Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада посредством введения в музыкальные зантия элементов театрализации'

Развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада посредством введения в музыкальные зантия элементов театрализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ / MUSIC LESSON / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ / MUSICAL DRAMATIZATION AND EMOTIONAL RESPONSIVENESS TO MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигун Ольга Юрьевна

Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. Благодаря игровой природе, музыкальная театрализация способствует развитию эмоциональности и формированию творческих навыков старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада посредством введения в музыкальные зантия элементов театрализации»

• Immediate feedback with options for students to analyze their own academic achievement, which is increasing students' interest in self-improvement

• Wide-ranging student engagement

• Efficient work in-class and at-home applications

• Avoidance of group-think or cheating behaviors

• Options for students to proceed at their own pace

• Minimal waste of class time

Kahoot.com [3] is a fun learning game created in minutes, made from a series of multiple-choice questions. Teachers can add videos, images and diagrams to the questions to amplify engagement! Kahoots are best played in a group setting, like a classroom. Players answer on their own devices, while games are displayed on a shared screen to unite the lesson, encouraging players to look up. Students enjoy competing by playing this game. It is free to create your own game or choose from millions ready to play or adapt. It works at any device with Internet connection.

Plickers.com [4] is a very attracting tool for students; it makes studying not boring and at the same time, engage all students in critical thinking. Plickers cards are a powerfully simple tool that lets teachers collect real-time formative assessment data without the need for student devices. Teacher scan the students' responses by his cell phone. Each direction of plickers card represents an answer choice. Students hold the cards with their answer upright at the top of the card. Each card is unique and has a unique number that can be assigned to individual students. Moreover, students do not want to wait for teacher is checking their answers, scanning plickers cards allows giving quick feedback for the students learning results.

Zaption.com [5] provides free interactive video tools and ready-to-use video lessons to engage learners. Teachers are able to use Zaption to quickly add images, text, and questions to existing online videos. It is an effective opportunity to assess students skills in reading and listening though authentic reports. It gives students to do listening assignments at home.

These technologies are available both to village schools where there is only one teacher's computer and Internet and to well-equipped schools too. As the samples of formative assessment, all three programs are acceptable for classes even with one computer, access to Internet and students' cell phones. Certainly, these tools have limits, including a preference for simple, quantifiable data, but their advantages regarding efficiency and user-friendliness offer teachers many advantages. These tools will not solve every need in measuring student progress, but they can easily fit into any assessment portfolio. These programs can be applied to grammar, vocabulary, reading, and listening activities.

References

1. Melnikova Y. Pedagogical Dialogue, «Interactive activities- a great way to captivate and inspire students», Astana, 2015. № 2 (12). P. 100.

2. «Handbook on formative assessment and internal summative assessment», Astana, 2015. V. 2. P. 9, 11.

3. [Electronic resource]. Make Learning Awesome. URL: http://getkahoot.com (дата обращения: 03.08.2016).

4. [Electronic resource]. Plickers. URL: http://plickers.com (дата обращения: 03.08.2016).

5. [Electronic resource]. Don't Just Watch. Learn. URL: www://zaption.com (дата обращения: 03.08.2016).

The development of the emotional sphere of children of the senior group of kindergarten through the introduction of music classes of the elements of staging

Zhigun O. (Republic of Belarus) Развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада посредством введения в музыкальные зантия элементов театрализации Жигун О. Ю. (Республика Беларусь)

Жигун Ольга Юрьевна / Zhigun Olga - музыкальный руководитель дошкольного образования, Государственное образовательное учреждение Ясли-сад № 5 г. Рогачева, г. Рогачев, Гомельская область, Республика Беларусь

Аннотация: театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. Благодаря игровой природе, музыкальная театрализация способствует развитию эмоциональности и формированию творческих навыков старших дошкольников.

Abstract: theatrical activity is one of the most popular and fascinating destinations in the pre-school education. Due to the nature of the music staging game promotes the formation of emotional and creative skills of the senior preschool children.

Ключевые слова: музыкальное занятие, дети старшего дошкольного возраста, музыкальная драматизация, эмоциональная отзывчивость на музыку.

