УДК 37.015.3
Тюрикова Светлана Анатольевна
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я.Яковлева»
Россия, Чебоксары1 Соискатель кафедры педагогики и яковлевоведения
E-Mail: [email protected]
Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности
Аннотация. В современных условиях усиливается противоречие между социальным заказом общеобразовательной школы на формирование личности, готовой и способной к взаимодействию с другими людьми и работе с информацией и неэффективным выполнением этого заказа школой. Проведенное исследование показывает, что разрешение данного противоречия возможно путем формирования у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Следует выделить особое значение обучению иностранному языку в формировании данных универсальных учебных действий благодаря коммуникативной направленности учебного предмета. В статье рассмотрена сущность коммуникативных универсальных учебных действий: функции и потенциал. В ходе эксперимента определены уровни и показатели сформированности коммуникативных учебных действий. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий, способствует не только развитию умения взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные социальные роли в коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия; коммуникативные действия; показатели; потенциал; социальная компетентность; средняя общеобразовательная школа; универсальные учебные действия; уровень; формирование; функции.
Идентификационный номер статьи в журнале 135РУЫ314
1 628447, ХМАО-Югра, Сургутский район, п. Нижнесортымский, ул. Северная 31-4 1
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Институт Государственного управления,
Выпуск 3, май - июнь 2014 права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru Связаться с редакцией: [email protected]
В настоящее время характерной особенностью общества считаются высокие темпы обновления научных познаний, технических средств и технологий, используемых не только на производстве, но и в сфере досуга. Поэтому одной из основных проблем общеобразовательной школы является формирование у обучающихся совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), необходимых для того, чтобы научить их учиться, реализовывать саморазвитие и совершенствование посредством сознательного и интенсивного присвоения нового социального навыка(7).
Под понятием «универсальные учебные действия» понимается умение учиться, т. е. способность субъекта активно осваивать новые знания и овладевать новыми умениями как основой саморазвития и самосовершенствования. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование учебных умений, включая организацию этого процесса (10).
Опираясь на системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев (6), П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова(7) была разработана концепция развития универсальных учебных действий. Данная концепция принимает во внимание опыт компетентностного подхода, особенно, его упор на способности использования полученных знаний и навыков на практике учащимися (10). Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, формирующих компетенции, знания, умения и навыки (10). Развитие универсальных учебных действий, «помогающая ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия - к мысли»(4,9).
Универсальные учебные действия выполняют в учебно-познавательной деятельности следующие функции:
• предоставление ученикам самостоятельного выполнения деятельности учения, выбора и применения нужных ресурсов и способов их достижения, постановка учебных целей, регулирование и оценивание процесса и результата работы;
• создание благоприятной атмосферы условий для развития личности и её самореализации, стремления к беспрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности существования в поликультурном обществе, высокой профессиональной и социальной мобильности;
• обеспечение результативного усвоения знаний, умений, навыков и освоение компетентностей в любой предметной области познания (3,9).
Универсальный характер универсальных учебных действий проявляется том, что они:
• носят надпредметную, метапредметную направленность;
• предоставляют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития учащегося;
• лежат в основе организации, регуляции любой деятельности ученика независимо от особенностей учебного предмета;
• обеспечивают связь всех ступеней образования;
• создают условия для изучения учебного содержания и формирования познавательных способностей ученика.
Подходы к изучению классификации универсальных учебных действий представлены в работах многих учёных-педагогов (Ю.К. Бабанский, Э.М. Браверман, С.Г. Воровщиков, М.Ю. Демидова, М.В. Зуева, Б.В. Иванова, Н.А. Лошкарёва, Н.А. Менчинская, Л.М. Перминова, Г.К. Селевко, А.В. Усова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.). С.Г. Воровщиков выделил следующие виды универсальных («обще учебных») умений: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические (1). Мы кратко охарактеризуем виды УУД, опираясь на материалы Фундаментального ядра содержания общего образования.
В составе универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.(10)
Формирование универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо осуществлять в ходе преподавания всем учебным предметам. Вместе с тем, мы убеждены, что возможно выделить такие блоки УУД, формирование которых происходит наиболее эффективно в процессе обучения конкретным предметам. Так, на наш взгляд, в процессе обучения иностранному языку особо должно быть уделено внимание формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе УУД. Во-первых, главной в активной мыслительной деятельности учащихся является способность верно воспринимать информацию и передавать ее другим. От качества коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его успеваемость обучения. Следовательно, формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первостепенной задачей каждого учителя-предметника. Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.
