Научная статья на тему 'Формирование учебной мотивации через интерактивные технологии на занятиях иностранного языка'

Формирование учебной мотивации через интерактивные технологии на занятиях иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
927
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ / ВНЕШНИЕ МОТИВЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ACADEMIC MOTIVATION / INTERNAL MOTIVE / EXTERNAL MOTIVE / EDUCATIONAL ACTIVITY / INTERACTIVE TEACHING METHODS / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова С. В.

В статье обосновывается актуальность изучения проблемы формирования и способов повышения мотивации на занятиях иностранного языка, определяются благоприятные факторы для формирования учебной мотивации. Сравниваются исследования направленности и выявления уровня внутренней мотивации учебной деятельности на занятиях иностранного языка с применением традиционных и интерактивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research actuality of formation problem and the methods of motivation increase at the foreign languages lessons are proved; the favourable factors for formation of academic motivation are defined in this article. The researches of an orientation and identification of internal motivation level of educational activity at the foreign languages lessons with application of traditional and interactive teaching methods are compared here.

Текст научной работы на тему «Формирование учебной мотивации через интерактивные технологии на занятиях иностранного языка»

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

С.В. Антонова

В статье обосновывается актуальность изучения проблемы формирования и способов повышения мотивации на занятиях иностранного языка, определяются благоприятные факторы для формирования учебной мотивации. Сравниваются исследования направленности и выявления уровня внутренней мотивации учебной деятельности на занятиях иностранного языка с применением традиционных и интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: учебная мотивация, внутренние мотивы, внешние мотивы, учебная деятельность, интерактивные методы обучения, метод проектов.

The Formation of academic motivation by means of interactive technologies at the foreign languages lessons (by the example of project method). The research actuality of formation problem and the methods of motivation increase at the foreign languages lessons are proved; the favourable factors for formation of academic motivation are defined in this article. The researches of an orientation and identification of internal motivation level of educational activity at the foreign languages lessons with application of traditional and interactive teaching methods are compared here.

Key words: academic motivation, internal motive, external motive, educational activity, interactive teaching methods, project method.

Повышение учебной мотивации на занятиях иностранного языка у студентов экономических специальностей сельскохозяйственного профиля можно назвать одной из центральных задач современного аграрного вуза. Актуальность задачи обусловлена содержанием обучения иностранному языку, так как основной целью дисциплины «Иностранный язык» и «Иностранный язык в специальности» является «...овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования» [9]. Такая постановка задачи предполагает активное, деятельное включение студента в учебный процесс, его личностно-пристрастное отношение к учению, формирование у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и интереса к выполняемому делу, нацеленному на определенный результат.

В связи с этим изучение проблемы формирования и способов повышения мотивация на занятиях иностранного языка является актуальным. Мотивация как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности изучается в разных аспектах и поэтому трактуется авторами по-разному. Но, несмотря на разнообразные теоретические подходы к изучению этой проблемы можно утверждать, что, многие авторы сходятся на том, что

мотивация - это совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека [5,с.198].

По данным ученых Марковой А.К., Асеева В.Г., Климова Е.А., существует прямая связь между уровнем мотивации и эффективностью и результатами учебной деятельности. По их мнению, основным фактором повышения результатов учебной деятельности является создание «положительной мотивации» к учению. Учебная мотивация понимается нами как «частный вид мотивации, включенной в деятельность ученика, учебную деятельность» [5, с.201].

Следует отметить, что, как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом факторов, характерных для той деятельности, в которую она включается. В данном случае это учебная деятельность. Во-первых, она определяется образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в - четвертых субъектными особенностями педагога и его отношением к ученику; в-пятых, -спецификой учебного предмета.

В своих исследованиях А.И. Гебос выделил следующие факторы, способствующие формированию положительной мотивации учебной деятельности[2, с.28]:

• осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

• профессиональная направленность учебной деятельности;

• выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;

• осознание ближайших и конечных целей обучения;

• наличие «познавательного психологического климата» в учебной группе;

• создание ближайших и конечных целей обучения.

Довольно распространенной классификацией учебной деятельности является классификация, в которой учебные мотивы делятся на внешние и внутренние.

