Научная статья на тему 'Использование инновационных технологии в формировании антитеррористического и антиэкстремистского поведения: по итогам семинара'

Использование инновационных технологии в формировании антитеррористического и антиэкстремистского поведения: по итогам семинара Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / EXTREMISM / TERRORISM / COUNTERACTIONS / FORMATION OF BEHAVIOUR / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невирко Дмитрий Дмитриевич, Сергиенко Александр Сергеевич

Статья подготовлена по итогам семинара, проведенного 25 мая 2011 г. Сибирским юридическим институтом МВД России совместно с антитеррористической комиссией Красноярского края в рамках конгрессной части седьмого специализированного форума «Современные системы безопасности Антитеррор». Раскрыто основное содержание рекомендаций научного форума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Невирко Дмитрий Дмитриевич, Сергиенко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN FORMATION OF ANTITERRORIST AND ANTI-EXTREMIST BEHAVIOUR: ON THE RESULTS OF THE SEMINAR

The main results of the seminar held on May 25, 2011 by Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia in collaboration with the Antiterrorism Commission of the Krasnoyarsk Territory in the frame of the congressional part of the 7 th the specialized forum «Modern security systems Anti-terror»» are considered in the article. The main content of the recommendations of the scientific forum are presented.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологии в формировании антитеррористического и антиэкстремистского поведения: по итогам семинара»

УДК 316.62

Дмитрий Дмитриевич НЕВИРКО,

заместитель начальника Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) по научной работе, доктор социологических наук, профессор

Александр Сергеевич СЕРГИЕНКО,

старший научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат психологических наук

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО И АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПО ИТОГАМ СЕМИНАРА

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN FORMATION OF ANTITERRORIST AND ANTI - EXTREMIST BEHAVIOUR: ON THE RESULTS OF THE SEMINAR

Статья подготовлена по итогам семинара, проведенного 25 мая 2011 г. Сибирским юридическим институтом МВД России совместно с антитеррористической комиссией Красноярского края в рамках конгрессной части седьмого специализированного форума «Современные системы безопасности - Антитеррор». Раскрыто основное содержание рекомендаций научного форума.

The main results of the seminar held on May 25, 2011 by Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia in collaboration with the Antiterrorism Commission of the Krasnoyarsk Territory in the frame of the congressional part of the 7th the specialized forum «Modern security systems - Anti-terror» are considered in the article. The main content of the recommendations of the scientific forum are presented.

Ключевые слова: инновационные технологии, экстремизм, терроризм, меры противодействия, формирование поведения, социальная среда.

Keywords: innovative technologies, extremism, terrorism, counteractions, formation of behaviour, social environment.

Одной из первостепенных задач, стоящих перед современным обществом, является защита личности, государственности, общественного порядка и общественной безопасности. Россия, несмотря на позитивные демократические преобразования, оказалась в числе стран, столкнувшихся с наиболее жестокими угрозами

- терроризмом и экстремизмом. Волна страшных событий прокатилась по стране

- взрыв в московском метро, в аэропорту Домодедово, в Волгограде, этот ряд событий можно продолжать еще долго и все равно он будет не полным, потому

что большое количество локальных, менее трагичных инцидентов не получают огласки и остаются лишь в сводках ОВД.

23 мая 2011 г. на совещании с участием руководителей правоохранительных и силовых ведомств, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и ряда глав субъектов Федерации обсуждались меры по борьбе с экстремизмом. В частности, Президент РФ Д.Медведев отметил: «В прошлом году количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности выросло где-то на 20 процентов. Особую

тревогу вызывает рост экстремизма в молодежной среде, потому что это наиболее опасные проявления экстремизма и, к сожалению, это связано с нашим будущим... Крайне необходимо воспитывать новое поколение в духе уважения к ценностям и традициям нашего народа».

Результаты Интернет-опроса, проведенного специалистами СибЮИ МВД России, показали, что более 60% опрошенных считают проблему экстремизма достаточно актуальной для современной России. В то же время 50% считают, что для Красноярского края она не актуальна, а 7% уверены в том, что в нашем регионе такой проблемы нет вовсе. 70% опрошенных считают, что вероятность террористического акта на техногенно опасных объектах (КрАЗ, Красноярская ГЭС и др.) не исключена. 42,2% опрошенных испытывают опасение в связи с возможностью терактов, 37,6% предпочитают не думать о такой угрозе.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в общественном сознании в целом уже сформировалось отношение к терроризму как опасному общественному явлению. Вместе с тем нет понимания, что эти процессы в той или иной мере актуальны для г.Красноярска и Красноярского края. Если ситуацию не изменить сегодня, она усугубится завтра.

