Научная статья на тему 'Профессионально-педагогические компетенции классных руководителей общеобразовательной школы'

Профессионально-педагогические компетенции классных руководителей общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / COMPETENCE / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL COMPETENCIES / SUPERVISING TEACHERS / EDUCATIONAL WORK / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костарев А. Ю., Сенмез Фахри

В данной статье рассматривается проблема профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих успешность воспитательной работы классного руководителя в общеобразовательной школе. В статье приведен анализ взглядов исследователей сущности компетентностного подхода И.А. Зимней, Э.Ф. Зеер, В.И. Кудзоева, Э. Изджи, А.В. Хуторского. Целью статьи является анализ изучения профессионально-педагогических компетенций классных руководителей, обеспечивающих успешную воспитательную работу в общеобразовательной школе. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка выявления сущностных характеристик профессионально-педагогической компетентности классных руководителей. Для достижения цели и задач исследования нами использовались методы педагогического исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы; методы математической обработки и статистики; анкетирование. В результате исследования было выявлено, что для эффективности работы классных руководителей в общеобразовательной школе необходимо наличие 7 основных компетенций и 88 поведенческих показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костарев А. Ю., Сенмез Фахри

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SUPERVISING TEACHERS IN HIGH SCHOOL

This article deals with a problem of professional and educational competencies required to ensure successful educational work of group-controlling teachers in high school. The article gives an analysis of the views of researchers of the basics of the competence approach such as I.A. Zimnyaya, E. F. Zeer, V.I. Kudzoeva, E. Izdji, A.V. Khutorskoy. The aim of the article is an analysis of the studies of professional and educational competencies that are required to ensure successful educational work of supervising teachers in high school. An attempt to identify the essential characteristics of professional and educational competencies of supervising teachers is put by the authors as a research problem. The methods of pedagogical research we used to achieve the goals and objectives of the study: theoretical and methodological analysis of scientific literature on the problem; pedagogical observation; individual interviews; methods of mathematical processing and statistics; questionnaire. As a result of the research it was discovered that there are 7 essential competencies and 88 behavioral characteristics required to ensure successful educational work of supervising teachers in high school.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогические компетенции классных руководителей общеобразовательной школы»

Ситуации выявления единства в многообразии направлены на «сведение вместе» многообразных характеристик изучаемых явлений или процессов. Такие ситуации могут создаваться при изучении различных учебных дисциплин. В основе их разрешения оказывается логика противоречий. Их анализ позволяет осуществлять движение мысли от конкретного к абстрактному. Способы создания подобных ситуаций многообразны - группы вопросов и заданий, исследование объектов, поиск новых их качеств, объединение частностей и т.п. В методическом плане могут использоваться также пошаговые алгоритмы или рекомендации. Со стороны преподавателя важно не только четко зафиксировать в сознании студентов связь признаков, но и подчеркнуть главное в причинно-следственных связях.

Необходимо отметить, что задача формирования логического мышления студентов во многом зависит от умения преподавателя использовать содержание современного образования, которое располагает немалыми возможностями для отбора учебного материала, наиболее отвечающего этой задаче.

Преподавателю необходимо помнить о том, что выявление такого материала и включение его в процесс обучения в виде тех или иных ситуаций углубляет усвоение студентами информации, развивает интерес к ней, способствует овладению научными методами познания, формирует опыт творческого мышления, систему норм отношений к действительности.

Библиографический список

1. Кириллов, В.И. Упражнения по логике: учеб. пособ. / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. - М., 2006.

2. Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1974. - Т. 1.

