КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогические науки
УДК: 37.037.1
Ситак Л.А.
к.п.н., доцент, Гуманитарный факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье рассматриваются дополнения к структуре экологически воспитанной личности студента педагогического ВУЗа, основные подходы к проблеме формирования экологической культуры у будущих педагогов, условия экологического воспитания в рамках формирования у студентов экологической культуры.
Ключевые слова: структура экологически направленной личности, экологическая культура студентов, преемственность экологического образования, преемственность экологического и воспитания.
Цели экологического воспитания не имеют прямого и непосредственного влияния на личность. Они преломляются различными социальными институтами, благодаря чему осуществляется самореализация личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит самому субъекту развития.
И.М. Максимова моделирует структуру личности следующими компонентами: опыт, знания, умения, привычки, навыки, что проявляется во владении экологической информацией, в способности проявлять аналитико-прогностические умения для понимания сущности экологически опасных явлений и выборе стратегий по их предотвращению; характер мотивации связан с доминированием желания и готовности решать экологические проблемы, над другими потребностями личности. Так, сильные положительные мотивы являются движущими силами экологической активности личности; блок личностных качеств, которые развиваются в решении экологических проблем: ответственное поведение, активность, настойчивость, решительность в сочетании с коммуникативными и лидерскими качествами; развитие объективности ошибочных суждений к себе, к людям, к своей значимости в природопреобразующей деятельности, разумное отношение к природной среде; убеждение в целостности, гармоничности, взаимосвязанности и взаимообусловленности компонентов окружающего мира и высокой роли, уникальности каждого индивида в нем; чувства и эмоции, любовь к природе и людям, уважение и доброжелательность к инакомыслящим и не похожим на тебя. Стабильно возникающие чувства радости и удовлетворения при достижении положительных результатов в экологической деятельности.
Однако структура экологически воспитанной личности студента педагогического ВУЗа может иметь следующие дополнения:
- обширные знания об учащихся, при объекте направленности его деятельности, возрастных, психофизиологических особенностях, потребностях и возможностях;
- знания о социальном окружении учащихся, направленности влияния семьи;
- умение разумно управлять деятельностью и потребностями учеников и предупреждать негативное влияние окружающей среды;
- умение и способность передавать воспитанникам собственное отношение к экологическим ценностям;
- активизировать в экологической деятельности интерес, основанный на убеждении в своей ответственности перед природой и людьми;
- мотивация собственной экологической деятельности и мотивы обучения своих учеников правильности своей деятельности;
- потребности в повышении собственной ценности путем совершения экологически целесообразных поступков и действий и включение в эти действия своих учеников;
- повышенный интерес учителя к тем разделам преподаваемого им предмета, которые создают у ребенка необходимую мотивацию, повышающих уровень его информационных, адаптационных возможностей и защитных механизмов;
- активное изучение и внедрение педагогических технологий экологической деятельности школьников не только в рамках учебного времени, но и во внеурочное время;
- использование здоровьесберегающих технологий, которые формируют ответственность за здоровье детей и подростков.
Изучая процесс формирования экологической культуры у студентов, С.Л. Рубинштейн [3] отмечает, что каждое внешнее педагогическое воздействие направлено на индивидуума через внутренние условия, которые у него сформировались ранее, тоже под влиянием внешних воздействий. Поэтому, изучая влияние активности личности в собственном развитии, необходимо учитывать, что самое действенное воспитание такое, которое обращено к собственным силам воспитуемой личности.
Активность рассматривается как деятельностное состояние субъекта. Психологическими первопричинами активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает о различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности; к работе над собой.
Однако, кроме воздействия внешних факторов, существуют и внутренние механизмы саморегуляции. К ним относится процесс накопления и разрешения внутренних противоречий.
Это противоречие между социальной необходимостью формирования у каждого экологической культуры и отсутствием начал данной культуры у многих, а также между социальным требованием ответственного отношения к природе и реально доминирующего у многих людей потребительского отношения к использованию природных ресурсов.
Можно отметить и другую группу противоречий между огромными потенциальными возможностями социальных институтов в формировании экологической культуры личности и реальным, часто неудовлетворительным состоянием их деятельности по экологическому воспитанию.
