УДК 37.033
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.А. Ситак,
Ставропольский государственный педагогический институт,
Россия, Железноводск
Аннотация. В статье рассматривается концепция формирования экологической культуры студентов педагогических вузов. Определены составные компоненты экологического воспитания.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, экологически воспитанная личность, профессиональная готовность будущего педагога.
Рrofessional readiness of future teachers to the process of formation of
ecological culture
Sitak L. A. , Stavropol State Pedagogical Institute
Abstract. The article discusses the concept of formation of ecological culture of students of pedagogical universities. Identified components of environmental education.
Keywords: ecological culture, ecological education, of environmentally educated personality, professional readiness of future teachers.
Теоретическая и практическая подготовка студентов педагогического ВУЗа является одной из важнейших задач, в решении которой особое место занимает процесс формирования экологической культуры. Экологическое воспитание и образование все больше воспринимается как целесообразная деятельность, направленная на становление и развитие экологической культуры личности. При этом экологическое сознание и экологическое поведение является базовым условием повышения качества жизненных условий.
Формирование экологической культуры студентов педагогического вуза - это целенаправленный, динамичный, многоступенчатый процесс, направленный на воспитание экологически ответственного человека, характерной особенностью которого является способность предвидеть, определять заранее последствия своих действий и поведения и ослабить их негативное влияние на природную среду и на самого себя. Для этого необходимо пред-
принимать определенные психолого-педагогические действия, направленные на создание педагогических условий, в результате которых корректируются потребности и ценности человека. Задачами экологической воспитательной деятельности являются организация разнообразной, творческой, личностно ориентированной деятельности; создание условий для сохранения и укрепления здоровья, обеспечение условий защищенности каждого члена коллектива; создание условий для самореализации, самоутверждения и самовоспитания. Именно в юношеском возрасте, в период высокой социальной активности, происходит становление интеллектуального и социального интегрирования в систему общественных отношений [2].
Возникает необходимость создания системы формирования экологической культуры, теоретической модели объекта педагогической действительности, которая бы отражала необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных компонентов:
1. Совокупность целей и задач определяют становление, функционирование и развитие системы формирования экологической культуры.
2. Принципы воспитания экологической культуры - 'то совокупность идей, на основе которых конструируется система формирования экологической культуры студентов педагогического вуза. При реализации целей и задач экологического воспитания в области формирования у студентов экологических знаний, умений и навыков необходимо учитывать и частные принципы: направленность на формирование нравственно-эстетических отношений к природе как составной части общего процесса воспитания; осуществление единства и взаимосвязи глобального, национального и регионального подхода; единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды; связь поколений, взаимозависимость, соответствие экологически целесообразному образу жизни; принцип деятельности - собственные (внутренние) цели человека важнее для него чужих (внешних) целей, даже самая значимая цель воспринимается человеком с недоверием, если она навязана извне; формирование цели должно включать количественные показатели, временной период, в течение которого цель должна быть достигнута; краткосрочные цели больше способствуют внутренней мобилизации; выявление и первоочередное достижение главной цели.
3. Субъектом воспитательного процесса являются педагогический и студенческий коллективы. При формировании экологической культуры необходимо иметь сведения об исходном уровне экологической культуры студентов педагогического вуза, особенности реального отношения студента к окружающей его среде и самому себе, основные критерии определения уровня экологической воспитанности.
Исследование проблемы формирования экологической культуры личности позволило определить основные подходы к определению критерия ее сформированности. Общие критерии экологической культуры личности будущего педагога включают природоохранную деятельность, а также деятель-
ность по улучшению окружающей среды, которая направляется потребностями, ценностными ориентациями, интересами, мотивами личности.
К частным критериям следует относить: высокий рейтинг таких ценностей, как природа и многообразие проявлений жизни в системе личностных ценностей студентов педагогического колледжа; глубокую эмоциональную связь с природной средой, личностное восприятие экологических проблем, обеспокоенность ими; социальную установку на посильный вклад в сохранение окружающей среды как среды жизни различных биологических видов, современного человека и будущих поколений, своей собственной жизненной среды; знания в области экологии: о законах развития и функционирования экосистем, о взаимоотношениях человека и природы; знание и поведение в природной, искусственной и полуискусственной среде и следование им; знание и понимание того, что перестройку отношения к природе, к окружающей среде надо начинать с перестройки отношений к человеку, его окружению; формирование самосохранительного (оздоровительного) сознания и поведения; развитие природоохранных умений и навыков личности.
Критерием человека, способного к саморегуляции, к самоактуализации является способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой, самоприятие, признание и окружающей среды, активность, поиск новых способов отношений с другими, эмоциональная и интеллектуальная независимость.
При формировании экологической культуры студентов особенно важно учитывать индивидуальные особенности, интересы, возможности и потребности личности, использовать различные способы взаимодействия.
