Научная статья на тему 'Роль политических партий в формирование гражданского общества в Узбекистане'

Роль политических партий в формирование гражданского общества в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
818
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ScienceRise
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ПЛЮРАЛИЗМ / ЭЛЕКТОРАТ / ОППОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / POLITICAL PARTY / MULTI-PARTY SYSTEM / PLURALISM / ELECTORATE / OPPOSITION / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бердикулов С. Н.

В статье рассмотрена роль политических партий в развитии гражданского общества и правового государства, а также обсуждены вопросы отличия политических партий от иных общественных организации, понятие многопартийной системы, значение многопартийной системы в обеспечении политического плюрализма, межпартийная конкуренция, конструктивная оппозиция, выражение интересов электората, место политических партий в парламенте и местных кенгашах (советах)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль политических партий в формирование гражданского общества в Узбекистане»



Ф1ЛОСОФСЬК1 НАУКИ

УДК 304.42

DOI: 10.15587/2313-8416.2015.44360

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

© С. Н. Бердикулов

В статье рассмотрена роль политических партий в развитии гражданского общества и правового государства, а также обсуждены вопросы отличия политических партий от иных общественных организации, понятие многопартийной системы, значение многопартийной системы в обеспечении политического плюрализма, межпартийная конкуренция, конструктивная оппозиция, выражение интересов электората, место политических партий в парламенте и местных кенгашах (советах) Ключевые слова: политическая партия, многопартийная система, плюрализм, электорат, оппозиция, гражданское общество

The article considers the role of political parties in the development of civil society and the rule of law, as well as issues of political parties differ from other public organizations, the concept of a multi-party system, the importance of a multi-party system in ensuring political pluralism, inter-party competition, constructive opposition, the expression of the interests of the electorate, the space of political parties in parliament and local councils (soviets)

Keywords: political party, multi-party system, pluralism, electorate, opposition, civil society

1. Введение

Политические партии считаются одним из основных институтов, благодаря которым возникает народовластие. Одним из организационно--институциональных проявлений политических партий является добровольность, согласие граждан в созданном им объединении. Следовательно, все граждане на основе общности взглядов, интересов и целей, могут объединиться в партию и могут быть ее членами. «Партиями одинаково называют как большие народные организации, которые выражают общественное мнение в современных демократиях» [1]. В самой сущности деятельности политических партий лежит согласие и добровольность, а также открытость их работы, что является одним из самых главных институтов народовластия.

2. Постановка проблемы

На деле политические партии отличаются от других общественных объединений активно участвуют в политических процессах и играют основную роль в возникновении народовластия. Особенно, это наглядно проявляется во время выборных компаний. В ходе проведения выборной компании на должность Президента, на должность депутата Законодательной палаты и депутата местного кенгаша народных депутатов субъектом предлагающим кандидата на эти должности являются политические партии и подразумевается, что предлагаемый ими кандидат будет поддержан народом. Именно это, и является реальным показателем народовластия связанные с гражданское обществе.

3. Литературный обзор

В статье осуществлен контент-анализ норм Конституции и законодательства Республики Узбекистан регламентирующих деятельность политических партий [2-4], а также изучены мнения Президента Узбекистана Ислама Каримова о развитии многопартийности [5, 6], мнения М. А. Аствацатуровой, Л. Х. Дзаховой, М. Дюверже о партогенезе и партийном строительстве [1, 7], Д. Ю.Татарковой о формировании политической оппозиции [8]. Приводятся примеры из программы некоторых политических партий Узбекистана [9, 10].

4. Политическая партия - демократический институт гражданского общества

В Республике Узбекистан в развитии демократического государства и гражданского общества очень важна роль политических партий. В годы незавимости в республике сформировалась многопартийная система. «Многопартийная система выступает важным условием демократии, существования конституционных регуляторов во взаимоотношениях разделенных ветвей власти, гарантий прав и свобод человека и гражданина» [7]. Многопартийные системы присущи политической жизни таких государств как Италия, Бельгия, Голландия. В отличии от США, в большинстве стран Запада существуют многопартийные системы и их количество колеблется примерно от 3 до 10 партий. К их числу можно отнести Германию, Францию, Канаду,

Австрию, Австралию. Их можно назвать модифицированной двухпартийной системой, потому что две крупные партии, находящиеся друг потив друга в оппозиции могут присоединить к себе третью партию для создания правительства.

«Многопартийность на деле означает - различную борьбу и полемику между идеями, это поле политической конкуренции для различных партий, в том числе и для опозиционных партий» [5]. Партийная конкуренция, борьбы является движущей силой многопартийной системы. Если не будет партийной конкуренции, межфракционной борьбы общество не будет развиваться. По этой причине, в статье 12 Конституции провозглашается, что «В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной» [2].