Существуют противоречия между разнообразием организационно-педагогических форм и методов экологического воспитания и существующим в педагогической практике однообразием внеклассной и исследовательской работы. Наблюдается противоречие между основами научно-экологических знаний, приобретенных в школе, колледже и практическим опытом.
Кроме того, необходимо учитывать объективное несоответствие, существующее между реальным уровнем, на достижение которого направлено создание цели экологического воспитания. И задача состоит не в том, чтобы обойти противоречие, возникающее в сознании учащегося, а заострять их, и таким образом, возбуждать движущие силы развития личности.
Следовательно, в педагогическом процессе следует создать педагогические условия для грамотного разрешения вышеперечисленных противоречий. Они должны стать важным фактором становления и развития у личности ответственного отношения к природе, самому себе.
Содержание экологического воспитания студентов педагогического ВУЗа вариативно.
Существуют три основных подхода к проблеме формирования экологической культуры. Первый подход направлен на формирование теоретических знаний в области
экологии. Второй подход ориентирован на формирование ответственного отношения к природе. В данном случае студенты должны включаться в такие виды деятельности, педагогические ситуации, которые оказывают наибольшее влияние на восприятие личностью ценностей природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов и взаимодействию партнеров с человеком, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы.
Третий подход предусматривает включение личности в практическую деятельность. Причем ориентированность личности должна быть на решение региональных экологических проблем, от которых зависит здоровье и благополучие.
На содержание экологического воспитания студентов педагогического ВУЗа влияет исходный уровень экологической культуры, который определяется социальным законом общества, на экологическую образованность специалиста.
Исходный уровень экологической культуры студентов педагогического ВУЗа связан с реализацией принципа преемственности и непрерывности, начинающейся с самого раннего детства и продолжающейся в течение жизни. Во все воспитательно-образовательные и культурные сферы деятельности должны вплетаться экологические проблемы. Охрану жизненной среды нельзя рассматривать автономно. Глобальность и взаимосвязанность экологических проблем стирает границы между определенными учебными предметами. Это предполагает синтез знаний всех наук — естественных и общественных, во всех областях и уровнях преподавания.
Непрерывность экологического образования связана с преемственностью экологического образования и воспитания. Преемственность экологического образования и воспитания предполагает осуществление согласной передачи комплекса сформировавшихся экологических знаний, осознанных качеств, убеждений, норм поведения, отражающих отношения человека к окружающему миру, связь между различными этапами и ступенями, начиная с дошкольного уровня и в течение всей жизни индивидуума.
Таким образом, процесс формирования экологической культуры предполагает изменение отношений человека и общества к окружающей среде.
Это касается не только в отношении стратегии глобального существования и воспитания, а также в отношении повышения уровня жизни и труда в соответствующих условиях.
Конечный уровень воспитания определяется сознательным законом общества и выражает общественную проблемность в личности экологического типа или с определенными личностными качествами. Это может быть модель легко управляемой личности, в которой нет места внутреннему миру человека: его потребности, интересы, ценностным установкам, поведению.
Чрезмерное преобладание одной из моделей воспитания — коллективистской, привело к недооценке проблемы реализации самозащитных функций личности, а также отсутствия внимания в процессе экологического воспитания к проблемам здоровья некоторых участников образовательно-воспитательного процесса. Многие годы человек у нас был полностью отстранен от участия в решении эколого-экономических проблем. «Ориентация на высшие классовые интересы» игнорировала и природу самого человека, его здоровье и благополучие.
В противовес модели унифицированной, легко управляемой личности выдвинута другая модель, которая тяготеет к индивидуализму. Личность этой модели представлена свободной, способной к самореализации, к самосознанию.
К одним из основных функций концепции гуманистического воспитания относится социальная защита и охрана детства, жизни, здоровья детей, оказании помощи ребенку в жизненном определении, самореализации в семье, школе, окружающей среде [5].
Социальная экология должна стать научным направлением, в рамках которого возникают интегральные и, на их базе, индивидуально-ориентированые теории и программы.
Без развития теории «среднего и даже индивидуального микроуровня» трудно ожидать существенных сдвигов в экологической обстановке технологических, демографических и т. п. программ, призванных стабилизировать все более не устойчивый баланс во взаимодействии человека и общества и природы (имея в виду и естественные условия, и природу самого человека), добиваться позитивных результатов.
