Научная статья на тему 'Развитие коммуникации и общения ребенка'

Развитие коммуникации и общения ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2466
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барыленко В.В.

В статье рассматривается значение коммуникативных универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе, описываются особенности и условия коммуникативного развития детей, изучаются способы и содержание коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барыленко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникации и общения ребенка»

УДК: 37.037.1

Барыленко В.В.

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

Научный руководитель: Ситак Л.А., к.п.н., доцент Психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ И ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА

В статье рассматривается значение коммуникативных универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе, описываются особенности и условия коммуникативного развития детей, изучаются способы и содержание коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативные действия, универсальные действия, учебные действия, коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, коммуникативное развитие, коммуникативный компонент.

За последнее время в обществе произошли изменения в представлениях о целях образования и путях их реализации. Произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучаемых к жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, решать жизненные задачи, уметь сотрудничать.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих способностей ребенка и формирование умения учиться, самим добывать знания. Важным приоритетом начального образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных. Термин «универсальные учебные действия» можно определить, как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].

Освоение универсальных учебных действий дает учащимся возможность самостоятельного успешного приобретения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Овладение универсальными учебными действиями открывает учащимся возможность ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Это придает актуальность задачи формирования в начальной школе всех видов универсальных учебных действий. В рамках обучения большую роль приобретает овладение коммуникативными универсальными учебными действиями. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность и предполагает не только обмен информацией, но и достижение общей цели: установление контактов, содружество (организацию и осуществление сотрудничества), а также процессы межличностного общения, включая понимание партнера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении проблем, умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. В наше время растет число младших школьников, испытывающих трудности в общении. Поэтому в учебно-воспитательном

процессе необходимо формировать коммуникативные универсальные учебные действия у учащихся.

На сегодняшний день образовательный стандарт заключается в наборе требований к учащемуся — ребенок должен уметь проектировать свою собственную деятельность, овладеть универсальными компетентностями, такими как, например, коммуникативная. Он должен быть готов к выбору профессии, к выбору правильного вектора дальнейшего образования, и, естественно, он должен овладеть гуманистическими, демократическими ценностными ориентациями, умением следовать этическим, нравственным, моральным нормам, уметь оценивать не только других, но и себя.

Проблема развития общения и проблема развития коммуникативной способностей учащихся — одна из ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с раннего возраста. Младший школьный возраст — важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка. В возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в этот период начального обучения раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро его личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь. По мнению Ситак Л. А., обучение и воспитание находятся в неразрывной связи с формированием позитивных, социально значимых мотивов и потребностей, составляющих ядро личности и определяющих ее направленность[с.156].

Коммуникативную компетентность можно понять как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. В ее структуре исследователями были выделены следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

При изучении коммуникативного развития детей всегда учитывают его своеобразие на каждом возрастном этапе. Ведь эволюция коммуникативной деятельности в период от 0 до 6-7 лет касается и ее мотивов, и содержания, и целей, и средств. Поэтому целесообразно хотя бы кратко остановиться на специфике коммуникативного развития ребенка в различные периоды детства и проследить основные этапы социального становления ребенка, рассматривая общение как особую форму взаимодействия между людьми, как социальную (общественную) функцию человека.

Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. Информационные технологии, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить коммуникативную проблему «силовым» способом.

Учителя в работе используют такие методы как творческие и сюжетно-ролевые игры, создание и постановка проблемных ситуаций, моделирование, проигрывание и анализ ситуации речевого общения, обеспечивающие повышение уровня речевого развития детей младшего школьного возраста. А также такие приемы как повторение, проговаривание вслед за учителем, беседа, составление диалога, анализ текста, устные пересказы и рассказы, устное рисование, создание речевых ситуаций, дискуссии, коллизии, направленные на развитие способности ученика решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения.

Процесс общения младших школьников имеет некоторые особенности. Это связано, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности. Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»). Знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»). Умение организовать общение («Я умею»).

Для реализации выше поставленных условий можно использовать:

- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними;

- создание проблемных ситуаций с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учётом интересов сверстников;

- работу в парах, групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог;

- оценивание друг друга и себя (сопоставление работы с образцом; вырабатывание критерии оценки учебной работы; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека; умение давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулирование предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).

