Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашко Татьяна Васильевна, Остапенко Владимир Савельевич, Савушкин Леонид Михайлович, Герасимова Евгения Николаевна

В статье рассматривается проблема формирования мотивации к обучению в вузах, уточняются понятия мотивации, интерактивного обучения. В ней приведены некоторые методические рекомендации по формированию учебной мотивации в процессе интерактивного обучения, также говорится о том, что проблемное обучение и ситуация успеха могут воздействовать на интеллектуальный и эмоциональный уровни личности, что повлечет за собой более высокий уровень сформированности учебной мотивации в процессе интерактивного занятия. В статье описаны механизмы воздействия ситуации успеха и проблемного обучения на формирование учебной мотивации, а также представлена структура педагогической деятельности преподавателя по более успешному и продуктивному формированию учебной мотивации.This article deals with the problem of formation of learning motivation in higher educational institutions, it clarifies the concepts of motivation and interactive education. The article presents some guidelines for formation o learning motivation in the process of interactive education, it is also mentioned that the problem-based education and situation of success may influence on the intellectual and emotional level of an individual, which would entail a higher level of formation of learning motivation in an interactive lesson. The article describes the mechanisms of influence of the situation of success and problem-based education on formation of learning motivation and also the structure of lecturer’s pedagogical activity aimed at the more successful and productive formation o learning motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Усиление взаимодействия языков при возрастающей роли культурных и экономических связей между народами приводит к образованию особого фонда интернациональной лексики. В большинстве европейских языков романо-германской группы удельный вес интернационализмов достаточно велик (около 10 %). Интернациональные слова относятся преимущественно к области специальной терминологии разных отраслей науки и техники.

Так, например, римское право пополнило словарный запас многих языков юридическими терминами (юстиция, алиби, адвокат, вердикт, вето и др.).

Однако нельзя забывать, что в ряде европейских стран достаточно длительное время преобладала тенденция к отказу от интернациональных слов, в том числе от новых заимствований, в пользу национального языка. Даже Франция, обогатившая мировую куль-

туру множеством слов и выражений, ставших интернациональными, поддерживала идеи пуризма (так, французы отказались от английского слова «computer», заменив его французским «ordinateur»). Существование в языке «пуристских» слов затрудняет его изучение для иностранца, а для преподавателя означает необходимость дополнительных усилий на объяснение понятных другим ученикам интернациональных терминов.

Таким образом, адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам, невозможно без их социально-культурной адаптации. Формирование, помимо языковой, социокультурной компетенции — важный аспект педагогической деятельности, направленной на достижение коммуникативной компетенции обучаемых.

Примечания

1. В новой редакции данного ФГОС количество общекультурных компетенций значительно сокращено, за исключением способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-2).

2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. М., 2007.

3. Интерференция (от лат. Inter — между собой, ferio — касаюсь, ударяю) — взаимодействие языковых систем в условиях двуязычия, складывающегося либо при языковых контактах, либо при индивидуальном освоении неродного языка; выражается в отклонениях от нормы и системы второго языка под влиянием родного.

4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

5. Соснин В. А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М., 1993.

© Бойченко В. В., 2015

* * *

Т. В. Кашко, В. С. Остапенко, Л. М. Савушкин, Е. Н. Герасимова

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема формирования мотивации к обучению в вузах, уточняются понятия мотивации, интерактивного обучения. В ней приведены некоторые методические рекомендации по формированию учебной мотивации в процессе интерактивного обучения, также говорится о том, что проблемное обучение и ситуация успеха могут воздействовать на интеллектуальный и эмоциональный уровни личности, что повлечет за собой более высокий уровень сформированности учебной мотивации в процессе интерактивного занятия.

В статье описаны механизмы воздействия ситуации успеха и проблемного обучения на формирование учебной мотивации, а также представлена структура педагогической деятельности преподавателя по более успешному и продуктивному формированию учебной мотивации.

Делается вывод о том, что использование проблемного обучения и ситуации успеха как двух не связанных друг с другом методик приведет лишь к частичной активизации познавательной деятельности, что

является недостаточным основанием для повышения мотивации учебного процесса. Поэтому необходим синтез знаний.

Ключевые слова: учебная мотивация, интерактивное обучение, методические рекомендации, проблемное обучение, ситуация успеха.