Поэтому требуется новая концепция экологического воспитания, включающая, помимо прочего, проблемы здоровья непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса, формирование умения находить педагогически верные решения в стрессовых ситуациях, способности студентов к рефлексии, ценностному самоопределению, самодиагностике, психологической защите.
Для рассмотрения процесса формирования экологической культуры у студентов педагогического ВУЗа использовались идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, которые были положены в основу моделирования экологического воспитания студентов педагогического ВУЗа.
1. Экологическое образование и воспитание являются актуальными социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами, которые требуют для своего решения комплексного подхода как в учебной, так и не учебной деятельности.
2. Психолого-педагогические исследования показывают дополняющие друг друга методические подходы: личностный, деятельностный, системный и др.
3. Процесс формирования экологической культуры связан с развитием системы знаний, взглядов, убеждений, нравственности, ответственного отношения к природе и личности.
4. Процесс формирования у студентов экологической ответственности и к окружающей среде, и к самому себе связан с накоплением и развитием противоречий между действительным уровнем их отношения к природной среде и к собственному «я» и тем уровнем, который задает процесс формирования экологической культуры.
5. Формирование ответственного отношения к природной среде возможно лишь при многосторонних последовательных воздействиях.
Процесс формирования экологической культуры должен включать в себя ряд взаимосвязанных элементов: а) цели и задачи процесса формирования экологической культуры; б) основополагающие идеи; в) субъекты воспитательного процесса, реализующие цели и задачи; г) принципы деятельности, преобразующей личность в экологический тип; д) формирующее пространство; е) ожидаемый результат [2,3].
Реализация поставленных задач экологического воспитания в рамках формирования у студентов экологических знаний, умений и навыков требует соблюдать ряд условий:
- приоритетным направлением экологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств отношения к природе;
- соблюдение единства и взаимосвязи глобального, национального и регионального подходов;
- эмоционально-чувственное восприятие окружающей среды;
- сохранение традиционного соответствующего экологически целесообразного образа
жизни;
- определение целей должно содержать количественные показатели, временной промежуток, необходимый для достижения цели;
- дифференцировка и начальное достижение главной цели;
- краткосрочные цели мобилизуют внутренние резервы.
Изучение вопроса воспитания и формирования экологической культуры личности включает рассмотрение природоохранной деятельности, деятельности по благоустройству окружающей среды, которая определяется потребностями, интересами, запросами и мотивами личности.
Следует учитывать и такие личностные особенности, как:
- высокая оценка роли природы в жизни человека и многообразия форм и уровней жизни в системе личных взглядов и ценностей студентов педагогического коллежа. Личностное восприятие экологических проблем через эмоциональный фактор, обеспокоенность ими;
- сознательная востребованность на личный вклад в дело сохранения окружающей среды для обитания различных видов растений, животных, микроорганизмов, жизненной среды человека и будущих поколений;
- знание экологических знаков развития и функционирования экосистем;
- знание и использование правил поведения в природной и окружающей среде;
- формирование культуры безопасности в чрезвычайных ситуациях;
- формирования культуры здорового образа жизни для становления оздоровительного сознания и поведения.
Субъектами в процессе формирования экологической культуры являются педагоги и студенты. Моделирование экологического воспитания требует точного установления исходного уровня экологической культуры, особенностей реального отношения студентов к самому себе и окружающей среде, основных критериев определения уровня экологической культуры.
Литература
1. Гуманитарная образовательная среда как условие и фактор развития гражданско-правового сознания студентов. Шевченко С. В., Зубарева В. А., Романенко Е. С. В книге: Развитие системы образования — обеспечение будущего Германова Г.Н., Горшенина М. В., Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А., Карасюк В. В., Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В., Макеева И. А., Романенко Е. С., Стовпець В. Г., Уткина А.Н., Шаркун Ю.Ф., Шаркун Ю.Ф., Шевченко С В. Одесса, 2013. С. 119-131.
2. Ситак Л. А. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры будущих педагогов // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015. ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 66-70.
3. Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011.— 172 с. («педагогический колледж -педагогический вуз»): Монография. -М. 2003, 174 с.
4. Шевченко С.В., Романенко Е.С., Ситак Л.А. Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры «Austrian chournal of Humahities and Social Scienics, 2014, № 3-4, с.125-128
5. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf