Стригуненко Юлия Владимировна
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Роль правоохранительных органов в противодействии экстремизму
Аннотация
В данной научной статье приводится социологический и нормативно-правовой анализ проблемы экстремизма в современном российском обществе. Автор раскрывает роль правоохранительных органов в противодействии экстремизму, акцентируя внимание на наиболее коллизионные вопросы теории и практики.
Annotation
Analysis of a problem of extremism in a modern Russian society. The author opens a role of law enforcement bodies in counteraction to extremism, bringing to a focus to the most conflict questions of the theory and practice.
Ключевые слова: экстремизм, правоохранительные органы, координации действий отдельных служб и подразделений МВД России, религиозный экстремизм.
Keywords: extremism, law enforcement bodies, coordination of actions of separate services and divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, religious extremism.
собенностями современного эк-
Остремизма являются: рост масштабности, способствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни; усиление жестокости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование новейших технических достижений, средств массового поражения (компоненты химического, бактериологического оружия, похищения радиоактивных материалов; стремление добиться общественного резонанса, устрашения населения). Расширяется информационная, тактико-стратегическая, финансовая, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ и групп в отдельных стра-
нах и международном масштабе. Кроме того, с учетом роста внешней миграции к экстремизму могут быть причастны представители иностранных государств.
Целенаправленное и систематическое улучшение координации действий отдельных служб и подразделений МВД России и других государственных организаций и правоохранительных органов является одной из наиболее важных предпосылок для дальнейшего повышения эффективности противодействия экстремизму и другим противоправным деяниям.
Эти требования выступают на первый план в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316, которым на органы внутренних дел возложена функция головного координатора всей деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и
раскрытию преступлений экстремистской направленности [9]. Процесс реализации этих требований становится более сложным и трудоемким, в том числе в связи с резким ростом в нашей стране числа преступлений этой категории. В последнее время количество выявленных преступлений экстремистской направленности возросло. Эта тенденция вызывает обоснованную тревогу. Поэтому уделять повышенное внимание проблемам организации и осуществления координации необходимо не только органам внутренних дел, но и на самом высоком уровне, причем во избежание споров и конфликтов следует точно и однозначно определить ответственность, права и обязанности полиции.
При осуществлении координации большое значение имеют знания, полученные на практике, которыми необходимо периодически обмениваться. До 2008 г. функция выявления рассматриваемой категории преступлений и их расследования возлагалась на подразделения ФСБ России, с которыми органам внутренних дел в настоящее время необходимо налаживать тесное взаимодействие. На это следует обратить внимание в связи с изданием приказа МВД России № 940-2008 г., в котором сформулированы главные задачи органов внутренних дел по противодействию экстремизму, а также основные функции и полномочия органов и подразделений МВД России, особенно руководящего аппарата Министерства и научных подразделений, разрабатывающих методические рекомендации по координации действий милиции и других правоохранительных органов и специальных служб в таком противодействии.
Следует констатировать резкий рост в Российской Федерации преступности экстремистской направленности. Понятие "экстремизм", или "феномен экстремизма", было закреплено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", причем в первую очередь необходимо было определиться с различным смысловым пониманием этого противоправного деяния. Понятие "экстремизм" в различных странах понимается по-разному. Например, стандартное толкование гласит: "Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)" [9]. На самом деле, как отмечает профессор А.В. Коро-виков, "эта фраза определением не является, поскольку просто заменяет слово "экстремистский" словом "крайний", не указывая, где же можно у взглядов найти край и как его опознать" [12, 7].
На сегодняшний день нет общепризнанного определения экстремизма, а понятие, данное в
законодательстве Российской Федерации, справедливо подвергается критике как не раскрывающее всей его сути, отождествляющее экстремизм с экстремистской деятельностью и, что самое пагубное, с терроризмом и террористической деятельностью. Часто можно услышать и такое утверждение: терроризм - это крайняя форма экстремизма. Однако зачем такое утверждение, не совсем понятно? Ведь и у экстремистов, и у террористов различен объект посягательства, следовательно, это два самостоятельных вида преступной деятельности, наконец, и цели у лиц, совершающих эти преступления, и способы достижения целей различны.
Под экстремизмом, на наш взгляд, надо понимать устные, графические, физические или иные действия с видимыми элементами нетерпимости, особенно расовой, национальной, религиозной или иной, которая направлена против демократических принципов общегосударственного устройства, жизни, здоровья, имущества или общественного порядка.
К особой форме экстремизма мы относим действия различных движений, которые своим поведением препятствуют работе объектов жизнеобеспечения, деятельности государственных органов, или угрожают безопасности, или ограничивают непрерывность движения авто-, железнодорожного, морского или воздушного транспорта.