Keywords: music lesson, the children of the senior preschool age, musical dramatization and emotional responsiveness to music.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно на музыкальных занятиях в старшей группе создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, движения и пластического моделирования под музыку, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Цель, которую ставлю, вводя театрализацию в музыкальные занятия -сделать жизнь воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие интересным и увлекательным для детей, просто и ненавязчиво рассказать им о самом главном - о красоте и многообразии мира музыки? Как воспитать и развить основные его музыкальные способности: воспринимать, слышать, чувствовать, понимать, исполнять, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности во время музыкальных занятий на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Огромны воспитательные возможности театрализованной музыкальной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Слушая произведение Р. Шумана «Смелый наездник», дети превращаются в наездников и своими движениями передают ритм и темп произведения, а знакомясь с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», превращаются в Елочные игрушки или Мышей. Они передают настроение и характер персонажей музыкального произведения движениями - угловатыми или плавными, составляют целые сцены действия персонажей. Достаточно надеть на них шапочки гномов, и вот уже происходит «Шествие гномов и троллей» «В пещере Горного короля» Э. Грига [1]. Участвуя в театрализованных музыкальных играх-импровизациях, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, кукол, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к музыкальной культуре, литературе, театру.

Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, звуки, музыку. Театрализованная деятельность во время музыкальных занятий - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют движения, импровизируют поведение и характер роли в соответствии с музыкальным сопровождением, инсценируют потешки, песенки и музыкальные сказки. Музыкальные игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности -вокальную интонацию, мимику, пантомимику и передает настроение музыкального образа особыми средствами, которые он придумал самостоятельно.

Музыкально-ритмическая импровизация - разыгрывание сюжета без предварительной подготовки - является наиболее полюбившейся формой работы детей старшей группы. Прослушав музыку и рассказ о произведении («Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского или «Марш Черномора» М. И. Глинки), каждый из детей выбирает себе понравившуюся роль, вместе придумывают и оговаривают последовательность действий персонажей, а затем, одновременно со звучанием музыки выбранного произведения, двигаются в характере и мимикой эмоционально передают настроение персонажа.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках музыкального руководителя кукла (медвежонок, зайчик) -помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление [2].

Тематика и содержание музыкальной театрализации имеет нравственную направленность, которая заключается в каждом произведении, рекомендованном Учебной программой дошкольного

91

образования для слушания, пения или музыкально-ритмического движения [4]. Персонажи этих произведений становятся образцами для подражания, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.

Воспитательные возможности музыкальной театрализации усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Разнообразие средств выражения, эмоциональная насыщенность дают возможность использования музыкальной театрализации в целях эмоционального развития и всестороннего воспитания личности ребенка.

Литература

1. Жигун О. Ю. Формирование культуры восприятия классической музыки на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных средств обучения / Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. Вып. 47 / Под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 95-106.

2. Жигун О. Ю. Белорусские народные песни и музыкальные игры как средство формирования литературной белорусской речи детей старшего дошкольного возраста // «Язык и культура»: материалы XXIII Международной научно-практической конференции (22 июня 2016 г.) Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 226-238.

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2001. 233 с.

4. Учебная программа дошкольного образования. Минск. НИО, 2013. 253 с.

Determination of efficiency of educational work of class teachers

in comprehensive school Senmez F.1, Kurudirek A.2, Akdja H.3 (Republic of Uzbekistan) Определение эффективности воспитательной работы классного руководителя

общеобразовательной школы Сенмез Ф.1, Курудирек А.2, Акджа Х.3 (Республика Узбекистан)

'Сенмез Фахри /Senmez Fahri — аспирант, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа; 2Курудирек Абдуллах /Kurudirek Abdullah — аспирант; 3Акджа Хусейин /Akdja Huseyin — аспирант, кафедра методики преподавания математики, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Abstract: the purpose of this article is analysing professional and pedagogical competence of class teachers that work in comprehensive schools. To achieve the research purpose we used the following methods of pedagogical research: theoretical analysis of scientific and methodical research literature; pedagogical supervision; individual conversations; methods of statistics and mathematical data processing; questioning. The research result showed that it is required 7 main competences and 88 behavioural indicators for effective work of class teachers in comprehensive school.

Аннотация: целью данной статьи является анализ профессиональной и педагогической компетентности классных руководителей общеобразовательной школы. Для достижения цели исследования использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы; методы статистики и математической обработки данных; анкетирование. Результат исследования показал, что требуется 7 основных компетенций и 88 поведенческих показателей для эффективной работы классных руководителей общеобразовательной школы.

Keywords: educational work, competence, class teachers, comprehensive school.

Ключевые слова: воспитательная работа, компетентность, классные руководители, общеобразовательная школа.

Introduction

In the modern context society makes greater requirement to a teacher, such as; his professional, pedagogical preparation and personal qualities. In the document «About Educational Policy in Russia at the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.