В рамках конгрессной части седьмого специализированного форума «Современные системы безопасности - Антитеррор» (25 мая 2011 г.) в МВДЦ «Сибирь» Сибирским юридическим институтом МВД России совместно с антитеррористической комиссией Красноярского края был организован и проведен семинар «Использование инновационных технологий в формировании антитеррористического и антиэкстремистского поведения».

В семинаре приняли участие представители Национального антитеррористического комитета (г. Москва), представители Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), представители аппаратов региональных антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации, сотрудники

администрации г. Красноярска, специалисты Сибирского юридического института МВД России, сотрудники администраций районов г. Красноярска, представители школ и гимназий г. Красноярска.

Семинар открыл доктор социологических наук, профессор Д.Д.Невирко. Он обратил внимание присутствующих на актуальность проблемы экстремизма и терроризма на территории Российской Федерации и на особую роль применения инновационных технологий в борьбе с этими негативными социальными явлениями.

В настоящее время, отметил докладчик, противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности России.

Системное решение любой сложной проблемы происходит путем выявления ее «ключевых» причин и оказываемого ею влияния. Поиск таких оснований сегодня фокусируется на факторе инноваций, который, традиционно определяется как «двигатель прогресса». Наибольшую актуальность в деле противодействия экстремизму и формирования толерантного поведения обретают средства массовой информации, Интернет, по-прежнему остается важным поиск новых органичных форм законодательного регулирования прав и свобод человека.

По мнению докладчика, основополагающим фактором, который следует учитывать при разработке инновационных подходов к профилактике экстремистского и террористического поведения, являются особенности процесса социализации личности.

Спектр факторов, приводящих к актуализации агрессивных форм поведения, очень широк - это могут быть не корректно истолкованные религиозные догмы,

революционные идеи, психиатрические идеи, борьба с реальной или мнимой несправедливостью. Во всех случаях предпосылками возникновения агрессивных форм поведения служат экстремистская идеология и социальная напряженность.

По ряду причин, обусловленных особенностями подросткового и юношеского возраста, вероятность экстремистского поведения молодежи очень высока, а значит, актуальна и необходимость выработки концепции противодействия формированию и распространению экстремистских форм поведения. Молодые люди, не имеющие большого жизненного опыта, четких морально-нравственных ориентиров, не всегда могут определить, где проходит грань между преступным и непреступным деянием. В связи с этим они легко могут стать объектом вовлечения в противоправную экстремистскую деятельность.

Противостоять радикализму отдельных социальных групп, который выходит за рамки правового поля, возможно только объединив усилия государственных и общественных институтов, ученых, сотрудников правоохранительных органов и населения.

Эта задача особенно сложна потому, что реализовывать ее мы должны на фоне множества неблагоприятных факторов, приводящих к риску экстремистского поведения подростков, например: экономико-социальное неблагополучие, общественные традиции, связанные с применением насилия, формирование СМИ в общественном сознании экстремистской идеологии, допустимость применения насилия в данной конкретной социальной группе, особенности семейной ситуации и взаимоотношений, различные личностные предпосылки и др.

Выступление начальника отдела Управления аппарата НАК Н.В.Шиловой было посвящено раскрытию роли Национального антитеррористического комитета в противодействии экстремизму и терроризму.

Национальный антитеррористический комитет является органом, обеспечивающим координацию деятельности федераль-

ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

НАК взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с общественными объединениями и организациями.

Основными задачами НАК являются:

а) подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотрен-

ных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Использованию новых информационных технологий в вопросах формирования антитеррористического и антиэкстремистского поведения были посвящены доклады А.А.Мельникова, преподавателя-методиста отдела технических средств обучения СибЮИ МВД России, и Е.Е.Шаро-ванского, сотрудника управления информатизации и связи администрации г. Красноярска.

А.А.Мельников уделил особое внимание Интернет-технологиям, рассматривая их как средство формирования антитеррористического и антиэкстремистского поведения. Докладчик отметил, что в современных условиях информационные ресурсы социальных сетей могут выступать мощным фактором формирования нравственности и толерантности населения, особенно молодежи. Однако в реальности - напротив, посредством социальных сетей распространяется информация, носящая националистические идеи, пропагандирующая агрессивные формы поведения и даже призывающая к совершению террористических актов и другой экстремистской деятельности.