Bibliography

1. Kirillov, V.I. Uprazhneniya po logike: ucheb. posob. / V.I. Kirillov, G.A. Orlov, N.I. Fokina. - M., 2006.

2. Ushinskiyj, K.D. Izbr. ped. soch.: v 2 t. - M., 1974. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 14.07.14

УДК 373.1

Kostarev A.Yu, Senmez Fahri. EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SUPERVISING TEACHERS IN HIGH SCHOOL. This article deals with a problem of professional and educational competencies required to ensure successful educational work of group-controlling teachers in high school. The article gives an analysis of the views of researchers of the basics of the competence approach such as I.A. Zimnyaya, E. F. Zeer, V.I. Kudzoeva, E. Izdji, A.V. Khutorskoy. The aim of the article is an analysis of the studies of professional and educational competencies that are required to ensure successful educational work of supervising teachers in high school. An attempt to identify the essential characteristics of professional and educational competencies of supervising teachers is put by the authors as a research problem. The methods of pedagogical research we used to achieve the goals and objectives of the study: theoretical and methodological analysis of scientific literature on the problem; pedagogical observation; individual interviews; methods of mathematical processing and statistics; questionnaire. As a result of the research it was discovered that there are 7 essential competencies and 88 behavioral characteristics required to ensure successful educational work of supervising teachers in high school.

Key words: competence, professional and educational competencies, supervising teachers, educational work, high school.

А.Ю. Костарев, д-р пед. наук, доц., декан ФФК Башкирского гос. педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected]; Сенмез Фахри, аспирант Башкирского гос. педагогического университета, г. Уфа, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье рассматривается проблема профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих успешность воспитательной работы классного руководителя в общеобразовательной школе. В статье приведен анализ взглядов исследователей сущности компетентностного подхода И.А. Зимней, Э.Ф. Зеер, В.И. Кудзоева, Э. Изджи, А.В. Хуторского. Целью статьи является анализ изучения профессионально-педагогических компетенций классных руководителей, обеспечивающих успешную воспитательную работу в общеобразовательной школе. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка выявления сущностных характеристик профессионально-педагогической компетентности классных руководителей. Для достижения цели и задач исследования нами использовались методы педагогического исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы; методы математической обработки и статистики; анкетирование. В результате исследования было выявлено, что для эффективности работы классных руководителей в общеобразовательной школе необходимо наличие 7 основных компетенций и 88 поведенческих показателей.

Ключевые слова: компетентность, профессионально-педагогические компетенции, классные руководители, воспитательная работа, общеобразовательная школа.

В процессе учебной и воспитательной работы в общеобразовательной школе большое значение имеет профессионально-педагогическая компетентность классных руководителей для успешного осуществления профессиональной деятельности. Проблема профессионально-педагогической компетентности классных руководителей становится актуальной именно в ны-

нешних условиях. Анализ литературы и исследований, посвященных данной проблеме, показывает, что есть необходимость в разработке теоретических и практических аспектов профессионально-педагогических компетенций классных руководителей общеобразовательной школы.

Анализ результатов проведенного нами педагогического эксперимента показал, что классные руководители затрудняются в воспитательной деятельности. Причиной этого затруднения является не развитостью профессионально-педагогической компетентности. Таким образом, возникло противоречие между растущей потребностью воспитания классных руководителей на основе компетентностного подхода и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической практике. С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих успешность воспитательной работы классного руководителя в общеобразовательной школе?

Целью данного исследования является определение у классных руководителей профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих успешную воспитательную работу в общеобразовательной школе.

В соответствии с проблемой и целью исследования поставлены следующие задачи: выявить сущностные характеристики профессионально-педагогической компетентности классных руководителей; определить профессионально-педагогические компетенции классных руководителей общеобразовательной школы.

Главная цель учителя - воспитывать учащихся с физической, умственной, нравственной, духовной точек зрения в сбалансированной форме, в достижении этой цели велика роль классного руководителя. Он должен руководить учениками и в их самообучении.

Для определения основных проблем и причин неуспеваемости у учащихся мы обратились к мнению руководителей школ, к классным руководителям и родителям учащихся исследование показали, что проблемы имеются. Так, у части учеников отмечается систематичное невыполнение уроков, не принятие метода изучения, недостаток морали и мотивации и т.п. Кроме того, имеет место нездоровый образ жизни: нерегулярный сон, многочасовое использование интернета без контроля со стороны родителей, чрезмерно долгое пребывание на улице в окружение неблагополучных друзей, и как результат неудовлетворённость своей жизнью.

Возникает вопрос о том, что какие качества необходимо привить ребенку, чтобы он вырос высоконравственным, достойным человеком? Может ли компетентностный классный руководитель помочь в этом? На наш взгляд для решения этих и подобных проблем необходимо пересмотреть и определить новые модели профессионально-педагогических компетенций классных руководителей.