Первостепенной задачей школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить перед собой учебные цели, искать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, другими словами — формирование «умения учиться». Осуществление этой задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение этими учебными действиями дает ученикам возможность самостоятельно получать новые знания и умения и использовать их в дальнейшем обучении. Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, которые позволяют учащимся ориентироваться в различных областях познания.

Термин «универсальные учебные действия», в широком смысле, означает умение учиться, т.е. способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта. Этот термин в более узком значении можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Эта способность учащегося к самостоятельному и успешному освоению новых знаний, умений и компетенций, а так же к самостоятельной организации процесса обучения, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях, в строении самой учебной деятельности и осознавать целевую направленность этой деятельности, ее ценностно-смысловые и операциональные характеристики. Учащиеся должны освоить все компоненты учебной деятельности, которые включают: учебные и познавательные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные операции и действия (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Обладая «умением учиться» школьники существенно повысят эффективность освоения предметных знаний и умений.

Функции, которые выполняют универсальные учебные действия в образовательном процессе, заключаются в следующем:

1. Обеспечивают для учащихся возможность самостоятельного осуществления учебной деятельности.

2. Помогают учащимся ставить перед собой учебные цели, находить и использовать все необходимые способы и средства их достижения.

3. Дают возможность осуществлять контроль и оценку процесса и результатов учебной деятельности.

4. Обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [1 ].

Универсальные учебные действия оставляют единую систему, в которой все виды учебных действий находятся в тесной взаимосвязи. Личностные, познавательные и регулятивные действия определяются развитием коммуникации и общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Благодаря общению у ребенка развивается способность к саморегуляции.

Представление о себе и своих возможностях, появление самоуважения и самопринятия формируется из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого. Как результат самоопределения появляется самооценка и Я-концепция. Познавательные действия ребенка формируются в результате внеситуативно-познавательного и ситуативно-познавательного общения [6].

Способы и содержание коммуникации обеспечивают развитие способностей ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента.

Развитие и функционирование универсальных учебных действий ребенка со временем претерпевает значительные изменения. Умение осуществлять сотрудничество и кооперацию помогают ребенку эффективно достичь поставленных целей, что в следствии влияет на изменение его Я-концепции и характера общения.

Достичь успеха в обучении помогает овладение познавательными универсальными учебными действиями. Они оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку и самоопределение учащегося.

Универсальные учебные действия формируются в процессе усвоения различных предметных дисциплин. В программе начального образования заложены требования к формированию универсальных учебных действий на всех школьных предметах: «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Учебные действия называются универсальными, так как они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность познавательного, личностного и общекультурного развития личности; обеспечивают преемственность каждой ступени образовательного процесса; лежат в основе регуляции и организации любой деятельности учащегося независимо от ее предметного содержания. Владение универсальными учебными действиями необходимо на каждом этапе усвоения содержания учебного материала.

Можно выделить следующие этапы в усвоении учебного материала: первичное ознакомление; осмысление материала; закрепление материала; овладение материалом. Первый этап — этап ознакомления, играет большую роль во всем процессе усвоения учебного материала. На данном этапе должно произойти осознанное восприятие материала, т.е. апперцепция. Мыслительная деятельность должна предварять восприятие, включаться в него и над ним надстраиваться.

Второй этап — это осмысление материала. Входя в первый этап, он является основой для третьего этапа — этапа закрепления. Во время закрепления учебного материала создаются новые смысловые связи, и происходит переосмысление этого материала. Формулируя и уточняя свою мысль, ученик ее формирует, одновременно хорошо ее запечатлевая. Следовательно, самостоятельное изложение усваиваемого материала учащимися должно быть предусмотрено в организации учебной деятельности. Четвертый этап — это этап овладения материалом, который предусматривает возможность

оперировать данным материалом в различных условиях, используя его на практике. Овладение знаниями на этом этапе уже направлено не на учение, а на практические цели.

Владея универсальными учебными действиями, учащиеся смогут успешно осваивать информацию на всех этапах.

Благодаря овладению универсальными учебными действиями у учащихся формируется умение учиться, т.е. способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности; самостоятельно организовывать процесс усвоения этих знаний. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

В педагогике выделяют четыре вида универсальных учебных действий: познавательные; личностные; регулятивные; коммуникативные.

Познавательные универсальные учебные действия включают логические и общеучебные действия, а также постановку и решение проблемы.

1. Логические действия включают в себя: анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез — это процесс составления целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с добавлением недостающих компонентов; выбор критериев и оснований для сравнения и классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

2. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия условий и способов действия, оценка и контроль процесса и результатов деятельности; осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; добывание необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение второстепенной и основной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.

3. Постановка и решение проблемы включает в себя следующие шаги: формулирование проблемы; создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

В свою очередь постановка и решение проблемы требует от учащихся сформированности следующих действий: выделять главную проблему; формулировать задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно предлагать различные способы решения поставленной поисковой или творческой задачи.

В результате формирования познавательных универсальных учебных действий дети научатся наблюдать, моделировать, экспериментировать, вычислять; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения; анализировать результаты исследований; находить нужную информацию для решения учебной задачи; использовать справочную литературу; проводить презентацию своих работ.

К личностным универсальным учебным действиям относятся самопознание и самоопределение, смыслообразование и нравственно-эстетическая ориентация. Самопознание личности — это построение образа Я (Я-концепция), который включает в себя самоотношение и самооценку; формирование идентичности личности.

Самоопределение личности подразделяется на три вида: жизненное, профессиональное и личностное. Смыслообразование — это установление связи между мотивом и целью учебной деятельности, т.е. между тем, что побуждает деятельность и результатом учения. Нравственно-эстетическая ориентация заключается в соблюдении моральных норм, соотнесении поступков с принятыми этическими принципами.

В результате формирования личностных универсальных учебных действий ребенок научится воспринимать адресованную ему речь учителя и одноклассников, положительно относиться к процессу познания; сможет оценить свою учебную деятельность; соблюдать правила сотрудничества; считаться с чужой точкой зрения на проблему; проявлять доброжелательность и терпение в дискуссии.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание — это постановка учебной задачи. Ставя задачу, учащийся соотносит то, что ему уже известно и усвоено им, с тем, что еще ему неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Учащийся составляет план и последовательность действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; учащийся осуществляет контроль, сравнивая способы действий и их результаты с заданным эталоном для того, чтобы обнаружить отклонения и отличия от эталона; коррекция — внесение необходимых корректив и дополнений в способ и план действия, если произошло расхождение эталона, производимого действия и его результата; Оценка — осознание и выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание уровня и качества усвоения материала; саморегуляция — способность мобилизовать свои силы и энергию для преодоления препятствий и достижения поставленной цели.

В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий дети научатся осуществлять контроль над своей деятельностью; оценивать результаты учебной деятельности; анализировать свою работу; находить ошибки и устанавливать их причины; соотносить совершенные операции с планом своей деятельности; оценивать меру освоения каждого этапа деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции партнеров по общению или деятельности; умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог; принимать участие в коллективном обсуждении проблем; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В результате формирования коммуникативных универсальных учебных действий ребенок научится участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, правильно формулировать свои мысли; осуществлять сотрудничество при работе в парах и малых группах; управлять поведением партнера; допускать иную точку зрения на проблему.

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011 — 152 с.

2. Горбунова Т. Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы //http://festival.1september.ru/

3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986 — 144 с.

4. Развитие системы образования — обеспечение будущего / Германова Г.Н., Горшенина М. В., Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А., Карасюк В. В., Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В., Макеева И. А., Романенко Е. С., Стовпець В. Г., Уткина А. Н., Шаркун Ю. Ф., Шаркун Ю. Ф., Шевченко С. В./ Одесса, 2013. Том 1, Книга 3

5. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011.-172 с. («педагогический колледж -педагогический вуз»): Монография. -М. 2003, 174 с.

6. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе. Ситак Л.А./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2004

7. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» -г. Варна, Болгария, 2015. С 97-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.