Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации требуют критического осмысления опыта правоохранительных органов, накопленного за почти 10 лет, прошедших с момента принятия Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и формирования на этой основе комплекса антиэкстремистских мер.
Анализ оперативной обстановки в стране не располагает к благодушию. По данным ГИАЦ МВД России, в 2007 г. было совершено 395 преступлений экстремистской направленности, в 2008 г. - 460, в 2009 г. - 548, а в 2010 г. - 680 преступлений. Первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман на совещании в Совете Федерации 16 декабря 2010 г. подтвердил опасную тенденцию ежегодного прироста количества преступлений экстремистского характера в среднем на 20 %. Представитель Генпрокуратуры отметил, что в России нет региона, где бы не было экстремистской организации. Если даже в Ненецком АО с 41 000 человек населения есть экстремистские группы, значит, ситуация, действительно, тревожная [1].
Возникает естественный вопрос: почему меры по противодействию экстремизму, предпринимаемые государством и обществом, не дают ожидаемых результатов? Где «слабое звено» в реализуемой системе антиэкстремистских мер:
- в нечетком определении объекта воздействия;
- в несовершенстве правового обеспечения антиэкстремистской деятельности;
- в недостаточном уровне теоретической и практической подготовки субъектов, реализующих антиэкстремистскую политику, и отсутствии конструктивного взаимодействия между ними;
- в отсутствии должной поддержки антиэкстремистской деятельности органов власти со стороны общественных организаций и граждан?
Экстремизм, как известно, представляет собой крайнее проявление взглядов и действий, направленных на радикальное изменение существующей политической системы насильственными, противоправными методами. Причем степень подверженности общества экстремизму наиболее высока в «странах переходного периода», вынужденных, подобно России, в короткие сроки практически заново выстраивать собственную политическую и экономическую систему в условиях противодействия различных деструктивных явлений [2, с. 31].
Многие исследователи проблемы экстремизма отмечают, что наиболее благодатной почвой для потенциальных и реальных экстремистских угроз в настоящее время является молодежная среда, где громкие преступления молодых экстремистов вызвали широкий общественный резонанс [3, с. 56-59]. Данное мнение убедительно подтверждает статистика МВД России. Так, согласно опубликованной информации со ссылкой на Министра внутренних дел РФ, на учете в органах внутренних дел состоят более 300 неформальных молодежных объединений общей численностью до 11 тыс. человек, из которых 150 групп, «склонных к агрессивным действиям». По оценкам МВД - ФСБ, более 90 % членов экстремистских организаций, в том числе запрещенных национал-большевистской партии, национал-социалистического сообщества, группировок скинхедов, националистов, бандформирований на Северном Кавказе - это молодые люди в возрасте до 30 лет. Они же составляют 80 % от всех совершавших преступления экстремистской направленности [4], в т.ч. все убийства по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти. При этом более половины из них - несовершеннолетние.
Ю.А. Зубок и В.И. Чупров справедливо отмечают, что природа молодежного экстремизма определяется социально-групповыми особенностями сознания молодежи, а формы проявления связаны со спецификой ее социального поведения [5]. Это вовсе не означает, что корень зла надо видеть в молодежи. Как самостоятельная социальная группа она является частью общества и по-своему отражает своеобразие каждого этапа его развития. Поэтому для успешного противодействия молодежному экстремизму следует, прежде всего, четко различать его причины, коренящиеся в несовершенстве самого общества и в недостатках государственной молодежной политики, а также формы его проявления, имеющие социально-групповую специфику.
Молодежный экстремизм возникает не на голом месте, а является следствием объективно сложившихся условий, к числу которых, по нашему мнению, необходимо отнести следующие:
- государством и обществом после крушения советской идеологической парадигмы не выработана внятная стратегии развития и воспитания молодежи;
- различные политические силы и криминальная среда пытаются манипулировать сознанием молодежи, используя ее, вплоть до прямых столкновений с правоохранительными органами;
- молодым людям через сомнительные телевизионные проекты и Интернет преподносится культ насилия, аморальности и вседозволенности;
- роль семьи, старшего поколения и религиозных институтов в трансляции молодому поколению правовых и нравственных ограничений и запретов существенно ослаблена;
- во взаимоотношениях между молодежью и правоохранительными структурами, ответственными за антиэкстремистскую деятельность, последними основной упор сделан на силовые методы подавления протеста в молодежной среде, способствующие дальнейшей радикализации молодежи;
- антиэкстремистские мероприятия зачастую проводятся формально, без нацеленности на конкретного объекта воздействия, без учета его возраста, образования, психологии, мотивов протестной деятельности.
