью.

Для наблюдения и проведения анализа взаимодействия учителя и учащихся на уроке студенты использовали программу наблюдений на учебном занятии, разработанную П. И. Третьяковым, которая позволяет определить:

1. Как ученики реагируют на учителя:

— доброжелательно;

— равнодушно;

— испытывают неприязнь.

2. Мобилизационное начало урока: создается ли положительный настрой на учебное занятие?

3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?

4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?

5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?

6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?

7а. Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:

— авторитарный стиль;

— демократический стиль;

— либеральный стиль.

7б. Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?

8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?

9. Каков преимущественный характер учебной деятельности:

— репродуктивный;

— конструктивный;

— творческий.

10. Достигнуты ли задачи учебного занятия:

— обучающие;

— развивающие;

— воспитывающие;

— здоровьесберегающие.

При оценке характера взаимодействия учителя и ученика используются ответы: «да» — 3 балла, «частично» — 2 балла, «нет» — 1 балл [5].

Проведенное наблюдение позволило выявить студентам, что в 5-м классе на уроках русского языка около 39 % времени занимает авторитарный стиль, поэтому ими был сделан вывод о том, что во время урока лишь частично создаются условия для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия. Также было выявлено, что на первом месте на уроке стоит достижение обучающей задачи, на втором — воспитывающей, на третьем — развивающей, на последнем -здоровьесберегаю-щей. Решение профессиональной задачи, связанной с организацией продуктивного общения учителя и учащихся, а также учащихся между собой в рамках урока, вызвало затруднение у студентов, так как они провели наблюдение на уроках, но, как правило, учителем не были созданы условия для взаимодействия учащихся друг с другом. Студенты сделали вывод, что преобладающим остается репродуктивный характер учебной деятельности, что часто детерминировано авторитарным стилем [2].

Анализ итогов практики показал, что все отчеты и записи в дневниках практики выполнены на должном уровне: в них отражены все аспекты деятельности студента-практиканта, у многих есть эссе или отзывы, впечатления от практики. Приблизительно 70 % студентов овладели методикой исследовательской деятельности по определенной практикой тематике, их работы (отчет о практике и дневник), отзывы учителей демонстрируют творческий потенциал, проявленный ими в педагогической деятельности. Тем не менее около 30 % студентов в недостаточной степени умеют описывать проблемные ситуации, затрудняются в проведении рефлексии своей педагогической деятельности, интерпретации полученных результатов при педагогическом наблюдении и использовании других методов исследования — многие выводы событийные и недостаточно глубокие. У некоторых студентов возникли проблемы с составлением социограммы, реализацией проектной технологии. Выявленные проблемы позволили скорректировать некоторые аспекты в программе занятий бакалавров по педагогике и психологии, связанные с изучением детского коллектива методом социометрии, организацией проектной деятельности с подростками и овладением студентами методиками рефлексии [2].

Использование дневника на практике показало, что если использовать это дидактическое средство, разработанное на основе компетентностного подхода, то реализуется целевое назначение дневника как средства для сопровождения деятельности студента в период практики, содействующего становлению профессиональной компетентности студента — будущего педагога в период вхождения в педагогическую профессию. В ходе учебной практики студент имеет возможность получить представление о современной школе, ее образовательной среде, образовательном процессе (в соответствии с направлением профиля подготовки в вузе), характере взаимодействия субъектов образовательного процесса и овладеть умениями решать профессиональные задачи с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и способностей. Ценностное значение практики для студентов состоит в возможности приобретения опыта учебно-исследовательской деятельности. В дневнике как учебном пособии для сопровождения практики студентов интегрируются смыслы дневника как литературного жанра и ученического дневника для записей и выставления оценок.

Итак, дневник учебной практики как учебное пособие, разработанное на основе компе-тентностного подхода, можно рассматривать как инструмент:

— освоения будущим учителем профессиональных компетенций, содействующих осознанию им социальной значимости своей будущей профессии и повышению мотивации;

— навигации и методических рекомендаций для организации деятельности студентов в период практики;

— развития рефлексии у студента своей профессиональной деятельности на практике;

— оценивания деятельности студента и его достижений руководителем и методистами практики;

— сбора фактического материала (результатов исследований, методических находок и др.) для проведения НИР и подготовки выпускной работы студента;

— построения индивидуального образовательного маршрута будущего учителя.

1. Бордонская Л. А., Голобокова Г. И. Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство // Ученые записки ЗабГУ. Теория и методика профессионального образования. — 2013. — № 6 (53). — С. 51-65.

2. Игумнова Е. А., Лучкина Т. В., Чепалова М. Е. Роль учебно-исследовательской практики бакалавров образования в становлении профессиональной компетентности // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности — основа социальной технологии развития современной России : материалы Международ. педагог. форума.— Ростов-на-Дону : Булат, 2010. — Т. 2. — С. 354-359.

3. Лучкина Т. В., Игумнова Е. А., Радецкая И. Н. Дневник учебной практики : учеб. пособие для бакалавров образования. — Чита : Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2014. — 110 с.

4. Рапопорт А. Д. Учебно-методический комплекс нового поколения как средство развития субъектной позиции учащихся : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2012. — 219 с.

5. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. — М. : Новая школа, 2001. — С. 189-190.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. — М., 2011. — 25 с. — URL: http:// www.edu.nu/db-mon/mo/Data/d_11/pnm46-1.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.