В последние годы, многие исследователи привлекли внимание к этому вопросу и подчеркивали необходимость наличия у классных руководителей таких личностных качеств как этика, чувство ответственности и целеустремленность и т.д. Однако, анализ литературы свидетельствует о том, что проведенные исследования по всему миру не имеют целостного характера для решения существующих проблем. А ведь проблемные дети - это наше будущее и с этой точки зрения этот вопрос является очень серьёзным и нуждается в решении.

Таблица 1

Общее отражение мнений классных руководителей по социальной компетентности(%)

Вопросы (1 - 8) Не согласен Затрудняюсь ответить Согласен Полностью согласен Всего

Владение эмоциональным интеллектом; своевременное вырабатывание эмоций; поддержание эмоций, умение держать их под контролем и способность вступать с другими в эмоционально-здоровые отношения 1,6 5,2 44,5 48,7 100

Проявлять уважение к человеческому достоинству, правам и свободам 0,4 3,7 41,7 54,2 100

Слушать учеников и не поддаваться внезапному гневу 0 2,1 48,4 49,5 100

Догадываться о точке зрения учеников, интересоваться их тревогами и заранее угадывать их потребности 0,8 7,6 41,4 50,2 100

Устанавливать хорошие отношения и уважать разные взгляды на мир школьников 0,8 3,7 41,3 54,2 100

Уметь управлять поведением учеников по своему усмотрению 4,6 5,4 42,6 47,4 100

Способность решать конфликты, появляющиеся между учениками, путем свидания, консультации (обсуждения) и компромисса (примирения) 0,4 4,6 39,7 55,3 100

Для внедрения и реализации принимаемых решений в классе необходимо давать ученикам выговориться и обеспечивать консенсус 0 1,3 41,5 57,2 100

Вопросы (9 - 19) Не согласен Затрудняюсь ответить Согласен Полностью согласен Всего

Умение пробудить у собеседника или группы стремление к познанию 0,8 1,3 42,1 55,8 100

Умение контролировать выражение собственных эмоций; предвидеть и правильно воспринимать реакцию учеников 0,5 3,7 39,5 56,3 100

Способность быть близким к учащимся 1,3 2,5 37,8 58,4 100

Умение давать внятные пояснения и наставления 0,9 4,3 36,9 57,9 100

Умение поддерживать эффективные связи внутри класса (ученик-учитель, ученик-ученик, учитель-ученик) 1,7 1,6 39,2 57,5 100

Умение грамотно строить взаимоотношения с руководящим звеном, коллегами и остальным персоналом школы 4,6 4,3 48,3 42,8 100

Владение хорошей речью и правильное использование голоса, тона, интонации 0,4 2,1 36,9 60,6 100

Умение эффективно использовать вербальную и невербальную речь 1,3 3,8 38,2 56,7 100

Умение быть демократичным, слушать и уважать учащихся 2,2 1,3 32,7 63,8 100

Избегать действий и выражений унижающих и оскорбляющих учащихся 0,6 3,3 35,2 60,9 100

Направлять свою реакцию не на учащегося, а на конкретный поступок 1,4 2,5 36,5 59,6 100

Таблица 2

Общее отражение мнений классных руководителей по коммуникативной компетентности (%)

Таблица 3

Общее отражение мнений классных руководителей по личностной компетентности (%)

Вопросы (20 - 35) Не согласен Затрудняюсь ответить Согласен Полностью согласен Всего

Любовь к своей профессии 0,4 5,1 37,4 57,1 100

Уверенность в себе 0,9 2,9 35,7 60,5 100

Авторитет в классе 2,3 5,8 36,5 55,4 100

Любовь к ученикам 1,3 5,1 36,9 56,7 100

Обладать креативностью 1,7 2,6 31,9 63,8 100

Обладать ответственностью 2,1 2,9 35,3 59,7 100

Умение справляться со стрессом (управление стрессом) 0,9 3,3 32,4 63,4 100

Умение разрешать конфликты 0,4 3,8 39,9 55,9 100

Умение мотивировать учеников 2,9 5,4 34,1 57,6 100

Проявление настойчивости и решимости 1,2 3,3 40,4 55,1 100

Адаптационная способность (приспособляемость) к неожиданным ситуациям и изменениям 2,2 6,3 36,9 54,6 100

