Научная статья на тему 'Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми дошкольного возраста'

Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
34
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / FUNDAMENTALS OF ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ECOCENTRIC APPROACH / АУТЭКОЛОГИЯ / СИНЭКОЛОГИЯ / SYNECOLOGY / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION AND UPBRINGING / AUTECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситак Л. А., Семенович Т. И.

В статье рассматриваются основные проблемы экологического воспитания детей, описываются основные направления процесса формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main problems of ecological education of children, describes the main directions of the process of formation of ecological culture of children of preschool age

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми дошкольного возраста»

УДК 37.037.1

Л.А.Ситак, Т.И. Семенович

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в гор. Железноводске, Россия

Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми

дошкольного возраста

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы экологического воспитания детей, описываются основные направления процесса формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Ключевые слова: основы экологической культуры, экоцентрический подход, аутэколо-гия, синэкология, экологическое образование и воспитание

Окружающий мир Земли - удивительная ценность для всего людей: материальная и духовная. Материальная, потому что в единстве все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его техносферы. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулом творчества. Формирование основ экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самому окружающему миру во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим его, а также к людям, создающим на основе его богатств материальные или духовные ценности. Это отношение к самому себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды. Это осознание деятельности созидательно взаимодействовать с окружающим миром.

Начальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: флора, фауна (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными человеком из природных материалов. Проблемы экологического воспитания - это проблемы создания и реализации воспитательно-образовательной программы, при которой достигается результат - видимые проявления основ экологической культуры у детей.

Они проявляются в следующих направлениях:

- создание в педагогическом сообществе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования и воспитания;

- создание в дошкольном образовательном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

- систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

- осуществление систематической работы с детьми с использованием педагогических технологии, постоянное ее совершенствование;

- выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с окружающим миром, объектами и явлениями природы, людьми и оценках себя.

Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их врастание в отношение. Знания являются обязательным элементом процесса формирования основ экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию

Отношение, сформированное вне принятия закономерных связей в окружающем миром, социальных и природных связей человечества с окружающим миром, не может быть стержнем экологической культуры, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективизм восприятия Ценностное понимание культуры фиксирует важный аспект. Ценности не даны человеку изначально, подобно воде, воздуху, а возникли как результат его культурной деятельности и стали ее регулятором. [2,3].

Экоцентрический подход к вопросам экологического воспитания и образования, определяет в центр внимания окружающий мир и изучает человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в окружающем мире. Только их внимательное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ним и самому жить по его законам.[1,3]

Это важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и природное разнообразие. Исторически сложившееся бережное отношение народов нашей страны к природе представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной и экологической тенденцией в образовании. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение окружающей среды, ее охрану, взаимодействие человека с окружающей средой, среду его обитания,

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном возрасте ребенка в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующие направления

- связь флоры м фауны со средой обитания, приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития живых организмов;

- биоразноообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и безопасную жизнедеятельность;

- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, экологические проблемы окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Первое и второе направления - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их существующей связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизм связи приспособленности строения и функционирования различных органов к окружающей среде. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

Второе направление позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать начальные представления о природных экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, потребности которых могут быть удовлетворены лишь в сохраненной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертое направление - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности человека природных ресурсов . Ознакомление с этими явлениями позволяет начать формировать у детей бережное отношение к окружающему миру, его богатствам.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.

Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.

Библиографический список

1.Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов -будущих педагогов // Таврический научный обозреватель №1-3 (6), с.24-28.

2.Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой// Социально-гуманитарные знания № 12- 2016, с70-78.

3.Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // Диссер. На соискание уч. ст. к.п.н. Москва,. 2004

L.A.Sitak, T.I. Semenovich

Рrosecutory aspects of the surrounding world with children of preschool age

Abstract: the article considers the main problems of ecological education of children, describes the main directions of the process of formation of ecological culture of children of preschool age

Keywords: fundamentals of ecological culture, ecocentric approach, autecology, syne-cology, ecological education and upbringing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.