Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ РОСГВАРДИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ФОРМУ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ РОСГВАРДИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ФОРМУ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
892
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / СИСТЕМА / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котов Станислав Сергеевич

В статье идет речь о системе реализации требований к антитеррористической защищенности объектов различных форм собственности. Рассматриваются правовые и организационные основы обеспечения эффективного контроля выполнения этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Котов Станислав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NON-DEPARTMENTAL SECURITY UNITSOF THE RUSSIAN GUARD IN ENSURING THE ANTI-TERRORIST PROTECTIONOF OBJECTS AT THE PRESENT STAGE AND THE PROSPECTSFOR ITS DEVELOPMENT IN THE FORM OF SUPERVISORY ACTIVITIES

The article deals with the system of implementation of requirements for anti-terrorist protectionof objects of various forms of ownership. The legal and organizational bases for ensuring effective control over the implementation of this system are considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ РОСГВАРДИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ФОРМУ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Роль подразделений вневедомственной охраны Росгвардии в обеспечении антитеррористической защищенности объектов на современном этапе и перспективы ее развития в форму надзорной деятельности

СТАНИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ КОТОВ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: kotov_ss@rambler.ru

The role of non-departmental security units of the Russian Guard in ensuring the anti-terrorist protection of objects at the present stage and the prospects for its development in the form of supervisory activities

STANISLAV SERGEEVICH KOTOV,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: kotov_ss@rambler.ru

Аннотация. В статье идет речь о системе реализации требований к антитеррористической защищенности объектов различных форм собственности. Рассматриваются правовые и организационные основы обеспечения эффективного контроля выполнения этой системы.

Ключевые слова и словосочетания: антитеррористическая защищенность; система; контроль.

УДК 351.743

Annotation. The article deals with the system of implementation of requirements for anti-terrorist protection of objects of various forms of ownership. The legal and organizational bases for ensuring effective control over the implementation of this system are considered.

Keywords and phrases: Anti-terrorist security; system; control.

В современных условиях внимание всего общества обращено на вопросы противодействия терроризму, преступлениям экстремистской направленности и другим вызовам и угрозам криминального мира .

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, в том чис-

ле право на жизнь1 . Из всех видов преступлений против общества и личности наибольшую опасность представляет терроризм, формиру-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo . gov. ru (дата обращения: 04.07.2020).

ющий атмосферу страха и неуверенности, подрывающий доверие общества к действующей системе власти .

Как показывает практика реализации террористических замыслов во всем мире, многие из них направлены на наименее защищенные объекты, имеющие уязвимые элементы, для которых характерно сосредоточение значительного количества людей .

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации1 определено, что одними из основных задач в рассматриваемой сфере деятельности являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности объектов вероятных террористических посягательств, в том числе мест массового пребывания людей (далее — ММПЛ) и объектов топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК), а также введение типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз объектов рассматриваемых категорий

К числу основных направлений предупреждения терроризма отнесены организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также ММПЛ инженерно-техническими средствами защиты, определение механизма ответственности за невыполнение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов [2, с . 296] .

В соответствии с действующим законодательством2 Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности

Отправной точкой в реализации данных полномочий стало издание Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г . № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти было поручено разработать и представить на утверждение требования к антитеррористической защищенности объектов (далее — Требования АТЗ), в том числе ММПЛ и иных значимых

1 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. // Рос . газ . 2009. 20 окт.

2 О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // Рос . газ . 2006. 10 марта.

объектов социальной инфраструктуры (далее - 3ОСИ)з .

Федеральным законом от 3 июля 2016 г . № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» к числу задач войск национальной гвардии (далее — ВНГ) отнесено осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением российского законодательства в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны4 .

Таким образом, предмет надзорной деятельности в части контроля за обеспечением безопасности объектов законодателем ограничен только объектами ТЭК

Вместе с тем с момента принятия вышеуказанного закона нормативно-правовая база, регламентирующая требования к обеспечению безопасности объектов (территорий), а также ответственность за их нарушение, претерпела существенные изменения, расширив предмет регулирования и полномочия органов государственной власти

Так, во исполнение Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2013 г . № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» по состоянию на начало 2021 г . издано 46 профильных постановлений, установивших требования к антитеррористической защищенности ЗОСИ .

