Научная статья на тему 'Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника'

Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1934
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мелкумова Р. Г.

В работе рассмотрены основные понятия касательно экологического воспитания. Определены условия и средства успешного семейного воспитания, включающего в себя и экологическое. Изучено состояние экологического образования младших школьников и их родителей, определены методы исследования эффективности экологического воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника»

УДК: 37.037.1

Мелкумова Р.Г.

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

Научный руководитель: Ситак Л.А. к.п.н., доцент психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В работе рассмотрены основные понятия касательно экологического воспитания. Определены условия и средства успешного семейного воспитания, включающего в себя и экологическое. Изучено состояние экологического образования младших школьников и их родителей, определены методы исследования эффективности экологического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, воспитание, семья, младший школьник.

Сознательное отношение к состоянию нашей планеты — вот, что требует от нас природа. Увеличение количества экологических проблем и крайняя необходимость их преодоления способствовали зарождению в образовании нового направления — экологического: необходимо донести до сознания каждого, какая тесная связь существует между человеком и природой, как действия и поступки человека могут сказаться на состоянии окружающей среды. Во избежание нанесения непоправимого вреда экологии следует прививать навыки бережного отношения к природе с младшего возраста. Поэтому можно говорить о значимости и актуальности вопроса экологического воспитания.

Вследствие ухудшения экологического состояния следует ориентировать сознание подрастающего поколения на созидательное отношение к природе.

Формирование экологической культуры — это управление процессом усвоения человеком ценностей и понятий, которые направлены на формирование умений, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой. Это способ формирования личности в области социокультурных отношений. Экологическое образование, как часть воспитания, должно опираться на инновационные методики опережающего обучения. Формирование экологической культуры должно находить свое продолжение в ряде аспектов: умственном, трудовом, физическом воспитании [6,с.243]. В последние годы при формировании политики в области образования стало больше уделяться внимания работе по формированию физической культуры и здорового образа жизни [9, с.281].

Прививать любовь к природе, бережное и ответственное отношение к ней необходимо с детства. Очень важно донести до сознания детей насколько губительными и непоправимыми могут оказаться последствия необдуманных действий человека по отношению к природе.

Формированием у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств занимается экологическое воспитание.

По мнению Ситак Л. А., Романенко Е. С., Шевченко С. В., экологическое воспитание осуществляется посредством множества социальных институтов, таких как, детский сад, школа, ВУЗ, различные общества охраны природы [6,7,8]. Также формированию

экологического воспитания способствует радио, телевидение, кино, музеи, выставки, заповедники. Но, конечно же, наибольшее влияние на формирование у человека бережного и трепетного отношения к природе оказывает семья.

Младший школьный возраст — возраст, когда ребенок становится ближе к природе, начинает познавать законы природы, различные объекты природы входят в окружение ребенка. Процесс его ознакомления с объектами живой природы (растения, животные и т.д.) и с явлениями неживой природы является безусловным процессом познания окружающего мира и усвоения социального опыта. Главным помощником и советчиком младшим школьникам при знакомстве с природой будет являться семья, в частности, родители.

Экологическое воспитание школьников — это процесс ознакомления детей с природой и её ценностями. В ходе данного процесса взаимодействуют две науки, способные привить школьникам чувство ответственности за будущее состояние окружающей среды. К таким наукам относятся педагогика и экология. Две разные области знаний тесно взаимосвязаны между собой, в основе лежит экологический подход, при котором педагогический процесс строится на основополагающих идеях и понятиях экологии.

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию берёт своё начало с давних времён. Первые идеи прослеживаются ещё в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Над данной проблемой задумывались великие педагогики и мыслители прошлого, такие как, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, Ф. Фребель и другие. В их трудах говорится о природе как о могучем источнике знаний, они рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли. Во всех их работах были чётко изложены мысли об обязательности введения ребенка в мир природы [2, с. 5].

Коменский Я. А. предполагал, что детей необходимо с ранних лет приобщать к природе, чтобы подготовить их к пониманию и усвоению основ наук на уровне следующей ступени обучения.

Различное отношение к проблемам экологии зависит от уровня экологической культуры человека. Основой экологической культуры является экологическое сознание. Этим термином традиционно обозначается общность представлений о взаимосвязях в системе «человек — природа» и самой природе.

Важное значение в становлении экологической культуры школьника играет семья, ближнее окружение. Экологическое сознание семьи в целом оказывает влияние на сознание младших членов семьи. Когда животных в семье воспринимают как членов семьи, а выращивание растений является увлекательным совместным процессом, тогда и создаётся не потребительское отношение ко всему живому. Дети в таких семьях вырастают доброжелательными, аккуратными, отзывчивыми и заботливыми.

Сухомлинский В. А. говорил, что главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. «Главная школа воспитания — это взаимоотношения отца и матери». Последней строчкой Сухомлинский В.А. хотел указать на то, что родители ребёнка являются всегда примером для подражания, семья и семейные взаимоотношения тесно связаны с личностным психологическим развитием.

«Семья— это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка, это микросреда, объединяющая свое воздействие на ребенка с воздействием со стороны школы» [1, с.122].

Одним из условий здорового развития ребенка является чувство безопасности, которое обеспечивает семья, родители являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта, дети перенимают у родителей способы и модели поведения. Благодаря семье у ребенка образуется определенное мировоззрение, вырабатываются собственные суждения и взгляды на жизнь.

Именно семья является основным носителем экологической культуры школьника. Фундамент экологической культуры закладывается в семье, где ребенок осваивает первые

навыки и азы экологического воспитания. В качестве основных методов по воспитанию экологической культуры младшего школьника в семье выделяются следующие: наблюдение, труд, игра, постановка опытов, рассматривание картин. Наблюдение считается одним из ключевых методов экологического образования, так как его основой являются чувства и передаваемые эмоции, формируется нравственная и эстетическая позиция к окружающему миру.

