Научная статья на тему 'Сущность и структура коммуникативных учебных действий младших школьников'

Сущность и структура коммуникативных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5903
742
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ALL-EDUCATIONAL ABILITIES / COMMUNICATIVE ABILITIES / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ACTIONS / YOUNGER SCHOOL STUDENTS / RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Кристина Валерьевна

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования коммуникативных учебных действий младших школьников, уточняется сущность данного понятия и специфические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Кристина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and structure of communicative educational actions of younger school students

In article relevance of a problem of formation of communicative educational actions of younger school students is considered, the essence of this concept and specific features is specified.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура коммуникативных учебных действий младших школьников»

УДК 371.01:4 (07)

ББК 74.202.42:74.268.120

Егорова Кристина Валерьевна

аспирант

кафедра русского языка, литературы и методики преподавания русского

языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Egorova Kristina Valeryevna Post-graduate

Chair of the Russian Language, Literature and Teaching Methods of the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk kristinarulit@mail.ru Сущность и структура коммуникативных учебных действий младших школьников Essence and structure of communicative educational actions of younger

school students

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования коммуникативных учебных действий младших школьников, уточняется сущность данного понятия и специфические особенности.

In article relevance of a problem of formation of communicative educational actions of younger school students is considered, the essence of this concept and specific features is specified.

Ключевые слова: общеучебные умения, коммуникативные умения, универсальные учебные действия, коммуникативные учебные действия, младшие школьники, русский язык.

Key words: all-educational abilities, communicative abilities, universal educational actions, communicative educational actions, younger school students, Russian language.

В настоящее время перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, которые учитывают государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Очевидно, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе.

На сегодняшний день объём знаний, который нужно усвоить ученикам, удваивается каждые 3-4 года. Современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (далее УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность тттиро-кой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности [5]. Кратко охарактеризуем понятие «коммуникативные умения».

Коммуникативные умения рассматривались в многочисленных исследованиях Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой и др. В зависимости от предметной области, в которой употребляется понятие «коммуникативные умения» (в психологии, педагогике, дидактике, философии), меняется его трактовка. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. 1радиционно коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению [8].

По определению В.А. Тищенко коммуникативные умения - это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества.

Вслед за Г.М. Андреевой, Ю.М. Жуковым мы считаем, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности,

позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований в сфере интеллекта.

Проблемой формирования коммуникативных умений младших школьников занимались многие исследователи, среди которых стоит отметить Е.А. Архипову, А.Г. Антонову, О.А. Веселкову, Ю.В. Касаткину и др. Авторы в своих работах используют различные средства для формирования данных умений, в качестве основных можно отметить: коммуникативные игры, коммуникативные игровые задания, упражнения и др. Все это, несомненно, позитивно влияет на уровень сформированности коммуникативных умений [8].

Проанализировав характеристику коммуникативных умений, которую составила Л.В. Кузнецова, можно отметить, что для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения, как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства для их формирования, соответствующие данному возрасту. На уроках русского языка, к примеру, такими средствами могут выступать: диалоги с учителем, работа с различными текстами, пословицами, загадками; написание изложений, сочинений и т.п. [7;с. 45].

Изучение научных трудов по коммуникации (О.Ю. Афанасьева, Е.Ю. Никитина и др.) позволяют дать следующее определение коммуникативным умениям - это совокупность осознанных коммуникативных действий, способов и форм в области организации общения и взаимодействия, позволяющий выстраивать на конструктивной основе отношения с представителями иной социальной, нравственной и культурной среды, а также формирующие у младшего школьника стиль коммуникативного поведения [2].

В связи с постоянными изменениями в современном обществе и в образовании, а также вступлением в силу образовательных стандартов второго по-

коления начального общего образования, Федеральный государственный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» [5].

В связи с переходом на личностно ориентированную парадигму обучения и изменением требований к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования изменились подходы, принципы к построению обучения, а вместе с ними сменилась формулировка и содержательное толкование отдельных понятий, в частности, коммуникативные умения стали рассматривать более конкретизировано, подразумевая по «умениями» - «действия» (универсальные учебные действия).