Хотя основным гарантом координационных отношений выступает Департамент по противодействию экстремизму МВД России, к разоблачению, документированию противоправной деятельности должны привлекаться все службы и подразделения органов внутренних дел различного уровня. Так, в ГУВД по Воронежской области накоплен опыт организации такой деятельности: в районных отделах внутренних дел созданы группы из представителей инспекции по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных и уголовного розыска, а вопросы координации и взаимодействия с религиозными организациями, представителями землячеств отнесены к их прямым функциональным обязанностям [10]. Важными задачами указанного Департамента, его полномочных представителей являются документирование противоправной деятельности, а также обобщение и анализ результатов действий органов внутренних дел, в отдельных случаях - разработка прогноза развития экстремизма и подготовка предложений по его ликвидации или ограничению. К другим задачам Департамента относится, прежде всего, ведение учета преступлений, совершаемых экстремистами; лиц, подозреваемых в проведении экстремистс-
73
ких действий, а также групп экстремистов. Централизованная регистрация должна производиться с использованием новых информационных технологий, вычислительной техники, стоящей на вооружении МВД России.
Важными задачами в сфере противодействия экстремизму являются получение, сосредоточение, регистрация и оценка информации, относящейся к проявлениям экстремизма, и принятие мер по их пресечению. Эти задачи должна выполнять криминальная служба органов внутренних дел.
Основными факторами в противодействии экстремизму, играющими весьма существенную роль в процессе осуществления координационных действий, являются раскрытие преступлений и проведение предупредительных мероприятий, как общего, так и индивидуального характера [8]. Предпосылкой успешной деятельности органов внутренних дел в этой области может и должно служить сотрудничество милиции с представителями неправительственных организаций, диаспорами, объединенными по этническому, расовому или территориальным признакам, особенно в случаях получения необходимой информации об экстремистах и преступлениях экстремистской направленности.
В процессе выполнения возложенных на МВД России задач, направленных на защиту личности, общества от криминального экстремизма, осуществляется сотрудничество всех органов и подразделений Министерства, при этом основное внимание уделяется целенаправленному получению информации, ее оценке и реализации основных мероприятий по противодействию экстремизму. Кроме того, сотрудничество осуществляется со средствами массовой информации, прокуратурой, органами безопасности и полицейскими службами других стран [13]. По нашему мнению, реальная оценка координационных отношений в процессе противодействия экстремизму обусловлена, прежде всего, их качеством на среднем уровне руководства, т.е. в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Это справедливо.
При решении координационных задач не следует забывать о значении национальных диаспор, землячеств, занимающихся этой же проблематикой. Цель деятельности этих организаций -создание пространства для людей иных национальностей, проживающих на территории Российского государства, которые хотят осуществить свои программы и концепции, исходящие из предпосылок, что единственная ценность для человека - это реализация своих познаний через терпимость и самоуважение.
Переход Российской Федерации к рыночным отношениям и демократической системе, как и в любой стране, осуществляется не без противоречий и конфликтов. Деятельность ряда партий, организаций, групп, граждан далеко не всегда осуществляется в рамках закона. В своих программных документах и практических действиях они предусматривают использование нелегитимного насилия для достижения своих целей, проповедуют национальную, религиозную нетерпимость и вражду. Для экстремизма характерно отсутствие компромиссов, стремление любой ценой достичь поставленных целей. Особо опасны такие проявления экстремизма как терроризм, захват заложников, попытки насильственного изменения государственного строя, возбуждение национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды. Действия экстремистов и террористов в России приобретают все более организованный характер. Интересы укрепления стабильности конституционного строя и государства, обеспечения гражданского мира и национального согласия, обеспечения территориальной целостности, развития демократической политической системы требуют более пристального внимания к проблеме противодействия экстремизму во всех во всех формах, особенно он опасен использованием терроризма [17] .
Анализ проводимых мероприятий в Российской Федерации в течение последних десяти лет позволяет сделать вывод о том, что в стране складывается государственная политика активного противодействия экстремизму во всех формах. Не без противоречий она принимает все более комплексный характер. Все активнее использует идеологические, социальноэкономические, правовые и административные методы противодействия экстремизму. Эти меры направляются, с одной стороны, на устранение общих причин и условий, способствующих распространению экстремизма, с другой стороны - на последовательное административно-правовое и судебное противодействие экстремистским действиям конкретных лиц, групп и организаций.
Важнейшей частью комплекса мер по противодействию экстремизму во всех формах является создание, развитие и реализация нормативно-правовой базы. Данная система законов, межведомственных и внутриведомственных нормативных документов призвана четко определить средства, методы, цели деятельности всех субъектов антиэкстремистс-кой деятельности.
Особое место и роль среди нормативноправовых регуляторов в системе противодействия экстремизму, как фактору дестабилизации общественного порядка и общественной безопасности принадлежит Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ). Указанный Закон (как и Федеральные законы от 6 марта 2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"), раскрывает новый подход и новую систему мер воздействия на это общественно опасное явление. Если раньше речь велась о борьбе с терроризмом и экстремизмом в целом, т.е. силовом пресечении данного явления, то теперь речь идет о противодействии, т.е. воздействии на экстремизм не только силовыми, но и политическими, социальными, культурными, пропагандистскими и другими методами и способами. Федеральный закон № 114-ФЗ является основополагающим нормативным правовым актом в системе противодействии экстремизму. Он создает необходимые правовые и организационные предпосылки для преодоления этого опасного общественно-политического явления. В Законе раскрыто содержание всего спектра экстремистских деяний, раскрыта "логика" противодействия экстремизму в современных условиях. Издание Федерального закона № 114-ФЗ повлекло за собой ряд изменений и дополнений в редакции уже действующих законов, которые также прямо или косвенно имеют отношение к противодействию экстремизму. В связи с введением в действие Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в Федеральном законе "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ был нормативно определен статус общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Также уточнен механизм приостановления деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации (запрете). В качестве оснований ликвидации объединения или запрета его деятельности называется экстремистская деятельность, повлекшая за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина,причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной
безопасности, собственности, законным интересам физических и юридических лиц, общества и государства.
Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года запрещает распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. Наличие такого правонарушения влечет за собой прекращение деятельности конкретного средства массовой информации по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществляющего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора. Однако в данном Законе есть существенный пробел. В соответствии со статьей 12 указанного Закона периодические печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров освобождаются от регистрации. Не указывая выходных данных, или указывая вымышленные данные, производители имеют реальную возможность избежать ответственности за распространение экстремистских материалов. В то же время, деятельность СМИ, допускающих нарушения, может быть прекращена или приостановлена только учредителем либо судом в порядке гражданского судопроизводства, а изъятие и уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в законную силу решению суда. Тем самым исключается возможность оперативного реагирования на распространение информации, разжигающей расовую, национальную и религиозную вражду. Важнейшей составляющей антиэкстремистского законодательства Российской Федерации является Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 1997 года. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в ряд статей были внесены изменения, касающиеся противодействия экстремизму.
Таким образом, существующее российское законодательство, и в частности - Федеральный закон № 114-ФЗ, закрепляют основные положения государственной политики противодействия экстремизму, определяют основные направления ее осуществления, последовательность действий правоохранительных органов по профилактике и пресечению экстремистской де-
75
ятельности.
В то же время анализ правовых основ противодействия экстремизму в России приводит к выводу о наличии в нем ряда недостатков, снижающих эффективность действий правоохранительных органов. Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает проблема изменения модальности, то есть направленности Федерального закона № 114-ФЗ. Нынешний Закон представляет собой документ, который нацелен на борьбу с экстремизмом, на пресечение его конкретных проявлений в различных формах. Фактически он нацеливает государственные органы и органы местного самоуправления действовать, реагировать на уже свершившиеся или подготавливаемые экстремистские действия. Мы полагаем, что данный закон должен быть законом о стратегии противодействия экстремизму во всех формах. Он должен более органично вписываться в концепцию обеспечения национальной безопасности. В действующем Законе задача органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления изложена в следующем виде: "В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности" (ст. 5). То есть в соответствии с таким пониманием главное место в профилактике экстремизма занимают меры воспитательные и пропагандистские. Меры же социально-экономические, политические, культурные и т.д. в лучшем случае подразумеваются. В тексте Федерального закона № 114-ФЗ не говорится о прямой обязанности Генеральной прокуратуры выносить представления органам государственной власти всех уровней о наличии условий, порождающих и стимулирующих экстремизм в конкретных субъектах Российской Федерации, о необходимости принятия безотлагательных мер по устранению данных условий. О необходимости изменения модальности действующего закона говорит и порядок перечисления правонарушений экстремистской направленности. В законе № 114-ФЗ на первое место в качестве правонарушений вынесены преступления против основ конституционного строя, против государства. Преступления же, направленные на нарушение прав и свобод личности, обще-
ственного порядка и безопасности, фактически находятся на втором плане. Экстремизм посягает, прежде всего, на интересы и безопасность личности, общества.
