Научная статья на тему 'Правовые основы участия политических партий в формировании органов государства в Узбекистане'

Правовые основы участия политических партий в формировании органов государства в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
232
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОН / ПАРЛАМЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Янгибаев А. К.

В статье рассматриваются правовые основы участия политических партий в формировании органов государства в Узбекистане, а также внесённые изменения и дополнения в законодательство и участие в выборах действующих партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы участия политических партий в формировании органов государства в Узбекистане»

мого комиссиями и комитетами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «формы парламентского контроля, осуществляемого членами Сената и депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «решения, выносимые в результате парламентского контроля».

Третья же глава законопроекта должна содержать «основы ответственности», «виды ответственности», «основания ответственности».

В заключение статьи можно сказать, что принятие данного Закона будет способствовать усилению влияния и повышению роли Олий Мажлиса Республики Узбекистан в жизнедеятельности общества и государства, укреплению его контрольной деятельности, созданию целостной системы правовых основ, созданию для депутатов и сенаторов благоприятных условий в этой сфере, координации их взаимной деятельности, и, смело можно сказать, достижению верховенства закона и справедливости.

Список литературы:

1. Парламентаризм: хорижий мамлакатлар тажрибаси. - Т., 2002. - Б. 32.

2. Одилкдриев Х.Т. Парламент назоратининг мохдяти ва асосий шаклла-ри // Парламент назорати: назария ва амалиёт масалалари. - Т., 2005. - Б. 31.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

© Янгибаев А.К.*

Академия МВД Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье рассматриваются правовые основы участия политических партий в формировании органов государства в Узбекистане, а также внесённые изменения и дополнения в законодательство и участие в выборах действующих партий.

Ключевые слова: конституция, закон, парламент, политическая партия, исполнительная власть, правовая основа, парламентский контроль.

Стоящие перед Республикой Узбекистан задачи модернизации страны, либерализации социально-экономической и политической жизни общества требуют обновления и развития подходов к роли политических партий в общественных и государственных процессах. Особенно большое значение приобретает участие политических партий в формировании органов государственной власти, деятельности представительных органов власти. Осуществ-

* Старший преподаватель кафедры Конституционного права.

ленные в стране реформы позволили значительно укрепить статус политических партий в общественной жизни, и особенно - в парламентской деятельности. В докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса нового созыва 23 января 2015 года Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов особо отметил, что «важнейшей задачей становится всемерное повышение в деятельности Законодательной палаты роли и значения фракций политических партий, дальнейшее последовательное развитие многопартийной системы в целом» [1]. Действительно, сегодня партии одновременно выступают не только как общественные объединения, как институты гражданского общества, но как субъекты властеотношений, участники процесса управления государством.

Степень участия политической партии в государственном управлении предопределяется широтой ее общественной поддержки, которая в условиях демократических выборов выражается в количестве голосов, поданных за нее на выборах. В рамках конкурентной борьбы наиболее интенсивно в деятельность органов власти вовлечены партии, представляющие интересы значительной части избирателей. В случае утраты партией доверия своего электората, снижается и ее представленность в органах власти, ослабевает влияние последней на принятие государственных решений.

Внесенные в последние годы изменения в избирательное и партийное законодательство способствовали существенному усилению роли и расширению полномочий партий в формировании органов государственной власти. Становление многопартийности привело к тому, что понадобилось специальное правовое регулирование этого процесса. На основе положений Конституции приняты законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О негосударственных некоммерческих организациях», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О финансировании политических партий» и ряд других актов законодательства. Особо следует отметить конституционный закон «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» (2007 г.), который четко сформулировал правовой статус партийных фракций, придерживающихся различных политических ориентаций, в том числе оппозиционной партии. Закон расширил поле для участия политических партий в формировании органов исполнительной власти путем прямого участия в формировании правительства, в отборе кандидатов на те или иные посты в органах исполнительной власти различного уровня.

После принятия новой редакции закона «О политических партиях» деятельность политических партий приобрела совершенно новые правовые основы. Это повлекло за собой существенные изменения в правовом статусе политических партий, и особенно в вопросах формирования органов государственной власти. Политические партии в Республике Узбекистан получили реальные возможности участвовать в формировании органов госу-

дарственной власти, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, поэтому их роль во взаимоотношениях государства и общества неизмеримо возросла.