T. V. Kashko, V. S. Ostapenko, L. M. Savushkin, E. N. Gerasimova

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF LEARNING MOTIVATION

IN THE INTERACTIVE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article deals with the problem of formation of learning motivation in higher educational institutions, it clarifies the concepts of motivation and interactive education. The article presents some guidelines for formation o learning motivation in the process of interactive education, it is also mentioned that the problem-based education and situation of success may influence on the intellectual and emotional level of an individual, which would entail a higher level of formation of learning motivation in an interactive lesson.

The article describes the mechanisms of influence of the situation of success and problem-based education on formation of learning motivation and also the structure of lecturer's pedagogical activity aimed at the more successful and productive formation o learning motivation.

It is concluded that the use of problem-based learning, and the situation did not succeed as the two con-bonded with each other methods will only lead to partial activation of cognitive activity that is not sufficient reason for increasing the motivation of the educational process. Therefore, a synthesis of knowledge.

Keywords: learning motivation, interactive education, guidelines, problem-based education, situation of success.

Мотивация двигает человеком, заставляет его настойчиво выполнять конкретные задачи и идти к поставленной цели. Мотивированный человек может достигать успехов в разных сферах деятельности, в том числе и в образовании.

Мотивация к обучению у молодого человека не запрограммирована, ее необходимо формировать. Полученное знание или овладение новым умением, навыками в профессиональной сфере вознаграждаются удовлетворением, ощущением успеха. Обучение — всегда сложный во всех отношениях процесс, поэтому очень важна правильная, целенаправленная мотивация. Мотивы — главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование их, формирование личности в нужном направлении — сердцевина педагогического труда.

Сегодня мотивация используется во всех формах обучения, но, наш взгляд, она особо востребована при интерактивных формах проведения занятий. В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение студента, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (конкретным педагогом, профессорско-преподавательским составом), и переводится по преимуществу в плоскость субъект-субъектного взаимодействия. Инте-

рактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов образовательного процесса, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивное обучение, на наш взгляд, — наиболее активная форма организации познавательной деятельности. В таком обучении формулируются конкретные и прогнозируемые цели, которые требуют определенной мотивации. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам учебный процесс. И в этом большую роль играет мотивация к эффективному обучению на протяжении всего периода учебы в вузе. Учебный процесс при этом подходе организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать мысли и знания других обучающихся. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, учебных дискуссий, общее и индивидуальное решение задач на основании анализа обстоятельств и ситуации. Интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучаемых. Методы интерактивного обучения (деловые игры, беседа, дискуссионный клуб, дебаты, круглые столы, проблемные ситуации, мозговой штурм и др.) были исследованы П. Я. Гальпериным [1], А. А. Вербицким [2, с. 79, 80], Л. С. Выготским [3], А. М. Смолкиным [4] и др.

Долгое время в педагогической науке считалось, что методы интерактивного обучения уже сами по себе являются условием, которое способствует формированию учебной мотивации. Однако, как показывает практика образовательного процесса, далеко не всегда достаточно лишь внедрения подобных методов. Как отмечает А. М. Смолкин, при использовании интерактивного обучения педагог не всегда сможет сформировать устойчивую учебную мотивацию. Соответственно, необходимо разработать определенные механизмы и методы воздействия на обучаемых в процессе реализации данного вида обучения в вузе [4, с. 24]. Данная идея также разрабатывалась в работах А. А. Вербицкого [2, с. 79, 80], однако четких методических рекомендаций по повышению эффективности воздействия интерактивного обучения на процесс развития учебной мотивации в данный момент не сформулировано.

Исходя из сущности интерактивного обучения (открытые паритетные отношения между преподавателем и обучающимися, обучение в режиме диалога), мы полагаем, что такой вид организации учебного процесса призван стимулировать интеллектуальную и эмоциональную сферы личности. Тем не менее, с нашей точки зрения, более продуктивному развитию интеллектуальной сферы студентов будет способствовать использование проблемных технологий в обучении, а развитию

эмоциональной сферы — внедрение ситуации успеха в интерактивный урок.

Следует признать, что внедрение проблемных технологий обучения в образовательный процесс с применением интерактивных методов обучения — далеко не новая идея. Проблемное обучение основано на идеях Д. Дьюи [5, с. 202], который предлагал построить процесс познания на решении проблемных ситуаций. Российские ученые также внесли свой вклад в разработку проблемного обучения. Среди них можно выделить Т. И. Шамову [6], которая разработала проблемный подход, В. Т. Кудрявцева и А. М. Матюшкина [7], которые рассматривали принцип проблемности, предусматривающий обязательную организацию проблемной ситуации. В. Оконь [8] разработал проблемные методы для решения конкретных педагогических задач.

