Научная статья на тему 'Профессиональная готовность будущего педагога к процессу формирования экологической культуры'

Профессиональная готовность будущего педагога к процессу формирования экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / OF ENVIRONMENTALLY EDUCATED PERSONALITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситак Л. А.

В статье рассматривается концепция формирования экологической культуры студентов педагогических вузов. Определены составные компоненты экологического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concept of formation of ecological culture of students of pedagogical universities. Identified components of environmental education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность будущего педагога к процессу формирования экологической культуры»

УДК 37.033

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.А. Ситак,

Ставропольский государственный педагогический институт,

Россия, Железноводск

Аннотация. В статье рассматривается концепция формирования экологической культуры студентов педагогических вузов. Определены составные компоненты экологического воспитания.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, экологически воспитанная личность, профессиональная готовность будущего педагога.

Рrofessional readiness of future teachers to the process of formation of

ecological culture

Sitak L. A. , Stavropol State Pedagogical Institute

Abstract. The article discusses the concept of formation of ecological culture of students of pedagogical universities. Identified components of environmental education.

Keywords: ecological culture, ecological education, of environmentally educated personality, professional readiness of future teachers.

Теоретическая и практическая подготовка студентов педагогического ВУЗа является одной из важнейших задач, в решении которой особое место занимает процесс формирования экологической культуры. Экологическое воспитание и образование все больше воспринимается как целесообразная деятельность, направленная на становление и развитие экологической культуры личности. При этом экологическое сознание и экологическое поведение является базовым условием повышения качества жизненных условий.

Формирование экологической культуры студентов педагогического вуза - это целенаправленный, динамичный, многоступенчатый процесс, направленный на воспитание экологически ответственного человека, характерной особенностью которого является способность предвидеть, определять заранее последствия своих действий и поведения и ослабить их негативное влияние на природную среду и на самого себя. Для этого необходимо пред-

принимать определенные психолого-педагогические действия, направленные на создание педагогических условий, в результате которых корректируются потребности и ценности человека. Задачами экологической воспитательной деятельности являются организация разнообразной, творческой, личностно ориентированной деятельности; создание условий для сохранения и укрепления здоровья, обеспечение условий защищенности каждого члена коллектива; создание условий для самореализации, самоутверждения и самовоспитания. Именно в юношеском возрасте, в период высокой социальной активности, происходит становление интеллектуального и социального интегрирования в систему общественных отношений [2].

Возникает необходимость создания системы формирования экологической культуры, теоретической модели объекта педагогической действительности, которая бы отражала необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных компонентов:

1. Совокупность целей и задач определяют становление, функционирование и развитие системы формирования экологической культуры.

2. Принципы воспитания экологической культуры - 'то совокупность идей, на основе которых конструируется система формирования экологической культуры студентов педагогического вуза. При реализации целей и задач экологического воспитания в области формирования у студентов экологических знаний, умений и навыков необходимо учитывать и частные принципы: направленность на формирование нравственно-эстетических отношений к природе как составной части общего процесса воспитания; осуществление единства и взаимосвязи глобального, национального и регионального подхода; единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды; связь поколений, взаимозависимость, соответствие экологически целесообразному образу жизни; принцип деятельности - собственные (внутренние) цели человека важнее для него чужих (внешних) целей, даже самая значимая цель воспринимается человеком с недоверием, если она навязана извне; формирование цели должно включать количественные показатели, временной период, в течение которого цель должна быть достигнута; краткосрочные цели больше способствуют внутренней мобилизации; выявление и первоочередное достижение главной цели.

3. Субъектом воспитательного процесса являются педагогический и студенческий коллективы. При формировании экологической культуры необходимо иметь сведения об исходном уровне экологической культуры студентов педагогического вуза, особенности реального отношения студента к окружающей его среде и самому себе, основные критерии определения уровня экологической воспитанности.

Исследование проблемы формирования экологической культуры личности позволило определить основные подходы к определению критерия ее сформированности. Общие критерии экологической культуры личности будущего педагога включают природоохранную деятельность, а также деятель-

ность по улучшению окружающей среды, которая направляется потребностями, ценностными ориентациями, интересами, мотивами личности.

К частным критериям следует относить: высокий рейтинг таких ценностей, как природа и многообразие проявлений жизни в системе личностных ценностей студентов педагогического колледжа; глубокую эмоциональную связь с природной средой, личностное восприятие экологических проблем, обеспокоенность ими; социальную установку на посильный вклад в сохранение окружающей среды как среды жизни различных биологических видов, современного человека и будущих поколений, своей собственной жизненной среды; знания в области экологии: о законах развития и функционирования экосистем, о взаимоотношениях человека и природы; знание и поведение в природной, искусственной и полуискусственной среде и следование им; знание и понимание того, что перестройку отношения к природе, к окружающей среде надо начинать с перестройки отношений к человеку, его окружению; формирование самосохранительного (оздоровительного) сознания и поведения; развитие природоохранных умений и навыков личности.