А.А.Мельников назвал некоторые экстремистские сайты - «УКо^аЙе», «Кавказ-Центр», «Исламский Новостной Портал», «Исламское информационное издание Имарата Кавказ» и др.

Сведения о том, что в Интернете в свободном доступе находится информация экстремистского характера, были направлены в электронном виде в Генпрокуратуру России, МВД России, ФСБ России, Национальный антитеррористический комитет, однако сайты продолжают функционировать.

Е.Е.Шарованский проинформировал участников семинара о результатах работы круглого стола «Безопасный Интернет», проведенного в рамках общегородской ассамблеи «Красноярск - технологии будущего» 29 апреля 2011 г. Также докладчик познакомил собравшихся с общими принципами обеспечения информационной безопасности в Интернете.

Затронутые в докладах А.А.Мельникова и Е.Е.Шарованского проблемы вызвали большой интерес представителей Национального антитеррористического комитета (НАК), которые заверили участников семинара в том, что вопросам оперативного реагирования правоохранительных органов на сообщения граждан о сайтах экстремистского содержания будет уделено большое внимание, а механизм такого реагирования в дальнейшем оптимизирован.

Феномен мультикультурализма как основы антиэкстремистского мировоззрения был рассмотрен в докладе доцента кафедры философии СибЮИ МВД России кандидата философских наук Н.Н.Нагорного.

Термин «мультикультурализм» употребляется в трех различных контекстах: в политическом, относящемся к политике и политическим институтам; в эмпирическом, описывающем различные общества; в политической и социальной теории и философии. Мультикультурализм - это прежде всего идеология, ратующая за примат «культурного разнообразия» над культурной гомогенностью той или иной страны, когда идеалы нации-государства подвергаются сомнению, и соответствующая ей практика.

По мнению докладчика, идеи мульти-культурализма, постепенно усваиваются российским интеллектуальным сообществом. В России, как и в большинстве европейских стран, идеи мультикультурализма актуальны в первую очередь из-за большого количества мигрантов, проживающих в стране.

Анализируя мнения различных авторов и результаты социологических опросов, Н.Н.Нагорный приходит к выводу, что «сложно говорить о полной гармонии в отношениях между местным населением и мигрантами в Красноярском крае. Но какое-либо серьезное напряжение в этих отношениях отсутствует. Во многом это определяется менталитетом и традициями жителей Сибири, население которой издавна формировалось за счет приезжих, беженцев, ссыльных и т.п., а также имело многонациональный состав».

Социально-психологический аспект формирования антитеррористического и антиэкстремистского поведения был рассмотрен в выступлениях старшего научного сотрудника организационно-научного и редакционно-издательского отдела СибЮИ МВД России кандидата психологических наук А.С.Сергиенко и доцента кафедры уголовного права и криминологии СибЮИ МВД России кандидата юридических наук, доцента С.А.Ступиной.

А.С.Сергиенко отметил, что юридическое понимание категорий «экстремизм» и «терроризм» не отражает всей степени опасности, которая сокрыта за данными явлениями. Если обратиться к статистике, то доля преступлений экстремистского и террористического характера очень мала в общей массе преступлений. Статистика отражает лишь факты совершенных преступлений, но не деформацию системы ценностных ориентаций, субъективную трансформацию категории социальных норм молодых людей, подверженных экстремистской и террористической идеологии. Необходимо экстремизм и терроризм понимать шире, чем это предложено в нормативно-правовых актах, придавая данным феноменам, кроме юридического, еще и социально-психологическое звучание. Не менее важной задачей является выработка социальных и психолого-педагогических механизмов формирования антиэкстремистского (антитеррористического) поведения.

По мнению докладчика, удовлетворение потребностей, получение материальных и иных благ современный человек связывает с окружающим его обществом, что, в свою очередь, может выступать «рычагом» для формирования и закрепления социально одобряемых форм поведения. В самом общем виде эта модель выглядит следующим образом - чем больше субъект соответствует требованиям общества, тем к большим благам он получает доступ. В случае нарушения предъявляемых к нему требований субъект лишается пропорциональной части благ, получить которые вновь он может только через сле-

дование социально одобряемым формам поведения.

В процессе формирования личности продуктивные формы и сценарии поведения закрепляются, бесполезные не получают дальнейшего развития и исчезают.

