Научная статья на тему 'Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников'

Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
174
12
Поделиться
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / YOUNGER SCHOOL AGE / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY / INFORMATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бичерова Елена Николаевна

Цель: изучение сущности и структуры творческого мышления младших школьников в аспекте взаимосвязи с познавательными интересами и познавательной активностью личности. Методы и методики: психодиагностические методы, позволяющие проанализировать показатели творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и критерии сформированности познавательных интересов: уровень познавательной активности, уровень самостоятельной деятельности, умение преодолевать трудности, собственно уровень познавательных интересов. Методы математической статистики, дающие возможность проверки статистической значимости полученных результатов. Результаты: по суммарному показателю у испытуемых был выявлен средний уровень творческого мышления. Анализ результатов диагностики познавательных интересов, показал, что у большинства учащихся наблюдается высокий уровень познавательной активности, у трети учащихся средний уровень. Низкий уровень познавательной активности у испытуемых выявлен не был. Обнаружена статистически достоверная связь между характеристиками творческого мышления и познавательными интересами младших школьников. Научная новизна: в статье впервые на основе использования психодиагностического метода исследована роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в психолого-педагогической практике при рассмотрении вопросов о развитии творческого потенциала личности младшего школьника в условиях учебной деятельности.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бичерова Елена Николаевна,

THE ROLE OF COGNITIVE INTEREST AND COGNITIVE ACTIVITY IN DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Objective: To study the nature and structure of the creative thinking of younger schoolboys in the aspect of the relationship with cognitive interests and cognitive activity of the individual. Methods and techniques: psychodiagnostic methods to analyze the performance of creative thinking: fluency, flexibility, originality, and criteria developed of formation of cognitive interests: the level of cognitive activity, the level of self-employment, the ability to overcome difficulties, the actual level of cognitive interests. Methods of mathematical statistics, making it possible to test the statistical significance of the results. Results: according to the total average figure of creative thinking has been identified in subjects. Analysis of cognitive interests of diagnostic results showed that the majority of students there is a high level of cognitive activity, a third of the students the average level. The low level of cognitive activity in subjects identified was not. A statistically significant association between the characteristics of creative thinking and cognitive interests of the younger students. Scientific novelty: for the first time in an article based on the use of psycho-diagnostic method, investigated the role of cognitive interest and cognitive activity in the development of creative thinking of younger schoolboys. Practical value: the main provisions and conclusions of the article can be used in psychological and educational practice in the consideration of the development of the creative potential of the younger schoolboy in the conditions of educational activity.

Текст научной работы на тему «Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников»

Бичерова Елена Николаевна

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ..

УДК 159.9.072.43

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2016

Бичерова Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей

и профессиональной психологии Брянский Государственный Университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск (Россия)

Аннотация. Цель: изучение сущности и структуры творческого мышления младших школьников в аспекте взаимосвязи с познавательными интересами и познавательной активностью личности. Методы и методики: психодиагностические методы, позволяющие проанализировать показатели творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и критерии сформированное™ познавательных интересов: уровень познавательной активности, уровень самостоятельной деятельности, умение преодолевать трудности, собственно уровень познавательных интересов. Методы математической статистики, дающие возможность проверки статистической значимости полученных результатов. Результаты: по суммарному показателю у испытуемых был выявлен средний уровень творческого мышления. Анализ результатов диагностики познавательных интересов, показал, что у большинства учащихся наблюдается высокий уровень познавательной активности, у трети учащихся - средний уровень. Низкий уровень познавательной активности у испытуемых выявлен не был. Обнаружена статистически достоверная связь между характеристиками творческого мышления и познавательными интересами младших школьников. Научная новизна: в статье впервые на основе использования психодиагностического метода исследована роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в психолого-педагогической практике при рассмотрении вопросов о развитии творческого потенциала личности младшего школьника в условиях учебной деятельности.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, творческое мышление, младший школьный возраст, учебная деятельность, познавательная деятельность, творческий потенциал личности.

THE ROLE OF COGNITIVE INTEREST AND COGNITIVE ACTIVITY IN DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF YOUNGER SCHOOLBOYS

© 2016

Bicherova Elena Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Professional Psychology Bryansk State University, Bryansk (Russia)

Abstract. Objective: To study the nature and structure of the creative thinking of younger schoolboys in the aspect of the relationship with cognitive interests and cognitive activity of the individual. Methods and techniques: psychodiagnostic methods to analyze the performance of creative thinking: fluency, flexibility, originality, and criteria developed of formation of cognitive interests: the level of cognitive activity, the level of self-employment, the ability to overcome difficulties, the actual level of cognitive interests. Methods of mathematical statistics, making it possible to test the statistical significance of the results. Results: according to the total average figure of creative thinking has been identified in subjects. Analysis of cognitive interests of diagnostic results showed that the majority of students there is a high level of cognitive activity, a third of the students - the average level. The low level of cognitive activity in subjects identified was not. A statistically significant association between the characteristics of creative thinking and cognitive interests of the younger students. Scientific novelty: for the first time in an article based on the use of psycho-diagnostic method, investigated the role of cognitive interest and cognitive activity in the development of creative thinking of younger schoolboys. Practical value: the main provisions and conclusions of the article can be used in psychological and educational practice in the consideration of the development of the creative potential of the younger schoolboy in the conditions of educational activity.