Критерием человека, способного к саморегуляции, к самоактуализации является способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой, самоприятие, признание и окружающей среды, активность, поиск новых способов отношений с другими, эмоциональная и интеллектуальная независимость.

При формировании экологической культуры студентов особенно важно учитывать индивидуальные особенности, интересы, возможности и потребности личности, использовать различные способы взаимодействия.

4. Совокупность деятельности и общения. Деятельность характеризуется тем, что ее результатом является и преобразование личности во всей ее целостности. Личность включается в деятельность на основе имеющихся потребностей и мотивов и их изменений в процессе экологической деятельности.

5. Пространством, в котором реализуются цели и задачи, является внешняя и внутренняя среда. Педагогическая система по формированию экологической культуры, как и всякая педагогическая система является открытой, т.к. идет постоянный обмен информацией с окружающей средой, и самоэффективность функционирования и развития такой системы обусловлено степенью открытости. При этом любые изменения в состоянии окружающей среды влияют на саму систему, и на ее компоненты.

Формирование внутренней, внешней среды, функционирование и развитие студенческого и преподавательского коллективов неразрывно связано с определением и осознанием всеми места и роли в воспитательном пространстве педвуза.

Конечный продукт системы изменения личности, входящей в воспитательную систему, связан с ее природоохранительной и самоохранительной деятельностью.

Формирование экологической культуры представляет собой целенаправленную систематическую деятельность, направленную на развитие лич-

ности. Поэтому в структуре готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности должна быть сформированность у студентов экологических убеждений, наличие системы научных знаний, навыков к формированию экологической культуры у школьников.

Проблема формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности, различным ее видам находится в центре внимания многих исследователей (О.А. Абдуллина, Е.И. Безруков, Г.В. Балахничева, Т.А. Воронова, И.И. Легостаев и др.) [2, c.43]

Анализ исследований педагогов - ученых по проблеме готовности студентов к педагогической деятельности, показал что готовность - интегратив-ное качество высокого мастерства, результат профессиональной подготовки.

В исследованиях можно встретить различные формы и виды готовности: психическая, профессиональная, практическая, моральная, мотивацион-ная, нравствено-психологическая и т.д.

Обобщая различные точки зрения на проблему готовности, можно сделать следующие общие выводы:

- готовность формируется как система интегрированных свойств, качеств и опыта личности ,общих и специальных знаний;

- готовность представляет собой определенную целостность;

- готовность рассматривается как сложный, деятельный и динамический процесс подготовки в педагогическом колледже.

- готовность выступает как связующее звено между процессом подготовки в педагогическом вузе и трудом учителя.

Исходя из проведенного анализа психолого-педагогической литературы, исследований по проблеме готовности к педагогической деятельности, позиций, личностно-деятельностного и системно-структурного подходов можно определить готовность к внеклассной работе: как интегративное, устойчивое, личностное образование, выражающие потребность и способность организовывать внеклассную работу в интересах развития личности, уровень сформированности личностных качеств, знаний, умений и навыков учителя-воспитателя.

Профессиональная готовность будущего учителя к процессу формирования экологической культуры представляет собой интегральное свойство личности. В структуру готовности входят:

- гражданская и профессиональная ответственность за состояние и сохранение окружающей среды

- убежденность в необходимости экологического воспитания школьников;

- инициативность, активность, творческий подход в решении педагогических задач по формированию экологической культуры школьников;

- владение теоретическими основами познания природы.

Формирование этого интегративного качества личности должно происходить у студентов в процессе внеаудиторной работы в педагогическом вузе.

Рассмотренную структуру готовности студентов к экологическому воспитанию школьников необходимо дополнить.

Наиболее важным качеством, выражающим готовность студента к процессу формирования экологической культуры, являются его отношения с учащимися, коллегами, а также отношение к себе, которое должно отвечать требованиям экологически культурной личности педагога. Помимо этого, в структуру готовности студентов в педагогическом ВУЗе к экологическому воспитанию необходимо включать:

- систему знаний теории и методики формирования экологической культуры;

- убежденность в необходимости сохранения окружающей среды;

- способность выбирать оптимальное ситуативное решение;

- способность активно воздействовать на окружающую среду, исключать опасные ситуации;

- самоохранительная деятельность.

Даже достаточно четко продуманное системное воспитание, опирается на проверенный опыт, традиции и знания, строится с учетом наследственных данных и осуществляется в конкретной среде, в определенных условиях, что необходимо учитывать при моделировании системы экологического воспитания. Взаимодействие этих компонентов определяет конечный результат -формирование личности экологического типа.

Любое вмешательство извне может быть представлено набором событий, сочетанием, порождает конкретные ситуации. Индивидуальное восприятие зависит от степени адаптации к ним. Все многообразие такого взаимодействия можно представить в виде некоторого процесса, в котором осуществление определенных действий приводит к конкретному результату. Действия в своем многообразии могут иметь положительную и отрицательную характеристику. Соответствующий им результат может быть представлен как положительный, так и отрицательный.