Объединив основные признаки антиэкстремистского (антитеррористического) поведения, А.С.Сергиенко предложил понимать антиэкстремистское (антитеррористическое) поведение как совокупность поступков человека, основанную на конструктивных формах взаимодействия с окружающим миром, целями которого являются минимизация противоречий между внутриличностными установками и социальными требованиями, гармонизация общественно-политических, формально-юридических отношений при максимальном удовлетворении личностных потребностей.

В продолжение затронутой темы С.А.Ступина отметила, что с точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей в стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения и выбору конкретного ее варианта.1

Взаимосвязь социализации личности и формирования ненависти или вражды к той или иной социальной группе - основная проблема, успешное решение которой позволит эффективно противодействовать идеологии экстремизма и терроризма в России.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним

из важнейших (а иногда и наиболее важным) факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит в результате целенаправленного воспитания и социального научения.

В современном обществе очень мало внимания уделяется профилактике психологической деформации семьи. Данная проблема практически скрыта. Имеющиеся социальные программы обходят ее стороной. Однако именно это направление должно быть приоритетным и важным как в целом для оздоровления нашего общества, так и в частности при профилактике распространения молодежной экстремистской и террористической идеологии.

С.А.Ступина полагает важным разрабатывать программы исследования возможных деструктивных установок в процессе семейного воспитания с целью определения эффективных профилактических мероприятий.

По мнению докладчика, не менее актуальной является профилактика распространения молодежной экстремистской и террористической идеологии в образовательном процессе. Инновационный подход должен быть ориентирован на новые учебные образовательные программы, цель которых - формирование толерантного поведения учащихся. Встречи, дискуссии, диспуты с учащимися по вопросам профилактики ксенофобии, в которых должны принимать участие специалисты различных сфер познания.

Положительным является и влияние старших учащихся на младших. Например, эффективен, как показывает местная практика, двусторонний процесс, в ходе которого с учащимися старших классов, замеченными в различных мероприятиях экстремистской направленности, беседуют специалисты, разъясняя негативные последствия такого поведения. Далее таким учащимся для самостоятельного изучения выдаются различные материалы, объясняющие причины и последствия экстремистской и террористической деятельности.

Следующим этапом выступают уже самостоятельные беседы указанных учащихся старших классов с учащимися младших классов под контролем взрослых.

Кроме этого, эффективным, по мнению С.А.Ступиной, является создание в вузах добровольных интернациональных студенческих дружин для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.

Следует обратить внимание и на модель профилактической работы, ориентированную на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур.

В рамках данного направления эффективно создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведения открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.

Целесообразность такой профилактической меры предупреждения экстремизма, как развитие экстремальных видов спорта и организованное включение молодых людей в такие виды спорта, отмечается в новых Методических рекомендациях по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, разработанных Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России.2

В формировании антиэкстремистского (антитеррористического) поведения эффективными являются методы, охватывающие широкие слои населения и воздействующие на них постоянно в обыденных жизненных ситуациях. Основную роль в таком воздействии могут и должны оказать средства массовой информации (далее -СМИ), антиэкстремистская и антитеррористическая деятельность которых должны быть направлены на минимизацию воспроизводства социальной среды, в которой формируются террористические и экстремистские взгляды. Таким образом, государственные органы, занимающие главен-

ствующую роль в формировании толерантного поведения, должны плотно взаимодействовать со СМИ как основным источником получения информации населени-ем.3 Именно оптимизации использования СМИ в формировании антиэкстремистского (антитеррористического) поведения было посвящено выступление доцента кафедры уголовного права и криминологии СибЮИ МВД России кандидата юридических наук Е.А.Димитровой.

По мнению докладчика, оптимизация использования СМИ при формировании антитеррористического и антиэкстремистского поведения должна осуществляться по двум основным направлениям:

1) поиск в СМИ объектов, несущих в себе негативные сведения и их устранение;

2) создание и распространение объектов, несущих в себе позитивную информацию, направленную на формирование антитеррористического и антиэкстремистского поведения.

Негативная информация в СМИ - это: во-первых, информация о фактах экстремизма и терроризма, которая излагается в избытке;

во-вторых, информация, изложенная без учета психологии восприятия;

в-третьих, информация, пропагандирующая культ насилия, жестокости, нетерпимости к не таким как все.