Государство же призвано обеспечивать их безопасность, гарантировать права и свободы граждан, безопасность общества. Статья 18 Конституции РФ гласит: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Действующая редакция Федерального закона № 114-ФЗ смещает акценты на безопасность государства, его органов. Но на практике это приводит к противоправной деятельности экстремистских структур, направленной против интересов личности и общества. Фактически ряд должностных лиц, в том числе и в правоохранительных органах, основное внимание уделяют профилактике и пресечению преступлений, направленных против государства.
Данная практика ведет к тому, что в стороне остается "ранняя стадия" формирования экстремизма, то есть на уровне отдельных граждан, в общественных местах и т. п., экстремизм далеко не всегда оценивается как общественно-опасное явление. Следовательно, в таких формах, на таких уровнях ему якобы не следует уделять пристального внимания, ибо закон на первое место ставит правонарушения, направленные против основ конституционного строя и государства. Изменение модальности действующего Закона должно сопровождаться и пересмотром системы субъектов противодействия экстремистской деятельности, в котором отсутствует важнейший субъект, а именно гражданское общество.
Признание гражданского общества в качестве субъекта противоэкстремистской деятельности имеет принципиальное значение для всей системы борьбы с экстремизмом. Не меньшее значение оно имеет и для органов внутренних дел, "призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств". Гражданское общество и правовое государство есть две части своеобразного "пресса", способного эффективно сжать "поле" деятельности экстремистов, предельно ограничить их вред для личности, общества и государства. Выдающийся русский правовед Б. А. Кистяковский отмечал: "Благодаря народ-
ному представительству и правам человека и гражданина, гарантирующим политическую самодеятельность как отдельных лиц, так и общественных групп, вся организация правового государства имеет общественный или народный характер. Правильное и нормальное выполнение государственных функций в правовом государстве зависит от самодеятельности общества и народных масс. Без активного отношения к правовому порядку и к государственным интересам, исходящего из недр самого народа, правовое государство немыслимо". В новой редакции Закона должны быть более правильно и четко отражены роли граждан, гражданского общества и государства в противодействии экстремизму, выдвинуты стратегические направления, цели данного противодействия, определен механизм взаимодействия субъектов противоэкстремистской деятельности.
В ряде стран законодательство принимает особые меры к экстремистским организациям. В ФРГ действует закон о политических партиях, в котором содержится не только запрет на деятельность партий антиконституционной направленности (вопрос об этом решает Федеральный конституционный суд), но и особо жесткие меры преследования за создание организаций, продолжающих антиконституционную деятельность партий под другим названием, но с теми же программными идеями. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", действия, направленные на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальности, расовой принадлежности были исключены из состава рассматриваемого вида преступлений. Принципиальное значение, по нашему мнению, имеет оценка степени общественной опасности, исходящей от ряда экстремистских действий. Федеральный закон № 114-ФЗ в качестве составной части экстремизма называет "осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы".
Но ст. 212 УК РФ "Массовые беспорядки", ст. 213 "Хулиганство", ст. 214 "Вандализм" не содержат никакого упоминания о квалифицирующем признаке, каким являются "мотивы идеологической, политической, расовой, националь-
ной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы". Тем самым законодатель считает, что массовые беспорядки, хулиганство и вандализм, совершаемые по указанным мотивам, не представляют собой опасности для личности, общества и государства. Они как бы входят в общий ряд "обычных" массовых беспорядков, хулиганства и вандализма, что на практике оборачивается рядом негативных последствий.
Анализ функций, возложенным российским законодательством на субъектов системы противодействия экстремизму, их практической деятельности по выполнению положений Федерального закона № 114-ФЗ, также показывает недостаточную скоординированность действий органов государственной власти. Функцией координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью обладает прокуратура Российской Федерации в соответствии со ст. 8 ч. 1 Закона "О прокуратуре Российской Федерации". Но выполнение данной функции далеко от требований Конституции РФ, законодательства страны. О недостаточной роли прокуратуры говорил и В. Устинов: "...Государственная система противодействия экстремизму функционирует не столь эффективно, как того требуют современные реалии. Недостаточно скоординированы действия органов государственной власти. В серьезном совершенствовании нуждается система обмена информацией между различными ведомствами.". Между тем Указ Президента РФ "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" от 18 апреля 1996 г. № 567 определяет формы такой координации прокуратурой РФ, следовательно, законодательство Российской Федерации четко определяет координирующую роль Генеральной прокуратуры в противодействии экстремизму, следовательно, проблема заключается в последовательной реализации законов и иных законодательных актов. Проведенный анализ функций, налагаемых российским законодательством на субъектов системы противодействия экстремизму, показывает, что имеет место дублирование. Оно не позволяет разрабатывать и последовательно осуществлять единую общественно-государственную стратегию противодействия экстремизму, реализовывать программу скоординированных действий органов государственной власти всех уровней, гражданского общества, его частей. Требует более четкого правового определения и работа по внесению правоохранительными
77
органами в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций, а также в общественные объединения обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих возникновению и реализации угроз безопасности РФ.