Быть открытым к новым знаниям, подходам и идеям 1,6 5,4 36,6 56,4 100

Обладать оптимизмом 0,8 4,2 38,3 56,7 100

Целеустремленность и решительность при возникновении препятствий и трудностей 1,3 9,2 36,6 52,9 100

Умение внушать доверие ученикам 1,2 6,8 31,5 60,5 100

Умение прогнозировать и предвосхищать ход событий (проницательность, предугадывать) 1,4 6,3 32,7 59,6 100

В научно-теоретических работах анализируются сущность компетентностного подхода. А.В. Хуторской считает, что одним из аспектов модернизации образования является построение его на компетентностной основе, что может послужить шагом к решению поставленных проблем [1].

В основе модели компетентного поведения лежит допущение о том, что поведение может быть лучше всего понято путем выявления ценностей человека, его нравственных обстоятельств, его представлений и ожиданий, а также тех компонентов компетентности, которые он склонен, спонтанно проявлять, стремясь к значимым для себя целям [2].

Исследователь И.А. Зимняя под компетентностью понимает интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях) [3].

Профессор Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Ученый предполагает, что компетентность это сложное интегральное образование, включающее разнообразные виды деятельности [4].

Интересна на наш взгляд точка зрения В.И. Кудзоева, которая профессиональную компетентность объясняет следующим образом: состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, уметь выполнять поставленные цели и задачи [5].

В Шотландии Совет учителей перечислил следующим образом компетентности учителя: владение информацией и осознание профессии; наличие умений и навыков, связанных с профессией; личностные качества и обеспечение личного вклада [6].

В исследованиях турецкого ученого Э. Изджи «Меры по повышению качества преподавания учителей в системе среднего образования» приведены следующие результаты: по результатам опроса учащихся 58% учителей не любят свою профессию и 54 % учителей в достаточной степени не занимаются с учениками [7].

По А.К. Гечеру те уроки, где учителя проявляют интерес к ученикам, наиболее любимы и плодотворны. Тем более что ученики целенаправленно выбирают профессию учителя и продолжают развиваться в этом направлении. Или же совсем, наоборот, из-за отношения учителей на уроках отсутствует работа и пропадает желание посещать школу [8].

Обязательной должна быть у учителя любовь к ученикам, так как профессия учителя связана с развитием человека. Если так можно назвать педагогическая любовь. Профессия учитель - это главное не деньги, а самопожертвование ради человечества [9].

Данные исследования показывают что, преподавание означает не только объяснение уроков, но и подготовку к жизни учащихся. На наш взгляд классный руководитель должен владеть информацией об учащихся в классе, в школе и вне школы, на улице, в собственном доме и вообще в жизни одним словом, изучать его со всех сторон. В социальной и спортивной деятельности группы учащихся выполнять наблюдения индивидуальные и двусторонние. Периодически обязан видеться с руководителями школьных кружков и секций, а также с родителями. Это важное и ответственное дело, которое должен выполнять классный руководитель, можно исполнять только лишь обладая специальными педагогическими компетенциями.

Таким образом, на наш взгляд, компетентностный классный руководитель общеобразовательной школы представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, а также активности, включенности, ответственности, многосторонности, ситуативности, проницательности, целеустремленности и волевых качеств. Он способен чувствовать, замечать и воспринимать обстановку и уметь действовать нужным способом в зависимости от ситуации и условий. Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д.

Методы исследования. Поставленные в исследовании задачи решились на основе комплекса научно-исследовательских методов. Использовались следующие методы:

1. Теоретического анализа научной и методической литературы по проблеме исследования.

2. Педагогическое наблюдение. Исследователем велось наблюдение за уроками классных руководителей. Наблюдалось ведение урока учителем в классе, деятельность по воспитательной работе, классных и внеклассных мероприятий.

3. Индивидуальные беседы. Собеседование проводились с родителями, учащимися и классными руководителями общеобразовательной школы.

4. Методы математической обработки и статистики.