4. Совокупность деятельности и общения. Деятельность характеризуется тем, что ее результатом является и преобразование личности во всей ее целостности. Личность включается в деятельность на основе имеющихся потребностей и мотивов и их изменений в процессе экологической деятельности.
5. Пространством, в котором реализуются цели и задачи, является внешняя и внутренняя среда. Педагогическая система по формированию экологической культуры, как и всякая педагогическая система является открытой, т.к. идет постоянный обмен информацией с окружающей средой, и самоэффективность функционирования и развития такой системы обусловлено степенью открытости. При этом любые изменения в состоянии окружающей среды влияют на саму систему, и на ее компоненты.
Формирование внутренней, внешней среды, функционирование и развитие студенческого и преподавательского коллективов неразрывно связано с определением и осознанием всеми места и роли в воспитательном пространстве педвуза.
Конечный продукт системы изменения личности, входящей в воспитательную систему, связан с ее природоохранительной и самоохранительной деятельностью.
Формирование экологической культуры представляет собой целенаправленную систематическую деятельность, направленную на развитие лич-
ности. Поэтому в структуре готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности должна быть сформированность у студентов экологических убеждений, наличие системы научных знаний, навыков к формированию экологической культуры у школьников.
Проблема формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности, различным ее видам находится в центре внимания многих исследователей (О.А. Абдуллина, Е.И. Безруков, Г.В. Балахничева, Т.А. Воронова, И.И. Легостаев и др.) [2, c.43]
Анализ исследований педагогов - ученых по проблеме готовности студентов к педагогической деятельности, показал что готовность - интегратив-ное качество высокого мастерства, результат профессиональной подготовки.
В исследованиях можно встретить различные формы и виды готовности: психическая, профессиональная, практическая, моральная, мотивацион-ная, нравствено-психологическая и т.д.
Обобщая различные точки зрения на проблему готовности, можно сделать следующие общие выводы:
- готовность формируется как система интегрированных свойств, качеств и опыта личности ,общих и специальных знаний;
- готовность представляет собой определенную целостность;
- готовность рассматривается как сложный, деятельный и динамический процесс подготовки в педагогическом колледже.
- готовность выступает как связующее звено между процессом подготовки в педагогическом вузе и трудом учителя.
Исходя из проведенного анализа психолого-педагогической литературы, исследований по проблеме готовности к педагогической деятельности, позиций, личностно-деятельностного и системно-структурного подходов можно определить готовность к внеклассной работе: как интегративное, устойчивое, личностное образование, выражающие потребность и способность организовывать внеклассную работу в интересах развития личности, уровень сформированности личностных качеств, знаний, умений и навыков учителя-воспитателя.
Профессиональная готовность будущего учителя к процессу формирования экологической культуры представляет собой интегральное свойство личности. В структуру готовности входят:
- гражданская и профессиональная ответственность за состояние и сохранение окружающей среды
- убежденность в необходимости экологического воспитания школьников;
- инициативность, активность, творческий подход в решении педагогических задач по формированию экологической культуры школьников;
- владение теоретическими основами познания природы.
Формирование этого интегративного качества личности должно происходить у студентов в процессе внеаудиторной работы в педагогическом вузе.
Рассмотренную структуру готовности студентов к экологическому воспитанию школьников необходимо дополнить.
Наиболее важным качеством, выражающим готовность студента к процессу формирования экологической культуры, являются его отношения с учащимися, коллегами, а также отношение к себе, которое должно отвечать требованиям экологически культурной личности педагога. Помимо этого, в структуру готовности студентов в педагогическом ВУЗе к экологическому воспитанию необходимо включать:
- систему знаний теории и методики формирования экологической культуры;
- убежденность в необходимости сохранения окружающей среды;
- способность выбирать оптимальное ситуативное решение;
- способность активно воздействовать на окружающую среду, исключать опасные ситуации;
- самоохранительная деятельность.
Даже достаточно четко продуманное системное воспитание, опирается на проверенный опыт, традиции и знания, строится с учетом наследственных данных и осуществляется в конкретной среде, в определенных условиях, что необходимо учитывать при моделировании системы экологического воспитания. Взаимодействие этих компонентов определяет конечный результат -формирование личности экологического типа.
Любое вмешательство извне может быть представлено набором событий, сочетанием, порождает конкретные ситуации. Индивидуальное восприятие зависит от степени адаптации к ним. Все многообразие такого взаимодействия можно представить в виде некоторого процесса, в котором осуществление определенных действий приводит к конкретному результату. Действия в своем многообразии могут иметь положительную и отрицательную характеристику. Соответствующий им результат может быть представлен как положительный, так и отрицательный.
Цели экологического воспитания не имеют прямого и непосредственного влияния на личность. Они преломляются различными социальными институтами, благодаря чему осуществляется самореализация личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит самому субъекту развития.
И.М. Максимова моделирует структуру личности следующими компонентами: опыт, знания, умения, привычки, навыки, что проявляется во владении экологической информацией, в способности проявлять аналитико-прогностические умения для понимания сущности экологически опасных явлений и выборе стратегий по их предотвращению; характер мотивации связан с доминированием желания и готовности решать экологические проблемы, над другими потребностями личности. [1,а 35] Так сильные положительные мотивы являются движущими силами экологической активности личности; блок личностных качеств которые развиваются в решении экологических проблем: ответственное поведение, активность, настойчивость, решительность в сочетании с коммуникативными и лидерскими качествами; раз-
витие объективности ошибочных суждений к себе, к людям, к своей значимости в природопреобразующей деятельности, разумное отношение к природной среде; убеждение в целостности, гармоничности, взаимосвязанности и взаимообусловленности компонентов окружающего мира и высокой роли, уникальности каждого индивида в нем; чувства и эмоции, любовь к природе и людям, уважение и доброжелательность к инакомыслящим и не похожим на тебя. Стабильно возникающие чувства радости и удовлетворения при достижении положительных результатов в экологической деятельности.
Однако структура экологически воспитанной личности студента педагогического вуза может иметь следующие дополнения:
- обширные знания об учащихся, при объекте направленности его деятельности, возрастных, психофизиологических особенностях, потребностях и возможностях;
- знания о социальном окружении учащихся, направленности влияния семьи;
- умение разумно управлять деятельностью и потребностями учеников и предупреждать негативное влияние окружающей среды;
- умение и способность передавать воспитанникам собственное отношение к экологическим ценностям;
- активизировать в экологической деятельности интерес, основанный на убеждении в своей ответственности перед природой и людьми;
- мотивация собственной экологической деятельности и мотивы научения своих учеников правильности своей деятельности;
- потребности в повышении собственной ценности путем совершения экологически целесообразных поступков и действий и включение в эти действия своих учеников;
- повышенный интерес учителя к тем разделам преподаваемого им предмета, которые создают у ребенка необходимую мотивацию, повышающих уровень его информационных, адаптационных возможностей и защитных механизмов;
- активное изучение и внедрение педагогических технологий экологической деятельности школьников не только в рамках учебного времени, но и во внеурочное время;
- использование здоровьесберегающих технологий, которые формируют ответственность за здоровье детей и подростков.
Изучая процесс формирования экологической культуры у студентов, С.Л. Рубинштейн [1, с.24] отмечает, что каждое внешнее педагогическое воздействие направлено на индивидуума через внутренние условия, которые у него сформировались ранее, тоже под влиянием внешних воздействий. Поэтому, изучая влияние активности личности в собственном развитии, необходимо учитывать, что самое действенное воспитание такое, которое обращено к собственным силам воспитуемой личности.
Активность рассматривается как деятельностное состояние субъекта. Психологическими первопричинами активности человека являются те внут-
ренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает о различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности; к работе над собой.
Однако, кроме воздействия внешних факторов, существуют и внутренние механизмы саморегуляции. К ним относится процесс накопления и разрешения внутренних противоречий.
Это противоречие между социальной необходимостью формирования у каждого экологической культуры и отсутствием начал данной культуры у многих, а также между социальным требованием ответственного отношения к природе и реально доминирующего у многих людей потребительского отношения к использованию природных ресурсов.
Можно отметить и другую группу противоречий между огромными потенциальными возможностями социальных институтов в формировании экологической культуры личности и реальным, часто неудовлетворительным состоянием их деятельности по экологическому воспитанию.
Существуют противоречия между разнообразием организационно -педагогических форм и методов экологического воспитания и существующим в педагогической практике однообразием внеклассной и исследовательской работы. Наблюдается противоречие между основами научно-экологических знаний, приобретенных в школе, колледже и практическим опытом.
Кроме того, необходимо учитывать объективное несоответствие, существующее между реальным уровнем достижении которого направлено создание цели экологического воспитания. И задача состоит не в том, чтобы обойти противоречие, возникающее в сознании учащегося, а заострять их, и таким образом, возбуждать движущие силы развития личности.
Следовательно, в педагогическом процессе следует создать педагогические условия для грамотного разрешения вышеперечисленных противоречий. Они должны стать важным фактором становления и развития у личности ответственного отношения к природе, самому себе.
Библиографический список
1. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов во внеклассной работе: монография - Пятигорск: Ситак Л. А - ПГЛУ, 2011. - С. 172
2. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ситак Л,А.- М., 2004.-182 с.
3. Ярлыкова О.В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» - г. Варна, Болгария, 2015.
4. Фурсов, А.Л. Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики / А. Л. Фурсов // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 102-105.