УДК 37.037.1
Л.А.Ситак, Т.И. Семенович
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в гор. Железноводске, Россия
Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми
дошкольного возраста
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы экологического воспитания детей, описываются основные направления процесса формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Ключевые слова: основы экологической культуры, экоцентрический подход, аутэколо-гия, синэкология, экологическое образование и воспитание
Окружающий мир Земли - удивительная ценность для всего людей: материальная и духовная. Материальная, потому что в единстве все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его техносферы. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулом творчества. Формирование основ экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самому окружающему миру во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим его, а также к людям, создающим на основе его богатств материальные или духовные ценности. Это отношение к самому себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды. Это осознание деятельности созидательно взаимодействовать с окружающим миром.
Начальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: флора, фауна (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными человеком из природных материалов. Проблемы экологического воспитания - это проблемы создания и реализации воспитательно-образовательной программы, при которой достигается результат - видимые проявления основ экологической культуры у детей.
Они проявляются в следующих направлениях:
- создание в педагогическом сообществе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования и воспитания;
- создание в дошкольном образовательном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
- систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
- осуществление систематической работы с детьми с использованием педагогических технологии, постоянное ее совершенствование;
- выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с окружающим миром, объектами и явлениями природы, людьми и оценках себя.
Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их врастание в отношение. Знания являются обязательным элементом процесса формирования основ экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию
Отношение, сформированное вне принятия закономерных связей в окружающем миром, социальных и природных связей человечества с окружающим миром, не может быть стержнем экологической культуры, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективизм восприятия Ценностное понимание культуры фиксирует важный аспект. Ценности не даны человеку изначально, подобно воде, воздуху, а возникли как результат его культурной деятельности и стали ее регулятором. [2,3].
Экоцентрический подход к вопросам экологического воспитания и образования, определяет в центр внимания окружающий мир и изучает человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в окружающем мире. Только их внимательное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ним и самому жить по его законам.[1,3]
Это важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и природное разнообразие. Исторически сложившееся бережное отношение народов нашей страны к природе представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной и экологической тенденцией в образовании. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение окружающей среды, ее охрану, взаимодействие человека с окружающей средой, среду его обитания,
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном возрасте ребенка в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.
В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующие направления
- связь флоры м фауны со средой обитания, приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития живых организмов;
- биоразноообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и безопасную жизнедеятельность;
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, экологические проблемы окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Первое и второе направления - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их существующей связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизм связи приспособленности строения и функционирования различных органов к окружающей среде. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.
Второе направление позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать начальные представления о природных экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, потребности которых могут быть удовлетворены лишь в сохраненной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертое направление - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности человека природных ресурсов . Ознакомление с этими явлениями позволяет начать формировать у детей бережное отношение к окружающему миру, его богатствам.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.
Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.
Библиографический список
1.Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов -будущих педагогов // Таврический научный обозреватель №1-3 (6), с.24-28.
2.Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой// Социально-гуманитарные знания № 12- 2016, с70-78.
3.Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // Диссер. На соискание уч. ст. к.п.н. Москва,. 2004
L.A.Sitak, T.I. Semenovich
Рrosecutory aspects of the surrounding world with children of preschool age
Abstract: the article considers the main problems of ecological education of children, describes the main directions of the process of formation of ecological culture of children of preschool age
Keywords: fundamentals of ecological culture, ecocentric approach, autecology, syne-cology, ecological education and upbringing