Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 37.037
Иванюк М. Н.
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
Научный руководитель: Ситак Л.А.
к.п.н., доцент Психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ОСОБАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с учебным сотрудничеством в процессе обучения между учителем и обучающимся, рассматриваются факторы, способствующие формированию педагогической технологии «педагогика сотрудничества».
Ключевые слова: общение, взаимопонимание, сотрудничество.
Интернет прочно вошел в жизнь людей, являясь не только источником информации, но и средством коммуникации. Виртуальное общение в настоящее время все больше затягивает в свои сети людей, которые потом перестают между собой общаться в реальности. С каждым годом все больше людей от самого юного до пожилого возраста не желают отрываться от своих гаджетов. Как следствие, у таких людей деградирует речевая активность.
Живое общение имеет уникальные особенности, а именно, можно увидеть своего собеседника, пронаблюдать за его реакцией при общении, за его мимикой и жестами, что не может обеспечить интернет общение. Именно поэтому необходима перестройка учебного процесса, создание новаторской технологии.
Источниками педагогических технологий являются достижения наук, передовой педагогический опыт, все самое наилучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Одной из педагогических технологий, основанной на гуманизации и демократизации педагогических технологий является педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества описана в работах теоретиков психологии 50-60-х гг. (Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), передовых практиков школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинского и др.). Педагогика сотрудничества — это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Концепция технологии, называемой «педагогика сотрудничества», в первоначальном варианте была опубликована в виде манифестов — групп тезисов-идей в «Учительской газете» [4]. Становлению технологии «педагогики сотрудничества» способствовали три фактора: диалог как основная форма учебного взаимодействия, проблематизация содержания образования и рефлексивная активность учащихся и учителей. Педагогика сотрудничества, как специальным образом организованная социально-педагогическая среда, требует для своего развития реализации в образовательном процессе межличностного взаимодействия его участников, различных форм соуправления учащихся, эмоциональность, гуманитаризацию и гуманизацию содержания и среды обучения и другие психолого-педагогические условия [2].
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
В качестве форм учебного сотрудничества различают сотрудничество со сверстниками, сотрудничество с учителем и сотрудничество с самим собой [3]. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования коллективного субъекта учебной деятельности, из которого формируется индивидуальный субъект. Главными положительными аспектами сотрудничества со сверстниками являются: осмысление себя и своих действий по отношению к другим участникам совместной деятельности; умение терпимо относится к чужому мнению, стремление понять чужую точку зрения, даже если она противоречит собственной; сопереживание, умение обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместного действия; умение проявлять инициативу в поиске недостающей информации; готовность предложить партнёру план общего действия; стремление решать конфликт не агрессивно, а рационально, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке партнера.
Сотрудничество со сверстниками является условием развития умения сотрудничать с учителем. Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи обнаруживает причины своей неумелости и указывает их учителю.
Умение ученика вступать в отношения сотрудничества с учителем становится условием формирования ребенка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию. Поэтому необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало обе формы взаимодействия: сотрудничество ребёнка с учителем и с другими учениками.
Процесс воспитания представляет собой процесс формирования развития личности, который включает в себя не только целенаправленное воздействие извне, но и самовоспитание личности [5,с.33].
Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее к сотрудничеству с самим собой, сегодня думающим иначе, чем вчера. В сотрудничестве появляется возможность реализовать основные проблемы, а именно, обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку и мотивацию обучения, необходимую любому человеку, а особенно первокласснику. Сотрудничество отличается наибольшей продуктивностью обучения, т. к. при взаимодействии со сверстниками материал усваивается быстрее. Помимо традиционных составляющих содержания начального обучения детьми осваиваются социальные навыки, социально-психологические компетенции, коммуникация.
Неотъемлемой частью сотрудничества является развитие уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека, как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. Поэтому на уроке есть место всем формам сотрудничества [1].
Таким образом, «педагогика сотрудничества» предполагает позицию учителя не вне, а внутри системы обучения, т.е. педагог выступает как консультант, организатор среды обучения, своеобразный посредник между ребенком и социальным опытом в форме культуры. Особо важно при этом отметить, что решающее влияние на учащегося осуществляется не через информацию, слово педагога, а через его личность и воспитательное воздействие.
Неформальный стиль преподавания освобождает педагога от утомительной роли всезнайки, но заставляет его принять не менее трудную роль человека, который может ошибаться. Таким образом, педагогика сотрудничества декларирует межличностное, а не формально-ролевое.
Описанные идеи являются фундаментом для других педагогических технологий, ее можно смело называть «проникающей» технологией, осуществляющий толчок для воплощения нового педагогического мышления.
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
Литература
1. Гуманитарная образовательная среда как условие и фактор развития гражданско-правового сознания студентов Шевченко С. В., Зубарева В. А., Романенко Е. С. / В книге: Развитие системы образования — обеспечение будущего Германова Г. Н., Горшенина М. В., Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А., Карасюк В. В., Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В., Макеева И. А., Романенко Е. С., Стовпець В. Г., Уткина А. Н., Шаркун Ю. Ф., Шаркун Ю. Ф., Шевченко С. В. / Одесса, 2013.— С. 119-131.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.2010.- 448 с.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и инновационные технологии в системе образования 2008. — 272 с.
4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). ISBN 5-87953-227-5
5. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ,2011, — 172 с. («педагогический колледж- педагогический вуз») ; Монография. — М, 2003, 174 с.
6. Ситак Л. А. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры будущих педагогов.// Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015. ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 66-70.