Приведенные выше подходы теоретиков педагогики позволяют нам суммировать их идеи и сформулировать ряд методических рекомендаций по формированию мотивации к обучению при создании проблемных ситуаций на занятиях.

Так, во-первых, в вузе необходимо организовать эффективное межличностное и педагогическое общение преподавателей и обучающихся таким образом, чтобы возникновению познавательной мотивации не препятствовала ситуация уже достигнутых успехов и их корреляция побуждала бы к развитию познавательных и побуждающих мотивов.

Во-вторых, в процессе интерактивного урока проблемная ситуация преобразуется в проблемную задачу, которая формирует проблемный вопрос. Серия проблемных вопросов предполагает алгоритм поисков решения, рассматривающий различные средства, пути и методы достижения результата, цели.

Таким образом, проблемный метод в обучении, применительно к рассматриваемой нами теме, можно представить следующей простейшей схемой (рис. 1):

Проблемная ситуация

Проблемная задача

Модель поисков решения

£

Решение, результат

Рис. 1. Алгоритм применения проблемного метода в обучении

В-третьих, чтобы уровень мотивации студентов в процессе реализации проблемного обучения не понижался, необходимо найти такие решения учебных задач, чтобы возрастал уровень про-блемности от урока к уроку.

В-четвертых, в качестве основных правил организации проблемного обучения в процессе интерактивного урока можно привести следующие: эффективное использование информационно-технических средств; соблюдение регламента; четкая формулировка вопросов дискуссионного характера и др.

И, в-пятых, важно отметить, что сам процесс проблемного обучения, каждое нестандартное решение порождают новую проблему, и такой вид обучения можно назвать циклическим процессом постоянного профессионального совершенствования будущего специалиста в вузе [9].

Проблемное обучение создает особый тип мотивации — проблемную мотивацию, поэтому данный вид обучения требует от преподавателя очень тщательного конструирования содержания дидактического материала, представленного цепью проблемных ситуаций.

Приведем еще несколько частных методических рекомендаций и советов пользователям и разработчикам проблемного обучения в процессе подготовки интерактивного занятия в вузе (на примере деловой игры).

1. Проблемное обучение в процессе подготовки интерактивного занятия в вузе следует использовать только в тех случаях, где оно действительно необходимо и будет способствовать повышению учебной мотивации студентов.

2. В проблемном обучении необходимо формировать мотивацию на тематическую компетентность участников процесса. Поэтому следует начинать подготовку к проблемному занятию с анализа предлагаемых вопросов и возможных познавательных ситуаций, проверки уровня знаний по теме, умения показать культуру дискуссии.

3. Деловая игра с использованием проблемных технологий должна строиться на серьезной подготовке педагога к занятиям по всем направлениям, в том числе и повышении его мотивации. Преподаватель действует до начала учения, перед игрой, при анализе игры и в конце. Такой подход требует от педагога большой собранности и подготовительной работы, практических и теоретических навыков конструирования интерактивных уроков и проблемных ситуаций.

4. В деловой игре очень важно правильно определить конкретную проблемную ситуацию, чтобы стимулировать их на интеллектуальную деятельность, настроить на коллективный поиск истины.

Как показывает практика, возможности проблемных технологий являются фактором, который может заинтересовать студентов и стимулировать их интеллектуальные возможности. При этом следует учитывать, что любая учебная группа является разнородной как по интеллектуальному критерию, так и по мотивационному (часть обучаемых руководствуется профессиональными мотивами, часть — социальными, личностными, мотивами престижа и т. д.) [10]. Актуальным является вопрос о том, как привлечь всю аудиторию к решению проблемы, вовлечь в дискуссию всех студентов, как ориентировать их на проявление инициативы и творчества, прививать им стремление помогать друг другу, совместно преодолевать любые трудности, формировать хорошее настроение и дружеские отношения в группе, стимулировать проявление инициативы, творчества в процессе обучения. С нашей точки зрения, ключевое значение в выполнении поставленных выше задач имеет мотивация на достижение успеха.

Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате хорошо выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь обучающемуся однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую эффективную деятельность.

