ский уровень отражает стремление личности в поддержке, дружбе, признательности, уважении, признании; творческий уровень реализуется в соответствующей творческой атмосфере и в процессе генерирования и реализации креативных идей в реализации творческих способностей и задатков; психологический уровень отражает потребности личности в самоактуализации, оценке и одобрении, стабилизации социально-психологического самочувствия, общении. Целенаправленно организованная культурно-досуговая деятельность предполагает активное потребление культурных благ, предоставляя возможность для самореализации личности, что предопределяет развитие и смещение потребностей на созидание, которое обуславливает, в свою очередь, развитие социальной активности. Реализация потребностей, как правило, приводит к сознательному творчеству и активной социальной позиции. Творчество охватывает все те виды занятий на досуге, когда личность из субъекта потребления превращается в субъект созидания, проявляя социальную активность. Творчество может быть для себя и для всех, но в любом случае человек самовыражается на основе социальной активности. Изменение потребностей культурно-досуговой деятельности человека от уровня потребления к уровню творческой социальной активности свидетельствует о том, что культурно-досуговая деятельность поднялась на уровень экстериоризации, то есть вынесение во вне, в социум результатов деятельности. В каком бы виде не проявлялась социальная активность, она свидетельствует о наивысшем уровне культурно-досуговой деятельности человека, в процессе которой происходит самореализация, формирование социальной зрелости. Вышеуказанные уровни и этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет осуществлять процесс формирования социальной активности путем целенаправленной и планомерной, систематической организации культурно-досуговой деятельности человека, путем перевода ее на более высокий уровень развития, способствующей прохождению всех этапов самореализации. Исходя из этого, культурно-досуговая деятельность предполагает саморазвитие, то есть переход этой деятельности на более высший уровень. Вышеизложенное подтверждает основную идею данной статьи: культурно-деятельностный потенциал досуга предоставляет возможности для развития и удовлетворения культурно-образовательных, культурно-творческих потребностей и интересов, на основе социальной активности.
Литература
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 607 с.
2. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. [Текст] - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
3.Максютин, Н.Ф.Педагогические ресурсы досуга / Максютин Н.Ф - Казань: Медицина, 1996. - 140 с.
4.Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения [Текст]: / Н.Ф.Максютин. - Казань: Медицина, 1995.
5. Наин, А.Я. Педагогический эксперимент: методика его организации: Учеб. пособие / АЯ.Наин, З.М. Умет-баев. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 127 с.
6. Савченко, В.С., Климова, Т.В. Роль досуговой деятельности в социальной активности студентов вуза [Электронный ресурс] Педагогические науки. Электронный научный журнал - Режим доступа: http://www.rae. ru/forum2012/pdf/1748.pdf
7.Федоренко, ЮА., Парфенов, В.А. Досуговая деятельность как проявление социальной активности [Текст] / / Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта - 2010. - № 2. - с.26-32
8.Шамсутдинова, Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности [Текст] /Вестник КГУКИ, 2007. Спец.выпуск - с. 147-150
9.Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. -Изд.2-е, испр. И доп.- М.МГУКИ, 2013. -456с.
УДК378
Ф.К.Зайнуллина
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ
Результат образовательного процесса зависит от положительной мотивации студентов обучаться, так как мотив - это то, ради чего выполняется деятельность. В образовательной деятельности наиболее эффективен сегодня проектный метод обучения, так как он мотивирует студентов самостоятельно и охотно приобретать знания из разных источников, развивать исследовательские умения, пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач.
Ключевые слова: образовательный процесс, мотивация, мотив, проектный метод обучения, проектная команда.
F.K.Zaynullina PROJECT TEACHING METHOD IN THE FORMATION OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS
The outcome of the educational process depends on positive motivation of students to learn, as the motive - this is what activity is performed. In educational activities the most effective today the project method of teaching, as it motivates students to independently and willing to acquire knowledge from different sources, develop research skills, use acquired knowledge to solve practical problems.
The outcome of the educational process depends on positive motivation of students to learn, as the motive - this is what activity is performed. The task of the teaching activity lies in the formation of the motivating factors determining the activity of the individual in the educational process, that is:
-develop in students the ability to set goals and objectives of its activities;
-formation at students the techniques of self-control and self-esteem.
Positive motivation is based on motives that cause students specific motivations, incentives, forcing them to act independently, promoting self-education, self-improvement and ultimately self-realization.
The study of motivation is finding its real level and possible prospects, but we must admit that in the process of formation of motivation reveal new reserves, as the motivation of the educational process is determined not only by the motives and needs of students are actually involved in the process, but also emotional and rational assessment processes.
I.Y.Kulagina notes in his work: "If the child is in the process of learning begins to rejoice, what he learned, understood, learned something - so he develops motivation, adequate to the structure of learning activities". L.S.Vygotsky writes: "... the Psychological law States: before you want to encourage a child to any activity, get him excited by it, take care to discover that he's ready for this activity that he had strained all the power necessary for her and that the child will act himself, the teacher can only guide and direct its activities.".
Teaching, educational process is a complex activity that involves making, educational objectives, educational actions, transformations, educational material, evaluation of their work.
The educational process is different for students of different meaning, determines the motivation of the educational process based on the motifs that involve specific motives, the reasons that cause students to act, to take certain action.
Keywords: educational process, motivation, motive, project teaching method, the project team.