Е.А.Димитрова считает целесообразным привлечение к ответственности лиц, создающих и демонстрирующих негативную информацию.

Докладчик отметил, что Россия имеет законы, подобные ряду зарубежных стран. Их отличие, прежде всего, заключается в том, что в других странах существует запрет на демонстрацию любых фактов нетерпимости, жестокости и т.п., в России запрещается пропаганда. Понятие «пропаганда» более узкое по сравнению с понятием «демонстрация». Такая формулировка в нормативных актах позволяет беспрепятственно размещать в СМИ сцены насилия, жестокости, ненависти, поскольку они носят исключительно информативный характер и доказать попытку до-

вести до потребителя убеждения не представляется возможным. Однако частые упоминания и формируют террористическое и экстремистское поведение, воздействуя на подсознание медленно, но верно. Необходимо внести изменения в соответствующие акты, указав на запрет не пропаганды, а размещения сцен насилия, жестокости, нетерпимости.

Таким образом, отметила Е.А.Димитрова, следует заключить, что в России существует основа для изъятия вредной информации из средств массовой информации.

Изъятие негативной информации из СМИ само по себе не способно сформировать антиэкстремистское и антитеррористическое поведение, поскольку образовавшийся информационный вакуум нужно незамедлительно заполнять позитивной информацией, закладывающей основы антитеррористического и антиэкстремистского поведения. По мнению докладчика, в последние годы произошел серьезный прорыв в данном направлении. Несомненно, негативной информации много, однако при должном внимании она будет весьма успешно вымещаться позитивной. Очень важным элементом в доведении этой информации до потребителя, прежде всего ребенка, молодого человека, являются такие институты социализации личности, как семья, образовательные учреждения, трудовые коллективы. Родителям необходимо строго следить за тем, какие мульт-и видео фильмы смотрят дети, какие журналы они читают, объясняя, как поступить в конкретной жизненной ситуации на примерах любимых героев.

Еще один важный аспект проблемы формирования антиэкстремистского (антитеррористического) поведения заключается в правовом регулировании проведения публичных мероприятий. Этой проблеме было посвящено выступление доцента кафедры административного права и управления в ОВД СибЮИ МВД России кандидата философских наук, доцента А.Ю.Иванова.

А.Ю.Иванов сформулировал несколько предложений, направленных на оптимизацию нормативной базы регулирования проведения публичных мероприятий. Докладчик отметил необходимость внесения ряда изменений в Федеральный закон №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Еще один аспект рассматриваемой проблемы - формирование антиэкстремистского поведения лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и проходящих постпенитенциарную адаптацию, был затронут докторантом факультета по подготовке научно-педагогических кадров СибЮИ МВД России кандидатом юридических наук, доцентом П.В.Тепляшиным.

В рамках исполнения уголовных наказаний и постпенитенциарного контроля можно выделить три этапа оказания кор-рекционно-предупредительного воздействия на лиц, совершивших преступления экстремистского характера:

- обращение с осужденными в период отбывания наказания в виде лишения свободы с первых дней поступления в исправительное учреждение;

- подготовка осужденных к освобождению из исправительного учреждения;

- постпенитенциарный контроль за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Докладчик проанализировал имеющуюся нормативно-правовую базу и предложил комплекс мер по оптимизации системы воспитательной работы с лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы и проходящими постпенитенциарную адаптацию.

В завершение семинара были приняты рекомендации, адресованные правоохранительным органам, средствам массовой информации, законодательным органам, Министерству регионального развития России, органам власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, образовательным учреждениям, общественным формированиям и религиозным организациям. Положения, содержащиеся в рекомендациях, направлены на:

- совершенствование нормативно-правовой базы - Федеральных законов «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;

- оптимизацию механизмов взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с общественными и религиозными организациями, правоохранительными органами;

- оптимизацию воспитательной работы в образовательных учреждениях;

- совершенствование контроля за информацией, размещаемой в Интернете и СМИ, и т.д.

Семинар показал глубину и сложность проблемы формирования антитеррористического и антиэкстремистского поведения, позволил наметить пути ее решения.

1 URL: http://psyznaiyka.net/socio-lichnost. html?id=14.

2 URL: http://youth.minstm.gov.ru/32/130.shtml.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Певцова Е.А. Экстремистские проявления в поведении молодежи в период правовых реформ и кризисных явлений в государстве: проблемы профилактики // Российская юстиция/ 2009. №7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.