Научная статья на тему 'Особенности формирования экологической компетентности у будущего педагога дошкольного образования'

Особенности формирования экологической компетентности у будущего педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Анна Александровна

В статье рассматриваются понятия «экологическая культура» и «экологическая компетентность». На основании теоретического анализа определено понятие экологической компетентности педагога дошкольного образования, выделены экологические компетенции и их структурные компоненты. Рассмотрена проблема формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования. Разработана модель, сформулированы условия формирования экологической компетентности, предложена диагностическая методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования экологической компетентности у будущего педагога дошкольного образования»

УДК 371.13

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

SPECIAL FEATURES OF FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCY OF THE FUTURE PRESCHOOL TEACHERS

А. А. Нестерова A. A. Nesterova

ГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «экологическая культура» и «экологическая компетентность». На основании теоретического анализа определено понятие экологической компетентности педагога дошкольного образования, выделены экологические компетенции и их структурные компоненты. Рассмотрена проблема формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования. Разработана модель, сформулированы условия формирования экологической компетентности, предложена диагностическая методика.

Abstract. The concepts of «ecological culture» and «ecological competence» are considered in the article. On the basis of the theoretical analysis the concept of ecological competency of the preschool teacher is determined, the ecological competence and its structural components are singled out. The problem of formation of ecological competency of the future preschool teachers is considered. The model is worked out, conditions of formation of ecological competence are formulated, the diagnostic technique is offered.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая компетентность, экологическая компетенция, педагог дошкольного образования, модель формирования экологической компетентности.

Keywords: ecological education, ecological competency and competence, preschool teacher, model of formation of ecological competency.

Актуальность исследуемой проблемы. Государственная политика в области экологического образования направлена на формирование у каждого человека экологической культуры как совокупности «руководящих принципов, норм и образцов поведения, определяющих взаимоотношение общества или отдельного человека со средой обитания» [3, 135]. Экологическая культура - это качественно новая глобальная культура, в которой реализуются сущность человека, его духовно-нравственный потенциал, отражающий целостное миропонимание и мироотношение. Ее формирование начинается уже в дошкольном возрасте, когда закладываются основы базовой культуры личности. В этой связи особое значение приобретает вопрос о подготовке педагогических кадров с достаточно развитым уровнем экологической культуры для дошкольных образовательных учреждений. Однако, по мнению ряда исследователей, рассматриваемое

понятие не учитывает профессиональную компоненту. Модернизация высшего профессионально-педагогического образования, связанная с реализацией компетентностного подхода, позволила ввести новое понятие, характеризующее профессиональный компонент экологического образования, - экологическая компетентность.

До сих пор в отечественной науке идут активные поиски сущностного определения данного понятия. Большинство исследователей полагают, что экологическая компетентность является интегративным качеством личности, отражающим ее способность взаимодействовать в системе «человек - природа», которая базируется на усвоенных экологических знаниях, умениях, навыках, ценностных представлениях, экологически значимых качествах личности и опыте экологической деятельности. Применительно к профессиональной педагогической деятельности суть экологической компетентности, по мнению Л. В. Панфиловой, заключается в «теоретической и практической готовности педагога к осуществлению экологического образования учащихся» [5, 13]. Е. Г. Не-любина представляет экологическую компетентность педагога как «знание основ естественных наук, экологии и экологического образования, способность к деятельности по сохранению окружающей среды и признание особой ценностью жизни как таковой, экологических благ и здоровья человека» [5, 13-14]. В исследовании А. И. Новик-Качана экологическая компетентность педагога выступает как совокупность экологических знаний, умений, навыков, а также организаторских и коммуникативных умений, определяющих готовность к осуществлению профессиональной деятельности по формированию у учащихся экологической культуры, готовность к экологически грамотному поведению» [6, 11].

Анализ этих позиций, а также работ Ф. С. Гайнулловой [1], И. В. Петрухиной [7] и др. позволил заключить, что экологическая компетентность педагога дошкольного образования - это интегративное качество личности педагога, которое предполагает наличие высокого уровня экологической культуры, а также готовности к осуществлению экологического образования дошкольников. Она связана с наличием совокупности интегрированных знаний, умений и убеждений, а также личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать и осуществлять экологическое образование дошкольников. Экологическая компетентность педагога дошкольного образования может быть раскрыта через общекультурную, специальную и социально-личностную компетенции. Общекультурная компетенция определяется развитием экологической культуры, т. е. сформированностью экоцентрического экологического сознания, знаний экологии и владением способами природосообразного действия. Специальная компетенция определяет высокий профессиональный уровень педагогической деятельности и включает не только наличие специальных знаний по теории и методике экологического образования дошкольников, но и умение применять их на практике. Социальноличностная компетенция связана с владением способами творческого самовыражения и коммуникации, наличием способности самостоятельно эффективно организовывать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

При сопоставлении понятий экологической культуры и экологической компетентности воспитателя детского сада необходимо обратить внимание на то, что экологическая культура - более широкая категория, поскольку является необходимым личностным качеством каждого человека, независимо от его возраста, образования и т. д.,

являясь скорее гражданской характеристикой. Тогда как экологическая компетентность отражает уровень профессионализма, качество профессиональной подготовки, соответственно предполагает и овладение экологической культурой.

Материал и методика исследований. Предметом проведенного исследования стала экологическая компетентность будущего педагога дошкольного образования. Были использованы такие методы, как эксперимент, опрос.

Результаты исследований и их обсуждение. С целью выявления уровня подготовленности практикующих педагогов к осуществлению экологического образования дошкольников нами был проведен опрос, который показал, что многие воспитатели не владеют понятиями «экологическая культура», «экологическое сознание», не дифференцируют философский, социальный, психологический аспекты экологии; явно проявилось стремление противопоставить человека природе, показать зависимость природы от человека. Главную задачу экологического воспитания детей дошкольного возраста 56 % педагогов видит в количественном увеличении конкретных природоведческих знаний, а не в познании природы как единого сообщества с присущими ему связями и закономерностями. Воспитатели владеют методикой экологического воспитания дошкольников, однако в силу ряда причин не всегда эффективно используют профессиональные знания, умения и навыки. Кроме того, оказалось, что педагоги слабо владеют основами экологии как науки. Все это стало основанием для изучения уровня сформи-рованности экологической компетентности у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». В качестве показателей сформированности экологической компетентности приняты выделенные экологические компетенции и их структурные компоненты.

По результатам констатирующего этапа работы определены уровни сформиро-ванности экологической компетентности педагога дошкольного образования: оптимальный, допустимый и недопустимый. В их основу легли следующие критерии: ценностно-мотивационный - осознанная готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе принципов компетентностного подхода в контексте идей устойчивого развития, которая включает в себя гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, а также глубокую убежденность в необходимости экологического образования дошкольников; когнитивный - знание основ естествознания и экологии, теории и методики экологического образования дошкольников с учетом принципов компетентностного подхода в контексте идей устойчивого развития; деятельностный -сформированность профессиональных умений, позволяющих успешно осуществлять экологическое образование дошкольников, а также сформированность способов природосообразного поведения.

В результате проведенного констатирующего эксперимента оказалось, что на оптимальном уровне экологическая компетентность развита у 25,8 % студентов, на допустимом - 53,6 %, на недопустимом - 20,6 %, что свидетельствует о недостаточной подготовленности будущих педагогов к экологическому образованию дошкольников. Очевидно, что при подготовке будущих специалистов в области дошкольного образования необходимо реализовывать модели, в основе которых лежат идеи системного, компе-тентностного и технологического подходов, а также принципы природосообразности, культуросообразности и экогуманизма, или нравственного императива [2, 23].

Содержательный компонент модели формирования экологической компетентности у будущего педагога дошкольного образования включает такие направления подготовки, как предметно-методическое, ценностно-ориентирующее и профессионально-личностное (табл. 1).

Таблица 1

Содержательный компонент модели формирования экологической компетентности у будущего педагога дошкольного образования

Направления подготовки студентов Способ реализации Приоритетная задача

Предметно-методическое Освоение программы «Теория и методика экологического образования дошкольников» Развитие специальной экологической компетенции

Ценностно-ориентирующее Освоение программы спецкурса «Проблемы экологизации современного образования» Развитие общекультурной экологической компетенции

Профессионально-личностное Освоение программы педагогического практикума Развитие социально-личностной экологической компетенции

Предметно-методическое направление - это система теоретических знаний сущности, специфики и способов организации экологического образования дошкольников, а также система практических умений, усвоение которых обеспечивает формирование специальной экологической компетенции будущего педагога дошкольного образования. Предметно-методическая подготовка в нашем случае главным образом происходила через усвоение содержания курса «Теория и методика экологического образования дошкольников», предусмотренного инвариантной частью ГОС ВПО. Содержание дисциплины включало в себя следующие разделы: «Дисциплина "Теория и методика экологического образования детей" как наука»; «Использование природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории прогрессивной педагогики»; «Содержание экологического образования детей дошкольного возраста»; «Методы экологического образования детей дошкольного возраста»; «Планирование и управление эколого-педагогической работой в дошкольном учреждении»; «Планирование как средство управления педагогическим процессом экологического образования дошкольников».