5. Анкетирование. Для проведения педагогического эксперимента нами была подготовлена анкета. В анкете были 7 основных компетенций, 117 вопросов (поведенческих показателей). Сначала было сделано пилотное обследование. В результате экспериментального внедрения (пилотное обследование) отрицательные ответы и вообще не отвеченные вопросы не были включены в дальнейшее основное исследование.

Таблица 4

Общее отражение мнений классных руководителей по психолого-диагностической компетентности (%)

Вопросы (36 - 46) Не согласен Затрудняюсь ответить Согласен Полностью согласен Всего

Знание физических особенностей учащихся 0,8 3,9 36,9 58,4 100

Знание социально-экономических особенностей учащихся 1,3 5,1 40,7 52,9 100

Знание умственных особенностей учащихся 0,8 2,9 38,8 57,5 100

Знание эмоционально-психологических особенностей учащихся 1,3 5,1 38,2 55,4 100

Знание психофизиологических особенностей учащихся 1,8 3,3 34,8 60,1 100

Знание уровня готовности учащихся 1,6 5 36,9 56,5 100

Знание стиля получения учащимися информации 0,8 2,1 37,8 59,3 100

Знание интересов и способностей учащихся 0,6 5 26,7 67,7 100

Уметь своевременно выявлять у учеников недопонимание предмета 0,8 4,7 37,4 57,1 100

Уметь дать соответствующие и полные ответы на заданные вопросы учеников связанные с предметом 1,8 3,7 33,6 60,9 100

Знание методов и подходов в области руководства классом 2,5 5,2 32,2 60,1 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогический эксперимент проводилась в Ираке среди девяти частных школ компании «Fezalar». Анкету предложили 262 классным руководителям, было возвращено только 243 анкеты. Собранные анкеты были проверены, заполненные ненадлежащим образом исключены. Таким образом, количество анкет составило 238. Следующим шагом была обработка анкет. При оценке взглядов классных руководителей были использованы следующие ответы: - «Не согласен» 1 балл, «Затрудняюсь ответить» 2 балл, «Согласен» 3 балл, «Полностью согласен» 4 балла.

Результаты и обсуждения. В этом разделе рассмотрены данные собранные для решения задач проблемы исследования и их результаты статистического анализа. Результаты педагогического эксперимента приведены в таблицах.

Как видно из таблицы 1, результаты анкетирования по 1-8 вопросам являлись высокими и значимыми. Самый низкий положительный ответ был 90% по шестому вопросу (42,6% согласен и 47,4% полностью согласен). Самый высокий положительный ответ был 98,7% по восьмому вопросу (41,5% согласен и 57,2% полностью согласен).

Как видно из таблицы 2, результаты анкетирования по 9-19 вопросам являлись высокими и значимыми. Самый низкий положительный ответ был 91,1% по четырнадцатому вопросу (48,3% согласен и 42,8% полностью согласен). Самый высокий положительный ответ был 97,5% по пятнадцатому вопросу (36,9% согласен и 60,6% полностью согласен).

Как видно из таблицы 3, результаты анкетирования по 2035 вопросам являлись высокими и значимыми. Самый низкий положительный ответ был 89,5% по 33-му вопросу (36,6% согласен и 52,9% полностью согласен). Самый высокий положительный ответ был 96,2% по 21-му вопросу (35,7% согласен и 60,5% полностью согласен).

Как видно из таблицы 4, результаты анкетирования по 3646 вопросам являлись высокими и значимыми. Самый низкий положительный ответ был 92,3% по 46-му вопросу (32,2% согласен и 60,1% полностью согласен). Самый высокий положительный ответ был 97,1% по 42-му вопросу (37,8% согласен и 59,3% полностью согласен).

Как видно из таблицы 5, результаты анкетирования по 4760 вопросам являлись высокими и значимыми. Самый низкий положительный ответ был 92,5% по 60-му вопросу (37,8% согласен и 54,7% полностью согласен). Самый высокий положительный ответ был 96,8% по 50-му вопросу (37,9% согласен и 58,9% полностью согласен).

Как видно из таблицы 6, результаты анкетирования по 6174 вопросам являлись высокими и значимыми. Самый низкий положительный ответ был 92,1% по 72-му вопросу (24,7% согласен и 67,4% полностью согласен). Самый высокий положительный ответ был 96,7% по 67-му вопросу (31,1% согласен и 65,6% полностью согласен).