Таким образом, в дальнейшем совершенствовании нуждается ряд законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений экстремистской направленности. К числу важнейших проблем в этой сфере, как уже было отмечено, относятся: - изменение модальности, т. е. направленности Федерального закона № 114-ФЗ; - пересмотр системы субъектов противодействия экстремизму; - разработка положений, способствующих последовательному применению правовой ответственности за совершение деяний, отнесенных к экстремизму; - проблема правильной оценки степени общественной опасности, исходящей от ряда экстремистских действий; -субъектов системы противодействия экстремизму с целью повышения скоординированности их действий, устранения дублирования; -более четкое правовое определение работы по внесению правоохранительными органами представлений в те или иные структуры об устранении причин и условий, способствующих возникновению и развитию экстремизма [14].
Но наряду с активными действиями органов внутренних дел по установлению координационных отношений с указанными организациями в интересах решения проблем, связанных с противодействием экстремизму (контроль за проявлениями экстремизма и снижение числа опасностей, связанных с ксенофобией), для успешного налаживания этих отношений важна инициатива и самих руководителей таких организаций.
Необходимо также изучать и использовать опыт специалистов различных организаций и институтов по подготовке руководящих кадров для органов внутренних дел, в том числе по такому направлению деятельности, как противодействие экстремизму [16]. Содержание этой подготовки должно включать не только профессиональную ориентацию, но и воздействие на существующие представления, мнения и ожидания будущих руководителей МВД, ГУВД, УВД и горрайлинор-ганов в рамках их обучения в Академии управления МВД России.
Проблема противодействия таким проявлениям затрагивает интересы всех стран, поскольку неотъемлемым элементом доктрин большинства экстремистских организаций является принцип
тотальной войны с целью реализации своих идей, войны без границ и правил.
В связи с организованными проявлениями религиозного экстремизма существенно возрастает роль сотрудничества законодательных, правоохранительных и судебных органов по обеспечению противодействия ему как на государственном, так и международном уровне.
1. Конституция Российской Федерации. - М. Российская газета № 237 от 25.12.1993 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации - "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996 г. № 25, ст. 2954, "Российская газета", № 113 от 18.06.1996, № 114 от
19.06.1996, № 115 от 20.06.1996, № 118 от
25.06.1996.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М. "Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002 г., № 1.
4. ст. 1. 4. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) (принят ГД ФС РФ 14.04.1995), "Российская газета", № 100 от 25.05.1995 г.
5. Федеральный закон от 06.03.2006 г.
№ 35-Ф3 (ред. от 27.07.2006 г.)
"О противодействии терроризму" (принят ГД ФС РФ 26.02.2006) "Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, № 11, ст. 1146.
6. Федеральный Конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ. "Парламентская газета", № 99 от 01.06.2001 г.
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (ред. от 27.07.2006) "Российская газета", № 138-139 от 30.07.2002 г.
8. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарное знание. - 2001. № 6. 9. Вахромеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России // Социально гуманитарные знания - 2010 г.- №
1.
9. Демин Г. И. Социальные противоречия и конфликты, создающие особые условия. Участие органов внутренних дел в их предупреждении и пресечении. М. Академия управления, 2007.
10. Киреев М.П. В поисках стратегии управления кризисными ситуациями Сборник научных статей; М.: Академия управления МВД
России, 2010.
11. Колобов О.А. Терроризм и контртерроризм в современном мире: Аналитические материалы, документы, глоссарий: Научносправочное издание. Экслит, 2003.
12. Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 2009.
13. Межнациональные и межконфессионные конфликты: пути и средства их предупреждения и пресечения: Материалы VIII научно-практической конференции /Академия управления МВД России и Институт социологии РАН. М.,
2006.
14. О реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316: Приказ МВД России № 795. 2008.
15. Сельцовский П.А. Разновидности и формы терроризма в современных условиях. // Социально-гуманитарное знание. № 4. 2003.
16. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. Мн.: Харвест, 2004.
17. Хоффман Брюс. Терроризм. Взгляд изнутри. М: УльтраКультура, 2003.
79