В отечественной литературе существуют два подхода к различению внутренней и внешней мотивации. Первый подход выделяет в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения (ее целью, процессом), второй подход -наряду с упомянутыми критериями использует характер личностного смысла (утилитарно-прагматический и/или ценностный), придаваемого учению, его продуктам. Мы дадим характеристику внутренним и внешним мотивам учения, используя первый подход. Если мотив реализует познавательную потребность, совпадает с конечной целью учения, то он является внутренним. Если мотив реализует непознавательную потребность, не совпадает с целью учения, то он называется внешним. В таком случае внутренними являются только познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания. Этой точки зрения придерживаются Гальперин П.Я.[1], Н.Ф. Н.В. Елфимова[4] и др.

По мнению Т.Д.Дубовицкой внутренние мотивы «...носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, он познает новое неизвестное и это приносит ему удовлетворение» [3,с.71-72].

Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки, получение стипендии, выполнение требований преподавателя, признания товарищей и др. При внешней мотивации студент не заинтересован в процессе познания, проявляет пассивность, не понимает смысл изучения. Содержание учебного предмета, в данном случае, не является для студента личностно значимым, внутренне принятым, внутренне мотивированным, а знания по учебным предметам не становится личностной ценностью.

В рамках нашего исследования была предпринята попытка определить уровень направленности мотивации изучения иностранного языка студентами экономических специальностей Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. Нами был использован тест-опросник Т.Д. Дубовицкой «Методика диагностики направленности учебной мотивации».

Целью данной методики является выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов при изучении конкретных учебных дисциплин, в частности иностранного языка. Данная методика позволяет преподавателю определить наличный уровень мотивации студентов и ее динамику при использовании различных форм и методов обучения.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Для повышения достоверности результатов все вопросы сбалансированы по количеству положительных и отрицательных ответов: вариантам «да» и «нет» по каждой школе соответствует равное количество пунктов опросника. Так как традиционные варианты ответов «да» и «нет» часто вызывают у испытуемых затруднения при выборе ответа вследствие своей категоричности, данный опросник предлагает расширенный набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «неверно», «пожалуй, неверно». При обработке результатов представленные испытуемыми ответы объединяются в две категории: положительные - «верно; пожалуй, верно», отрицательные - «неверно; пожалуй, неверно».

Ответы в виде плюсов и минусов записываются испытуемыми на специальном бланке. Обработка результатов производится в соответствии с ключом. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученные баллы суммируются.

Анализ результатов. Результаты, полученные в процессе обработки ответов испытуемых, расшифровываются следующим образом:

0-10 баллов - внешняя мотивация; 11-20 баллов - внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0-5 баллов - низкий уровень внутренней мотивации; 6-14 баллов - средний уровень внутренней мотивации; 15-20 баллов - высокий уровень внутренней мотивации.

В опросе приняли участие 80 студентов 1-2 курсов экономических специальностей.

Таблица №1

Направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов 1-2 курсов экономических специальностей на занятиях

иностранного языка.

0-5 баллов 6-14 баллов 15-20 баллов

20 человек 52 человека 8 человек

Обработка результатов показала, что 10 % опрошенных показали границы от 15-20 баллов - высокий уровень; 65% от 6-14 баллов - средний уровень; 25% - низкий уровень внутренней мотивации.

Эти данные были приняты нами, как основа при выборе интерактивных методов обучения для повышения эффективности педагогической деятельности.

Следующим этапом исследования стал выбор методов обучения, способствующих динамике уровня учебной мотивации студентов.

На повышение учебной мотивации, на наш взгляд, также влияют такие факторы: содержание учебного материала (с учетом профессиональной направленности, активизирующий познавательные процессы); организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности (качественный анализ учебной деятельности); стиль педагогической деятельности учителя.

Обучение, дающее студенту отличные знания и умения, формирует у него положительное отношение к предмету, т.е. интерес к предмету зависит от успеха обучаемого. Плохое преподавание, непонимание предмета и ошибки не способствуют развитию интереса к учебе. Для решения этой проблемы необходима специальная система организации учебного процесса. Главное в ней - вовлечение студентов в постепенно усложняющуюся самостоятельную деятельность.

На наш взгляд, многие из этих факторов могут быть реализованы через активные и интерактивные методы обучения. Под интерактивными методами мы понимаем «... все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [6, с.58]. Интерактивные и активные методы имеют много общего,

но в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. На наш взгляд, наиболее важным интерактивным методом с точки зрения повышения учебной мотивации на занятиях иностранного языка у студентов экономических специальностей сельскохозяйственного профиля является метод проектов.

