Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 37.037.1
Константинова В.В.
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
Научный руководитель: Ситак Л.А. к.п.н., доцент, психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассмотрены условия формирования экологического сознания, предпосылки формирования экологической культуры дошкольников. Предложены способы организации предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: экологическая культура, дошкольное воспитание, предметно-развивающая среда.
Развитие личности будущего педагога связано с процессами саморазвития и самопознания, раскрытие творческого потенциала, определение траектории личностного роста. Творческий подход к педагогическому процессу включает, в том числе использование игровых технологий, где проявляется креативный подход к решению оптимального решения поставленных задач. [4].
В дошкольной педагогике понятие экологическое воспитание является новым направлением, появившееся на рубеже 80-х и 90-х годов XX века. Экологическое воспитание — это направление, связанное с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
Понятие «экологическое воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке. Оно рассматривается как один из элементов сложного и противоречивого социально-исторического процесса включения личности в жизнь социума, общественно-производительную деятельность, духовность. Это понятие исследуется отечественными авторами Е.В. Бондаревской, С.В. Петериной, Л.А. Ситак и др. [2, с.32].
Содержание экологического воспитания имеет два аспекта: передачу экологических знаний и их изменение в отношение. Знания — это обязательный компонент процесса формирования экологической культуры, а отношение — его продукт. Экологические знания способствуют развитию экологического сознания. Биоцентристы ставят в центр внимания природу, а человека, как ее составляющую часть как ее. Только знание о природном мире, дает возможность человеку правильно контактировать с ним и жить по его законам.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под чем мы понимаем совокупность экологически развитых знаний и навыков. Эта цель отвечает Концепции дошкольного воспитания, направленную, на общегуманистические ценности и развитие личности ребенка. В последние годы увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания [1].
Экологическая культура формируется в осознанно-правильное отношение к самой природе во всей ее многоликости. Это, непосредственно, и отношение к себе, как составному звену природы.
Экологическая культура — это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).
Дошкольный возраст — это сензитивный период, для формирования экологической культуры, экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. Этот возраст наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с природой. Дошкольник чувствует чужую боль, глубоко воспринимает несправедливость поступков, готов подражать и поступать справедливо.
Детство — ценный этап в формировании экологической культуры. В этом возрасте происходит резкий, но качественный скачок, который определяет процесс развития экологического мышления личности. У детей отношения с природным миром и социальной средой реализуются на бессознательной уровне. Дошкольники не разделяют себя и окружающий мир, они чувствуют себя важной частью природы. Между детьми и субъектами природы существуют непосредственные объект-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок-дошкольник готов к тому, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, преобразовывать их в свои привычки, в часть себя. В этом возрасте любое экологическое воздействие имеет благоприятный результат.
Начальные основы экологической культуры формируются на основе контакта ребенка с предметно-природным миром: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Отвечающий дошкольному возрасту объём знаний об экологической культуре ребёнок, в дошкольном возрасте, получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Сила семьи в развитии основ экологической культуры ребёнка основывается на отношении её членов к окружающей среде. Значимость детского сада в этой цепи складывается из личностных и профессиональных качеств педагога и условий воспитания и предметно-развивающей среды.
Основополагающее условие в решении задач экологического образования представлено организацией развивающей предметной среды. Предметная среда вокруг ребенка влияет на формирование экологического мышления. Предметная среда обязана быть развивающей, это обеспечит прогресс в самостоятельной детской деятельности. Но предметный материал, который окружает ребенка, должен быть стимулятором и источником в исследовательской деятельности детей, это сформирует необходимую базу знаний, которые послужат ребенку важной опорой в будущем. В детском саду экологически развивающая среда, как правило, организуется как традиционный «Уголок природы», «Лаборатория природы» или «Комната природы».
Воспитатели дошкольных учреждений, которые активно использовали искусственносозданный элемент природы, единогласны в своем мнении: экологическая комната творит особенную, необыкновенную обстановку и вызывает позитивные эмоции, что позволяет расслабиться и вызывает интерес у дошкольников в любой деятельности. Посещение такой комнаты детьми — это предвкушение чего-то волшебного, тем более что сама комната сильно отличается от той обыденности, которую ежедневно видит ребенок. Адаптация поступивших детей, резко, за счет систематического посещения экологической комнаты. Она предназначена для проведения экологических занятий, наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами.
Комнату можно подразделять на функциональные зоны. В зоне обучения расположены столы и стулья для продуктивной работы на занятиях с дидактическим материалом. Зона коллекций необходима для знакомства детей с многообразными природными объектами. Коллекционный материал может служить, как наглядный материал и должен быть доступен дошкольников.
Зона релаксации — это уголок с многообразием комнатных растений, аквариумом, альпийской горкой, фонтаном. Очень значим, для досуга детей, самостоятельных игр и развития навыка ухода за растениями. Здесь можно сортировать растения по климатическим
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
зонам, где дети знакомятся с важными потребностями растений на разных континентах, исследуют существенные признаки их приспособления к жизни и выявляют приемы ухода за ними.
Зона библиотеки представлена уголком, где собраны различные иллюстрированные книги, энциклопедии для детей; сказочные герои, куклы и технический комплекс. Также в уголке природы можно поселить морских свинок, хомячков, водных и сухопутных черепах, попугайчиков и канареек, аквариумных рыбок. У детей появится возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, они узнают, какие условия жизни им необходимы в природной среде. Дети устанавливают сходство потребностей животных и людей, что приводит их к осознанию: человек — часть природы.
Осуществляя деятельность по уходу за растениями и животными, педагог акцентирует внимание на необходимость заботы о них и помощи им. В экологической комнате можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.
Внешний вид экологической комнаты служит примером безопасного оформления помещений, способствует формированию экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этой точки зрения лучше применять природные материалы и исключить искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы. Такой реализация экологической комнаты послужит стартовой точкой для беседы с родителями об экологической оснащенности жилища.
Таким образом, при создании экологических комнат необходимо учитывать базовую идею: способна ли развивать та среда, в которой ребенок активно действует. Необходимость между экологической комнатой и уголком природы группы, заключается в регулярном контакте ребенка с элементами природы. Экологически развивающая среда — это место для реализации детской деятельности в экологическом направлении. Планируя деятельность в развивающей среде, воспитатель поощряет инициативу детей. Педагог должен создавать проблемные ситуации, которые помогут детям самостоятельно верное найти решение. Благодаря чему у них сформируются глубокий интерес к природе, познавательную активность, самостоятельность, инициативность, а систематические наблюдения и уход за растениями и животными воспитают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ним.
Литература
1. Германова Г. Н., Горшенина М. В., Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А., Карасюк В. В., Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В., Макеева И. А., Романенко Е. С., Стовпець В. Г., Уткина А. Н., Шаркун Ю. Ф., Шевченко С. В. Развитие системы образования — обеспечение будущего. Одесса, 2013. Том 1, Книга 3
2. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов во внеклассной работе: монография. —Пятигорск: ПГЛУ,2011. — 172 с.
3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLAl.pdf
4. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf