Научная статья на тему 'Развитие творческого мышления у младших школьников на кружковых занятиях в объединении «Мягкая игрушка»'

Развитие творческого мышления у младших школьников на кружковых занятиях в объединении «Мягкая игрушка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2224
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / DEVELOPMENT / ABILITIES / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / SECTARIAN CLASSES / CREATIVE THINKING / DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING / ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Зубарева Лариса Анатольевна

В статье описаны условия,способствующие развитию творческого мышления младших школьников на кружковых занятиях в объединении «Мягкая игрушка». Описан ход экспериментального исследования,которое было проведено в Центре дополнительного образования детей «Созвездие» г. Воронежа (Россия). На этапе констатирующего эксперимента подобрана батарея методик направленных на изучение особенностей творческого мышления младших школьников. Наэтапе формирующего эксперимента была внедрена программа,направленная на развитие творческого мышления младших школьников, индивидуальное раскрытие каждой личности и разработана на основе включения творческой деятельности в содержание занятий как основного компонента. Обучение осуществлялось с использованием игровых,проблемных,частично-поисковых методов, а также была разработана система специальных заданий, направленных на развитие творческого мышления у учащихся при изготовлении мягких игрушек. В результате было выявлено,что у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной улучшились показатели беглости и оригинальности мышления, а включенность детей в проведенный эксперимент стимулировало развитие у них творческого мышления в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Зубарева Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative thinking in primary school children on the narrow circle activities in association "Soft Toy"

This article describes the conditions conducive to the development of creative thinking of younger students in the classroom study circles in the union "Soft Toy". Describes the course of the pilot study, which was conducted in the Center for Continuing Education of Children "Constellation" the city of Voronezh (Russia). At the stage of ascertaining experiment chosen b attery of techniques aimed at the study of the peculiarities of the creative thinking of younger schoolboys. At the stage of the formative experiment program was introduced, aimed at the development of creative thinking younger students, individual disclosure of each person and is b ased on the inclusion of creative activity in the content of the classes as the main component. Training was carried out with the use of gaming, problem, partially-search methods, and has developed a system of special assignments designed to develop creative thinking in students in the manufacture of soft toys. As a result,it was found that the students in the experimental group compared with the control indicators improved fluency and originality of thought, and inclusion children conducted by experiment stimulated the development of their creative thinking in general.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого мышления у младших школьников на кружковых занятиях в объединении «Мягкая игрушка»»

УДК 372.8

“wm

E. И. Чернышева, Л. А. Зубарева

Развитие творческого мышления у младших школьников на кружковых занятиях в объединении «М-ягкая игрушка»

В статье описаны условия способствующие развитию творческого мышления младших школьников на кружковых занятиях в объединении «М-ягкая игрушка». Описан ход экспериментального исследования которое было проведено в Центре дополнительного образования детей «Созвездие» г. Воронежа (Россия). На этапе констатирующего эксперимента подобрана батарея методик направленных на изучение особенностей творческого мышления младших школьников. На этапе формирующего эксперимента была внедрена программа, направленная на развитие творческого мышления младших школьников, индивидуальное раскрытие каждой личности и разработана на основе включения творческой деятельности в содержание занятий как основного компонента. Обучение осуществлялось с использованием игровых,проблемных,частично-поисковых методов, а также была разработана система специальных заданий, направленных на развитие творческого мышления у учащихся при изготовлении мягких игрушек. В результате было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной улучшились показатели беглости и оригинальности мышления, а включенность детей в проведенный эксперимент стимулировало развитие у них творческого мышления в целом.

Ключевые слова: развитие, способности, младшие школьники, кружковые занятия, творческое мышление, развитие творческого мышления, начальная школа

E. I. Chernysheva, L. A. Zubareva

Development of creative thinking in primary school children on the narrow- circle activities in association ”Soft Toy”

This article describes the conditions conducive to the development of creative thinking of younger students in the classroom study circles in the union ”Soft Toy". Describes the course of the pilot study, which was conducted in the Center for Continuing Education of Children ”Constellation” the city of Voronezh (Russia). At the stage of ascertaining experiment chosen battery of techniques aimed at the study of the peculiarities of the creative thinking of younger schoolboys. At the stage of the formative experiment program was introduced, aimed at the development of creative thinking younger students, individual disclosure of each person and is based on the inclusion of creative activity in the content of the classes as the main component. Training was carried out with the use of gaming, problem, partially-search methods, and has developed a system of special assignments designed to develop creative thinking in students in the manufacture of soft toys. As a result,it was found that the students in the experimental group compared with the control indicators improved fluency and originality of thought, and inclusion children conducted by experiment stimulated the development of their creative thinking in general.

Keywords: development, abilities, junior high school students, sectarian classes, creative thinking, the development of creative thinking, elementary school

Российское общество сегодня пережи- сферу начального образования. В настоящее

вает период глубоких структурных, в время в современной школе по-прежнему остро

том числе социокультурных измене- стоит задача повышения эффективности обучений. Все эти процессы не могут не затрагивать ния, это связано в первую очередь, с тем, что

год от года растет объем информации, которую ученики должны усвоить. Педагогическая наука и практика доказывают, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками, прочное, осмысленное усвоение учащимися знаний, умение творчески их использовать.

Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ним вопросы, а также творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать, происходящее в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.

Согласно содержанию ФГОС ГОО цель образования - развитие личности учащихся, которое происходит в процессе учебной деятельности. Деятельность - форма активного отношения к окружающему миру, творчество - форма деятельности, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей. Творческое мышление школьников развивается только на основе их собственной самостоятельной, в том числе исследовательской, деятельности. Задача педагога - создать в своей работе систему по формированию у обучаемых опыта творческой деятельности. Это очень сложный и многоплановый компонент содержания начального образования. Он определяет избирательное отношение ученика к деятельности, стимулирует его активность.

Реализуя преимущества дополнительного образования, кружковые занятия по технологии должны способствовать развитию творческой личности младшего школьника. Анализ практики показывает, что одним из востребованных направлений является изготовление мягких игрушек, где учащиеся могут реализовать потребность в творчестве.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы выявляли условия, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на кружковых занятиях в объединении «Мягкая игрушка», исследовали их эффективность.

Творчество обычно определяют как деятельность, порождающую нечто новое. Мышление, создающее реальность, знание, идеальный образ, как нечто принципиально отличное от предмета (хотя этот образ и является отражением предмета), может быть названо творческим мышлением. Творческое мышление проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим [1].

В ходе анализа теоретического материала, практики работы педагогов дополнительного образования выявили условия развития творческого мышления у младших школьников на занятиях объединения «Мягкая игрушка», которые включают в себя:

- разработку учебной программы объединения «Мягкая игрушка», включение творческой деятельности в содержание занятий как основного компонента;

- использование методов активизации творческого мышления у младших школьников: игровой, частично-поисковый, проблемный;

- разработка системы специальных заданий, направленных на развитие творческого мышления у учащихся при изготовлении мягких игрушек;

- использование нетрадиционных форм обучения, подготовка спектаклей, изготовление персонажей, декораций.

Для изучения эффективности условий развития творческого мышления младших школьников на занятиях объединения «Мягкая игрушка» мы провели исследование, которое проходило в Центре дополнительного образования детей «Созвездие» города Воронежа. В эксперименте принимали участие 24 учащихся четвертых классов.

На этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое исследование, направленное на изучение особенностей творческого мышления младших школьников. Учитывая возрастные особенности и условия проведения исследования для диагностики особенностей творческого мышления младших школьников нами была использована методика Овчаровой Р.В. изучение детской креативности, Тест-игра «Закорючка», и методика Авериной И.С., Щеблановой Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Проанализировав данные проведенных методик, а также результаты наблюдения и бесед, мы пришли к выводу, что существует необходимость проведения специальной работы по формированию творческого мышления у младших школьников на кружковых занятиях.

Формирующий эксперимент включал в себя реализацию условий, направленных на развитие творческого мышления на кружковых занятиях по изготовлению мягких игрушек.

На основе анализа специальной литературы мы разработали программу кружковых занятий объединения «Мягкая игрушка». Программа направлена на развитие творческого мышления младших школьников, индивидуальное раскрытие каждой личности, разработана на основе включения творческой деятельности в содержание занятий как основного компонента.

В программе реализованы следующие принципы: научной обоснованности и практической применимости; полноты, необходимости и до-

статочности; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования; интеграции образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

При разработке содержания кружковых занятий, выборе тем, форм и методов обучения были учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Содержание программы выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса.

Программа дополнительного образования включает теоретическую и практическую части. Вся работа по изготовлению игрушек должна быть тесно связана с народным искусством, для этого учащихся необходимо знакомить с историей создания русской народной игрушки. Важно организовать занятия таким образом, чтобы учащиеся принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, могли изготовить игрушку от идеи до воплощения, самостоятельно контролировали свои действия.

На кружковых занятиях использовались игровые методы, которые оживляли учебный процесс, повышали интерес к занятиям. Были проведены игры: «Путешествие в сказочный лес», «Полет на планету игрушек». Перед учащимися ставилась цель в форме игровой задачи, которую они должны были решить, в качестве мотивации вводился элемент соревнования, который переводил педагогическую задачу в игровую. Игра является важным средством формирования ценностных ориентаций, деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение учащимися нравственных норм поведения, развития творческого мышления.

Систематически использовались не только игровые, но и проблемные ситуации. Наиболее благоприятные условия для возникновения проблемных ситуаций появляются, когда учащиеся не знают, как выполнить проблемное задание, ответить на вопрос, объяснить новый факт. Проблемная ситуация возникает и потому, что школьники об одном и том же предмете получают разные знания. При использовании имеющихся знаний в новых условиях так же нередко возникают проблемные ситуации. На занятиях, например, учащимся предлагались такие задания: «Подбери цвет ткани для зайца, который будет на зеленой полянке», «Составь композицию в холодных и теплых цветах» и др.

Возникновение проблемной ситуации неизбежно и тогда, когда проявляется несоответствие между теоретически возможным путем решения задачи и практической невыполнимо-

стью или нецелесообразностью выбранного для этого способа. Поскольку замысел возникал, ученики искали пути его осуществления. Отвергать идею учащихся нецелесообразно, наоборот, нужно было создать такие условия, чтобы они сами поняли недостатки своего замысла.

Обучение учитель выстраивал таким образом, что во время создания образа учащиеся воспринимали не только последовательность операций, но и видели закономерности их выполнения, легко переносили имеющиеся умения в новую ситуацию. Разбор нестандартных интересных заданий предоставлял возможность для творческой деятельности учащихся.

Творческие задания — это задания, требующие нестандартного подхода. В этих заданиях не всегда сразу можно определить пути их решения, иногда может казаться, что не в состоянии решить ту или иную задачу, поэтому и необходимо развивать навыки решения проблемных задач: именно при решении проблемных задач и формируются творческое мышление. Ученик решает возникающие проблемные задачи, и по ходу решения у него значительно активизируется мыслительная деятельность, он ищет все возможные пути решения возникшей проблемы, он более самостоятелен, ему интересно найти решение этой проблемы. Материал, изученный и осмысленный таким образом, лучше всего запоминается. Ученик сам делает выводы и приходит к решению проблемы, а не просто воспринимает необходимый материал со слов учителя. Самостоятельный поиск разрешения проблемной ситуации развивает у учащихся чувство ответственности, повышает самомотивацию, волевые качества [2].

Кроме того, в процессе проблемного обучения учащиеся самостоятельно выбирали и обрабатывали самые разные источники информации, в том числе и те, с которыми они работали в последующем, и обращаться к этим источникам им приходится чаще, чем тем, кто обучался по традиционной программе.

Учащимся экспериментальной группы предлагалось подготовить образец небольшого изделия (например, мышку) для этого надо:

- самостоятельно подобрать эскиз, схему рисунка;

- изготовить игрушку, используя разные способы;

- улучшить эстетические свойства изделия.

На этом этапе учащиеся включались в творческую деятельность, которая требует от них дополнительной познавательной активности. Младшие школьники не только овладевали основами технологии, но и участвовали в составлении схем, эскизов к будущим изделиям.

Был использован частично - поисковый метод - часть посильной информации предлагалась учащимся для самостоятельного поиска и изучения, а поставленные задачи для самосто-

ятельного решения, направлены на развитие творческого мышления умения самостоятельно мыслить и действовать.

Была разработана система специальных заданий, направленных на развитие творческого мышления у учащихся при изготовлении мягких игрушек. Например, задание «На все руки мастер», в котором путь создания игрушки лежит в направлении «от материала к образу». В начале занятия учащимся предлагали шаблон (круг, квадрат, треугольник) и перечень материалов, которые будут использоваться (ткань, мех, кожа). Затем, опираясь на опыт, учащимся предлагали подумать о том, какого героя сказки, какой цветок, какую зверушку они могут сделать, используя эти шаблоны и материалы. В начале работы учащимся предлагали составить словесный план предстоящей работы, затем свою идею он должен описать словами либо нарисовать. Когда учащиеся готовы к практической работе, они приступают к ее выполнению.

При выполнении задания «Наблюдение» учащимся предлагали прочитать технологическую карту, схему, объяснить порядок работы по ней, найди черты сходства и различия между предлагаемой схемой и теми работами, которые ты уже делал; по рисунку, фотографии игрушки определить технологическую последовательность сборки мягкой игрушки. Так же учащиеся должны были определить, какие виды швов используются при изготовлении игрушки, сравнить различные виды крепления деталей.

При выполнении таких заданий младшие школьники учились не только анализировать, но и видеть другие пути выполнения работы, способы ее изменения, варианты моделирования новой игрушки на основе данной. Учащиеся применяли полученные ранее знания по сборке отдельных деталей и всей игрушки. В итоге работы получались у всех разные и интересные.

Мы старались предлагать разнообразные творческие задания:

- придумай новую игрушку, композицию, которую можно выполнить из данных деталей кроя;

- дай название композиции из данных игрушек;

- придумай сказку, стихотворение с данными персонажами;

- создай новую игрушку, образ которой предложен в словесной форме;

- изготовь игрушку по собственному эскизу.

Одним из важнейших моментов в творческой

работе учащихся является предоставление возможности самому открыть новый для него технологический прием. Постоянное и систематическое выполнение заданий различной степени сложности способствовало развитию творческого мышления учащихся.

Как показывает практика, результат учащимся нужен «здесь и сейчас», а в изготовление

игрушки за одно занятие не всегда возможно, поэтому в некоторых случаях учащимся давали домашнее задание - подумать над окончательной отделкой игрушки, ее оформлением, выполнить зарисовки, наброски, найти дополнительную информацию об объекте работы. Например, при изготовлении цветов (тюльпанов, одуванчиков, колокольчиков, подснежников) учащимся нужно было найти сказки, легенды об этих цветах, узнать, какие обряды с ними связаны. На следующем занятии учащиеся с удовольствием их пересказывали. Созданию дополнительной мотивации в обучении способствуют новая информация об изготовленной игрушке, информация о тканях, новых техниках, народных традициях по изготовлению игрушек, а так же игровые моменты.

Для выполнения работы учащиеся разбивались на «мастерские», «ателье», «студии». Давалось задание на изготовление какой-либо игрушки с последующей рекламой своей продукции. Такие приемы активизировали и стимулировали творческую деятельность учащихся.

Учащиеся объединения «Мягкая игрушка» очень любят изготавливать игрушки, играть с ними, готовить кукольные спектакли, используя известные сюжеты, а так же придумывать собственные. Подготовка спектаклей очень привлекает учащихся, ребята продумывали варианты сценария, распределяли роли, готовили декорации.

Учащиеся экспериментальной группы сообща искали ответы на поставленные вопросы: что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Побуждалась и поощрялась инициатива каждого участника.

В этом учебном году ребята подготовили спектакль «Репка в XXI веке» и выступали перед родителями, обучающимися других объединений. В работу были включены все учащиеся, они самостоятельно изготовили персонажей спектакля, конструировали, моделировали, подбирали материалы, оформляли игрушки, старались передать характер своих персонажей. Со стороны учителя не было давления и принуждения в работе. Педагог по возможности незаметно для всех участников направлял учащихся, регулировал их настроение, помогал сгладить неудачу, выполнял роль советчика, наставника, помощника в реализации творческого замысла.

Участники экспериментальной группы с удовольствием работали над выбранной темой, в процессе работы учились работать в единой команде, иногда спорили, отстаивали свою точку зрения, пробуя находить общее решение. Учащиеся не только успешно справились с работой, но и отметили, что у них сформировался дружный коллектив единомышленников.

Контрольный этап эксперимента был направлен на определение эффективности условий развития творческого мышления младших

школьников на занятиях объединения «Мягкая игрушка». Учащимся контрольной и экспериментальной групп были предложены те же методики, и что на констатирующем этапе эксперимента.

Исходя из результатов, можно сделать вывод, что у учащихся экспериментальной группы улучшились показатели беглости и оригинальности мышления. В контрольном же классе наблюдаются незначительные тенденции в положительную сторону.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что уровень развития творческого мышления у младших школьников экспериментального класса повысился. Наблюдения за работой учащихся показали, что младшие школь-

ники выполняли творческие задания с большой заинтересованностью, им уже было не интересно повторять образец, учащиеся конструировали, выбирали цветовое решение, материалы, способы изготовления изделий, оформления работ, принимали активное участие в разработке сценария спектакля, подготовке персонажей и декораций.

Таким образом, можно говорить о том, что включенность младшего школьника в проведенный эксперимент стимулирует развитие творческого мышления. Использование разработанных условий на кружковых занятиях объединения «Мягкая игрушка» является эффективным средством развития творческого мышления у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Меерович М.И. Технология творческого мышления / М.И Меерович, Л.И. Шрагина. Минск.: «Харвест», 2003. 423 с.

2. Организация занятий в учреждении дополнительного образования детей: методические разработки / Под ред. Е.И. Чернышевой. Воронеж: ВГПУ, 2014. 152 с.

3. Чернышева Е.И., Волокитина Е.П. К вопросу о профильной технологической подготовке учащихся // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 227-230.

4. Чернышева Е.И., Горяйнова Н.М. Педагогические условия организации творческой конструкторской деятельности младших школьников на уроках технологии. Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 220-226.

5. Чернышева Е.И., Грабарова А.В. Педагогические условия эмоционально-эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 231-237.

6. Чернышева Е.И., Репникова Т.В. Педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 238-246.

7. Чернышева Е.И., Чалых Е.А. Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 247-253.

REFERENCES

1. Meerovich M.I. Tekhnologiia tvorcheskogo myshleniia [Technology creative thinking]. Minsk, Kharvest», 2003. 423 p.

2. Organizatsiia zaniatii v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniia detei: metodicheskie razrabotki / Pod red. E.I. Chernyshevoi [Organization of studies at the institution of additional education of children: methodological development / Ed. by H. Chernysheva]. Voronezh, VGPU, 2014. 152 p.

3. Chernysheva E.I., Volokitina E.P. To the question about the profile of technological preparation of students. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 227-230 (in Russian).

4. Chernysheva E.I., Goriainova N.M. Pedagogical conditions of organization of creative engineering activity of younger schoolchildren on the lessons of technology. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 220-226 (in Russian).

5. Chernysheva E.I., Grabarova A.V. Pedagogical conditions emotionally aesthetic education of the younger schoolchildren in the lessons of technology. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 231-237 (in Russian).

6. Chernysheva E.I., Repnikova T.V. Pedagogical conditions of the development of autonomy in primary schoolchildren on the lessons of technology. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 238-246 (in Russian).

7. Chernysheva E.I., Chalykh E.A. The formation of cognitive motives among younger schoolchildren on the lessons of technology. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 247-253 (in Russian).

Информация об авторах Чернышева Елена Ивановна

(Россия, Воронеж)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

Зубарева Лариса Анатольевна

(Россия, Воронеж)

Педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей "Созвездие"

Information about the authors

Chernysheva Elena Ivanovna

(Russia, Voronezh)

Associate Professor, Ph.D in Pedagogy Associate Professor of the Department of Technological and Natural Sciences Disciplines. Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]

Zubareva Larisa Anatol'evna

(Russia, Voronezh)

Teacher of additional education Center of additional education of children "Constellation"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.