Там, где нет конструктивной конкуренции, нет и здоровой оппозиции, именно там не будет никакого прогресса, ни развития. Эту закономерность подтверждает, также закон диалектики «Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия)». Конечно, этот закон можно применить касательно политических партий, их политического участия и деятельности. Для доказательства этого, можно процитировать следующее положение из программы Народной демократической партии Узбекистана: «Народно-демократическая партия Узбекистана считает своим основным политическим оппонентом -Либерально-демократическую партию Узбекистана» [9]. Из этого становится очевидным, что в Узбекистане сущес-твует политическая оппозиция. Как сказала Д. Ю. Татаркова: «Институт политической оппозиции является не только важным признаком демократии, но и одним из эффективных институтов гражданского общества» [8]. Оппозиционной называется политическая партия, имеющая: свою политическую программу развития общества; свой электорат; воздействующая через своих представителей в государственных представительных органах на официальную власть и ведущая борьбу за политическую власть в пределах требований законов.

Основной целью любой партии является достижение власти. Партия возникает благодаря инициативе определенной социальной группы, то это значит, что именно она становится средством реализации интересов этой группы. Какие цели партия поставила перед собой, все они связаны борьбой за власть либо путем формирования своего правительства, либо формирования коалиционного правительства путем внедрения в него своих представителей, тем самым партия достигает своей цели. Партия завоевавшая господство властью стремится использовать всю силу государства для удовлетворения интересов социальных сил, которые предоставили ей полномочия бороться за достижение ею политической власти.

Известно, что все социальные отношения регулируются посредством закона. В Узбекистане также и политические партии участвуют в качестве

субъектов социальных отношений. Деятельность политических партий организуется на основе Конституции Республики Узбекистан, Законов «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О финансировании политических партий» и конституционном Закона Республики Узбекистан «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны». Эти законы считаются правовой основой формирования системы многопартийности в стране. Сегодня в Узбекистане четыре партии на основе соответствующих нормативных документов осуществляют свою деятельность.

Одним из политических институтов, которые обеспечивают в обществе гласность и демократию, служат средством связи государства и общества, а также отражают интересы своего электората являются партии. В настоящих условиях, то есть в период перехода к здоровому политическому строю, когда происходит процесс высвобождения из подчинения государства и строгого контроля установленного со стороны органов государственной власти различных институтов присущих гражданскому обществу, при условии, если роль и статус политических партий будут высокими, только лишь при таком раскладе можно говорить о возникновении и развитии подлинного народовластия.

Коль политические партии выполняют роль связующего звена между государством и обществом, возникает естественный вопрос о том, к кому из них партии находятся в более близком соотношении. Эта ситуация получила свое наглядное отражение в опыте развитых демократических государств, т.е. если «корень» политической партии «внедряется» в общество, то его верхняя часть «достигает» государства. Политические партии возникают в недрах общества и отражают его надежды, чаяния, потребности и интересы. Для общества нет более близкой организации, чем политическая партия и она посредством политических путей» выводит» цели и устремления общества к государству. Другими словами, партия следуя по пути разрешения проблем обеспечивает гласность и служит установлению общественного контроля.

Политические партии как выразители народовластия должны служить социальным интересам. Служение общесоциальному интересу не умаляет служения политической организации групповым интересам. В этом смысле речь идет о гармоничном сочетании групповых интересов с интересами государства и общества. Однако, групповые интересы не всегда сочетаются с государственными и общественными интересами, в противном случае не осталось бы места для политического плюрализма. Необходимо признать наличие интересов политических групп, а также нужно всячески поддерживать их взаимную конкуренцию и контроль между ними. Творческая полемика, прения и подходы «оживляют» социально-политическую жизнь, и самое главное, приводят к возникновению между группами взаимного контроля, не допуская

ситуации, связанной с установлением единовластия государства и злоупотребления своими полномочиями государст-венных чиновников.

Политические партии на основе занимаемого ими статуса в системе государственной власти разрабатывают программу, определяют путь социально-политического развития страны. Например, одной из целей главенствующей в настоящее время в парламенте Узбекистана Движе-ния предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана «будет добиваться выработки и реализации мер, направленных на создание эффективной системы общественного контроля за деятельностью государственных органов, сокращение многочисленных надзирающих, контролирующих структур, борьбу с коррупцией среди чиновников и злоупотреблениями служебным положением» [10].