Создавая собирательный образ объекта воздействия - современного молодого экстремиста, можно утверждать, что его возраст колеблется в диапазоне от 14 до 19 лет, пол преимущественно мужской, по роду занятий - старшеклассник либо выпускник, окончивший школу, но не поступивший в высшее учебное заведение (улично-подъездная молодежь), либо студент начальных курсов вуза. По характеру это личность с искаженной системой нравственных и правовых ценностей, уверенная в своей правоте, нуждающаяся в самоутверждении [6, р. 112]. Формирование подобных индивидов обычно происходит в социально неблагополучной среде [7, с. 74-87], но вопреки распространенному утверждению, экстремист - это не всегда люмпен, а скорее, молодой человек из семьи со средним достатком, не сумевший адаптироваться к условиям реальной жизни, с ее проблемами и деформированной системой ценностей, ищущий свое самовыражение в неформальном общении, объединяясь в экстремистские группы, где «насилие воспринимается как допустимый и даже наиболее предпочтительный способ достижения целей» [8].
Пробелами в нравственном и правовом сознании молодежи, как справедливо утверждает В. Добреньков, умело пользуются оппозиционные политические силы, провоцирующие протестные движения молодежи и доводящие их до экстремистского характера. Это социальная база так называемой оппозиции. Ведь, как показал опыт, наше общество не поддерживает все эти «марши несогласных», у радикальных неолиберальных сил никакой опоры в обществе нет. Поэтому они и рассматривают в качестве своего единственного ресурса молодежь, причем маргинальную, у которой не сформирована устойчивая система ценностей и низок уровень правосознания [9].
Многие исследователи указывают, что молодежный экстремизм в своем развитии представляет реальную террористическую угрозу, ибо «в отличие от старшего поколения, основная форма протеста которых - различного рода массовые акции, среди молодежи (как это показывает и западный, и российский опыт) широкое распространение может получить тактика террора как орудия политической борьбы» [10, с. 85].
Экстремизм за последние годы, по оценке Д.А. Медведева, превратился в системную угрозу существованию нашего общества [11], которой необходимо противопоставить системные меры противодействия. Эти меры, на наш взгляд, должны включать в себя как специальные технологии, реализуемые правоохранительными органами в целях выявления, пресечения и раскрытия противоправных экстремистских проявлений, так и гражданские технологии, направленные на предупреждение экстремизма и ликвидацию (минимизацию) его последствий.
В целях совершенствования правового обеспечения антиэкстремистской деятельности Президент России подписал Указ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», в котором указал направления эффективного взаимодействия органов внутренних дел с координационными совещаниями по обеспечению правопорядка в субъектах федерации, а также пути усиления взаимодействия территориальных органов, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации.
В число задач координационных совещаний введены обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка в субъектах федерации, прогнозирование тенденций в данной сфере деятельности. Такой мониторинг, осуществляемый социологическими структурами, органами государственной
власти, в том числе подразделениями МВД-ФСБ, должен позволить получать достоверную объективную информацию о состоянии правопорядка на территории страны и принимать своевременные, адекватные меры по профилактике и пресечению правонарушений экстремисткой направленности. Для противодействия экстремизму в системе МВД созданы подразделения «Э», скоординированы совместные действия в данной работе МВД, подразделений прокуратуры, ФСБ и ФСКН.
В 2009 г. Президентом России утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, согласно которой создание системы противодействия идеологии терроризма признано важнейшим направлением его профилактики, при этом одной из основополагающих задач является обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами [12].
Необходимость развития гражданских технологий отметил Р.Г. Нургалиев, который в своем выступлении на совещании у Президента России по вопросам противодействия экстремизму 23 мая 2011 г. призвал развернуть работу по формированию нетерпимости к идеологии экстремизма, которая должна реализовываться с привлечением всех государственных органов, средств массовой информации, бизнес-сообщества, науки, образования, семьи [13].
Как уже упоминалось, экстремизм - явление разновозрастное, охватывающее различные категории молодых людей. Следовательно, и меры по предупреждению экстремистских проявлений должных разрабатываться и применяться не в отношении всей молодежной среды в ее абстрактном представлении, а для каждого конкретного сегмента данной среды: школьники, студенты, улично-подъездная молодежь, спортивная молодежь, «фанаты» и др.