Вопросы (47 - 60) Не согласен Затрудняюсь ответить Согласен Полностью согласен Всего

Удержание внимания и интереса у учеников 2,2 4,2 35,7 57,9 100

Устанавливать связи между ранее изученным и темой урока 2,6 4,2 37,8 55,4 100

Умение проводить воспитательную работу путем наблюдения 2,1 3,3 40,7 53,9 100

Умение проводить воспитательную работу методом обсуждения и споров 1,6 1,6 37,9 58,9 100

Умение проводить воспитательную работу методом ролевых игр 2,1 4,3 36,9 56,7 100

Умение проводить воспитательную работу методом игры 2,7 4,6 41,1 51,6 100

Умение проводить воспитательную работу способом мозгового штурма 2,5 3,5 40,3 53,7 100

Способность проводить индивидуальное обучение 2,6 3,7 43,6 50,1 100

Способность использовать метод проектирования 1,2 4,6 41,7 52,5 100

Умение создать связи обучаемого материала с жизненной практикой учеников 1,8 3,3 44,1 50,8 100

Умение правильно составить материал образовательного процесса для личностного, духовного, этического, социального и культурного развития учащихся 2,7 2,9 39,4 55 100

Умение определять образовательные мероприятия 1,7 4,2 42,5 51,6 100

Умение управлять образовательным процессом 2,3 5,03 39,07 53,6 100

Умение определять положительные и отрицательные поступки 2,1 5,4 37,8 54,7 100

Таблица 5

Общее отражение мнений классных руководителей в области компетентности учительской деятельности (%)

Таблица 6

Общее отражение мнений классных руководителей в области компетентности управления классом (%)

Вопросы (61 - 74) Не согласен Затрудняюсь ответить Согласен Полностью согласен Всего

Проведение учебного времени соответственно целям урока 0,8 4,3 34,4 60,5 100

Высказывание своего мнения о поведении учеников (обратная связь) 2,5 4,6 35,4 57,5 100

Соответствующим образом награждать и поощрять 1,2 5,6 27,7 65,5 100

Вместе с учениками определять правила, которые будут применяться в классе 1,2 5,4 31,7 61,7 100

Предотвращать условия, которые приводят к негативному поведению 2,1 3,7 31,2 63 100

Владеть укреплением позитивного поведения 1,6 3,5 34,8 60,1 100

Владеть коррекцией девиантного поведения 0,8 2,5 31,1 65,6 100

Варьировать темпы воспитательной работы 2,1 2,9 36,2 58,8 100

Умение проводить письменную проверку успеваемости 1,2 3,7 33,2 61,9 100

Умение проводить устную проверку успеваемости 1,6 3,3 33,8 61,3 100

Умение создать такую обстановку в классе, при которой ученики могли свободно выражать свои мнения 1,2 4,2 34 60,6 100

Умение подталкивать учащихся к самооценке и самоанализу 2,1 5,8 24,7 67,4 100

Умение оценивать отношение учащегося к учебному процессу 0,4 3,3 37,5 58,8 100

Умение правильно распределить своё время - тайм-менеджмент 1,2 4,3 34,5 60 100

Таблица 7

Общее отражение мнений классных руководителей в области компетентности ведения воспитательной работы (%)

Вопросы (75 - 88) Не согласен Затрудняюсь ответить Согласен Полностью согласен Всего

Умение смоделировать тип поведения учащихся. Классный руководитель, объясняя что-либо ученикам, в первую очередь сам должен воплощать и осознавать то, что объясняет 0,4 2,7 33,1 63,8 100

Умение воспитывать в учащихся стремление к труду 1,2 2,5 40,5 55,8 100

Умение вести контроль успеваемости учащихся по всем предметам, контроль их взаимоотношений с другими учителями 1,2 4,2 36,9 57,7 100

Умение в нужный момент выводить учащегося из кризисного или стрессового состояния, оказывать им психологическую поддержку 0,8 3,3 43,8 52,1 100

Умение прививать учащимся стиль здорового образа жизни и оказывать им поддержку в решении их проблем со здоровьем 2,3 3,7 36,1 57,9 100

