Система упражнений для осуществления практического обучения математики должна отвечать следующим требованиям:
1. Целенаправленность на изучение одного правила, темы, свойства.
2. Полнота раскрытия возможных случаев использования правил, выполнения действий над изучаемым объектом.
3. Достаточность количества упражнений для формирования навыков их решения.
4. Систематичность, которая заключается в регулярном повторении изученного материала.
5. Нарастающая степень сложности, способствующая формированию умений и навыков, выполнения учебного практического действия стандартных ситуациях, по образцу, а также способствующая совершенствованию умений и навыков, при выполнении учебного практического действия в измененных условиях.
Такая система упражнений, разработанная с учетом перечисленных требований, будет способствовать практическому обучению математики.
Список литературы
1. Менцис Я.Я. Упражнения как средство формирования знаний и умений в школьном курсе математики. М., 1978.
2. Столяр А.А. Педагогика математики. Минск., 1986.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Москвитина И.В.
Москвитина Ирина Владимировна - магистрант, направление: экология мегаполисов, географический факультет, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкетирования родителей по этому вопросу, а также предложен практический метод активизации совместной деятельности младших школьников, педагогов и родителей. Ключевые слова: экологическая грамотность, младший школьник, учителя, родители.
В ФГОС НОО (2011) [11] отмечается необходимость формирования экологической грамотности младшего школьника при изучении окружающего мира. В настоящее время многие авторы [2, 5], анализируя результаты обучения в школе как начальной, так средней и старшей, говорят о том, что уровень сформированности экологической грамотности у учащихся недостаточный. Причин этому может быть множество, однако, важно понять, в каких направлениях необходимо работать учителям для получения необходимого результата. Именно поэтому мы рассмотрели три взаимосвязанных характеристики построения полноценного экологического образования: позиция учителей, мнение родителей и уровень сформированности экологической грамотности у младших школьников.
Исследования проводились в НОУ СО «Частная интегрированная школа», Волгоград. Мы анкетировали 8 учителей начальной школы, учащихся 2-х классов (99 человек, 4 класса) и их родителей (50 человек). Обучение проходит по УМК «Школа России».
Результаты и обсуждение
Для определения уровня сформированности экологической грамотности у учащихся мы использовали следующие диагностики: вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [3], тест - «Основы экологии», составленный нами на основе тестов А.А.Плешакова [9], и анкета для определения отношения к природе. Для анализа результатов тестирования учащихся мы использовали коэффициент усвоения знаний, предложенный В.П. Беспалько [1].
Учащиеся всех 2-х классов показали коэффициент усвоения меньше 0,7, (от 0,55 до 0,65) таким образом, экологические знания младших школьников поверхностные, неполные.
Анализ доминирующих установок в отношении природы показал, что для большинства учащихся характерна прагматическая (49%). Далее, эстетический тип установки присущ 30,3%, когнитивный - 12,1% и этический - 9,1 % учеников.
Результаты анкетирования показали, что предмет «Окружающий мир» большинство учащихся относят к любимым (91% ответов), кроме этого, к любимым предметам школьники отнесли технологию (95%) и литературное чтение (89%). Таким образом, детей привлекает практическое творчество, изучение природы и литературы.
Следующие вопросы анкеты позволили выявить основные направления интересов детей и взаимодействие с родителями в изучении природы.
Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся по разделу экологического образования
Вопросы Число учащихся (%)
Хотят участвовать в экологических проектах 93%
Участвуют в природопользовании и охране окружающей среды 21%
Наблюдают за природой или за животными 38%
Обсуждают с родителями правила поведения в природе, вопросы охраны окружающей среды 53,5%
Читают и обсуждают с родителями книги о природе 42%
Смотрят и обсуждают с родителями экологические программы 14%
Как видно, учащиеся с большим интересом относятся к экологической деятельности, однако мало кто участвует в практической деятельности. Интересно, что почти половина детей обсуждает с родителями правила поведения на природе, что, вероятно, обусловлено беспокойством мам и пап безопасностью ребенка. А вот совместное обсуждение книг и телепрограмм, посвященных экологии характерно лишь для немногих семей. Изучив материалы аналогичных работ, в том числе диссертационных [7, 8, 13], по данной теме, мы пришли к выводу, что уровень сформированности экологической грамотности у учащихся в целом соответствует низкому уровню (66%-73%).
Таким образом, можно заключить, что второклассники имеют поверхностные знания в области экологии, прагматическую установку в отношении природы. Однако природа их интересует, они хотят участвовать в практической экологической деятельности. Учащиеся получают сведения о правилах поведения в природе от родителей, но находят недостаточный отклик своим интересам.
Результаты анкетирования родителей показали, что все они занимаются экологическим образованием своего ребенка и считают важным разговаривать с детьми на темы природы и природоохранной деятельности. Однако следующие вопросы выявили (таблица 2), что родители недостаточно организуют практическую деятельность детей. Лишь в половине семей обсуждается прочитанная литература или правила поведения в природе. В совместной практической деятельности родители с детьми не участвуют.
Таблица 2. Результаты анкетирования родителей по разделу: «Занимаетесь ли Вы экологическим образованием ребёнка?»
Вопросы Число родителей %
Занимаются экологическим образованием ребенка 50 100%
Считают актуальным говорить с детьми на темы природопользования и охраны окружающей среды 50 100%
Читают и обсуждают с ребенком книги о природе 28 56%
Обсуждают с ребёнком правила поведения в природе, вопросы охраны окружающей среды 23 46%
Наблюдают за природой и животными 13 26%
Смотрят и обсуждают с ребенком экологические программы 7 14%
Сопоставление данных таблиц 1 и 3, показало, что родители мало помогают своим детям наблюдать в природе. Анализ результатов анкетирования и устные беседы с родителями позволяют отметить, что при наличии возможности, родители вместе с детьми будут участвовать и в изучении природы и в практической экологической деятельности. Недостатки, выявленные исследованием, вызваны скорее отсутствием возможности совместной работы и отсутствием должной организации природоохранной и исследовательской работы.
Анализ анкетирования учителей в первую очередь показал, что они понимают под экологической грамотностью только экологические знания, не относят сюда отношение к природе и осознанность взаимодействия с ней, тем не менее, считая эти области важными для ребенка. Также, учителя считают необходимым проводить экологическое образование школьников, начиная с первого класса.
Мнения педагогов по использованию методов и форм для формирования экологической грамотности разошлись (таблица 3).
Таблица 3. Формы и методы, используемые педагогами
Название форм и методов Число педагогов
Экскурсия 3 человека
Акция 6 человек
Наблюдение 3 человека
Проект 5 человек
Наиболее эффективным учителя считают использование таких практических форм работы, как проектная деятельность и участие в экологических акциях. Для формирования знаний все они используют урочную деятельность. Для формирования осознанного отношения к природе считают важным использовать экскурсии, акции и проекты. Однако анализ ответов показал, что экскурсии и наблюдения на уроках и во внеурочной работе используют лишь единицы. Таким образом, учителя разделяют такие понятия как знания, экологическая грамотность и отношение к природе. К работе с детьми родителей привлекают редко. Изучив анализ работы ШМО учителей начальных классов различных школ Ленинградской области, мы определили, что наиболее частыми используемыми методами в работе учителей начальных классов, являются - наблюдение, беседа, игра, т.е. практико-ориентированной работой со школьниками почти не занимаются.
Мы считаем, что для более гармоничного формирования экологической грамотности школьника, необходимо использовать все выше перечисленные компоненты. Как показали исследования [6], учащиеся младших классов проявляют
большую заинтересованность не только в практической деятельности, но и в работе вместе с взрослыми, что помогает им получать необходимые знания, осознавать важность работы и испытывать потребность в экологической деятельности. И здесь немаловажную роль играют экскурсии и практическая деятельность в природе. В.П. Вахтёров [10] подчёркивает важность экскурсий и уроков на воздухе, говоря о том, что ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсий и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами, едва ли создаёт условия для спокойной исследовательской деятельности маленького, пытливого «почемучки».
Решить проблемы позволит использование деятельностных форм работы и привлечение родителей к активному сотрудничеству. Как мы уже отмечали [12], одно из таких решений - разработка учителями проектной деятельности экологического содержания с привлечением в активное сотрудничество родителей. Это позволит гармонично соединить обучение, игровую и трудовую деятельность, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины [4].
Анализ анкетирования учителей и бесед с родителями показал, что и те, и другие оптимистично смотрят на совместное с детьми участие в экологических проектах. Выводы
Экспериментально-опытная работа показала, что уровень экологической грамотности младших школьников развит недостаточно; доминирующая установка в отношении природы у большинства учащихся - прагматическая. Однако учащиеся второго класса имеют небольшой опыт в практической деятельности, и главное они хотят это делать.
Родители считают формирование экологической грамотности детей важным и актуальным вопросом. Тем не менее, только единицы родителей занимаются практическим экологическим образованием ребенка.
Педагоги в свою очередь, мало используют методы, способствующие формированию экологической грамотности, не привлекают родителей к такой работе и используют только проекты, заложенные в программе предмета, игнорируя практико-ориентированную деятельность в природе.
Тем не менее, имеется хорошая перспектива для повышения уровня сформированности экологической грамотности у младших школьников, так как исследование показало, что учащихся интересует изучение природы и практическая экологическая деятельность, родители готовы взаимодействовать в этой области, а учителя понимают важность практико-ориентированной экологической деятельности и способны объединить и детей, и родителей в совместных проектах.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1989. 192 с.
2. Деир С.В. Формирование экологической грамотности младших школьников. Экологическое образование: опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательский дом Паганель, 2013. 104 с.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 480 с.
4. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М., Издательство Юрайт, 2012.
5. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2012.
6. Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности и экологической культуры у студентов и младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование, 2011. Т. 2. № 2. С. 257-265.
90
7. Кузьмина С.А. Формирование экологической грамотности старшеклассников в процессе изучения естественнонаучных дисциплин Автореферат ... дисс. кандидата пед. наук. Архангельск, 2010.
8. Пашевич Н.Л. Развитие экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования. Автореферат...дисс. кандидата пед. наук. Челябинск, 2009.
9. Плешаков А.А. Учебно-методический комплект УМК «Школа России». М., 2010.
10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2011. 576 с.
11. ФГОС: Начальное общее образование. М. Просвещение, 2011.
12. Чигоревская Ю.И., Кузнецова Е.С. Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности. // Герценовские чтения. Начальное образование, 2013. Т. 4. № 2. С. 150-154.
13. Шабалина А.А. Формирование эколого-экономической грамотности младших школьников. Автореферат. дисс. кандидата пед. наук. Челябинск, 2002.