Цели экологического воспитания не имеют прямого и непосредственного влияния на личность. Они преломляются различными социальными институтами, благодаря чему осуществляется самореализация личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит самому субъекту развития.

И.М. Максимова моделирует структуру личности следующими компонентами: опыт, знания, умения, привычки, навыки, что проявляется во владении экологической информацией, в способности проявлять аналитико-прогностические умения для понимания сущности экологически опасных явлений и выборе стратегий по их предотвращению; характер мотивации связан с доминированием желания и готовности решать экологические проблемы, над другими потребностями личности. [1,а 35] Так сильные положительные мотивы являются движущими силами экологической активности личности; блок личностных качеств которые развиваются в решении экологических проблем: ответственное поведение, активность, настойчивость, решительность в сочетании с коммуникативными и лидерскими качествами; раз-

витие объективности ошибочных суждений к себе, к людям, к своей значимости в природопреобразующей деятельности, разумное отношение к природной среде; убеждение в целостности, гармоничности, взаимосвязанности и взаимообусловленности компонентов окружающего мира и высокой роли, уникальности каждого индивида в нем; чувства и эмоции, любовь к природе и людям, уважение и доброжелательность к инакомыслящим и не похожим на тебя. Стабильно возникающие чувства радости и удовлетворения при достижении положительных результатов в экологической деятельности.

Однако структура экологически воспитанной личности студента педагогического вуза может иметь следующие дополнения:

- обширные знания об учащихся, при объекте направленности его деятельности, возрастных, психофизиологических особенностях, потребностях и возможностях;

- знания о социальном окружении учащихся, направленности влияния семьи;

- умение разумно управлять деятельностью и потребностями учеников и предупреждать негативное влияние окружающей среды;

- умение и способность передавать воспитанникам собственное отношение к экологическим ценностям;

- активизировать в экологической деятельности интерес, основанный на убеждении в своей ответственности перед природой и людьми;

- мотивация собственной экологической деятельности и мотивы научения своих учеников правильности своей деятельности;

- потребности в повышении собственной ценности путем совершения экологически целесообразных поступков и действий и включение в эти действия своих учеников;

- повышенный интерес учителя к тем разделам преподаваемого им предмета, которые создают у ребенка необходимую мотивацию, повышающих уровень его информационных, адаптационных возможностей и защитных механизмов;

- активное изучение и внедрение педагогических технологий экологической деятельности школьников не только в рамках учебного времени, но и во внеурочное время;

- использование здоровьесберегающих технологий, которые формируют ответственность за здоровье детей и подростков.

Изучая процесс формирования экологической культуры у студентов, С.Л. Рубинштейн [1, с.24] отмечает, что каждое внешнее педагогическое воздействие направлено на индивидуума через внутренние условия, которые у него сформировались ранее, тоже под влиянием внешних воздействий. Поэтому, изучая влияние активности личности в собственном развитии, необходимо учитывать, что самое действенное воспитание такое, которое обращено к собственным силам воспитуемой личности.

Активность рассматривается как деятельностное состояние субъекта. Психологическими первопричинами активности человека являются те внут-

ренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает о различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности; к работе над собой.

Однако, кроме воздействия внешних факторов, существуют и внутренние механизмы саморегуляции. К ним относится процесс накопления и разрешения внутренних противоречий.

Это противоречие между социальной необходимостью формирования у каждого экологической культуры и отсутствием начал данной культуры у многих, а также между социальным требованием ответственного отношения к природе и реально доминирующего у многих людей потребительского отношения к использованию природных ресурсов.

Можно отметить и другую группу противоречий между огромными потенциальными возможностями социальных институтов в формировании экологической культуры личности и реальным, часто неудовлетворительным состоянием их деятельности по экологическому воспитанию.

Существуют противоречия между разнообразием организационно -педагогических форм и методов экологического воспитания и существующим в педагогической практике однообразием внеклассной и исследовательской работы. Наблюдается противоречие между основами научно-экологических знаний, приобретенных в школе, колледже и практическим опытом.

Кроме того, необходимо учитывать объективное несоответствие, существующее между реальным уровнем достижении которого направлено создание цели экологического воспитания. И задача состоит не в том, чтобы обойти противоречие, возникающее в сознании учащегося, а заострять их, и таким образом, возбуждать движущие силы развития личности.

Следовательно, в педагогическом процессе следует создать педагогические условия для грамотного разрешения вышеперечисленных противоречий. Они должны стать важным фактором становления и развития у личности ответственного отношения к природе, самому себе.

Библиографический список

1. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов во внеклассной работе: монография - Пятигорск: Ситак Л. А - ПГЛУ, 2011. - С. 172

2. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ситак Л,А.- М., 2004.-182 с.

3. Ярлыкова О.В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» - г. Варна, Болгария, 2015.

4. Фурсов, А.Л. Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики / А. Л. Фурсов // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.