Позитивные черты и достоинства ситуации успеха, используемые при интерактивном обучении, способствуют формированию положительной учебной мотивации студента. Но отметим, что психологи и педагоги предупреждают нас о возможных негативных состояниях студентов, стрессовых ситуациях, последовавших после пережитого успеха. Дело в том, что успех, который достался ценой небольших усилий, может привести к переоценке или к завышенной оценке собственных возможностей. Помимо этого, переживание успеха может быть омрачено и тем, что результат, важный и значимый для обучаемого, не был адекватно оценен другими людьми. И наконец, ситуация успеха не будет являться сильным эмоциональным переживанием и не принесет результата, если она не значима для самого студента, и соответственно, не будет стимулировать его мотивацию и да-

же может спровоцировать негативное отношение работали структуру педагогической деятельности, к обучению и будущей профессии. иллюстрируемую на рис. 2.

Исходя из анализа мотивационных установок на проблемное обучение и применение ситуации успеха в процессе интерактивного занятия, мы раз-

—► Мотивационные установки на учебную деятельность

*

Проблема

Содержание интерактивного урока

Программированное обучение

Формирование эмоционального стимула и мотивов для последующей учебной деятельности

Рис. 2. Структура педагогической деятельности в процессе интерактивного занятия

Так, в начале занятия педагог делает мотива-ционную установку на учебную деятельность, сообщает цель занятия, его место в будущей профессиональной деятельности и т. д. Далее он формулирует перед аудиторией проблему, которую необходимо решить, а затем следует само содержание интерактивного урока, который может проходить в форме беседы, деловой игры, «мозгового штурма» и т. д. Главное в рамках данного этапа состоит в том, чтобы информация подавалась аудитории постепенно, от простого к сложному, т. е. важно обеспечение программированного обучения. В процессе такого вида обучения изучаемый материал подается в форме строгой последовательности. Данный вид обучения используется в основном для того, чтобы студенты, не принимавшие участия в предыдущем занятии вследствие разных причин, смогли бы быстро наверстать упущенный материал. Поэтому на данном этапе очень важно, чтобы преподаватель направлял дис-

куссию в нужное русло, но совершал это таким образом, чтобы для аудитории это оставалось неявным. Так, в рамках «мозгового штурма» можно предложить студентам рассмотреть 5—6 вопросов по теме занятия. Это несложное задание помогает обучающимся вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего занятия. Наконец, последний этап (формирование эмоционального стимула и мотивов для последующей деятельности) должен содержать анализ педагогом деятельности студентов с обязательным включением технологии создания ситуации успеха. Данная технология должна применяться очень осторожно, чтобы не обидеть слабоуспевающих и не ущемить тех, кто имеет отличные результаты.

Необходимо рассмотреть и то, как соотносятся между собой интеллектуальная и мотивационно-эмоциональная стороны обучения в процессе интерактивного обучения (рис. 3).

Интеллектуальная составляющая обучения

о

Мотивационно-эмоциональная составляющая обучения

Рис. 3. Соотношение интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной составляющих в процессе интерактивного обучения

Данные стороны связаны отношением, сравнимым с прямой пропорциональностью, т. е. при увеличении уровня проблемности обучения увеличивается и желание обучающегося достичь успеха. В то же время при достижении успеха предполагается увеличение уровня проблемности. Поэтому преподавателю необходимо так моделировать и применять проблемное обучение и ситуацию успеха, чтобы подобная игра не наскучила студентам.

Таким образом, использование проблемного обучения и ситуации успеха как двух не связанных

Список библиографических ссылок

друг с другом методик приведет лишь к частичной активизации познавательной деятельности, что является недостаточным основанием для повышения мотивации учебного процесса. Поэтому только синтез данных методик может быть достаточным основанием для формирования высокого уровня познавательной активности в процессе использования интерактивного обучения и, соответственно, высокого уровня учебной мотивации студентов.

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. М., 1999.

2. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., 2000.

3. Выготский Л. С. Психология искусства / общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. М., 1986.

4. Смолкин А. М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. М., 1991.

5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской; под ред. (и с предисл.) Н. Д. Виноградова. М., 1915.

6. Шамова Т. И. Проблемность — стимул познавательной активности // Народное образование. 1966. № 4. С. 32—37.

7. Кудрявцев Т. В., Матюшкин А. М., Бодрова К. И. Проблема активности личности и профессионального самоопределения студентов. М., 1978.

8. Оконь В. Основы проблемного обучения / пер. с польск. М., 1968.

9. Остапенко В. С., Исаева К. В. Основные методологические подходы к формированию мировоззрения обучаемого в вузе // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. 2014. Т. 10. № 3—2. С. 31—34.

10. Кашко Т. В. Особенности формирования мотивации к обучению у курсантов вузов МЧС России // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 3. С. 186—189.

© Кашко Т. В., Остапенко В. С., Савушкин Л. М., Герасимова Е. Н., 2015

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.