Научная статья на тему 'Формирование профессионально-педагогических компетенций будущих учителей, ориентированных на реализацию функций классного руководителя'

Формирование профессионально-педагогических компетенций будущих учителей, ориентированных на реализацию функций классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / CLASS TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенмез Фахри, Курудирек Абдуллах, Акджа Хусейин

Целью данного исследования является формирование профессионально-педагогических компетенций будущих учителей, ориентированных на реализацию функций классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-педагогических компетенций будущих учителей, ориентированных на реализацию функций классного руководителя»

The formation of professional-pedagogical competence of the future teachers who focused on the implementation of the duties of the class teacher Senmez F.1, Kurudirek A.2, Akdja H.3 Формирование профессионально-педагогических компетенций будущих учителей, ориентированных на реализацию функций классного руководителя Сенмез Ф.1, Курудирек А.2, Акджа Х.3

'Сенмез Фахри / Senmez Fahri — аспирант, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа; 2Курудирек Абдуллах / Kurudirek Abdullah — аспирант;

3Акджа Хусейин / Akdja Huseyin — аспирант, кафедра методики преподавания математики, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: целью данного исследования является формирование профессионально-педагогических компетенций будущих учителей, ориентированных на реализацию функций классного руководителя.

Abstract: the aim of this research is focused on the implementation of the duties of the class teachers, to develop professional-pedagogical competence, in the future teachers.

Ключевые слова: компетентность, профессионально-педагогические компетенции, классный руководитель.

Keywords: competence, professional and pedagogical competence, class teacher.

Бесспорно, воспитательные функции выполняют все учителя, так как любой урок помимо обучающих целей ставит и воспитательные задачи. Но всё же основная роль в решении воспитательных задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. О значимости фигуры классного руководителя можно судить по тому, что во многих школах создаются положения о функции классного руководителя. В них указывается, что положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы. В изученных нами положениях подробно расписаны функции классного руководителя, общие положения которых представлены ниже.

Аналитическая функция: изучение индивидуальных особенностей воспитанников; выявление специфики классного коллектива; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания учащихся; выявление влияния школьной среды и ближайшего окружения на учащихся класса; анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.

Прогностическая функция: предвидение траектории развития воспитанности классного коллектива в целом и индивидуального развития учащихся; прогнозирование результатов воспитательной деятельности; построение модели воспитательной работы в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом; определение ближайших и дальнейших перспектив развития и деятельности отдельных учащихся и класса в целом; предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений.

Организационно-координирующая функция: формирование классного коллектива; организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе; оказание помощи в организации сотрудничества и планировании общественно значимой деятельности учащихся, руководство деятельностью органов ученического самоуправления; поддержание связи семьи и школы, школы и социума; содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне неё; защита прав учащихся.

Коммуникативная функция: развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися, а также между учащимися и взрослыми; оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу; содействие созданию благоприятного климата в коллективе для

каждого отдельного воспитанника; оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающими детьми и социумом.

Деятельность учителя есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью - это своеобразная мета-деятельность, как бы подстраивающаяся под деятельность учащихся [1]. Цель педагогического воздействия педагога не заключается в том, чтобы перекричать нравственно невоспитанного учащегося, заставлять подчиниться путём угроз или принуждения, а побудить его к тому, чтобы он осознал ошибочность своего поступка и принял решение по внутреннему побуждению. Пусть это решение не характеризует высокий уровень сознательности воспитанника, но это уже является шагом к взаимопониманию, движением навстречу общей цели [2]. Необходимо знать, что неумелый подход к осуществлению задач воспитания приводит к возникновению холодности между учителем и учеником, что позже может привести к взаимной отчуждённости между участниками педагогического процесса.

Классному руководителю необходимо внимательно следить за реакцией учащихся на воспитательное воздействие с его стороны. При неприязненных отношениях между учителем и коллективом класса ученики либо не будут слушать учителя, либо будут выражать поведением, мимикой и действиями то, что они не хотят принимать его советы. Когда у учителя случаются нервные срывы, он склонен повышать голос на воспитуемых. Воспитатель должен знать, что потеря терпения и противостояние друг другу не приведут к нужному результату. При принуждении желание учиться у ученика пропадет. Умения и навыки приобретаются только тогда, когда у воспитуемых появляются желание исправиться, потому что у детей существуют свои интересы и чувства. Чтобы влиять на учеников, учителю следует обращаться не только к разуму, но и к чувствам и интересам воспитанников. Владение учителем вышеуказанными принципами и установками свидетельствует о сформированном^ у учителя соответствующего уровня профессионально-педагогической компетентности.