Подробнее рассмотрим коммуникативные универсальные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
• проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками -формулирование цели, роли участников, способов сотрудничества;
• формулирование вопросов - активная совместная в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их реализация;
• регулирование действия партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• способность точно и правильно формулировать свои идеи согласно задачам и условиям коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного языка (10).
Коммуникативные универсальные учебные действия в отличие, в частности, от познавательных, связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Для усвоения коммуникативных УУД необходимы процедуры отличающиеся от освоения предметных знаний. Учащийся постигает коммуникативные УУД через включенность в необходимую деятельность и последующую рефлексию своих действий. Работа по формированию коммуникативных УУД ведется в ходе освоения предметных знаний при использовании специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения методов сотрудничества учащихся. Необходимым содержательным материалом являются предметные знания и умения.
Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу, что коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, проявляющимся в следующих аспектах:
• обучающий: владение диалогической и монологической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам языка; обеспечение обменом знаний между членами коллектива для принятия результативных общих решений; умение с помощью вопросов получать нужную информацию; работа с информацией; способность излагать собственные мысли в устной и письменной форме; осознанное чтение;
• развивающий: предвидение разных вероятных мнений других людей; развитие способности к самосознанию и рефлексии;
• воспитательный: формирование критичности; способность взять инициативу на себя в организации коллективного действия; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; готовность адекватно реагировать на нужды других; стремление устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания; взаимопомощь в ходе выполнения задания;
• социальный: понимание возможности существования различных мнений, не совпадающих с личной; формулирование цели и ролей участников, методов сотрудничества; готовность к рассмотрению различных точек зрения и выработке общей (коллективной) позиции; умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение; способность организовывать деловые отношения; создание результативного сотрудничества с ровесниками и взрослыми; обеспечение бесконфликтной коллективной работы в команде.
Показателями сформированности УУД являются свойства действий, которые включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (2).
Уровень выполнения действия может выступать в трех основных формах действия:
• в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная - с заместителями - символами, знаками, моделями) форма действия;
• действие в словесной или речевой форме;
• действие в уме — умственная форма действия.
Полнота действия обусловливается полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития).
Разумность действия характеризует направленность учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.
Сознательность (осознанность) предполагает возможность отражения в речи содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата.
Обобщенность определяет возможности переноса и применения учащимся действия (способа решения задачи) в различных предметных сферах и ситуациях. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.
Критичность действия представляет собой меру понимания и осознания действия в его функционально-структурной и содержательной характеристиках, понимания адекватности способа действия реальным условиям его выполнения и рефлексии выбора оснований выполнения действия.
Освоенность или мера овладения действием характеризует его временные характеристики и простоту перехода от одной формы действия к другой.
В учебной деятельности выделяют 6 уровней сформированности универсальных учебных действий (5), но для удобства проведения исследования мы сгруппировали их в 3 уровня (таблица).
Таблица
Уровни и показатели сформированности универсальных учебных действий
Уровень Показатели
Низкий уровень отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности: ученик осуществляет только отдельные операции, способен повторять действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, заменяет учебную задачу задачей заучивания и воспроизведения
Средний уровень неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач: при изменении условий задачи не способен самостоятельно внести коррективы в действия
Высокий уровень обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи
Изучая и анализируя проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий, мы пришли к заключению: освоение учащимися коммуникативными УУД имеет важное значение как в учебно-воспитательном процессе, так и вне школы. Во-первых, от уровня сформированности коммуникативных УУД зависит успеваемость учащихся: в
случае если ученик при ответе испытывает дискомфорт, то его ответ станет хуже имеющихся знаний, и поэтому его оценка будет ниже. Во-вторых, от овладения учащимися коммуникативными УУД зависит благополучие ученика в классном коллективе. Когда ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И напротив, если учение не способен идти на контакт с ровесниками, то сужается круг его друзей, возникают негативные эмоции, чувство одиночества в классе, проявление враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.
Итак, формирование коммуникативных УУД у учащихся содействует не только процессу умения сотрудничать с другими людьми, изменять и передавать информацию, исполнять разные социальные роли в коллективе, но и является эффективным ресурсом для их благополучной будущей взрослой жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. - М.: УЦ «Перспектива», 2011, - 208 с. С. 102-106
2. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/Исследования мышления в современной психологии/П.Я. Гальперин - М.: Наука,1966.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
4. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. -М.: Просвещение, 2008. - 39 с. (Стандарты второго поколения).
5. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов // Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск : Пеленг, 1993. - 61 с.
6. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006.
7. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий.