В общем комплексе антиэкстремистских технологий особое место, на наш взгляд, занимают технологии, предназначенные для защиты студенческой среды, основу которой составляют молодые люди, которые в недалеком будущем войдут в органы государственной власти и местного самоуправления, пополнят ряды вооруженных сил и правоохранительных органов, вольются в научную и творческую элиту, т.е. со временем возьмут на свои плечи основной груз борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Высшие учебные заведения в силу специфики своей деятельности обладают мощным потенциалом в формировании ценностных ориентиров студенчества, воспитании полноценной личности и профилактике негативных общественных явлений. В борьбе с экстремизмом этот потенциал должен быть использован в полной мере, при заинтересованной поддержке органов государственной власти и местного самоуправления, территориальных подразделений органов МВД, ФСБ и прокуратуры. Изложенная позиция в полной мере соответствует установке Д.А. Медведева, высказанной 23 мая 2011 г. на совещании по вопросам противодействия экстремизму - «профилактика экстремизма должна быть более активной прежде всего в высших учебных заведениях» [13].
Организационные формы реализации данной установки могут быть разнообразны. Например, можно создать на базе вузов общественные комиссии или общественные советы по противодействию экстремизму из числа ответственных за данную работу сотрудников, а также преподавателей, студентов, ветеранов. Стратегическое руководство этими комиссиями (советами) возложить на совет ректоров субъекта РФ или федерального округа, при котором в качестве рабочего органа сформировать группу консультантов из числа авторитетных преподавателей и научных работников, способных по уровню профессиональной подготовки вырабатывать качественные консультации и предложения представителям общественных комиссий, органов власти или правоохранительных органов по вопросам противодействия проявлениям идеологии и практики экстремизма.
Основные усилия общественных комиссий в соответствии с указанным выше выступлением Р.Г. Нургалиева должны быть сосредоточены на кардинальном повышении эффективности противодействия идеологии экстремизма, формировании и реализации комплекса мер по недопущению ее проникновения в сознание студентов. Конечная цель данной работы сформулирована Национальным антитеррористическим комитетом России - «изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических и экстремистских методов для разрешения
территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий»*.
Содержательными направлениями деятельности по повышению эффективности противодействия идеологии и практике экстремизма в студенческой среде, на наш взгляд, являются:
1) образовательное направление, под которым понимается формирование системы подготовки специалистов в области противодействия экстремизму;
2) организационное направление, включающее проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», конкурсов на лучшие произведения и материалы антиэкстремистского характера и т.д.;
3) информационно-аналитическое обеспечение противодействия экстремизму, результатом которого является выпуск монографий, учебно-методических пособий, научных статей, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, создание тематических видеофильмов и т.д.);
4) пропагандистское обеспечение, заключающееся в своевременном доведении до студенческой аудитории объективной информации о результатах противодействия экстремизму;
5) направление межнационального культурного общения, межконфессионального диалога.
Рассмотрим некоторые пути совершенствования антиэкстремистской работы на данных
направлениях.
1. Образовательное направление представляется одним из ведущих в развенчивании идеологии, пропагандируемой экстремистскими лидерами, выявлении, предупреждении и пресечении экстремистских практик. Казалось бы, здесь нет особых проблем, т.к. подавляющее большинство рядовых членов экстремистских групп и организаций не имеют четкого представления об идеологической основе экстремистских движений, а руководствуются заученными броскими лозунгами и призывами, внешней атрибутикой, чувством ложно понимаемого товарищества. Однако, чтобы переубедить пусть молодого, но уже сложившегося, экстремиста, одного поверхностного понимания проблемы недостаточно - нужны целенаправленно подготовленные специалисты, обладающие системными знаниями. Ибо не только рядовому полицейскому центра «Э», но и его старшим товарищам не всегда под силу разобраться в сущности экстремизма, его нравственных и правовых аспектах, провести аргументированную дискуссию, в ходе которой изменить устоявшиеся взгляды человека, привыкшего идти по пути решения сложных социально-политических проблем посредством насилия. Сотрудников правоохранительных структур, органов власти и управления, общественных организаций, участвующих в противодействии экстремизму, необходимо целенаправленно готовить по специальным программам. Причем эти программы не должны уходить в глубокую историю экстремизма или обсуждение общеизвестных истин типа «экстремизм - угроза человечеству», «молодежь против экстремизма», «борьба с экстремизмом - задача не только государства, но и общества» и т.д., поглощающих бюджетные средства без реального влияния на уровень экстремистской угрозы. Эти программы должны отражать вызовы сегодняшнего дня, базироваться на действующем законодательстве, учитывать российскую и мировую антиэкстремистскую практику, содержать эффективные методики компрометации экстремистских идейных установок и используемых практик. К сожалению, подобные программы профессиональной подготовки или переподготовки специалистов по противодействию экстремизму и терроризму сегодня в большинстве российских вузов отсутствуют. Хотя, по самым скромным оценкам, потребность в специалистах, предназначенных для реализации подобных гражданских технологий только в составе региональных и муниципальных антитеррористических комиссий, администраций и учреждений, оценивается по стране в десятки тысяч человек.