Предметом регулирования вышеуказанных актов Правительства РФ являются вопросы обеспечения безопасности по достаточно широкому спектру объектов рассматриваемых категорий различных форм собственности

Так, по состоянию на 1 января 2021 г . указанные требования реализованы в отношении 2 533 объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, 10 354 ММПЛ, 364 280 иных ЗОСИ (объектов образования, здравоохранения, торговых объектов, спорта, культуры, объектов религиозных организаций, объектов гостиничного бизнеса и т д )

3 Об антитеррористической защищенности объектов (территорий): постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 (ред. от 15 мая 2019 г. ) // СЗ РФ . 2013 . № 52 . Ч . II . Ст. 7220.

4 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г. ) // Рос . газ . 2016 . 6 июля .

В условиях развития экономики и социальной инфраструктуры имеется тенденция к ежегодному увеличению количества данных объектов .

Территориальные органы Росгвардии и подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — подразделения ВО) в соответствии с имеющейся компетенцией принимают участие в мероприятиях по реализации установленных Требований АТЗ, в том числе в рамках работы межведомственных комиссий по обследованию и категорированию объектов, в отношении которых установлены Требования АТЗ (далее — межведомственная комиссия) .

Привлечение сотрудников Росгвардии к участию в работе межведомственных комиссий предусмотрено Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации1, а также актами Правительства Российской Федерации, утверждающими требования к антитеррористической защищенности таких мест и объектов (территорий) [1, с . 199] .

Указанными подзаконными актами закреплено альтернативное представительство Росгвардии. Сотрудник может быть направлен в состав межведомственной комиссии или территориальным органом Федеральной службы ВНГ или подразделением ВО .

Практическая реализация свидетельствует о том, что в силу территориальной приближенности к категорируемым объектам именно сотрудник подразделения (отдела) ВО, выполняющий задачи на территории соответствующего муниципального образования, является тем представителем Росгвардии, который в подавляющем числе случаев включается в состав межведомственной комиссии и участвует в подготовке большинства рекомендаций по совершенствованию инженерно-технической укре-пленности объектов

Специалистами подразделений ВО в ходе работы на объекте проводится анализ по двум направлениям, характеризующим состояние антитеррористической защищенности: наличие инженерно-технических средств охраны и организационно-тактическое обеспечение безопасности

В рамках первого направления изучается фактическое наличие и состояние средств охранной и тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и речевого оповещения, со-

1 О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 (ред. от 26 апреля 2021 г. ) // СЗ РФ . 2016 .№ 41. Ст. 5802.

стояние освещенности и периметрального ограждения территории объекта

По второму направлению дается оценка эффективности установленного на объекте пропускного и внутриобъектового режимов, организации физической охраны, достаточности ее сил и средств, определяются навыки использования технических систем охраны персоналом объекта как в повседневном режиме, так и при осложнении обстановки и возникновении угроз преступного посягательства

По итогам работы межведомственной комиссии с учетом присвоенной категории и совокупности проведенного анализа о состоянии инженерно-технической укрепленности конкретного объекта, а также при их сопоставлении с предъявляемыми Требованиями АТЗ формулируются рекомендации, направленные на совершенствование антитеррористической защищенности объекта

Следует отметить, что подавляющее большинство указанных рекомендаций относится к предмету экспертной оценки2 именно сотрудника подразделения ВО, входящего в состав межведомственной комиссии Они включают в себя в том числе вопросы порядка внедрения и тактики использования инженерно-технических средств охраны на конкретном объекте с учетом выявленных на нем потенциально опасных участков и уязвимых элементов, а также определение эффективности установленного на объекте алгоритма применения сил физической охраны

По каждому виду объектов установлены дифференцированные сроки реализации данных рекомендаций, при этом их невыполнение в конкретных случаях может рассматриваться в качестве нарушения Требований АТЗ .

Вместе с тем анализ действующих нормативно-правовых актов, а также существующий механизм выявления и документирования фактов нарушения Требований АТЗ посредством осуществления контрольных полномочий свидетельствует о том, что в настоящее время они установлены только в отношении объектов ТЭК3 и объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ4 .

2 Методические рекомендации ГУВО Росгвардии Р 075-2018 .

3 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. № 466.

4 Об утверждении типовых форм документов, необходимых при осуществлении контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации: приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 7 июля 2020 г. № 194 .

