УДК 37.033
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Л.А. Ситак,
Филиал ГБОУ ВО Ставропольского Государственного педагогического Института в г. Железноводске Железноводск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются основные компоненты, функции и содержание профессиональной готовности будущего педагога, к проведению внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников. Эффективность формирования экологической культуры будущего педагога определяется единством самореализации, осознанности, действенности и ответственности.
Ключевые слова. Профессиональная готовность, экологическая воспитанность, экологически воспитанная личность, саморегуляция, экологическая сознательность, экологическая ответственность.
Abstract. In the article the basic components, functions and content of professional readiness of the future teacher to conduct class work on the formation of ecological culture of pupils. Efficiency of formation of ecological culture of the future teacher is determined by the unity of self, awareness, effectiveness and accountability
Keywords. Professional readiness of environmental education, eco-mannered personality, self-regulation, environmental awareness, environmental responsibility
Профессиональная готовность будущего педагога, к проведению внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников, является аспектом его педагогической деятельности. Изучение исследований, посвященных вопросам подготовке студентов к внеклассной работе показало, что они носят функциональный характер. Авторы рассматривают ее как совокупность компонентов: мотивационно-ценностного и процессуального (Г.В. Балахничева, В.А. Сластенин); конструктивного, организаторского, коммуникабельного и гностического (В.П. Андрусенко, Н.В. Кузьмина); мо-тивацонно-целевого, содержательно-операционного, рузультатно-оценочного (С.В. Сальцева и др.). Некоторые исследователи берут за основу эталон качества своеобразную эталонную модель педагога-профессионала (Р.Л. Ню). Существует также и воспитательный подход, где основное внимание уделяется общепедагогическим проблемам внеклассной воспитательной работы (Г.В. Балахничева, М.М. Поплавский, В.А. Сластенин) [3, с.86].
Профессиональная готовность к проведению внеклассной работы по формированию экологической культуры входит в общую структуру подготовки учителя.
Под профессиональной готовностью к ней понимают целостную систему, которая включает в себя ряд функционирующих взаимосвязанных звеньев.
Сущность профессиональной готовности к внеклассной работе - это развитие у студентов убежденности в ее необходимости как обязательного элемента педагогической деятельности, знаний и умений, позволяющих результативно ее осуществлять.
Поэтому готовность представляет собой единство следующих компонентов:
- мотивационного (стремление заниматься внеклассной работой, нацеленность на нее, уверенность в своих педагогических силах);
- содержательного (знание теоретических основ внеклассной работы, сущности, задач, принципов, содержания, педагогических технологий);
- деятельностного (владение различными формами и методами работы, использование как традиционных, так и современных педагогических технологий).
Профессиональная готовность подразумевает владение всем набором функций, присущих данному качеству:
- побудительная функция (функция отношений) - выражается в желаниях, интересах, установках и убеждениях будущего педагога о необходимости проведения их внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников, в осознании и понимании роли внеклассной работы в формировании личности экологического типа;
- когнитивная - обеспечивает знания о видах и формах работы по формированию экологической культуры в школе;
- деятельностная - заключается в использовании знаний в педагогической практике.
Таким образом, профессиональная готовность будущего педагога к внеклассной работе, связанной с экологическим воспитанием, представляет собой интегрированное качество личности. В настоящее время, одной из важнейших проблем является возрождение духовности [1,с.1]. И по своему содержанию ее можно рассматривать как систему с взаимосвязанными знаниями, к которым относят: гражданскую и профессиональную ответственность за состояние окружающей среды; убежденность в необходимости формирования психологической культуры подрастающему поколению; способность принимать верное решение в изменяющихся условиях среды; способность активно исследовать окружающую среду, предупреждать опасные ситуации; способность поддерживать личную безопасность жизнедеятельности более подробно структура профессиональности готовности студентов педагогического Вуза к процессу формирования экологической культуры школьников изображена на рисунке 1.
1 - владение теорией познания природной среды
2 - гражданская и профессиональная ответственность за сохранение окружающей среды
3 - убежденность в необходимости сохранения окружающей среды
4 - необходимость проведения процесса формирования экологической культуры
5 - выработка системы отношений к себе и другим
6 - способность активно изучать окружающую среду, избегать опасных ситуаций
7 - способность принимать верное решение
8 - способность поддерживать личную безопасность жизнедеятельности
Рисунок 1. Содержание эколого-профессиональной готовности к проведению внеклассной работы
Для формирования экологической культуры, развития экологического мышления и экологического сознания необходимо учитывать ведущий тип деятельности студентов.
