Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы'

Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ КРИТЕРИИ / ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ECOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES / ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ / INDICATORS OF LEVEL OF PROFESSIONAL READINESS TO CARRY OUT EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / AND ITS CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситак Лариса Александровна

В статье рассматриваются ведущие принципы формирования экологической культуры студентов педагогических вузов. Выделен комплекс показателей для получения объективной информации об уровне готовности будущих педагогов к ведению внеклассной работы. Рассматривается системный подход к профессиональной подготовке будущих педагогов, направленной на формирование экологической культуры средствами внеклассной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES BY MEANS OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

The article deals with the guiding principles of formation of ecological culture of students of pedagogical universities. Isolated set of indicators to provide objective information about the level of readiness of the future teachers to conduct extracurricular activities. We consider a systematic approach to training future teachers, aimed at the formation of environmental culture by means of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы»

УДК 37.033

Ситак Лариса Александровна

кандидат педагогических наук Филиал Ставропольского Государственного педагогического ннститута в

г.Железноводске

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

В статье рассматриваются ведущие принципы формирования экологической культуры студентов педагогических вузов. Выделен комплекс показателей для получения объективной информации об уровне готовности будущих педагогов к ведению внеклассной работы. Рассматривается системный подход к профессиональной подготовке будущих педагогов, направленной на формирование экологической культуры средствами внеклассной работы.

Ключевые слова: экологическая культура и ее критерии, эколого-педагогические принципы, показатели уровня готовности к ведению внеклассной работы, экологическое воспитание.

Larisa Sitak

Ph.D. (Pedagogy)

Branch of the Stavropol state pedagogical Institute in Zheleznovodsk

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES BY MEANS OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

The article deals with the guiding principles of formation of ecological culture of students of pedagogical universities. Isolated set of indicators to provide objective information about the level of readiness of the future teachers to conduct extracurricular activities. We consider a systematic approach to training future teachers, aimed at the formation of environmental culture by means of extracurricular activities.

Key words: ecological culture, and its criteria, ecological and pedagogical principles, indicators of level of professional readiness to carry out extra-curricular activities, environmental education.

Современное развитие общества выдвигает требования дальнейшего совершенствования подготовки кадров учителей, что предполагает их высокую профессиональную подготовленность наряду с развитой общей культурой [1, с.6]. Анализ концепций экологического воспитания (С. Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова и др.) позволил сделать вывод о том, что формирование экологической культуры следует рассматривать в контексте системного подхода к воспитанию личности будущего педагога и в неразрывной связи с формированием позитивных, социально значимых мотивов и потребностей, составляющих ядро личности и определяющих ее направленность.

Формирование экологической культуры — это управление процессом усвоения человеком ценностей и понятий, которые направлены на формирование умений, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой. Это способ формирования личности в области социокультурных отношений. Экологическое образование, как часть воспитания, должно опираться на инновационные методики опережающего обучения.

Формирование экологической культуры должно находить свое продолжение в ряде аспектов: умственном, трудовом, физическом воспитании. Ее эффективность зависит от внутренних побуждений студентов к самовоспитанию, самообразованию и потребностью в активном формировании экологической культуры. Экологическая культура базируется на экологических знаниях и трансформируется в отношении. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры.

Целью экологического воспитания является формирование высокого уровня экологической культуры, что основывается на формировании целостного

мировоззрения, которое предполагает функционирование системы жизненных ценностей, экологической этики и развитии экологической грамотности.

Экологическая культура имеет ряд критериев: уровень экологических знаний, уровень экологического мышления, уровень культуры чувств и эмоций, культура экологически оправданного поведения, при которых экологические знания, мышления, чувства и эмоции преобразуются в привычные нормы поведения, нравственные принципы и моральные убеждения.

Управление процессом формирования экологической культуры студентов ВУЗа сопряжено и с реализацией практических задач: сохранением и развитием природного наследия уникального эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Решение этих задач позволило нам выделить критерии улучшения экологического состояния окружающей территории, которые определялись по экологическому мониторингу, выявлению мер по улучшению и реконструкции. Ведущими принципами формирования экологической культуры являются общепедагогические — природосообразности, социокультурной деятельности, эффективности взаимодействия, комплиментарности, междисциплинарности, деятельностного подхода, опора на позитивное, личностный подход, единство воспитательных воздействий.

Эколого-педагогические принципы предполагают целостность окружающей среды, взаимосвязь краеведческого и глобального подходов к раскрытию проблем окружающей среды, гармонизацией отношений с окружающей средой, использование воспитывающей и развивающей функций охраняемой природной среды. Внедрение вышеперечисленных принципов определят непосредственные связи с воспитанием нравственным, эстетическим, что особенно важно учитывать в особенностях психологического восприятия личностью будущего педагога.

В процессе нашей работы осуществлялась разработка и такого важного аспекта проблемы подготовки будущих педагогов — системы формирования готовности студентов к внеучебно-воспитательной работе. Формирование готовности студентов к эколого-педагогической внеклассной работе, связанной

с реализацией профессионально-педагогической направленность личности; развитием профессионально-значимых качеств личности, ее профессионально компетентности и с главными направлениями деятельности педагогов-воспитателей. Формирование таких качеств лежит в основе профессионального подхода к личности будущего педагога, который следует применять профессиограммы педагога-воспитателя.