Одновременно, программы и уставы политических партий должны поддерживаться народом. Для этого указанная политическая партия должна возникнуть не «сверху», а должна возникнуть «внутри» народа олицетворяя цели и чаяния, а также интересы групп общества. Только в этом случае данная политическая партия будет иметь свой подлинный электорат.

Место политических партий в обеспечении ими народовластия зависит и от их участия в парламентской деятельности. В настоящее время у всех существующих в Узбекистане политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса организованы фракции. Эти фракции в процессе своей деятельности пользуются следующими полномочиями: участвовать в формировании повестки дня заседания Законодательной палаты; обращаться к Президенту Республики Узбекистанс инициативой об освобождении от должности Премьер-Министра Республики Узбекистан; на гарантированное предоставление слова представителю фракции в прениях по каждому вопросу повестки дня заседания Законодательной палаты; на обращение с запросом соответственно к Спикеру законодательной палаты Олий Мажлиса и Правительству Республики Узбекистан, к министрам, а также руководителям других государственных органов; вносить предложения по кандидатурам заместителей Спикера, председателя комите-тови комиссий Законодательной палаты; распространять мнение фракции по обсуждаемому на заседании Законодательной палаты вопросу среди депутатов; осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством для депутатов Законодательной палаты [3].

В соответствии с Конституционным законом Республики Узбекистан «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» от 11 апреля 2007 года, фракции политических партий в Законодательной палате имеют полномочия утверждения в должности Премьер-министра и освобождения его от должности, партийные группы в Кенгашах народных депутатов (областей и города Ташкента) участвуют в назначении на должность и освобождении от должности хокима об-

ласти и города Ташкента, осуществлении контроля за их деятельностью [4]. Выполнение партиями функции общественного контроля и является одной из задач, направленных на утверждение подлинного народовластия.

Существуют много критериев возникновения правового государства и гражданского общества. Одним из таких критериев является проведение в стране выборов. Конечно, эти процессы не могут проходить без участия политических партий. Одной из главных функций политической партии является -обеспечение активного политического участия граждан в системе выборов. Выборы являются критерием оценки деятельности политических партий. В результате выборов партии набравшие наибольшее количество депутатских мандатов считаются победившими и приобретают широкие возможности в процессе разработки законов. Следовательно, партии получившие в свои руки на выборах депутатский интерес могут непосредственно участвовать в реальном механизме государственной власти - в соответствии с законом непосредственно участвовать в управлении государством и обществом.

В процессе демократизации общества в Узбекистане, развития гражданского общества, повышения политико-правового сознания народа, совершенствования многопартийной системы, дальнейшего углубления реформ осуществляемых под руководством государственной власти и управления - все это требует создания необходимых условий для усиления активности политических партий. Президент Ислам Каримов говорил об этом в докладе на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса [6]. Особенно, необходимо еще раз признать усиление места и ответственности политических партий в обществе при назначении на должность и освобождении от должности Премьер-министра страны.

С повышением влияния и авторитета политических партий и негосударственных неправительственных общественных органов, укреплением их статуса они превращаются в важное звено общественного контроля за деятельностью государственных и властных структур. Установление общественного контроля со стороны институтов гражданского общества, в частности, политических партий на местах и в центре над государственными и властными структурами, во-первых, устраняет их монополию на единовластие, во-вторых, обеспечиваются права и свободы человека, в-третьих, реализуется приоритет интересов личности над интересами государства.

Необходимо также отметить и то, что в результате усиления роли политических партий в демократизации государственной власти и управлении произошел рост социально-политического мышления, что доказывает возможность дальнейшего совершенствования демократических институтов и дальнейшего углубления реформ. Вообще, можно сказать, что дальнейшее углубление демократических реформ и развитие гражданского общества демонстрирует, что принцип «от сильного государства к сильному гражданскому обществу» по своему качеству поднялся на более высокую стадию развития.

В соответствии с утвержденным 18 апреля 2011 года Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым Законом о внесении изменений и дополнений в статьи 78, 80, 93, 96, 98 Конституции, кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест [2]. Во-первых, для того, чтобы политические партии набрали наибольшее количество депутатских мест на выборах, в нижнюю палату парламента, им придется вести более широкую агитацию и пропаганду среди населения и своего электората. Во-вторых, это - приведет к дальнейшему усилению взаимной конкуренции между политическими партиями. В-третьих, возникнет требование о необходимости еще раз пересмотреть политическими партиями своих программ. В-четвертых, это - приведет к тому, чтобы избранные от политических партий депутаты (члены фракции политических партий) должны обладать более высоким политическим сознанием и мышлением.