Исключение составляли Южный федеральный университет и Нижегородский государственный университет, в которых в рамках Федеральной целевой программы «Антитеррор», реализуемой по инициативе Национального антитеррористического комитета (НАК), с 2009 по 2012 гг. было организовано обучение по специальностям, соответственно, «Федеральный, региональный и локальный уровни управления антитеррористической деятельностью» (ЮФУ) и «Стратегия и методы антитеррористической деятельности современного государства» (НГУ). В декабре 2011 г. данная программа завершена. Десятки магистрантов получили дипломы и приступили к практической работе. Представляется целесообразным вернуться к инициативе НАК, обобщить и
систематизировать накопленный опыт и продолжить целевую подготовку специалистов по противодействию экстремизму и терроризму, обеспечив финансирование данной работы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, руководители которых заинтересованы в подобных специалистах.
2. В рамках организационного направления следует сохранять и развивать опыт, который накоплен в ведущих вузах России по проведению конференций, «круглых столов», научно-практических семинаров по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. А этот опыт впечатляет. По информации НАК, за полтора года в рамках проведения воспитательной работы с молодежью при активном участии антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации организовано проведение более 1,5 тыс. конференций, форумов, фестивалей, конкурсов и выставок, около 20 тыс. мероприятий по антитеррористической тематике. Однако возникает ряд естественных вопросов: 1500 конференций и 20 000 антитеррористических мероприятий - это много или мало? Какова практическая отдача от вложенных в данный процесс сил и средств, ибо заметного снижения уровня экстремизма в стране не произошло. Кто анализирует профессиональный уровень и результаты проведенных научных форумов? Кто планирует данную работу на перспективу? Кто координирует данную работу, чтобы «не множить сущности без необходимости»?
Представляется, органом, планирующим, организующим, координирующим и анализирующим научную работу антиэкстремистской направленности в студенческой среде, в масштабе субъекта должен быть совет ректоров данного субъекта, действующий в тесном контакте с антитеррористической комиссией субъекта. Рабочим органом совета ректоров может стать указанная выше консультативная группа, сформированная из научных работников, специализирующихся на антиэкстремистской проблематике. Эта группа могла бы выделять наиболее актуальные проблемы для научного осмысления, планировать конференции, форумы, «круглые столы», не допуская ненужного параллелизма в работе вузов, обеспечивать высокий уровень подготовки и обобщения материалов, способствовать качественному отражению результатов в научной печати и средствах массовой информации. Представители научного и образовательного сообщества могли бы взять на себя разработку комплекса мер по борьбе с распространением идеологии экстремизма, перспективных направлений профилактической работы, новых форм и методов информационного противодействия экстремизму.
Наиболее актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму специалисты совета ректоров могут рекомендовать к рассмотрению в рамках студенческих научных конференций вузов, а также к разработке в дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях.
3. В рамках совершенствования информационно-аналитического обеспечения противодействия экстремизму издано более 5 тыс. наименований книг (брошюр), сборников документов, монографий, исследований; снято около 1,5 тыс. документальных теле- и кинофильмов. Как используется этот уникальный потенциал? Учитывая, что все эти книги, брошюры, монографии выпускаются ограниченным тиражом, создается впечатление, что их читают лишь те, кто их писал. В целях популяризации разрабатываемых антиэкстремистских материалов в студенческой среде представляется целесообразным в каждом субъекте на базе одного из вузов создать объединенный банк данных по материалам противодействия экстремизму и терроризму, организовать силами преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов его аналитическое сопровождение, а также обеспечить электронный доступ к этому банку через Интернет. При банке можно организовать работу интернет-форума по проблемам противодействия экстремизму, при помощи которого вести мониторинг проблем, интересующих студентов, учет предложений и рекомендаций по совершенствованию антиэкстремистской деятельности.
4. Направления совершенствования пропагандистского обеспечения антиэкстремистской деятельности в студенческой среде должны включать:
- собственно пропагандистское обеспечение (своевременное доведение объективной информации о результатах деятельности в указанной сфере);
- контрпропагандистское обеспечение (адекватная и своевременная реакция на дезинформацию, выступления, высказывания прекративших свою преступную деятельность главарей бандформирований, распространение листовок и пропагандистской литературы);
- идеологическое обеспечение (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.).