Внесенные в 2014 году в Конституцию страны поправки уточнили право граждан участвовать в управлении делами общества и государства. Статья 32 дополнена положением о такой форме участия граждан в управлении делами общества и государства, как общественный контроль над деятельностью государственных органов. Безусловно, важнейшим каналом такого контроля является контрольная и иная деятельность партий. Указанное дополнение не просто закрепляет контрольную функцию общества, но и поощряет профессионализм и компетентность членов общественных организаций, в т.ч. партий. В статью 78 Конституции внесено изменение, согласно которому к совместному ведению Законодательной палаты и Сената относится осуществление парламентского контроля. В целях конкретизации оснований освобождения Премьер-министра Республики Узбекистан от должности статья 93 дополнена положением о том, что Президент страны освобождает главу правительства от должности в случае выражения вотума недоверия Премьер-министру, который может быть инициирован партийной фракцией.

Новые законы обеспечили усиление роли политических партий в демократизации государственного и общественного строительства и способствовали реализации следующих задач:

1. Повышение инициативы, роли, действенности и ответственности политических партий в реализации реформирования страны, обеспечение действенного общественного контроля над осуществлением государственной властью внутренней и внешней политики.

2. Создание организационно-правовых условий для активного участия политических партий в формировании органов представительной и исполнительной ветвей власти. Важное практическое и мобилизующее значение придаётся тому, чтобы политические партии, получившие места в законодательных и представительных органах власти, могли непосредственно участвовать в формировании исполнительных органов в центре и на местах и реализовывать через них свои программные цели.

3. Создание эффективных правовых механизмов, устанавливающих и обеспечивающих отчетность правительства, органов государственной власти перед политическими партиями, представленными в парламенте и местных представительных органах власти.

Кроме того, эти и другие нововведения законодательства позволили, на наш взгляд, добиться следующего:

- усиление политической ответственности партий за реализацию своих программных задач и предвыборных обещаний, а, в конечном счете - за успех и эффективность модернизации страны;

- появление сильной реальной межпартийной конкуренции и борьбы -как в парламенте, так и в представительных органах;

- усиление общественного контроля за деятельностью органов государства и повышение ответственности их должностных лиц;

- адекватное отражение в парламенте и других представительных органах существующих в обществе легальных политических сил, всего многообразия мнений и интересов;

- стимулирование социально-политической активности граждан, повышение их политической культуры и сознания;

- общее позитивное влияние на процессы демократизации и модернизации страны.

Таким образом, реформа законодательства позволила:

а) создать институциональные предпосылки для формирования сильных и эффективных политических партий, стимулирование укрепления позиций партий в законодательном и представительном органах;

б) преодолеть неразвитость партийной системы, укрепить правовой статус партий;

в) стимулировать политические партии: на участие в выборах и работе представительных органов государственной власти и формировании исполнительных органов, как на важнейшую задачу их уставной деятельности.

В результате партии стали нацелены на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством выборов и влияния на процесс назначения глав исполнительных органов, и, тем самым, участия в управлении государством. Сегодня в стране действуют Народно-демократическая партия Узбекистана, Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана, Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» и Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш» (Национальное возрождение). Они приняли активное участие в избирательной кампании в процессе выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса и Кенгаши народных депутатов областей, районов и городов, состоявшихся в конце 2014 года. Каждая из указанных партий сформировала свою фракцию в Законодательной палате Олий Мажлиса. Приступивший к работе в текущем году вновь избранный состав депутатов утвердил кандидатуру Премьер-министра, которая ранее была предложена победившей на выборах партией и официально внесена в парламент Президентом страны. Институт согласования (консультаций) Президентом с партиями кандидатур хакимов областей также можно рассматривать в качестве механизма оптимизации системы формирования органов исполнительной власти и контроля над ними.

Итак, организационно-правовой механизм участия партий в формировании органов исполнительной власти создает реальные возможности ши-

рокого общественного контроля над исполнительной властью. Вместе с тем, следует иметь в виду, что созданные реальные возможности для влияния партий на принятие решений о назначении главы правительства и хакимов, наличие механизма парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти сами по себе не приведут к повышению эффективности их деятельности. Только при условии активности и энергичного участия партий в принятии таких решений, при условии постоянного системного мониторинга и контроля партий над их дальнейшей деятельностью возможно строительство гражданского общества и правового государства.

Список литературы:

1. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Народное слово. - 24 января 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.