В объявленной Президентом Исламом Каримовым «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» предоставление политическим партиям права утверждать кандидатуру Премьер-министра либо права выразить «вотум недоверия», включая право выслушать отчет Премьер-министра, создали для них новые возможности, и в то же время, облекли их большой ответственностью.

6. Результаты исследования

Результаты исследования используются на занятиях по предмету «Теория и практика построения демократического общества в Узбекистане» в теме 5 «Место политических партий в развитии гражданского общества и правового государства», на международной научной конференции «Современные методы научного исследования в системе глобального высшего образования», проведенной 9 апреля 2015 года в городе Навои Республики Узбекистан, а также в проведении «круглого стола» со слушателями Академии МВД Республики Узбекистан.

7. Выводы

Что же делать, для того, чтобы политические партии могли результативно использовать эти возможности для того, чтобы обеспечить прогрессивное развитие страны?

Во-первых, политические партии должны развивать внутреннюю демократию. Если партия не стремится в своей деятельности к самокритике, если не будет требовательности и дисциплины партийной жизни, в этом случае повысить политическую культуру членов партии будет совершенно невозможно.

Во-вторых, актуальной задачей является также совершенствование идеологии партии. Не секрет, что то, что идеология - делает партию партией, даёт ей силу самой жизни. В основе возникновения партии, на самом деле, в ее фундаменте заложена идеология. На

политической арене мира объединение партий имеющих одну и ту же идеологию либо борьба друг с другом партий, имеющих различную идеологию, является объективным явлением. Требованием времени является интенсификация практических дел в направлении усиления идеологической борьбы между партиями.

В-третьих, вместе с развитием политической культуры членов партии необходимо, чтобы у них развивалось убеждение в правоте своей идеологии. Член партии, не имеющей идеологической преданности, у кого отсутствует вера в правоту её идеологии, не может быть настоящим борцом. Лица, являющиеся карьеристами, и пробравшиеся в ряды партии ради поиска злачного места и доходной должности дискредитируют всю партию. Политические партии тоже должны бороться за убеждения каждого члена партии. Для этого требуется, чтобы политические партии повышали качество политических занятий за счет аналитического накопления и использования теоретических и практических знаний, особенно в сфере энергичного партийного вождизма. Наличие в партиях карьеристки настроенных и без идейных лиц может непосредственно создавать угрозу государственности, и даже самой независимости нашей страны. Только среди идейно стойких членов организации можно взрастить подлинных «лидеров» партии. Сейчас проявляется тенденция к тому, что в партиях их руководители склонны отдавать задания, распоряжения, однако требуется больше быть лидером, чем управленцем. Лидер же в отличии от управленца не ограничивается дачей поручения, он должен сам энергично действовать на виду у масс. Только тогда граждане пойдут за лидером. Сегодня есть все условия для гласного доведения до каждого гражданина информации о деятельности партии через печать, телевидение, Интернет. Если партия не сможет привести самое себя в движение, она не сможет мобилизовать свой электорат избирателей на реализацию собственных целей. Следовательно, сегодня требуется, чтобы партии победили самих себя в плане высвобождения от бездеятельности, недостатков, эйфории и самоуспокоения, ибо борьба за политическую власть партии неизбежно формирует лидера вокруг которого необходимо создавать мобильную и эффективно действующую когорту соратников. После же обретения политической власти перед партией должна стоять задача борьбы за принятие качественных законов на основе ее программы и устава. Следовательно, возникает проблема дальнейшего совершенствования партийных программных документов.

В четвертых, недавно внесенные в Конституцию последние изменения, на наш взгляд, требуют нового осмысления термина «борьбы за власть». В существующей литературе наблюдается отсутствие общепризнанного определения «борьбы за власть». В то время как практики придерживаются к этому термину с точки зрения «события», а не его «сущности». По этой причине в межпартийных спорах часто наблюдается применение термина «событие» и выраженное к данному событию отношение, и используется в качестве приёма идеологической борьбы. В то же время, в таких спорах межпартийная идеологическая конкуренция отсутствует. По причине того,