Keywords: cognitive interest, informative activity, creative thinking, younger school age, educational activity, cognitive activity, creative potential of the personality.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения формируют потребность в инициативных, целеустремленных гражданах, способных к самостоятельному и ответственному поведению и действию. Инновации, происходящие в основных сферах социальной практики, динамизм общественной жизни предъявляют повышенные требования к выпускникам образовательных учреждений, формируют новые цели образования. Традиционная передача знаний и культурного опыта трансформируется внутри современной гуманистической парадигмы образовательного процесса, идеи которой обозначены как приоритетные в Государственном образовательном стандарте, в лич-ностно-ориентированной направленности школьного обучения, в том числе и начального, что способствует активизации субъектной позиции ученика, инициативности в приобретении новых знаний [1, с. 3]

В настоящее время динамичность происходящих событий обусловливает необходимость в целеустремленных, активных и творчески подходящих к решению нестандартных ситуаций молодых людях. Современные процессы модернизации системы образования значи-

тельно расширили арсенал дидактических средств и психолого-педагогических подходов к развитию активной личности, способной к творческому преобразованию действительности [1, с. 4]. В связи с этим особенно актуальным становится исследование возможностей развития творческого мышления через формирование у школьников устойчивого комплекса познавательных интересов и познавательной активности, которые проявляются в направленности личности на активное познание окружающего мира и самого себя, выражающееся во внутренней готовности к активному поиску и преобразованию новой информации и самостоятельному освоению новых видов социальной практики [1, с. 10].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованием структуры творческого мышления занимались такие ученые, как: Я.А. Пономарев [2], Л.Л. Гурова [3], O.K. Тихомиров [4], Н.Е. Веракса [5], A.M. Матюшкин [6], Э.Д. Телегина [7] и др. Однако вопрос о содержании и структуре творческого мышления детей младшего школьного возраста является не до конца разработанным.

Бичерова Елена Николаевна РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ...

Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, A.M. Матюшкин, изучая составляющие творческого процесса, отводили одно из главных мест познавательным способностям в структуре творческого мышления [8, 9, 10].

Познавательные возможности детей, а именно: усвоение знаний, формирование умений и навыков строится на основе перцепции, памяти, мышления, воображения, вполне могут реализоваться в учебном процессе [11]. Однако познавательные способности ребенка недостаточно используются как средство развития его творческого мышления.

Как видим, в развитии творческого мышления младших школьников целесообразным было бы акцентироваться на познавательных и личностных ресурсах.

Также достаточно актуальным является вопрос о роли познавательного интереса в развитии творческого мышления на начальном этапе обучения. Решение данной проблемы возможно в аспекте структурного анализа творчества как деятельности, а творческого мышления - как поэтапного процесса, в котором задействованы и когнитивные составляющие, и личностные [12]. Причем, механизмы развития творческого мышления необходимо рассматривать как этапы многокомпонентной целостной деятельности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данного исследования является рассмотрение сущности и структуры творческого мышления младших школьников в аспекте взаимосвязи с познавательными интересами и познавательной активностью личности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. По мнению Е.К. Лютовой и др., в младшем школьном возрасте можно говорить о развитии полноценного творческого мышления, но оно отличается ситуатив-ностью и спонтанностью проявлений [13]. Развитие мышления у учащихся начальной школы предполагает формирование таких качеств мышления, как гибкость, оригинальность, осознанность, а также самостоятельность при приобретении и выполнении различных мыслительных операций новыми знаниями [2].

С точки зрения Е.П. Торренса, творческое мышление включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений [14].

В отечественной психологии, в частности в работах О.К. Тихомирова, Э.Д. Телегиновй, А.М. Матюшкина [4, 7, 10] и др., этапы творческого мышления представлены в следующем виде: принятие или постановка цели, анализ ситуации, выдвижение гипотез и их проверка, решение. Обращение к этапам творческого процесса определило необходимость выделения специфических функций, которые выполняют отдельные структурные компоненты на различных этапах творческого мышления.