Результат образовательного процесса зависит от положительной мотивации студентов обучаться, так как мотив - это то, ради чего выполняется деятельность. Задача педагогической деятельности заключается именно в формировании побуждающих факторов, определяющих активность личности в образовательном процессе, то есть:
-в формировании у студентов умения самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности; -в формировании у студентов приемы самоконтроля и адекватной самооценки.
Положительная мотивация основывается на мотивах, которые вызывают у студентов конкретные побуждения, стимулы, что заставляет их действовать самостоятельно, способствуя самообразованию, самосовершенствованию и в итоге самореализации.
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, но, надо признать, что в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, так как мотивация образовательного процесса определяется не только тем, какие мотивы и потребности студентов реально вовлечены в данный процесс, но также эмоциональными и рациональными оценочными процессами.
И.Ю.Кулагина отмечает в своей работе: «Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности» [5, с.135].
Выготский Л.С. пишет: «Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [1, с.84].
Учение, образовательный процесс - это сложная деятельность, которая включает в себя принятия образовательной задачи, образовательных действий, преобразований образовательного материала, оценку своей работы. Образовательный процесс имеет для разных студентов различный смысл, определяет мотивацию образовательного процесса, основывающуюся на мотивах, которые подразумевают конкретные побуждения, причины, заставляющие студентов действовать, совершать определённые поступки.
Мы определяем отношение студента к предмету его деятельности мотивами, направленность на эту деятельность, где свою роль играют потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Внешние мотивы образовательного процесса исходят извне (в форме требований, указаний, принуждений родителей, педагогов, общественных институтов), а внутренние мотивы исходят от самой личности. На современном этапе главной задачей положительной мотивации образовательного процесса является организация образовательной деятельности, способствующая раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности студента, главным условием которого является свобода
выбора учебного заведения, специальности, программы обучения, форм контроля.
Бесспорно, в образовательной деятельности одним из наиболее эффективных методов сегодня мы считаем проектный метод обучения, так как именно при работе над проектом мы можем наблюдать у студентов формирования положительной мотивации. При работе над проектом происходит обучение на активной самостоятельной основе, через практическую деятельность студентов, что позволяет быть уверенным в востребованности в будущем полученных ими знаний.
Благодаря проектному методу обучения студенты учатся работать с различной информацией, ставить цели, задачи, учатся планированию работы, что в итоге повышает качество знаний студентов, формирует у них во время образовательного процесса, целеустремлённость, любознательность, трудолюбие и т.д.
Педагог, преподаватель при данном методе преподавания повышает мотивацию студента, если делает упор в оценивании усилий студента во время выполнения образовательной деятельности, а не его способностей.
При работе над проектом преподаватель должен непременно учитывать представления студентов о данном проекте, желание студентов работать друг с другом, их индивидуальные особенности во время самого процесса.
Проектный метод, ориентированный на самостоятельную деятельность студентов, невозможен без сотрудничества. Данный метод обучения предполагает решение проблемы, как исследовательской, творческой задачи, что в итоге заставляет группу студентов четко планировать алгоритм действий, распределить задания для каждого участника. И мы можем утверждать, что преподаватель во время работы над проектом из носителя готовых знаний становится организатором исследовательской, творческой деятельности студентов, при этом изменяя психологический климат в студенческой группе. Ему во время работы над проектом важно уметь планировать и обсуждать со студентами структуру, которая включает в себя выбор темы, определения количества участников, варианты проблемы, задач, которые надо решить, обсуждение методов исследования, поиска информации, самостоятельную работу участников, защиту проекта, с определением сроков получения результата каждого этапа поисковыми методами. Также для преподавателя важно с проектной группой обрабатывать данные, вести статистику всех результатов поэтапной деятельности, а для этого он должен умело координировать работу, владеть определенными методами различных видов исследовательской деятельности.
Деятельность студентов в проектных группах может быть эффективной только в том случае, если сотрудничество вынуждает их учитывать и уважать мнение друг друга, используя способности каждого для общего результата работы над проектом.
Метод проектов формирует у членов проектной группы, команды конструктивное критическое мышление, которое позволяет им иметь собственный взгляд на информацию, на решение проблемы. Участники проекта самостоятельно работают над достижением поставленной цели. И если даже проект был выполнен неудачно, мы всё равно можем говорить о положительном педагогическом результате, так как осмысление ошибок не только мотивирует студентов к повторной деятельности, но и позволяет сформировать адекватную оценку самостоятельной деятельности и собственную самооценку.
Во время работы над проектом создаётся проектная команда - это группа людей, со сформированным стремлением к достижению единого результата. Проектную команду отличает существование общей цели, которую осознаёт и несёт ответственность за её достижение каждый член группы. Для проектной команды огромное значение имеет взаимодействие, основанное на взаимной зависимости друг от друга, и в тоже время, каждый член команды сам определяет, планирует свою конкретную работу в команде. Каждый член проектной команды прекрасно осознаёт, что именно от его конкретных действий зависит успех всего проекта.
Успех работы проектной команды зависит от слаженной работы всех членов, что обеспечивается верным распределением ролей среди участников. Именно поэтому мы можем утверждать, что метод проектов - интерактивный метод современного обучения, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков студентов, развитие у них критического и креативного мышления. Он мотивирует студентов самостоятельно и охотно приобретать знания из разных источников, развивать исследовательские умения, пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач.
Литература
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.
2. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2000. - 168 с. - (Педагогическая мастерская).
3.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология человека: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебн. пособие для вузов / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: Сфера, 2003. -464 с.