Умение вести воспитательную работу в сфере взаимоотношений между учащимися в классе и вне его (новые, старые, проблемные взаимоотношения) 0,4 4,3 37,8 57,5 100

Умение вести работу, направленную на выявление и решение проблемы вредных привычек учащихся 2,1 4,6 41,7 51,6 100

Умение научить учащихся учиться 1,2 4,6 38,4 55,8 100

Умение оказывать помощь в создании социальных взаимоотношений учащихся 1,2 5,3 40,3 53,2 100

Умение оказывать поддержку в развитии артистических способностей учащихся 0,4 2,9 38,3 58,4 100

Умение воспитывать чувство «высокого» в учащихся, развивать их эстетические вкусы 0,4 4,6 43,2 51,8 100

Умение воспитывать в учащихся чувство этичности и правильного понимания событий 1,2 1,6 40,9 56,3 100

Умение вести диалог с родителями учащихся и обеспечивать обратную связь 0 4,2 39,5 56,3 100

Умение организовывать внеурочные мероприятия 0,8 6,7 35,4 57,1 100

Как видно из таблицы 7, результаты анкетирования по 7588 вопросам являлись высокими и значимыми. Самый низкий положительный ответ был 92,5% по 88-му вопросу (35,4% согласен и 57,1% полностью согласен). Самый высокий положительный ответ был 97,2% по 86-му вопросу (40,9% согласен и 56,3% полностью согласен).

Выводы. Один из авторов (Сенмез Фахри) лично проводил беседы с родителями, учениками и учителями общеобразовательной школы Сенмез Фахри. Беседы выявили проблемы учащихся, определили компетенции, которыми должны владеть классные руководители для решения проблем учащихся. Учитывая результаты бесед, подготовили анкету для определения профессионально-педагогической компетентности классных руководителей.

В ходе наблюдений выявились отличия между учителями, которые ведут уроки в одной и той же группе учащихся, по отношению учеников к учителю, послушанию и соблюдению поряд-

ка на уроках. Установлено, что у одного и того же ученика мораль и мотивация изменяются в зависимости от учителя.

Профессионально-педагогические компетенции классных руководителей общеобразовательной школы после анализа анкетирования (Таблицы 1 - 7) определились следующем образом: 8 поведенческих показателей по социальной компетентности; 11 поведенческих показателей по коммуникативной компетентности; 16 поведенческих показателей по личностной компетентности; 11 поведенческих показателей по психолого-диагностической компетентности; 14 поведенческих показателей по компетентности учительской деятельности; 14 поведенческих показателей по компетентности управления классом; 14 поведенческих показателей по компетентности ведения воспитательной работы.

Таким образом, для эффективности работы классных руководителей в общеобразовательной школе определены: 7 основных компетенций и 88 поведенческих показателей.

Библиографический список

1. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

2. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. -М., 2002.

3. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. - 2001. - № 10.

4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // образование и наука. - 2004. -№ 3(27).

5. Кудзоева, В.И. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2006.

6. Arslanba? D. Özel Dershanelerde Qali§an Ögretmenlerin Mesleki Yetkinliklerini Belirleme ve Özel Ugur Dershanesi'nde Örnek Uygulama. Yüksek Lisans Tezi. istanbul, 2011.

7. izci E. Ortaögretim Kurumlarinda Görev Yapan Ögretmenlerin Ögretmenlik Meslek Bilgisi (Pedagojik Formasyon) Yeterliliklerinin Bazi Degi§kenlere Göre incelenmesi. Malatya-Türkiye, 1999. - 249 p.

8. Geger, A.K. Ögretmen Yakinliginin Ögrencilerin Ba§arilari, Tutumlari ve Güdülenme Düzeyleri Üzerindeki Etkisi. Ankara Üniversites Egitim Bilimleri Enstitüsü. Doktora Tezi, 2002.

9. Qelikkaya, H. Egitime Giri§ (Pedagojik Formasyon Amagli). ALFA Basim Yayim Dagitim. istanbul, 1997.

Bibliography

1. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii i obrazovateljnihe standartih: doklad na otdelenii filosofii obrazovaniya i teorii pedagogiki RAO [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

2. Isaev, I.F. Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2002.

3. Lukjyanova, M.I. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnostj uchitelya // Pedagogika. - 2001. - № 10.

4. Zeer, Eh.F. Modernizaciya professionaljnogo obrazovaniya: kompetentnostnihyj podkhod // obrazovanie i nauka. - 2004. - № 3(27).

