ЗОХРЕ ХЕЙДАРИ-ПУР, АМИР ХОССЕйНИ (Тегеран, иран)
мотивация и ее роль
при обучении иностранному
языку
Исследуется мотивация при обучении иностранному языку. Рассматриваются понятия «мотивация», «учебная мотивация» и «мотивы». Выделяется несколько типов мотивации, анализируется позиция ведущих специалистов в области исследования обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, внутренние и внешние мотивы.
Проблема мотивации при обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Важность и роль мотивации при обучении иностранным языкам была доказана разными исследованиями. Хотя все авторы утверждают важную роль мотивации при обучении иностранным языкам, понятие «мотивация» они трактуют по-разному.
впервые слово мотивация употребил А. Шопенгауэр в статье «четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, 1959; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупность системы процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990) [4, с. 65].
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что проблема мотивации очень сложна и многоаспектна, что подходы к раскрытию ее сущности, а также методы ее изучении многообразны. Поэтому к данному понятию нужно
© Зохре Хейдари-пур, Амир Хоссейни, 2019
'КИЕ науки -
подходить комплексно, учитывая все возможные аспекты. Многочисленные подходы нашли отражение в работах разных исследователей. Изучением мотивов и мотивации занимались В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Д.А. Леонтьев, Р. Аткинсон, Р. Гарднер, В. Ламберт, А. Мас-лоу и др.
Слово мотивация образовано от слова мотив. «Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность су-бьекта и определяющих ее направленность. В качестве мотива выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы» [2, с. 148].
ученые рассматривают мотивацию либо как потребность, либо как побуждение, а в своих теориях по-разному подходят к определению мотивов, поэтому трактовка мотива в психологии также неоднозначна. При наличии самых разных мнений о понятии мотива и мотивации все исследователи согласны с тем, что мотивация играет огромную роль в деятельности человека. Более того, с точки зрения некоторых ученых, именно мотив является самым важным фактором выполнения деятельности. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, «мотивы - это мотор деятельности» [3, с. 175].
установить разграничение между мотивом и мотивацией очень трудно, потому что они очень тесно связаны. теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении (в частности, иностранному языку).
Как уже говорилось, без сомнения, мотивация оказывает огромное влияние на все виды деятельности человека, в том числе и на учебно-познавательную. Данный тип мотивации называется учебной мотивации, или мотивацией учебной деятельности. В теории и практике образования исследователи обращают большое внимание на учебную мотивацию, которая определяется как «частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность» [4, с. 149].
Под термином мотивация подразумевается система поощрений или стимулов, которые могут оказать положительное влияние на степень усвоения материала и результативность отработки навыков и умений. Поэтому в методике преподавания иностранных языков формирование мотива к учебе всегда является важным приоритетом не только процесса образования в целом, но и каждого преподавате-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ля. Задача преподавателя иностранного языка заключается наряду со всеми учебными и развивающими аспектами и в том, чтобы сформировать у студента желание изучать иностранный язык, породить такой важный феномен, как мотивация.
Перед преподавателем иностранного языка всегда стоит вопрос о том, как можно побудить студентов к изучению языка, как можно заинтересовать и поддерживать этот интерес долгое время, как можно развить интерес к изучению иностранных языков. Следует помнить, что учебная мотивация тесно связана с социальными факторами, т. к. многие факторы, влияющие на учебную мотивацию, образуется под влиянием общества и социальных условий. «Поскольку учебная мотивация по большей части является социально обусловленной, возможности для управления его в педагогическом процессе весьма широки» [8, с. 243].
Факторы, оказывающие влияние на мотивацию, не сводятся только к социальным. Есть и многие другие факторы, в том числе личностные, возрастные, культурные. Учитывая все вышеизложенное, можно сказать, что «в каждом случае мотивация изучения иностранного языка представляет в итоге сочетание социально-познавательных, личностно-нравственных и прагматических мотивов» [1, с. 92].
Психологические вопросы мотивации изучения иностранного языка рассматриваются в трудах A.A. Леонтьева, H.A. Зимней, А.Р. Ар-тонова, Н.М. Симоновой, Г.А. Китайгородской, Б.А. Бенедиктова. Большинство студентов начинают с интересом изучать иностранный язык, но постепенно интерес к обучению иностранного языка снижается. Причины снижения мотивации могут быть разнообразными: зависят от методики деятельности преподавателя, могут быть связаны с заниженной самооценкой, с негативным отношением к изучению иностранного языка и т. д. Однако независимо от этих причин, для того чтобы студенты действительно включились в процесс обучения иностранным языком, нужно, чтобы учебный материал был им не только понятен, но и приятен. И здесь перед преподавателем стоит задача убедить студентов в значимости задач процесса обучения. Именно приобретение значимости задач процесса обучения для студентов и есть результат мотивации.
Известно, что для осуществления любой деятельности нужна достаточная мотивация. Согласно закону Йоркса-Дадсона, «успешность деятельности повышается с увеличением интенсивности мотивации до определенного уровня» [6, с. 825]. Из этого закона следует:
чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но есть определенный предел. Слишком сильное повышение мотивации может привести к ухудшению эффективности деятельности. В этом случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции, такие как стресс. Учитывая вышеизложенное, под мотивацией в этой статье мы понимаем мотивацию средней интенсивности.
