Бабичева Т. А.
Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Т. А. Бабичева
PROBLEM TEACHING IN PROCESS OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY ENERGIZING
Babicheva T. A.
The article considers one of the active teaching methods - problem teaching - which is able to labilize students' actvvity and develop positvve training motivation.
Key Words: active teaching methods, problem teaching, a problem situation, cognitive activity, educational process.
В статье рассмотрен один из активных методов обучения - проблемное, способное активизировать деятельность студентов и сформировать положительную учебную мотивацию.
Ключевые слова: активные методыi обучения, проблемное обучение, проблемная ситуация, познавательная активность, учебный процесс.
УДК 378
Формирующаяся в современную эпоху цивилизация порождена научно-техническими достижениями. Научно-технический прогресс продолжает все больше внедряться во все уровни жизни и производства. Бурное развитие банковской, инвестиционной и страховой деятельности, математическое моделирование современных рыночных отношений требует привлечения грамотных, компетентных и мобильных специалистов нового поколения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указана главная цель профессионального образования, состоящая в подготовке квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурен-то-способных на рынке труда, компетентных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности, готовых к постоянному профессиональному росту (4).
В качестве основного фактора достижения такой цели выступают запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, а также перспективные потребности их развития.
Такая многогранность современных знаний и условий труда будущих специалистов диктует высшей школе вносить значительные коррективы в подготовку специалистов, внедрять новые педагогические технологии и подходы. Акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности студента. Успешность достижения
этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в условиях авторитарного стиля преподавания или гуманистического, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Традиционная модель образовательного процесса, как показывают результаты психолого-педагогических исследований, не позволяет в полной мере сформировать функционально-грамотного специалиста, способного эффективно решать новые задачи, возникающие как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.
А. А. Вербицкий в свое время отмечал, что наиболее характерным направлением повышения эффективности вузовского обучения является создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в большей мере раскрыться как субъект учебной деятельности (2).
В процессе обучения студентов необходимо вести с ними систематическую работу по развитию познавательной активности в рамках личностно ориентированного обучения. Познавательная активность студента должна отражать состояние человека, жаждущего знаний, находящегося в исследовательском поиске, развивающего свои познавательные интересы.
Учебная информация наиболее активно воспринимается тогда, когда возникает потребность в ее восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета одинаковой степени сложности, в одном и том же объеме может усваиваться по-разному, в зависимости от способа его подачи, мотивов восприятия и интереса студентов (1).
Деятельная личность характеризуется не только внешним поведением, но и соответствующими ему внутренними процессами. Различают внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную) стороны активности. Решающее значение в учебе имеет внутренняя активность, а внешняя выполняет роль стимулятора. Активность обучаемых
- это их интенсивная умственная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применения знаний, сформированных навыков и умений, т. е. их активная познавательная деятельность (4).
В большой степени формирование и развитие познавательной активности зависит от организации обучения в вузе. В последнее время широкое распространение получили активные методы обучения, которые выступают как объективные средства, помогающие осуществлять и активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.
Прежде всего имеют в виду нетрадиционные формы, методы и средства обучения. К ним относятся: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, методы математического моделирования, деловые и ролевые игры, а также различные формы научно-исследовательской работы обучающихся.
Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов (8), которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Остановимся на одном из таких активных методов, как проблемное обучение.
По утверждению А. А. Вербицкого, применение проблемного обучения в высшей школе позволяет формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление, создавать целостное представление о профессиональной деятельности (2).
Являясь одним из эффективных рычагов, проблемное обучение способно активизировать деятельность студентов, сформировать у них положительную учебную мотивацию.
Проблемная задача представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этого условия. В проблемной за-
т
Бабичева Т. А.
Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов
даче сам субъект включен в ситуацию задачи (7). Иначе говоря, субъект находится в положении интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход вопросами: «как?», «почему?», «в чем причина?».
Высшей степенью проблемности считается такая учебная ситуация, в которой обучающийся сам ставит проблему, сам находит решение и проверяет полученный правильный ответ. В учебной практике, такое удается редко.
Результаты исследований показали, что традиционные методы обучения приводят к формированию в первую очередь внешних мотивов учебной деятельности, если же преимущественно используется проблемное обучение, то это достаточно эффективно влияет на формирование у студентов учебно-познавательных мотивов.
Методика проблемного обучения направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Другими словами, это обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе проблемного обучения лежит диалогическое общение как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов.