что партия является политической организацией, то со всей очевидностью возникает требование о том, что должна быть и «политическая борьба». Политическая же борьба, прежде всего, означает идеологическую борьбу. Сегодня представляется, что партии должны точно определить предмет идеологической борьбы. Предметом идеологической борьбы является - закон. Следовательно, борьба должна происходить именно вокруг него. Если мы примем за внимание, что законы принимаются большинством депутатов, значит последнее слово принадлежит партиям. Поскольку, при утверждении руководителя исполнительной власти кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлага-ется политическими партиями, то и это повышает их роль в обеспечении ими исполнения закона. Если партии примут законы, и они будут иметь полномочия осуществлять над исполнительной властью «Парла-ментский контроль», «Общественный контроль», то возникает вопрос о том, каким образом они могут осуществлять борьбу за ту власть, которой они сейчас обладают? Если мы будем исходить из правила о том, что в правовом государстве «закон» это власть, то партии являются обладателями такой власти. Следовательно, выражение о том, что «партия борется за власть» требует новой интерпретации, нового содержания. С точки зрения сущности, если рассматривать этот термин, то партии должны «бороться» не за власть, а на деле должны «бороться» за качество закона. Ядро межпартийной политической конкуренции должно составлять процесс разработки и принятия закона. В то время как по вопросу об исполнении закона партии должны спрашивать не друг у друга, а у исполнительной власти. В процессе обеспечения исполнения законов координация деятельности партий является объективной необходимостью.

Вообще, то доверие и ответственность, которая возлагается на политические партии в Узбекистане является наглядной демонстрацией претворяемых в жизнь демократических процессов. Резюмируя, можно сказать, что существующие в Узбекистане политические партии принимают активное участие в развитии правового демократического государства и гражданского общества.

Литература

1. Дюверже, М. Политические партии [Текст] / М. Дюверже; пер. с франц. - М.:Академический Проект, 2000. - 538 с.

2. Конституция Республики Узбекистан [Текст]. -Ташкент: Узбекистан, 2014. - 76 с.

3. Закон Республики Узбекистан «О политических партиях» [Текст]. - Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2014. - № 4. - ст. 45.

4. Конституционный Закон Республики Узбекистан «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» [Текст]. - Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2014. - № 16. - ст. 177.

5. Каримов, И. А. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т. 8 [Текст] / И. А. Каримов. - Ташкент: Узбекистан, 2000. - 512 с.

6. Каримов, И. А. Дальнейшее углубление демократических реформ и формирование гражданского общества - основной критерий развития нашей страны. Т. 19 [Текст] / И. А.Каримов. - Ташкент: Узбекистан, 2011. - 292 с.

7. Аствацатурова, М. А. Государственная стратегия в отношении партогенеза и партийного строительства: некоторые обобщения [Текст] / М. А. Аствацатурова, Л. Х. Дзахова // Человек. Сообщество. Управление. - 2007. -№ 3. - С. 6.

8. Татаркова, Д. Ю. Формирование политической оппозиции в России (2011-2012 гг.): конфликтный дискурс [Текст]: автореф. дисс... канд. политю наук. - Москва, 2014. - 25 с.

9. Программа Народно-демократическая партия Узбекистана // Политические партии Узбекистана [Текст]. -Ташкент: Минта^авий сиёсат жамгармаси, 2007. - 249 с.

10. Программа Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана [Электронный ресурс]ю - Режим доступа: http://uzlidep.uz/ru/about/programma-partii

References

1. Duverger, M. (2000). Political parties. Moscow: Academic Project, 538.

2. The Constitution of the Republic of Uzbekistan. (2014). Tashkent, Uzbekistan, 76.

3. The law «On political parties» (2014). Meeting of the legislation of the Republic of Uzbekistan, 4, Art. 45.

4. The Constitutional Law of the Republic of Uzbekistan «On strengthening the role of political parties in the renewal and further democratization of state governance and modernization of the country» (2014). Meeting of the legislation of the Republic of Uzbekistan, 16, Art. 177.

5. Karimov, I. (2000). Our ultimate goal - the independence and prosperity of the motherland, freedom and well-being of the people. Tashkent: Uzbekistan, 512.

6. Karimov, I. (2011). Further deepening democratic reforms and formation of civil society - the main criterion for the development of our country. Tashkent: Uzbekistan, 292.

7. Astvatsaturova, M., Dzahova, L. (2007). State Strategy on partogeneza and party building, some generalizations. «Man. Community. Management», 3, 6.

8. Tatarkova, D. (2014). Formation of political opposition in Russia (2011-2012.). Political institutions, processes and technologies Moscow, 25.

9. The program of the People's Democratic Party of Uzbekistan (2007). Political parties in Uzbekistan. Tashkent: Mint-aqaviy Siyosat Jamgarmasi, 249.

10. The program of the Movement of Entrepreneurs and Businessmen - Liberal-Democratic Party of Uzbekistan. Available at: http://uzlidep.uz/ru/about/programma-partii

Рекомендовано до публгкацИ д-р фтос. наук, профессор Мамадалиев Ш. О.

Дата надходження рукопису 22.05.2015

Бердикулов Сирожжон Насипкулович, старший научный сотрудник, Академия МВД Республики Узбекистан, ул. Интизор, 68, г. Ташкент, Узбекистан, 700197 Е-таП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.