5. Kudzoeva, V.I. Formirovanie professionaljno-pedagogicheskoyj kompetentnosti prepodavateleyj srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyj: dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2006.

6. Arslanba? D. Özel Dershanelerde Qali§an Ögretmenlerin Mesleki Yetkinliklerini Belirleme ve Özel Ugur Dershanesi'nde Örnek Uygulama. Yüksek Lisans Tezi. istanbul, 2011.

7. izci E. Ortaögretim Kurumlarinda Görev Yapan Ögretmenlerin Ögretmenlik Meslek Bilgisi (Pedagojik Formasyon) Yeterliliklerinin Bazi Degi§kenlere Göre incelenmesi. Malatya-Türkiye, 1999. - 249 p.

8. Geger, A.K. Ögretmen Yakinliginin Ögrencilerin Ba§arilari, Tutumlari ve Güdülenme Düzeyleri Üzerindeki Etkisi. Ankara Üniversites Egitim Bilimleri Enstitüsü. Doktora Tezi, 2002.

9. Qelikkaya, H. Egitime Giri§ (Pedagojik Formasyon Amagli). ALFA Basim Yayim Dagitim. istanbul, 1997.

Статья поступила в редакцию 14.07.14

УДК 371.3

Tretyakova K.A. A PEDAGOGIC RESEARCH DIALOGUE AS A STRATEGY OF FUNCTIONING OF A SCIENTIFIC COMMUNITY. Philosophical representation of a research dialogue and typology of pedagogic dialogues are the problems studied in the paper. A dialogue is perceived as a method of scientific pedagogic discovery and a form of multi-aspect reflection by participants their ideas, approaches and positions and as a form of scientific cooperation.

Key words: scientific dialogue, multi-aspect reflection of scientific result and method, pedagogic dialogical culture, writing and defense of thesis as a form of research dialogue.

К.А. Третьякова, ст. преп. каф. общей и прикладной математики Московского гос. индустриального университета, г. Москва, E-mail: [email protected]

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОИСКОВОГО СООБЩЕСТВА

В статье обсуждается общефилософское понимание поисково-исследовательского диалога, типология диалогов в педагогическом сообществе; диалог как средство добывания новых педагогических знаний, как форма многоплановой рефлексии участниками своих позиций, идей и подходов, а также как форма исследовательской кооперации.

Ключевые слова: научный диалог в педагогике, многомерная рефлексия педагогического результата и метода его получения, педагогическая диалогическая культура, написание и защита диссертации по педагогике как форма поисково-исследовательского диалога.

Анализ работ исследователей самого различного профиля показывает, что диалог является широко используемой междисциплинарной категорией, отражающей множество аспектов и ракурсов - он подробно анализируется как стратегия коммуникации, как способ позиционирования нового знания, полученного научным сообществом, как форма рефлексии этого знания и технология встраивания его в уже существующие системы знания и когнитивные стратегии, наконец, как способ взаимодействия и взаимопонимания учёных. Широко проник сегодня диалог и в различные сферы повседневной жизни: многочисленные его форматы представлены в телевизионных программах самого различного направления, в процессе функционирования сети Интернет, и конечно, в процессе обучения - от диалога, реализованного в традиционных образовательных координатах,

до интенсивно развивающегося ныне дистантного, позиционируемого такими клише, как он-лайн обучение, е-1еаттд и многими другими.

Диалог имеет весьма солидную «философскую историю» и связан с такими именами, как Сократ, Спиноза, Гельвеций и рядом других философов - от представителей древнего мира вплоть до авторов современных концепций диалога культур и когнитивных практик. Философский подход к диалогу определяет его как специфический способ реализации сущности и индивидуальности человека, в некотором смысле обобщённое определение стиля и особенностей гуманитарного мышления, уникальный всепроникающий способ существования индивида в культуре, ситуацию поиска им смысла различных ценностей -в атмосфере диалога происходит становление человека в прин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.