еёи.гц/айаскшеп1.а8рх?1ё=126.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. (Стандарты второго поколения).
Рецензент: Хрисанова Елена Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский госпедуниверситет им. И.Я. Яковлева», [email protected]
Tjurikova Svetlana
Chuvash State Pedagogical University named I. Y. Yakovleva
Russia, Cheboksary Applicant for a Degree E-Mail : [email protected]
Communicative universal educational actions: essence and
Abstract. In modern conditions the contradiction between the social order of comprehensive school for formation of the personality ready and capable to interaction with other people and work with information and inefficient implementation of this order by school amplifies. The conducted research shows that permission of this contradiction is possible by formation at pupils of communicative universal educational actions. Communicative actions provide social competence and the accounting of a position of other people, the partner in communication or activity, ability to listen and enter dialogue, to participate in collective discussion of problems, to be integrated into group of contemporaries and to build productive interaction and cooperation with contemporaries and adults. It is necessary to mark out special value to training in a foreign language in formation of these universal educational actions thanks to a communicative orientation of a subject. In article the essence of communicative universal educational actions is considered: functions and potential. During experiment levels and indicators of formation of communicative educational actions are defined. Results of experiment allow to draw a conclusion that formation of communicative UUD promotes not only to development of ability to interact with other people, to carry out various social roles in collective, but also is a resource of efficiency and wellbeing of their future adult life.
Keywords: communicative universal educational actions; communicative actions; indicators; potential; social competence; high comprehensive school; universal educational actions; level; formation; functions.
formation indicators
Identification number of article 135PVN314
КЕГЕКЕ^Е8
1. УогоувШкоу Б.О. Упи1;п8ккоГпа]а8181етага2у11;уаискеЬпо-ро2пауа1е1'по]котре1еп1;по81;шска8Шк8]а. - М.: иС «РегереЙ^а», 2011, - 208 б. Б. 102-106
2. ОаГрепп, Р.1а. РвШо^уатувЫепуа 1 исЬеше о ро]е1арпотГогт1гоуаппит81уеппукёе]81уу//1881еёоуапуату8Ыеш]а V 8оугетеппо]р8Шо1о§и/Р.1а. ОаГрепп - М.: №ика,1966.
3. Какргоекйгоуа^ ишуег8а1'пуеисЬеЬпуеёе]81ууа у пасЬа1'по]8Ько1е :о1ёе]в1ууа к туБ11: ровоЫеёЦаисЬкеЦа / [Л.О. Лвто1оу, О.У. Бигтепвка]а, 1.А. Уо1оёагека]а 1 ёг.]; роёгеё. Л.О. Лвто1оуа. - М.: РговуевЬЬеше, 2008.
4. КопсерсуаГеёегаГпуЬоЬга2оуа1еГпук81апёаг1;оуоЬ8кке§ооЬга2оуаш]а. - М.: РговуевЬкеше, 2008. - 39 б. (81апёаг!уу1;ого§ороко1епуа).
5. Осепкаигоуп]а8Гогт1гоуаппо81шскеЬпо]ёе]а1еГпо811 У ротовЬЬ' исЬкеУипасЬаГпукЫаввоу // О.У. Яеркта, Е.У. 2а1ка. - Тотвк :Ре1еп§, 1993. - 61 Б.
6. Р8Шо1о§1сЬе8ка]а1еогуаёе]а1е1'по81;1: усЬега, ве§оёп]а, 2ау1ха / роё геё. Л.Л. ЬеоШ'еуа. - М., 2006.
7. Ка2гаЬо1катоёеНрго§гаттуга2у11;у аишуегеаГпукискеЬпукёе]81уу.
еёи.ги/айасЬтеп1.а8рх?1ё=126.
8. Ееёега1'пу]§о8иёаг81уеппу]оЬга2оуа1е1'пу]81апёаг1паска1'по§ооЬ8кке§ооЬга2оуап1]а.-81апёаг!уу1;ого§ороко1епуа. - М.: Рго8уе8ЬЬеп1е,2010.
9. Еогт1гоуашеишуегеаГпукискеЬпукёе]81уу у о8поупо]вЬко1е: о1ёе]в1ууа к тувИ. Б1в1ета 2аёапу: ровоЫеёЦаисЬкеЦа. Роё геё. Л.О. Лвто1оуа. - 2-е 12ёаше. - М.: РговуевЬкеше, 2010. - 159 Б.
10. Еипёатеп1аГпое]аёго8оёег2капуаоЬ8Ьке§ооЬга2оуапуа. - М.: РговуевЬкеше, 2009. - 48 б. (81апёаг!уу1;ого§ороко1епуа).