В научной и учебной литературе термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную ор-

ганизацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа в начальных классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

Так, О.А. Карабанова [10] рассматривает универсальные учебные действия как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению и считает, что овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Изучив научную литературу, обобщив педагогический опыт, мы рассматриваем универсальные учебные действия как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию самостоятельного обучения и усвоения знаний.

УУД делятся на четыре вида: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Овладение учащимися этими учебными действиями происходит в контексте всех учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативных учебных действий достаточен

для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками (Е.В. Гавриленко, Е.А. Зырянова, О.Г. Мишано-ва и др.). Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения [5] в программе представлено четыре вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Под коммуникативными учебными действиями мы понимаем действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификации проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники начальной школы приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты [1,9].

Результатом овладения коммуникативными универсальными учебными действиями младшего школьника является то, чему должен научиться выпускник начальной школы, а именно:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи [1].

Коммуникативные учебные действия обеспечивают: участие в коллектив-

ном обсуждении проблем, строительство продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, интеграцию в группу сверстников.

Исследованием установлено, что коммуникативные учебные действия отвечают за: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановку вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; выявление проблемы; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и т. д.

Анализ научной литературы, обобщение эффективного педагогического опыта, собственные изыскания позволили выявить, что коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Библиографический список

1. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография. - М.: Издательство «Спутник +», 2012. - 146 с.

2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

3. Никитина, Е.Ю. Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников / Никитина, Е.Ю., Мишанова

О.Г. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.

- 2012. № 10 - С. 130-146.

4. Никитина, Е.Ю. Виды управленческих действий учителя при формировании у младших школьников умений речевого этикета / Никитина, Е.Ю., Зырянова Е.А. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 8. - С. 105-122.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 35 с.

6. Федеральный Закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012. - 126 с.

7. Языковое образование: коллективная монография / под. ред. проф. Никитиной Е.Ю. / Монография. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. -170 с.

8. Перфильева, Л.П. Проблематика и теоретико-методологические аспекты формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Зырянова, Л.П. Перфильева // Языковое образование учащихся младших классов. - М.: Владос, 2013. - С. 41- 61.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. -151 с.

10. Карабанова, О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс] / О.А. Карабанова. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

Bibliography

1. Mishanova, O.G. Lake of. Scientific and methodical maintenance of a problem of pedagogical management by communicative education of younger school students: monograph. - M: Satellite + publishing house, 2012. - 146 p.

2. Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches [Text] / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva.

- М.: MANPO, 2006. - 154 p.

3. Nikitina, E.Yu. Pedagogicheskiye of a condition of a technique of management of communicative education younger school students / Nikitina, E.Yu. Mishanova O. G.//Messenger of Chelyabinsk state pedagogical university. - 2012 . № 10 - p. 130-146. Kuznetsova, L.V. Junior Schoolboy’s Harmonious Personality Development / L.V. Kuznetsova // Teacher’s Book. - М.: Education, 1988 - 224 p.

4. Nikitina, E.Yu. Vidy of administrative actions of the teacher when forming at younger school students of abilities of speech etiquette / Nikitina, E.Yu. Zyryanova E.A. // Messenger of the Chelyabinsk state pedagogical university. - 2012. - № 8. -p. 105-122.

5. Federal state educational standard of the primary general education. - M.: Education, 2010. - 35 p.

6. The federal law "About education" № 273 of 29.12.2012. - 126 p.

7. Language education: the collective monograph / under. edition of the prof. of Nikitina E.Yu. / Monograph. - M: Humanitarian prod. VLADOS center, 2013. - 170 p.

8. Perfilyeva, L.P. Problematika and teoretiko-methodological aspects of formation of communicative and tolerant abilities of younger school students at Russian / lessons. E.A. Zyryanova, L.P. Perfilyeva//Language education of pupils of elementary grades. - M: Vlados, 2013. - pp. 41 - 61.

9. How to project universal educational actions at elementary school: from action to thought: grant for the teacher / [A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya, etc.]; under the editorship of A.G. Asmolov. - M: Education, 2008. - 151 p.

10. Karabanova, O.A. General Training Activities [Electronic resource] / O.A. Karabanova. - Access mode: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.