На наш взгляд, целесообразно вспомнить советский опыт проведения комплексных общепрофилактических мероприятий, включающий выступления сотрудников МВД, ФСБ, Следственного комитета, прокуратуры; выставки изъятых документов и оружия; демонстрацию видеофильмов по реализованным материалам; беседы студентов с молодыми сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов и др. Помимо профилактического эффекта, подобные мероприятия полезны для студентов с точки зрения профориентации, а для сотрудников правоохранительных органов - с точки зрения отработки навыков по связи с общественностью, публичного общения, культуры речи, полемики и др.
5. Направления совершенствования контрпропагандистского обеспечения антиэкстремистской деятельности в сети Интернет представляются особо актуальными, ибо за последние 10 лет численность пользователей, посещающих «всемирную паутину» ежесуточно, в России увеличилась в пять раз, достигнув отметки в 46,5 млн человек. Сегодня Россия занимает девятое место в мире по проникновению Интернета [15, с. 1-3]. Причины востребованности Интернета экстремистами очевидны - легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов. На интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам-объектам атаки в результате терактов. Согласно опубликованной информации, число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает 7 тыс., в том числе более 150 русскоязычных, и оно постоянно растет.
Учитывая технические возможности большинства вузов и достаточно высокую подготовку студентов как пользователей сети Интернет, представляется целесообразным на базе одного из наиболее «продвинутых» университетов в субъекте федерации создать группу научных работников, преподавателей и подготовленных в информационных технологиях студентов, которые во взаимодействии с сотрудниками подразделений «К» и «Э» органов внутренних дел, УФСБ, прокуратуры и антитеррористической комиссии субъекта федерации смогли бы развернуть разъяснительную работу на форумах интернет-ресурсов, направленную на снижение степени поддержки идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи.
6. При поиске путей совершенствования антиэкстремистской деятельности необходимо шире использовать опыт подобной работы, накопленный в других регионах. В частности, заслуживает внимания опыт работников высшей школы из северной столицы, где при Санкт-Петербургском университете создан Центр по вопросам противодействия экстремизму, ставший дискуссионной площадкой для анализа процессов, способствующих радикализации отдельных социальных групп, выработки необходимых решений, проведения экспертиз на предмет содержания в электронных СМИ, печатной аудио- и видеопродукции признаков экстремизма, разжигания межнациональной ненависти, религиозной розни и вражды. Необходимость формирования подобных центров в каждом федеральном округе была озвучена на упомянутом выше совещании у Президента России по вопросам противодействия экстремизму 23 мая 2011 г. В частности, на Юге России задача создания подобного центра на базе одного из вузов содержится в п. «б» разд. 1 Протокола заседания № 6 Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации под председательством Министра внутренних дел РФ, прошедшего в г. Ростове-на-Дону 12 августа 2011 г.
Мы рассмотрели лишь некоторые мероприятия, призванные повысить уровень противодействия экстремизму в молодежной среде. Однако нельзя забывать, что резкая поляризация, расслоение российского общества, рост ксенофобии, неприязни, агрессивности могут свести на нет все усилия государственных управленческих структур. Лишь духовное выздоровление российского общества и преодоление системных социальных проблем, угрожающих национальной безопасности страны, могут дать позитивный результат в борьбе с экстремизмом. С учетом этого представляется целесообразным использовать в антиэкстремистской работе со студенческой молодежью
возможности спецкурса «Основы духовно-нравственной культуры» в контексте профилирующих направлений или отдельных специальностей.
Литература
1. Новиков К. Как побороть экстремизм // Российская газета. Об этом подумал Совет Федерации. 2010.25 ноября.
2. Ефанова Е. Молодежный экстремизм как форма политического протеста // ВЛАСТЬ. 2011. № 8.
3. Кубякин Е. К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи // ВЛАСТЬ. 2010. № 9.
4. http://samonkin.blog.ru/82357475/129757286 (дата обращения - 25.11.2011).
5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-05/zubok_chuprov.pdf (дата обращения - 10.01.2012).
6. The Annual on Terrorism. 1986.
7. Бабинцев В.П. и др. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления // Мир России. 2011. № 1.
8. Зорин В.Ю., Паин Э.А. По ту сторону свободы // Независимая газета. 2003. 12 февраля.
9. Добреньков В. Причина молодежного экстремизма в России - вакуум духовного воспитания // http://www.nakanune.ru/articles/13779 (дата обращения: 12.07.2011).
10. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. М., 1993.
11. Стенограмма выступления Президента РФ на расширенном заседании коллегии ФСБ //http://www/kremlin.ru/transcripts/10145 - официальный сайт Президента РФ.
12. Российская газета. 2009. 20 октября.
13. Официальный сайт Президента РФ. 23 мая 2011 года.
14. Интернет в России. 2010. Вып. 31.