Для выявления уровня сформированности экологической культуры детей и их родителей была проведена экспериментальная работа на основе методики «Натурафил» и «ЭЗОП».

На первом этапе была проведена методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил», разработанная С.Д. Дерябо и В. А. Ясвиным .

Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ СОШ №29 г. Георгиевска. В исследовании принимали участие родители учащихся 2-«Б» класса в составе 28 человек (2014-2015 уч.г.).

В результате исследования уровня развития интенсивности субъективного отношения родителей школьников к природе по методике «Натурафил» были получены следующие данные (рис. 1).

Уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе

■ Очень высокий

■ Высокий

■ Средний

■ Низкий

Рис. 1 - Уровень развития субъективного отношения к природе

Как показывает рис. 1, 40% родителей обладают средним уровнем интенсивности отношения к природе. Треть испытуемых показала низкий уровень (30%), пятая часть испытуемых — высокий уровень интенсивности (20%), и лишь 10% очень высокий уровень.

На втором этапе для оценки и сравнения уровня сформированности экологической культуры младших школьников было проведено тестирование по методике «ЭЗОП». Эта методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Выделяются четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» — это «эмоций», «знания», «охрана», «польза» [5].

Исследование проводилось в двух вторых классах: 2 «Б» и 2 «Г». В одном из них, во 2 «Б», постоянно проводятся беседы экологической направленности, организуются мероприятия, способствующие появлению интереса к проблемам экологии, а также родительские собрания, целью которых является стимулирование экологического воспитания в семье и консультирование родителей по вопросах экологической культуры. В другом классе, во 2 «Г», такие мероприятия не проводятся.

Таким образом, сравнивая результаты тестирования по методике «ЭЗОП» в начале учебного года, до момента проведения мероприятий экологической направленности, можно отметить, что результаты тестирования в двух классах не сильно разнятся.

Результаты первоначального тестирования представлены на рис. 2.

Рис. 2 — Отношение к природе по методике «ЭЗОП»

Так, используя данные диаграммы, можно отметить, что у 30% обучающихся 2 «Б» класса высокий уровень эстетического типа отношения к природе, стремление получать положительные эмоции от природы, значит, природа воспринимается как объект красоты; у 24% — низкий уровень познавательного типа отношения к природе, на данном уровне воспитанники получают готовую информацию об объектах природы, но не готовы искать, перерабатывать эколого-биологическую информацию; у 23% — низкий уровень прагматического типа отношения к природе, т.е. природа воспринимается как объект пользы; у 23% — низкий уровень этического типа отношения к природе, природа воспринимается как объект охраны. Что касается 2 «Г» класса, результаты разнятся в пределах 1-3%.

У обучающихся обоих классов в начале учебного года один четко выраженный тип установки — эстетический, который соответствует стандартным показателям, т.к. воспитанники находятся на начальном этапе обучения по программам эколого-биологической направленности.

Та же методика была проведена повторно в конце учебного года. Результаты проведения тестирования отображены на рис. 3.

35

2"Б" 2 "Г"

Рис. 3. Отношение к природе по методике «ЭЗОП» Анализ результатов диагностики на конец года по методике ЭЗОП показал, что у 25% воспитанников 2 «Б» класса уровень эстетического отношения к природе находится в норме;

у 26% — высокий уровень познавательного отношения к природе, на данном уровне обучающиеся находятся в поиске научной литературы и исследований эколого-биологического направления и переработке эколого-биологической информации; у 23% воспитанников имеют низкий уровень прагматического отношения к природе, т.е. природа воспринимается как объект пользы, как нечто должное; у 26% — высокий уровень этического отношения к природе, природа воспринимается как объект охраны. По сравнению с показателями 2 «Г» класса можно отметить, что во 2 «Б» классе, где проводились в течение года беседы и мероприятия экологической направленности, доля учащихся, у которых доминирует познавательный тип отношения к природе, выше.

Одной из первостепенных задач экологического образования школьников является непрерывность процесса. Эту задачу возможно реализовать только в условиях тесного сотрудничества школы и семьи.

Выделяют следующие формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- анкетирование, проведение опросов;

- совместные досуги, праздники, КВНы, викторины;

- театральные постановки, участие в выставках;

- беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации;

- дискуссия, семинары, обмен опытом между родителями;

- экологические стенды [4, с. 75].

Семья оказывает первостепенное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Воспитательная работа в области экологии с детьми в семье основывается на донесении до сознания детей необходимости своего здоровья, его сохранения, важности охраны и сбережения природы. Формирование экологической культуры заключается в объяснении доли ответственности каждого человека за сохранность окружающей среды, воспитании любви к природе и ее богатствам.

Литература

1. Беликова Е. В., Битаева О. И., Елисеева Л. В.. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. — М.: Научная книга, 2012. — 159 с.

2. Газина О. М., Фокина В. Г. Теория и методика экологического образования детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. — М.: МПГУ, 2013. — 254 с.

3. Гринева Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Гринева Е. А., Давлетшина Л. Х.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.— 110 а

4. Ким Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ким Т. К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.- 166 с.

5. Ваш психолог: Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»//http://www.vashpsixolog.m/ (дата обращения: 12.11.15)

6.Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLA1.pdf

7. Ситак Л. А. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры будущих педагогов.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015. ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 66-70.

8.Шевченко С. В., Романенко Е. С., Ситак Л.А. Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры «Austrian chournal of Humahities and Social Scienics», 2014,№ 3-4,с.125-128 [Электронный ресурс].

9. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.