Практика показала, что метод проектов как раз и позволяет решить проблему мотивации, создавая положительный настрой к изучению иностранного языка. Чтобы достичь этой цели, начиная с первого семестра, студентам 1-2 курсов экономических специальностей на практических занятиях и в качестве самостоятельной работы предлагаются проектные задания. Студентам 1 курса было предложено выполнить проектные работы по темам «Достопримечательности стран изучаемого языка» и «Россия - Родина моя», студентам 2 курсов -«Антикоррупционная политика» и «Разные типы экономических систем - преимущества и недостатки». Студентам предстояло выполнить следующий объем работ:

1. Обсудить структуру проекта, составить примерный план работы.

2. Найти информацию по заданной теме, провести анализ информации и выработать идею о конечном продукте проекта.

3. Подготовить презентацию проекта.

4. Провести презентация проекта.

5. Обсудить с оппонентами результаты проекта, провести экспертизу.

6. Оценить проект - по содержанию, соответствию теме, конечному результату, участию каждого студента группы в организации проекта.

7. Провести самооценку (умение работать в команде, оценка языковых компетенций).

После выполнения и защиты проектных работ студентам было предложено ответить на

вопросы анкеты.

Диагностика также осуществлялась по методике Т.А. Дубовицкой, позволяющей определить уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов при изучении конкретных учебных дисциплин, в частности иностранного языка с использованием проектной методики. Методы, на которых основана данная диагностика, дали нам право несколько изменить список вопросов, предлагаемых автором, дополнив их словосочетанием «метод проектов». Модификация производилась с целью выявление влияния применяемой конкретной технологии, а именно метода проектов, на уровень внутренней мотивации.

Таблица №2

Направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов 1-2 курсов экономических специальностей на занятиях иностранного языка с использованием метода проектов.

0-5 баллов 6-14 баллов 15-20 баллов

4 человека 20 человек 56 человек

Обработка результатов показала, что 70 % опрошенных показали границы от 15-20 баллов - высокий уровень; 25% от 6-14 баллов - средний уровень; 5% - низкий уровень внутренней мотивации.

Сравнение результатов двух опросов, позволяет придти к следующим заключениям, что количество студентов с низким уровнем внутренний мотивации на занятиях иностранного языка с использованием метода проектов уменьшилось на 16 человек и составило 20%, а количество студентов с высоким уровнем внутренней мотивации увеличилось на 48 человек и составило 60%.

Таким образом, на традиционных занятиях иностранного языка у студентов 1-2 курсов экономических специальностей Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии преобладает средний уровень внутренней мотивации. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что традиционные методы обучения не предполагают вовлечения студентов в активную, творческую деятельность, не являются основой для самосовершенствования и самореализации студентов. На наш взгляд, традиционные методы больше связаны с внешними мотивами (получение хорошей оценки, стипендии, поощрений).

Следует отметить, что использование метода проектов на занятиях по иностранному языку со студентами 1 -2 курсов экономических специальностей Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии способствует положительной динамике увеличения числа студентов с высоким уровнем внутренней мотивации. Таким образом, приведенные выше результаты исследования, дают нам право утверждать, что использование проектной методики позволяет активизировать мотивационную сферу студентов и повысить уровень внутренней учебной мотивации.

Литература:

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов// М.: Книжный дом «Университет». 1999. 332 с.

2. Гебос А. И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч.1. М. 1977. С. 28

3. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005. №1. с. 71-78.

4. Елфимова Н. В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопросы психологии 1985. № 5.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник / И.А. Зимняя. Москва: Логос. 2004. 384 с.

6. Иоффе А.Н. Активная методика - залог успеха // Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.

7. Примерная программа дисциплины Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов. Министерство образования и науки Российской Федерации, научно-методический совет по иностранным языкам Минобрнауки РФ. Программа разработана под рук. и под общей ред. С.Г. Тер-Минасовой. [Электронный ресурс]. кир://м>м>м>.Тгоауро.ги/?тепиМ=11&тепи_и/ре=9&рагеШ=0 (дата обращения: 05.04.2012)

8. Гриднева Б.О. Формирование иноязычной профессиональной компетенции студентов как актуальная педагогическая проблема// Казанский педагогический журнал. 2011. №3. с. 44-49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.