По мнению Л.Л. Гуровой, творческое мышление является основным проявлением одаренной личности [15]. В данном контексте представляется интересным вопрос о соотношении познавательной деятельности и творчества: является ли выраженная познавательная потребность, которая важна в интеллектуальной деятельности, одним из предпосылок возникновения творческого потенциала личности, а проявление интеллектуальной активности - одним из условий общей мотивации деятельности, в т.ч. познавательной? С точки зрения категориального аппарата психологии творческое мышление можно рассматривать как систему свойств и качеств, характеризующихся многомерностью, многоуровнево-стью, полидетерминированностью и динамичностью [12, 16].

На развитие творческого мышления оказывают влияние познавательные способности в качестве когнитивной составляющей. Познавательные способности как элементы творческого мышления осуществляют в нем продуктивные функции - целеобразующую (принятие

или постановка цели), моделирующую (анализ ситуации), преобразующую (выдвижение гипотез и их проверка), эвристическую (нахождение решения) и регулирующую. В свою очередь, названные функции реализуются путем проявления в творческом процессе таких личностных особенностей [17], как: наличие стойкой познавательной потребности; сверхчувствительность к новому; оригинальность (способность выдвигать неизвестные и необщепринятые идеи,); гибкость мышления (способность быстро находить новые стратегии решения); легкость ассоциирования (способность к выработке обобщенных стратегий и их дальнейшая детализация); способность к прогнозированию (презентизм мышления); особенности склонностей и интересов (широта, устойчивость, осознанность).

Творческое мышление как и все формы познавательной деятельности проявляется в активности личности. Активность личности, относится к базовым психологическим категориям, образующим, согласно метафоре М.Г. Ярошевского [18], «сетку психологического знания». Многообразие проявлений личностной активности выражается и в ее различных видах, изучаемых в современной психологии (двигательная активность, речевая активность и др.), в ряду которых выделяется познавательная активность, реализующая познавательные потребности и мотивы личности [1, с. 14-15]. Познавательная активность личности ведет к формированию и развитию познавательных интересов.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен предрасположенностью школьника к учению, к выраженной направленности когнитивной активности в области одного или ряда учебных предметов [19].

В структуре учебной деятельности познавательный интерес имеет важное значение. Целенаправленность деятельности учащегося в учебном процессе придает познавательному интересу продуктивный характер. Интерес, лишенный цели, ситуативен, созерцателен и потому неустойчив [20]. Осмысленность деятельности наполняет познавательный интерес смыслом: научным, практическим, общественным, личностным. Познавательный интерес несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательность, единство объективного и субъективного, наличие в нем сплава интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов [19, 20].

Как видим, развитие творческого мышления младших школьников должно идти через формирование компонентов, входящих в его структуру: зрительного восприятия, образной памяти, воображения, выступающих в качестве процессуальных элементов творческого мышления, и мотивационно-волевых средств регуляции творческого процесса. Т.е. развивая познавательные интересы, которые являются когнитивно-личностными компонентами в структуре творческого мышления младшего школьника, можно способствовать повышению уровня развития творческих способностей.

Несомненная актуальность изучаемой проблемы позволила сформулировать цель данного исследования, заключающуюся в изучении роли познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников. Для достижения поставленной цели было организовано и проведено эмпирическое исследование.

В исследовании приняли участие 40 учащихся младших классов в возрасте 9-11 лет. Для решения поставленных задач использовался следующий диагностический инструментарий: методика «Тест творческого мышления» Ф. Вильямса (в модификации Е.Е. Туник) и методика «Уровень познавательных интересов» Г.И. Щукиной. Посредством теста творческого мышления оценивались такие показатели творческого процесса,

Бичерова Елена Николаевна психологические

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ... науки

как: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность [21]. С помощью методики диагностики познавательных интересов изучались следующие критерии их сформированности: уровень познавательной активности, уровень самостоятельной деятельности, умение преодолевать трудности, собственно уровень познавательных интересов [22].

Выше обозначенные показатели выступили диагностической основой для определения у испытуемых уровней развития творческого мышления и познавательных интересов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ полученных данных показал, что наиболее выраженным показателем творческого мышления является беглость. Это означает, что испытуемые работали продуктивно и большинство из них выполнили все заданные рисунки. Гибкость также является сильно выраженным показателем; школьники часто меняли категории своих рисунков, что показывает на подвижность их мышления. Оригинальность мышления большинства испытуемых близка к высокому уровню. Это означает, что они рисовали как снаружи стимульной фигуры, так и внутри нее. Наименее выраженным показателем оказалась разработанность. Учащиеся в основном располагали рисунок относительно стимульных фигур симметрично, с этим связан низкий уровень выраженности этой шкалы.

По суммарному показателю у испытуемых был выявлен средний уровень творческого мышления (в среднем по группе испытуемых - 62,58).