Учебная мотивация - это процесс, подразумевающий использование различных мотивов и стимулов учащегося. Отношение учащегося к учебе во многом определяется системой мотивов самого человека. в то же время нельзя забывать о том, что есть другие факторы, влияющие на процесс учебы и формирование учебной мотивации. некоторые специалисты классифицируют мотивы по видам, «в этом плане выделяют мотивы внутренние и внешние» [7, с. 97].
внутренние мотивы возникают внутри самого человека. При внутреннем мотиве сам процесс обучения является источником удовлетворения, когда, например, на первый план выходит заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении лучшего результата. внешние мотивы обусловлены внешними составляющими, другими словами, формируются под действием преподавателя, других лиц и общества, иных внешних обстоятельств.
R.M. Ryan and E.L. Deci отмечают, что внутренняя мотивация доминирует по значимости, отражая внутреннее стремление личности к обучению и усвоению знаний, тогда как внешняя мотивация может значительно варьироваться в своей относительной автономии и, соответственно, может быть отражением либо внешнего контроля, либо саморегуляции. Так, внешнюю мотивацию можно разделить на несколько видов. в первом случае студенты с выраженной внешней мотивацией осуществляют деятельность с негодованием, возмущением, неохотой. во втором случае мы говорим о вынужденном желании личности совершать те или иные действия, но при этом оно является отражением проявления воли или внутреннего принятия ценности задания [10].
несомненно, эффективность процесса обучения иностранному языку зависит от многих факторов, но мотивация на занятиях иностранного языка играет очень важную роль. Мотивы и мотивация являются движущей силой процесса обучения. Именно мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов в учебном процессе. Поэтому система образования в
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
целом и преподаватели как важнейшие субъекты этой системы всегда должны уделять большое внимание принципу мотивации, создавать такие ситуации, в которых у студентов возникает интерес к учебному материалу. Для достижения этой цели преподаватели должны усиливать как внешнюю, так и внутреннюю мотивацию учения. Однако внутренние мотивы преобладают над внешними, потому что во внешней мотивации студент может выполнять учебную деятельность под воздействием внешних обстоятельств (например, преподавателей), а внутренняя мотивация абстрактна и связана с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения цели внутри самого человека и даже может повлиять на внешнюю мотивацию. По мнению В.А. Сухомлинского, «наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» [9].
Список литературы
1. Аббас Я.Х. Формирование мотивации в процессе изучения русского языка. Проблемы и перспективы современной методики РКИ // Мир русского слова. 2006. № 3. С. 91-93.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М., 2009.
3. Акимина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. 5-е изд., испр. и доп. М., 2005.
4. Ильин Е.П. Мотивация и Мотивы. СПб.: Питер, 2002.
5. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2011.
6. Никандров В.В. Психология. М., 2009.
7. Реан А.А. Психология личности. СПб., 2011.
8. Регуш Л.А. Педагогическая психология. СПб., 2011.
9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973.
10. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and Extrinsic Motivation: Classic Definitions and New Directions [Electronic resource]. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S0361476X99910202 (дата обращения: 12.04.2019).
4. Il'in E.P. Motivaciya i motivy. SPb.: Piter, 2002.
5. Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya ino-strannym yazykam. M.: Prosveshchenie, 2011.
6. Nikandrov V.V. Psihologiya. M., 2009.
7. Rean A.A. Psihologiya lichnosti. SPb., 2011.
8. Regush L.A. Pedagogicheskaya psihologiya. SPb., 2011.
9. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: Radyans'ka shkola, 1973.
Motivation and its role while teaching a foreign language
The article deals with the motivation while teaching a foreign language. There are considered the concepts of "motivation", "educationalmotivation" and "motives". There are revealed some types of motivation and there is analyzed the position of leading specialists in the sphere of research of teaching foreign languages.
Key words: motivation, educational motivation, intrinsic and extrinsic motivation.
(Статья поступила в редакцию 28.05.2019)
е.а. груздева
(казань)
межкультурный подход в обучении русскому языку как иностранному иранских
УЧАЩИХСЯ
Исследуется межкультурный подход в обучении русскому языку как иностранному в неродной языковой среде. Диалог культур рассматривается как методический принцип, обосновывающий цели, задачи и формы обучения русскому языку. Формирование умений и навыков межкультурной коммуникации иностранных учащихся показано на примере обучения русскому языку персоязычной учебной аудитории.
1. Abbas Ya.H. Formirovanie motivacii v processe izucheniya russkogo yazyka. Problemy i perspektivy sovremennoj metodiki RKI // Mir russkogo slova. 2006. № 3. S. 91-93.
2. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij. M., 2009.
3. Akimina A.A., Kagan O.E. Uchimsya uchit'. Dlya prepodavatelya russkogo yazyka kak inostranno-go. 5-e izd., ispr. i dop. M., 2005.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурный подход, коммуникативный подход, социокультурная компетенция, языковая среда, иранские обучающиеся.
В процессе обучения русскому языку как иностранному межкультурный подход имеет особую актуальность, поскольку преподаватель и обучающийся уже на самом начальном
О Груздева Е.А., 2019