При разработке программы данной дисциплины для нас было принципиально значимым внедрение в учебный процесс такого технологического элемента, который позволил бы обеспечить установку студентам на самообразование и саморазвитие в профессиональном плане. В качестве такого элемента выступил педагогический проект, который одновременно являлся формой итогового контроля. Суть педагогического проектирования заключалась в том, что в начале изучения дисциплины каждый студент получал тему проекта и разрабатывал ее в течение двух учебных семестров. Как правило, проекты были моноаспектными и показывали пути изменения актуальной образовательной ситуации. Реализация проекта включала несколько этапов: теоретическое обоснование темы; практическое обоснование темы, направленное на исследование актуальной ситуации, требующей изменений; апробация и практическая реализация проекта; подведение итогов проекта. При защите студенческих проектов оценивалась способность анализировать актуальную ситуацию в области экологического образования

дошкольников, выявлять проблемы и возможные пути их преодоления, способность адаптировать абстрактную идею к конкретному материалу и представить ее в организационно-деятельностной форме, знания студентов в области новых экологопедагогических технологий, а также оформление проектов.

К тому же, способствуя организации активной практической деятельности студентов в профессиональной сфере на основе накопленного опыта решения экологопедагогических задач, мы были заинтересованы в разработке и внедрении специфических заданий для студентов на период педагогической практики: анализ экологически развивающей среды по предложенному плану, проведение природоведческого эксперимента, создание экологической тропинки и организация работы на ней, составление картотеки научно-методической литературы по вопросам экологического образования дошкольников и, безусловно, работа по теме проекта.

Второе направление - ценностно-ориентирующее - подразумевает изучение теоретических основ экологического образования, в том числе философского, культурологического, нормативно-правового аспектов, которое способствует формированию чувства гражданской и профессиональной ответственности за состояние окружающей среды и обеспечивает развитие общекультурной экологической компетенции студента.

Ценностно-ориентирующая подготовка осуществлялась за счет внедрения в региональный компонент учебного плана специального интегрированного курса «Проблемы экологизации современного образования». Содержание авторского спецкурса включало следующие разделы: «Экологическое сознание», «Экологическая культура», «Система экологического образования в России и за рубежом», «Экологическая компетентность как интегративное качество личности педагога дошкольного образования».

Среди занятий, предусмотренных логикой дисциплины, можно выделить лекцию-конференцию, которая проходила как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов по теме «Экологическое движение в современном мире», подготовленных студентами. Каждое выступление представляло собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенного преподавателем плана. Были рассмотрены следующие темы: «Всемирные экологические организации», «Экологическое движение в России», «Экологические организации Поволжья», «Экологическое движение в Ульяновске». Совокупность представленных докладов позволила всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподавателем были подведены итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополнена и уточнена предложенная информация и сформулированы основные выводы.

Следует отметить, что при изучении проблемы взаимоотношений человека и природы в культурах Запада, Востока и в трудах отечественных философов студенты получали индивидуальное задание подобрать цитаты умозаключений мыслителей древности, писателей, политиков, ученых о природе и ее законах, о природе и человеке. Результат самостоятельных поисков студентов заключался в том, что были найдены и озвучены на занятии изречения Д. Бруно, И. Гете, Д. Дидро, М. Ломоносова, А. Радищева, Г. Плеханова и др. Эти изречения стали объектом коллективного обсуждения и анализа. Каждое занятие начиналось с обзора новостей, связанных с природоохранной деятельностью в регионе, стране и мире. Студенты заранее готовили информацию о различных

природоохранных акциях, целях их организации и непосредственных организаторах, о системе госучреждений, занимающихся данной проблематикой, о правительственных и неправительственных экологических организациях. Такой способ работы позволил стимулировать познавательную активность учащихся, развивать навыки поисковой и аналитической деятельности, а главное, формировал экологическое мышление и интерес к деятельности в защиту природы.