Анализ результатов диагностики познавательных интересов, показал, что у большинства учащихся наблюдается высокий уровень познавательной активности, у 24,39 % учащихся - средний уровень. Низкий уровень познавательной активности у испытуемых выявлен не был. Также результаты анализа показывают, что 76,61% испытуемых имеют высокий уровень самостоятельной деятельности, 14,63% испытуемых (6 человек) - средний уровень, 7,32% испытуемых (3 человека) менее расположены к самостоятельной деятельности.

Исходя из полученных данных можно сказать, что большинство испытуемых (80,49%) отлично умеют справляться с возникающими трудностями, 17,07% испытуемых (7 человек) имеют средний уровень по шкале «Умение преодолевать трудности», 2,44% испытуемых не умеют преодолевать трудности.

По суммарному показателю у большинства испытуемых (85,37%) высокий уровень познавательного интереса, 14,63% испытуемых имеют средний уровень познавательного интереса. Низкий уровень познавательного интереса не наблюдается ни у кого из испытуемых.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования позволили сделать выводы и обобщения относительно взаимосвязи творческого мышления и познавательных интересов по всем выделенным компонентам.

У большинства испытуемых средний уровень развития творческого мышления и высокий уровень развития познавательных интересов (85%). У меньшего количества учащихся был обнаружен высокий уровень познавательных интересов при среднем уровне творческого мышления (12,5%). У 2,5% испытуемых - средний уровень познавательных интересов при низком уровне творческого мышления. Итак, можно отметить наличие взаимосвязи между уровнем развития творческого мышления и уровнем развития познавательных интересов.

Для проверки статистической значимости полученных результатов нами был использован метод корреляционного анализа, в частности, метод ранговой корреляции Ч. Спирмена. Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS Statistics 17.0. Полученные результаты корреляционного анализа позволили сделать следующие выводы.

Установлены прямые корреляционные связи на уровне 0,01 между оригинальностью и уровнем познаватель-192

ного интереса (rs=0,451), гибкостью и уровнем познавательного интереса (rs=0,451), гибкостью и уровнем самостоятельной деятельности (rs=0,495).

Также были установлены прямые корреляционные связи на уровне 0,05 между разработанностью и уровнем познавательной активности (rs=0,378), беглостью и уровнем самостоятельной деятельности (rs=0,342), гибкостью и умением преодолевать трудности (rs=0,329), показателем оригинальности и уровнем познавательной активности (rs=0,362), и, в целом, между уровнем развития творческого мышления и уровнем развития познавательного интереса (rs=0,392), уровнем развития творческого мышления и уровнем развития познавательной активности (rs=0,365).

Следовательно, можно констатировать, чем выше у испытуемых уровень развития познавательной активности, тем выше уровень развития творческого мышления. Чем больше у учащихся развито творческое мышление, оригинальность мышления, тем больше они любят решать сложные задачи, тем лучше они умеют преодолевать трудные ситуации, у них лучше развита познавательная активность.

Таким образом, по результатам исследования можно заметить, что между характеристиками творческого мышления и познавательными интересами младших школьников существует значимая взаимосвязь.

Дальнейшее изучение данной проблемы видится нам в выявлении взаимосвязи между творческими характеристиками личности (любознательность, развитость воображения, способность к риску, стремление к новизне) и познавательными интересами, а также между творческими характеристиками личности и познавательной активностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бичерова Е.Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности: Дис ... канд. психол. наук: 19.00.07.

- Брянск, 2009. - 242 с.

2. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М., 1960. - 352 с.

3. Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления // Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - 532 с.

4. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: МГУ, 1984. - 367 с.

5. Веракса Н. Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников: Дис. ... д. психол. н. - М., 1990. - 332 с.

6. Матюшкин A.M. К характеристике мыслительных процессов мышления // Экспериментальное изучение продуктивных (творческих) процессов мышления.

- М., 1973. - С. 4-8.

7. Телегина Э.Д., Кочелаева Н.В. Эмоциональная регуляция в развитии творческого мышления младших школьников // Научные труды Mill У. Серия: психолого-педагогические науки. М.: «Прометей», 1999. - С. 401409.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

9. Зинченко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности // Вопросы психологии. 1968. - № 2. - С. 3-7.

10. Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. - М.: Изд - во Моск. ун - та, 1979. - С. 29-34.

11. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

12. Гагай В.В. Психологические основы развития и АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Бичерова Елена Николаевна

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ...

формирования творческого мышления младшего школьника: монография. - Сургут : РИО СурГПИ, 2004. - 201 с.

13. Лютова Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия»: сб. науч. ст. / / Под ред. А.Н. Воронина. - М.: 2000. - С. 30-39.

14. Torrance E. P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo N. Y.: Creative Education Foundation, 1979.

15. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: Пер Сэ, 2005. - 136 с.

16. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.:Школа-Пресс,1995. - 384 с.

17. Савенков А.И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.

18. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 416 с.

19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

20. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., Просвещение, 1985. - 124 с.

21. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

22. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 1982. - 160 с.