Формирование заданных качеств личности определяется основами составными экологического воспитания, которые выражаются: в способности вести здоровый образ жизни; способности планирования своего рабочего дня, времени, деятельности; способности находить компромисс в конфликтных ситуациях; способности вызывать положительную реакцию окружающих; способности к аналитико-синтетической деятельности, в результате которой принимать оптимальное решение; основывать выбор правильного решения на сравнении, обобщении, проведении аналогии, поиске умозаключений.
Составные экологической воспитанности студента педагогического вуза предъявляют и определенные требования к его личности. Эти требования должны носить как некий универсальный, обобщенный характер, так и учитывать исходный уровень экологической образованности будущего педагога, его индивидуальные особенности, личностные свойства, базироваться на структуре профессиональной готовности студентов педагогического Вуза к процессу формирования экологической культуры школьников.
Для решения поставленных задач были использованы компоненты личности, предложенные А.Я. Аретом, А.А. Бодалевым, А.И. Кочетовым, которые могут быть использованы в качестве основных характеристик экологически воспитанной личности.
Саморегуляция. Организация педагогической деятельности требует от педагога работоспособности, в ходе которой проявляются его физическая и психологическая саморегуляции, а организация педагогической деятельности
требует умения прогнозировать последующие действия, анализировать полученные результаты. Работоспособность является не только функциональной характеристикой организма, обеспечивающей выполнение занятий, связанных с умственным и физическим трудом. Работоспособность зависит и от условий жизнедеятельности организма. Суточные, недельные месячные, годовые колебания работоспособности необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса, составлении расписания занятий, составлении учебного плана, а также при планировании и проведении внеклассной работы в педагогическом колледже.
Саморегуляция личности связана с таким качеством, как самообладание и проявляется в выдержке, самоконтроле, которое должно быть адекватно в соответствии с различными условиями. Саморегуляция содержит и самонаблюдение, самопонимание, оценочное отношение к себе и окружающим, ценностные ориентации личности, также экологическую осознанность, экологическую действительность и экологическую ответственность.
Экологическая сознательность проявляется не в импульсивной деятельности, а в обоснованной сознанием. Субъектом воспитательного процесса становится человек, способный осознанно выбирать и задавать объекту определенное поведение. Такую личность отличает логичность суждений, соотнесение усвоенных знаний с действительным отношением к себе и окружающим.
Действенность связана с практической включенностью личности в различных аспектах своей жизни. Это качество проявляется с активностью будущего педагога в применении экологических знаний, умений и навыков в области своей педагогической деятельности.
Экологическая ответственность проявляется в способности личности оценить соответствие результатов своей деятельности поставленным целям; принятых коллективным или общественным нормам, в ходе чего развивается чувство сопричастности к общему делу.
Можно предположить, что эффективность формирования экологической культуры будущего педагога определяется единством самореализации, осознанности, действенности и ответственности. Избранные педагогом приемы и методы педагогического взаимодействия должны быть системны, гармоничны, согласованы, созвучны между собой; должны соответствовать личности обучающихся и особенностям коллектива, а также творческой индивидуальности самого педагога. [1,с.221]
Овладение педагогической профессией требует не только усвоения определенного объема знаний и навыков, оно предполагает определенный жизненный настрой, предъявляет высокие требования как к личностным качествам так к его физическому и психическому здоровью[4, 79].
Изначальный уровень экологической культуры студентов педагогического Вуза, структуру готовности педагога к экологическому воспитанию, а также основываясь на рассмотренные характеристики экологически воспи-
танной личности, можно определить основные требования к профессиональному портрету будущего педагога, обладающего экологической культурой.
Библиографический список
1.Ланцова Т.И. Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI международной научно- практической конференции./ Прага, Чешская республика.- 27 февраля 2015 года- с.221-223
2. Мачулина М.А.Методика анализа текста культурологической направленности ( на материале регионального компонента Ставропольского края) /автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук .Рязань-2004- с.23
3.Ситак Л.А.Формирование экологической культуры студентов во внеклассной работе: монография.- Пятигорск: ПГЛУ,2011.-172с.
4. Ярлыкова О.В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. // Профессиональная ориентация, №1, 2015, с. 76-79.