Профессионально-личностная подготовка предполагает развитие профессионально значимых качеств личности будущего педагога, необходимых для овладения им социально-личностной экологической компетенцией: работоспособности, коммуникабельности, способностей к творчеству и самоуправлению. Это направление было реализовано средствами педагогического практикума, базовой задачей которого стало создание условий для профессионального саморазвития студентов, т. е. сознательной практической деятельности, направленной на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии.

Конструируя данный блок подготовки, мы были ориентированы на сочетание групповых и индивидуальных форм работы. В ходе теоретического исследования было установлено, что в контексте эколого-педагогической подготовки будущих педагогов дошкольного образования особое значение имеет развитие коммуникабельности, работоспособности, способностей к творчеству и самоуправлению. Практические занятия-тренинги, проводимые на основе разработок М. И. Лукьяновой [7], А. С. Прут-ченкова [8], Г. А. Цукермана [9] и направленные на развитие данных качеств, составили суть практикума. В качестве формы отчетности по тренингу в целом была выбрана программа саморазвития интересующих нас качеств личности, которую составлял каждый студент, придерживаясь следующей последовательности действий: целеполагание (выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания, планирование (выбор действий); выбор методов и средств самовоспитания; реализация целей и задач в деятельности; самоконтроль (сравнение результатов достигнутых и ожидаемых); коррекция программы самовоспитания с учетом результатов самоконтроля и самооценки.

Формирование экологической компетентности предполагает создание ряда условий: ориентации учебного процесса на приближение учебной деятельности к предметным и социальным условиям будущей профессиональной деятельности; организации активной практической деятельности студентов в профессиональной сфере на основе накопленного опыта решения эколого-педагогических задач; внедрения в качестве значимого технологического элемента НИРС на основе метода проектов; преобладания интерактивных форм и методов обучения; проектирования учебного процесса на основе интегрированного дидактического комплекса.

Диагностика сформированности экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования, проведенная по итогам реализации авторской модели, подтвердила эффективность спроектированного подхода к эколого-педагогической подготовке студентов. Качественный и количественный анализ результатов сформиро-ванности всех компонентов позволил распределить уровни сформированности экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования в начале и по окончании эксперимента (табл. 2).

Таблица 2

Уровни сформированности экологической компетентности студентов на стадии констатирующего и контрольного эксперимента

Уровни сформированности экологической компетентности студентов Констатирующий этап Контрольный этап

Экспериментальная группа Контрольная группа

% % %

Оптимальный 25,8 47,3 26,0

Допустимый 53,6 46,2 56,3

Недопустимый 20,6 6,5 17,7

Представленные данные свидетельствуют, что студенты экспериментальной группы достигли по отношению к исходному уровню более высоких результатов в сформи-рованности экологической компетентности, чем студенты контрольной группы.

Резюме. Исследование показало, что разработанная модель формирования экологической компетентности педагога дошкольного образования способствует формированию экологической культуры у нового поколения педагогических работников, а также решению задач профессиональной подготовки студентов в контексте экологического образования дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайнуллова, Ф. С. Формирование экологической компетентности у будущих учителей начальных классов в условиях вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ф. С. Гайнуллова. - М., 2004. - 22 с.

2. Гильмиярова, С. Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / С. Г. Гильмиярова. - Уфа, 2002. - 32 с.

3. Крушанов, А. А. О неоднозначности термина «Экологическая культура» / А. А. Крушанов // Экологическая культура и общественное развитие : материалы научно-практической секции «Экологическая культура как условие гармоничного общественного развития». - М., 2006. - С. 134-136.

4. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. - Ульяновск : УИПКПРО, 2002. - 184 с.

5. Нелюбина, Е. Г. Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза интегративно-проектным методом : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Г. Нелюбина. - Самара, 2005. - 24 с.

6. Новик-Качан, А. И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «Преподаватель» : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / А. И. Новик-Качан. - Ставрополь, 2005. - 22 с.

7. Петрухина, И. В. Формирование экологической компетентности будущего учителя физической культуры и безопасности жизнедеятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. В. Петрухина. -Челябинск, 2006. - 20 с.

8. Прутченков, А. С. Трудное восхождение к себе : методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.

9. Цукерман Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М. : Интриракс,

1995. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.