Следует учитывать непрерывность и преемственность средне-специального образования с вузовским и послевузовским этапами подготовки молодых специалистов, которая, кроме федерального и регионального компонентов, должна включать подготовку выпускников к самостоятельной жизни как личности, члена семьи, гражданина, специалиста-профессионала, а также расширения не только вертикальных связей образовательного пространства, но и горизонтальных (связь с другими общественными институтами, СМИ).

Региональный компонент реализуется в ходе преподавания спецкурсов, факультативов, педагогической практики.

Для получения объективной информации об уровне готовности к внеклассной работе выделен комплекс показателей:

а) профессионально-педагогическая направленность личности; б) степень сформированности личностных качеств, необходимых для осуществления внеклассной работы;

в) уровень осведомленности об особенностях и условиях внеклассной работы;

г) уровень владения системой психолого-педагогических и методических знаний, необходимых для осуществления внеклассной работы;

д) творческая активность в применении знаний;

е) развитие умений и навыков;

ж) творческих подход к организации внеклассной работы; з) способность к рефлексии педагогической деятельности; и) выраженность аналитико-синтетической деятельности.

Основным критерием диагностики сформированной системы подготовки будущих специалистов к ведению внеклассной работы по формированию экологической культуры является достижение будущими и молодыми педагогами более высокого уровня педагогической деятельности. Любая деятельность подразумевает наличие осуществляющих ее субъектов и включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и ее результат [3, с. 57].

Формирование экологической культуры студентов зависит от определенных требований к эколого-педагогической деятельности учителя, наличие степени сформированности системы образования, существованием условий реализации образовательной деятельности.

На современном этапе становления экологического воспитания наблюдается совершенствование форм, методов и содержания воспитательной деятельности в области подготовки будущих и молодых специалистов, и необходима адаптация имеющегося содержания воспитательной деятельности по формированию экологической культуры к существующей системе подготовки будущих педагогов. Такая деятельность требует создания четко системы ориентированной на теоретическую и практическую подготовку молодых специалистов. Именно в студенческом возрасте, в период высокой социальной активности, не только происходит становление интеллектуального и социального интегрирования в систему общественных отношений, но и определяется индивидуальный стиль жизни. Иными словами, закладываются компетенции будущего специалиста, с которой он вступает как в атмосферу профессиональной деятельности, так и в сферу своего стиля жизни [4, с.78-79].

Процесс подготовки студентов к внеклассной работе должен носить поэтапный разноуровневый характер, продвижение ведущих педагогов к высшему уровню подготовленности, связанных с личностными, профессиональными и рефлексивными качествами. Избранные педагогом-психологом приемы и методы педагогического взаимодействия должны быть системны, гармоничны, согласованы между собой; должны соответствовать

личности обучающихся и особенностям коллектива, а также творческой индивидуальности самого педагога-психолога [2, с. 221].

Исследования доказывают, что разработанная система формирования экологической культуры студентов средствами внеклассной работы является эффективной и деятельностной. У студентов и молодых специалистов прослеживается тенденция роста их психолого-педагогических качеств, что подтверждается данными контрольных срезов, проводимых на протяжении всех этапов формирования экологической культуры личности.

В этой связи, целесообразно увеличить прохождение студентами педагогической практики в школе; необходимы курсы, подготавливающие студентов к практическим и внеклассным занятиям в области экологической культуры.

Перспективы данного направления работы можно видеть в реализации выше сформированных рекомендаций, а также в изучении аспектов проблемы: поиск перспективных направлений подготовки будущих педагогов-воспитателей путем разработки инновационных моделей, разработка комплекса диагностических приемов, системных диагностик, отслеживание, изучение и обобщение профессионально-педагогического мастерства будущих педагогов-воспитателей.

Решение проблем формирования экологической культуры студентов педагогического ВУЗа - это многосторонний, динамичный, многоступенчатый процесс, изучение которого возможно с различных позиций. В данной работе представлен лишь один подход к анализу столь сложного явления, как экологическая культура, а именно ее формирование в процессе внеклассной работы. Именно такой подход эффективен в решении важнейших задач воспитания экологически культурного человека, характерной особенностью которого является его способность прогнозировать, определять заранее последствия своих действий и поведения и ослаблять их негативное влияние на природную среду.

Литература

1. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ М., 1998. - 27 с.

2 Ланцова Т.И. Театральная педагогика в профессии педагога-психолога. Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). - в 2-х частях. - Ч. 1 / - Прага, Чешская Республика: 2015. - 540 с.

3. Сгонник Л.В. Профессионально-личностное развитие учителя в системе непрерывного педагогического образования («педагогический колледж-педагогический вуз») Монография. - М., 2004, 174с.

4. Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов // Профессиональная ориентация, №1, 2015, с75-79.

References

1. Beyrumova L. G. the interaction of the arts (literature, music, visual arts) in the system of aesthetic training of primary school teachers in the normal school // the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences, 1998. - 27 p.

2 T. I. Lantsova Theatre pedagogy in the profession of psychologist. Russia and Europe: the culture and economy: Materials of XI international scientific-practical conference (27 February 2015). - in 2 parts. - Part 1 / Prague, Czech Republic: 2015. - 540 p.

3. Sgonnik L. V. Professional and personal development of teachers in the system of continuous pedagogical education ("teaching College teaching College") Monograph. - M., 2004, s.

4. Yarlykova O. V. Influence of physical training on the professional development of future teachers // Professional orientation, No. 1, 2015, S75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.