Так, в соответствии с пунктом 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации,1контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) рассматриваемой категории возлагается на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту расположения объектов (территорий) путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер

Анализ практики реализации указанных полномочий свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве они по поручению руководителя территориального органа Росгвардии выполняются сотрудниками подразделений ВО, которыми в ходе проверок объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ, осуществляется как выявление, так и документирование фактов нарушений Требований АТЗ .

В целях урегулирования ответственности за неисполнение установленных Требований АТЗ в декабре 2019 г .в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) введена статья 20.35. «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций» 2 .

Анализ содержания диспозиции данной статьи указывает на то, что предметом ее регулирования являются общественные отношения и Требования АТЗ, установленные в отношении всех категорий объектов (территорий) .

Кодифицированным административным законодательством должностным лицам ВНГ предоставлены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 20 35 КоАП РФ

Таким образом, совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих рассматриваемое направление деятельности, свидетельствует о фактическом и существенном

1 Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

2 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г. ) // СЗ РФ . 2002. № 1. Ч . 1. Ст. 1; О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 441-ФЗ. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

расширении предмета надзорной деятельности и значительном увеличении в нем роли подразделений ВО

В отношении иных объектов ЗОСИ, для которых установлены обязательные для исполнения Требования АТЗ, осуществление контроля за их исполнением возложено на самих собственников (правообладателей) этих объектов, что зачастую не обеспечивает достижение поставленных целей обеспечения безопасности

Данная ситуация, как правило, обусловлена различными обстоятельствами . Среди них, прежде всего, можно выделить нежелание собственников (правообладателей) объектов нести финансовые издержки, необходимые для выполнения рекомендаций и Требований АТЗ, связанных с оборудованием объектов инженерно-техническими средствами охраны или привлечением сотрудников частных охранных организаций на договорной основе Нередки случаи затягивания сроков при проведении соответствующих процедур по закупке, монтажу и внедрению в практическое применение даже при наличии необходимого финансирования

Вместе с тем зачастую внутри самой структуры организаций, являющихся правообладателями объектов, принятие мер по непосредственной реализации рекомендаций возлагается на должностных лиц, которые не обладают соответствующим уровнем компетенции в вопросах внедрения и тактики использования инженерно-технических средств охраны, что не способствует достижению необходимого состояния защищенности объектов

В числе наиболее резонансных событий недавнего времени, сигнализирующих о наличии системных проблем в вопросах контроля за обеспечением антитеррористической защищенности ЗОСИ, можно выделить нападение с применением огнестрельного оружия, совершенное в мае 2021 г . на гимназию № 175 г . Казани, а спустя 3 месяца, в сентябре 2021 г ., реализацию аналогичного преступного замысла на территории Пермского государственного университета, каждое из которых привело к значительным жертвам

Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости повышения роли органов государственной власти и концентрации усилий их профильных подразделений в работе на упреждение развития негативных сценариев за счет повышения качества реализации мер антитеррористической защищенности, а также своевременного привлечения к ответственности виновных лиц, не обеспечивающих над-

лежащий механизм выполнения Требований АТЗ в повседневном режиме .

Вместе с тем анализ правоприменительной практики по статье 20 . 35 . КоАП РФ свидетельствует о том, что в 2020—2021 гг . ее фактическая реализация была единичной, что обусловлено в том числе отсутствием разграничения компетенции органов власти в сфере осуществления контроля исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов . 1

1 Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 4 июня 2020 г. № 27-36-2020/Ид6166-20.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется целесообразной подготовка предложений по изменению Требований АТЗ, установленных актами Правительства Российской Федерации, в части обеспечения контроля за выполнением Требований АТЗ, а также разработка предложений по дополнению перечня задач ВНГ правовой нормой, закрепляющей расширение предмета административно-надзорной деятельности в части контроля за обеспечением безопасности объектов всех категорий, в отношении которых установлены Требования АТЗ .

Список литературы:

1 . Бондаренко Ю. А., Шипулин А. В. Участие сотрудников вневедомственной охраны Ро-сгвардии в обеспечении антитеррористической защищенности объектов различных категорий и возникающие при этом проблемные вопросы // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями . 2020 . № 20-1 .

2 . Нырков В. Г. Правовые аспекты обеспечения антитеррористической защищенности объектов и вопросы их совершенствования // Евразийский юридический журнал . 2016 . № 4 (95) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.