После научного анализа результатов исследований российских и зарубежных учёных, мы пришли к выводу о том, что для эффективного осуществления воспитательной работы с учащимися общеобразовательной школы необходимо, чтобы классные руководители владели совокупностью знаний, умений, навыков, а также обладали качествами активности, включенности, ответственности, многосторонности, ситуативности, проницательности и целеустремленности. Такой педагог способен чувствовать, замечать и воспринимать обстановку и уметь действовать нужным образом в зависимости от ситуации и условий.

Проведенное исследование в данной области показало, что необходимо повышение практической направленности подготовки будущих учителей как классных руководителей в области профессионально-педагогической компетентности. Логика рассуждения приводит к следующему пути формирования профессионально-педагогических компетенций будущих учителей как классных руководителей.

1. Эффективность процесса формирования профессионально-педагогических компетенций определяется активным участием будущего учителя в процессе воспитательной работы. Для реализации этого пути мы предлагаем следующее: организовывать соревнования по научно-исследовательским работам в группе, между группами на факультетах и между факультетами в вузе; увеличить спортивную деятельность между факультетами вуза; организовывать дискуссии между разными учебными группами, в том числе между студентами несовпадающих по профилю подготовки; увеличить срок педагогической практики и уменьшить нагрузку на время практики (студентам надо предоставить возможность, чтобы они учили учеников, имея небольшую нагрузку, например, в неделю одну или две пары. Тогда у студентов будут оттачиваться навыки общения с учениками, они быстрее научатся ставить и решать педагогические задачи).

Перестройка учебного процесса по предложенным рекомендациям позволит сформировать у будущего учителя следующие профессионально -педагогические качества: настойчивость и решимость (настойчивость - уверенность человека в том, что он в силах преодолеть барьеры, возникающие в педагогической деятельности, решимость -настойчивое и терпеливое движение в выбранном направлении, несмотря на помехи и сопротивление среды); уверенность в себе (если учитель является носителем настойчивости и решимости, то у него будет уверенность в себе, и в педагогической деятельности он будет проявлять упорство); целеустремленность при возникновении препятствий и трудностей; ответственность; креативность.

2. Успешности процесса формирования профессионально-педагогических компетенций будущих учителей будет способствовать посещение уроков и внеклассных мероприятий

опытных учителей, что приведёт расширению и углублению знаний по методике преподавания предмета и усвоению приемлемого стиля общения с учениками.

3. Проводить лекционные занятия, основываясь на принципах любви, милосердия и толерантности. На занятиях важно обнадеживать, вдохновлять молодёжь и предостерегать от усвоения ложных ценностей, на примерах из своего жизненного опыта показать, к каким печальным последствиям может привести даже один необдуманный шаг. Также необходимо уделять внимание на выработку у студентов мотивации к неустанной учёбе, активной общественной жизни и занятиям физкультурой и спортом. Поиски человеком совершенства начинаются с эффективного мотивационного импульса, который часто играет в жизни человека решающую роль. Мотивация включают в себя силы, которые формируют поведение.

4. Успешность процесса формирования профессионально-педагогических компетенций будущих учителей требует проведения индивидуальных бесед со студентами и искреннего отношения к ним. Они должны ясно представлять, что показателями профессионально-педагогической компетентности классного руководителя являются ощущение ответственности перед обществом, сочетание сознательной устремленности и большой любви к детям; увлеченность предметом, который он преподает; знание методики преподаваемого предмета, основ педагогики и психологии; коммуникативность (общение с детьми); умение решать педагогические задачи, анализировать педагогические ситуации, вызывающие необходимость осмысления психологической сущности явлений. Под это определение подходят слова великого классика педагогики Л. Н. Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Таким образом, исходя из анализа научной литературы и с учетом положений деятельностного, системного, личностного и компетентностного подходов, мы пришли к выводу, что профессионально -педагогическая компетентность классных руководителей представляет собой синтез самообучения, применения знаний на практике и обучения. Компонентами этих трех синтезов являются когнитивные, социально-личностные и этические составляющие.

Литература

1. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред.: Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Москва: Педагогика, 1981. 120 с.

2. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.; Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.