Реализация проблемного обучения предполагает достижение следующих целей:
- привлечь внимание студентов к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
- поставить студентов перед посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
- обнажить перед студентами противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и невоз-
можностью её удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков;
- помочь студентам определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побуждать к активной поисковой деятельности;
- учить искать наиболее рациональные пути выхода из ситуации затруднения.
Правильное использование идей проблемного обучения в учебном процессе не только помогает найти решение проблемной задачи, но и способствует тому, чтобы студенты увидели, осознали и сформулировали проблему, содержащуюся в этой задаче или вызываемую ее постановкой.
Проблемное обучение - это одно из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту. Проблемное обучение как творческий процесс представляется решением нестандартных научно-учебных задач такими же нестандартными методами. В ходе поиска таких же нестандартных путей решений этих задач активизируются мыслительные процессы, являющиеся ядром познавательного интереса. Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он связан с решением проблемных задач и ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения (1). Таким образом, проблемное обучение является одновременно и средством для формирования у студентов глубокой познавательной мотивации и средством, с помощью которого детерминируется их умственная деятельность.
Назначение проблемного обучения заключается в постановке и решении студентами теоретических или практических задач, ранее ими не решаемых. Предлагаемые задачи (проблемы) имеют широкий диапазон сложности - от достаточно простых учебно-предметных задач до исследования и решения оригинальных научно-прикладных вопросов комплексного характера.
По мнению И. Я. Лернера, проблемное обучение применяется в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал (5). В ходе обучения всегда будут нужны и тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого материала. Конечно, нельзя отрицать того, что оптимальной структурой учебного процесса будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций и задач.
Ведущим звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого мышления.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение, возникающее у человека в том случае, когда ему бывает сложно объяснить какое-то явление, факт, процесс или невозможно достичь цели известными способами. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, придать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала (2). Анализ проблемной ситуации приводит к синтезу и обобщению, к формулировке проблемы. При этом фиксируются данные и искомое, условия и требования, соотношение которых определяет весь ход мышления. Поиск средств анализа условий проблемы начинается с актуализации и систематизации прежних знаний и способов действий, которые в прошлой деятельности приводили к успеху в аналогичных ситуациях. Актуализация знаний - это тоже анализ и поиск средств достижения цели. «Абсолютно новая задача, не опирающаяся на предшествующий опыт ученика, исключает возможность активных поисков ее решения» (7).
Другими словами, проблемная ситуация стимулирует активную мыслительную деятельность человека, побуждая его к поиску новых способов объяснения или действия, и тем самым является мощным фактором формирования познавательной активности. Проблема - это всегда препятствие. В
процессе решения проблемы возникают вопросы репродуктивного характера, которые требуют воспроизведения прежних знаний, тех именно знаний, которые нужны для решения данной задачи. Во многих случаях имеющиеся знания недостаточны для нахождения искомого. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность обучающегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым вызвать личностный познавательный интерес к решению тех или иных познавательных задач, создать внутренние условия для развития творческих и коммутативных способностей, обеспечить возможность привлечения студентов к самостоятельной познавательной деятельности и т. д. Главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия (7).
Условиями успешности проблемного обучения являются: создание системы познавательных трудностей, которые соответствуют интеллектуальным способностям студентов; обеспечение их совокупностью знаний по содержанию проблемной ситуации; формирование у студентов операционных умений решения проблемных задач.
Последнее условие особенно важно и оно обеспечивается тем, что преподаватель сам решает одну из таких проблем, последовательно проводя анализ ситуации, выявляя проблему, формулируя задачу и решая ее оптимальным образом. При этом студенты имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности преподавателя по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления. Иногда эти же действия выполняются совместно со студентами для уяснения логики, последовательности и этапов решения проблемных задач. Эти приемы являются ступеньками, которые должны пройти студенты, прежде чем они научатся самостоятельно решать проблемные задачи. Проблемное обучение имеет большое преимущество перед традиционным обучением: оно состоит в
Бабичева Т. А.
Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов
том, что развивает творческий потенциал обучаемого.
Все вышеизложенное уже является основанием того, что проблемное обучение стимулирует процесс активизации познавательной деятельности студентов, способствует успешному усвоению знаний, а значит и усвоению специальных дисциплин.
Следует отметить, что при обучении математике проблемность возникает совершенно естественно и не требует создания искусственных ситуаций. По сути, не только каждая текстовая задача, но и большая часть других заданий по математике представляют собой своего рода проблемы, над решением которых обучающийся должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому образцу. Обучение математике достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям.
Математика играет важнейшую роль в естественнонаучных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях. Она является средством решения прикладных задач, универсальным языком науки, а также элементом общей культуры. Математика -важнейшая часть профессиональной подготовки для многих специальностей, поэтому важно научить студентов методам, которыми она оперирует, математическим приемам, применяемым по их специальности.
Ставить молодого человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности - таковы функции преподавателя, разумно направляющего процесс развития личности (6).
Однако не всякое задание на сравнение и сопоставление способствует возникновению проблемной ситуации. Многие из них остаются на уровне обычных логических заданий. Для того, чтобы возникла проблемная ситуация, необходимо выделить
противоречие в сопоставляемых документах, явлениях.
Для создания проблемных ситуаций на лекциях и практических занятиях можно использовать научные и методические приемы.
Научные приемы предполагают знакомство студентов с реально существовавшими или существующими научными проблемами, показывают пути их разрешения (например, развитие понятия числа, систем счисления и др.). Кроме того, некоторые исторические факты вносят элементы занимательности в учебный процесс, что также способствует проявлению познавательной активности. Используя экскурс в историю вопроса, можно четко выделить основные этапы познания, определить влияние тех или иных открытий на развитие вопроса, проанализировать методы познания, использованные на каждом историческом этапе, и, в конечном итоге, определить современное состояние вопроса. Противоречивое развитие вопроса представляется в содержании в виде учебных проблем, анализ которых превращает их в проблемные ситуации. А их разрешение происходит как борьба мнений, позиций, побуждает включаться в этот процесс и вести самостоятельный поиск истины. Такой способ подачи материала как бы «погружает» обучающегося в познавательную деятельность, не позволяя ему оставаться равнодушным.
Методические приемы предполагают привлечение студентов по ходу лекции к отдельным аспектам проблемы. Так, например, перед изучением темы «Обратная матрица» в качестве проблемной можно рассмотреть следующую задачу.
Дана квадратная система линейных алгебраических уравнений:
а11х1 + а12Х2 +... + ах = Ъ,,
111 122 1п п 1"
а21Х1 + а22 Х2 + ... + а2п Хп = Ъ2,
ап 1Х1 + ап 2 Х2 + ... + аппХп = Ь п
где ау,Ъ е Я (1, у = 1,...,п).
Можно предложить студентам получить формулу решения этой системы, анало-
гичной формуле х = а Ь для линейного уравнения ах = Ь, а Ф 0. В результате разрешения поставленной задачи у студентов приходит осознание записать систему в матричной форме АХ = В. И задача, таким образом, сведена к поиску обратной матрицы А-1.
Методическими приемами являются, например:
- создание проблемной ситуации в самом начале лекции как введение в новую тему (перед изучением множества комплексных чисел студентам предлагается уравнение, которое невозможно решить на множестве действительных чисел);
- побуждение студентов к обобщению фактов (например, практическое решение комбинаторных задач на составление различных вариантов меню, комплектов одежды, расписаний учебных занятий, маршрутов) для вывода общих формул подсчета числа различных комбинаций;
- постановка вопроса, имеющего несколько ответов или способов решения (например, разные способы доказательства теорем, решения задач и т. п.);
- неполное изложение интересного для студентов материала с предложением самостоятельно изучить указанную литературу;
- привлечение студентов к высказыванию прогнозов (например, в ходе решения задач теории вероятности и математической статистики, построения графиков функций и др.).
Создание проблемных ситуаций порождает потребность открытия новой, еще незнакомой, закономерности объекта. Желание удовлетворить эту потребность и есть проявление познавательной активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы: учебно-метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1980.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1991.
3. Казакова А. Г. Педагогика профессионального образования. — М.: Экон-Информ, 2007.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.
5. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. — М.: Знание, 1976.
6. Лунгу К. Н. Систематизация приемов учебной деятельности студентов при обучении математике. — М.: КомКнига, 2007.
7. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.
8. Смолкин А. М. Методы активного обучения. - М., 1991.
Об авторе
Бабичева Татьяна Анатольевна, Дагестанский государственный педагогический университет, соискатель кафедры теории и методики высшего образования, старший преподаватель математики Дагестанского государственного института народного хозяйства. Сфера научных интересов -теория и методика обучения математике студентов нематематических специальностей; формирование познавательной активности студентов вузов.
ЬаЫсЬеуп@таП. ги