ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Асеев А. Г. Роль и место Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). С. 8-15.
Aseev A. G. The role and place of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation in ensuring national security. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 1 (85). Pp. 8-15. (In Russ.)
УДК 342.51
А. Г. Асеев
Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия
РОЛЬ И МЕСТО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Асеев Александр Григорьевич — доцент, профессор кафедры «Конституционное и административное право».
E-mail: 271_alex@mail.ru
В статье рассматривается правовой статус Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти в системе обеспечения государственной, общественной и национальной безопасности государства. Раскрывается содержание целевого и компетенционного блоков статуса Росгвардии. На основе исследования основных задач и специфики деятельности войск национальной гвардии, с опорой на нормативные правовые акты, показывается роль Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Ключевые слова: Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, правовой статус, федеральный орган исполнительной власти, полномочия, задачи, общественный порядок, общественная безопасность.
A. G. Aseev
Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, Novosibirsk, Russia
THE ROLE AND PLACE OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING NATIONAL SECURITY
Aseev Alexander G. — Associate Professor, Professor at the Department of Constitutional and Administrative Law.
This article examines the legal status of the Federal service of the national guard of the Russian Federation as a Federal Executive authority in the system of ensuring state, public and national security of the state. The content of the target and competence blocks of the ROS guard status is revealed. Based on the study of the main tasks and specifics of the national guard troops, based on normative legal acts, the role of the Federal service of the national guard of the Russian Federation in ensuring national security is shown.
Keywords: Federal Service of the National Guard of the Russian Federation; legal status, Federal Executive authority, powers, tasks, public order, public security.
В настоящее время продолжается развитие и укрепление российской государственности на фоне угроз как внутри государства, так и со стороны других государств. Исходя из этого, возникает необходимость и проблема повышения эффективности функционирования системы обеспечения государственной, общественной и национальной безопасности Российской Федерации, и это становится приоритетной задачей государства [2, с. 48].
За последние четыре года глава государства в целях совершенствования государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности России при реформировании системы федеральных органов исполнительной власти делал акцент на комплексное и системное совершенствование структуры правоохранительных органов. Так, Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»1 Федеральная миграционная служба и Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков были упразднены как самостоятельные федеральные органы исполнительной власти. Их функции и полномочия были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации, а в структуру Центрального аппарата МВД России были добавлены два главных управления: по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков [1, с. 45].
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны2.
Росгвардия является центральным органом управления одной из военизированных структур государства — войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее — ВНГ РФ). Войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина3.
Национальная безопасность как важнейшая составляющая общей системы безопасности непосредственно связана с экономическим, социально-политическим и духовным развитием страны, ее местом и ролью в глобальных межгосударственных отношениях. Среди основных видов национальной безопасности можно отметить такие, как: государственная, общественная, экономическая, экологическая, информационная, оборонная, ядерная, радиационная (химическая), оборонно-промышленная, международная, биологическая, продовольственная, антитеррористическая, научно-технологическая, финансовая, противопожарная, личная, безопасность дорожного движения и др.
Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита на-
1 О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: указ Президента РФ от 5.04.2016 № 156 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 15. Ст. 2071.
2 О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 41. Ст. 5802.
3 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3.07.2016 № 226-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4159.
селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера1. Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сегодня обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации, а приоритетной задачей ее обеспечения является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Система обеспечения общественной безопасности включает силы и средства ее обеспечения. Одним из таких органов, основной целью которого является обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина, являются войска национальной гвардии Российской Федерации, которые организационно входят в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
Для подтверждения роли и места Росгвардии и ВНГ РФ в обеспечении национальной безопасности рассмотрим этот вопрос через призму выполнения поставленных перед этими органами задач. Перед ВНГ РФ законодатель поставил девять основных задач, большая часть из которых направлена на обеспечение национальной безопасности государства. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина одной из первых перед ВНГ РФ поставлена задача участия в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. ВНГ РФ охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность как в повседневной жизнедеятельности, так и при проведении различных массовых мероприятий: общественно-политических, культурно-массовых, спортивно-массовых, религиозных, специальных, смешанных и др.
Следующими задачами ВНГ РФ законодателем определены охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, и охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» Правительство РФ утвердило перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии2, который включает в себя 40 объектов федерального значения. Несение службы по охране важных государственных объектов является выполнением боевой задачи и требует от личного состава точного соблюдения Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Обеспечивая безопасность объектов из утвержденного перечня, ВНГ РФ вносят определенный вклад в обеспечение общественной безопасности государственно значимых объектов.
Третьей задачей ВНГ РФ законодатель определил участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Борьба с терроризмом — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение задач по выявлению, предупреждению и пресечению
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
2 Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии: распоряжение Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 21. Ст. 3065.
террористической деятельности; раскрытию и расследованию преступлений террористического характера. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения1. Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества, он подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Президент РФ определил, что первоочередные меры по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения, осуществляются силами и средствами федеральных органов исполнительной власти. Порядок осуществления первоочередных мер определяется совместным нормативным правовым актом ФСБ России, Росгвардии, ФСО России, МВД России, Минобороны России, Минюста России и МЧС России .
Современный терроризм характеризуется разветвленной сетью центров и баз по подготовке боевиков, а также сетью фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов для финансирования и всестороннего обеспечения их операций. Концентрации финансовых ресурсов в руках террористов способствует и срастание терроризма с преступными синдикатами наркобизнеса и торговли оружием. Ему свойственны масштабность; наличие богатой финансовой системы, основанной на торговле оружием, наркотиками, работорговли; наличие современных средств связи, выход в сеть Интернет. В 2019 году в результате эффективного взаимодействия Роскомнадзора и Росгвардии пресечено распространение террористической пропаганды на более чем 50 тысяч страниц в сети Интернет. Для усиления работы ВНГ РФ в борьбе с терроризмом и организации взаимодействия с ФСБ России и другими правоохранительными органами Президент РФ ввел в состав Федерального оперативного штаба по должностям Национального антитеррористического комитета директора Росгвардии — главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации и внес изменения в Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью4, где вместо ФСКН была внесена Росгвардия. Кроме того, глава государства ввел в состав оперативных штабов антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации начальников территориальных органов Росгвардии5.
10 декабря 2019 года были подведены итоги работы Национального антитеррористического комитета за прошедший год и определены приоритетные направления деятельности на 2020 год по нейтрализации террористических угроз, обеспечивающие адекватное реагирование на них сил и средств оперативных штабов, антитеррористических комиссий, институтов гражданского общества, всей общегосударственной системы противодействия терроризму. В 2019 году силами МВД, ФСБ и Росгвардии было разоблачено 78 ячеек террористов, пресечены 54 преступления террористической направленности, в том числе 33 террористических акта, ликвидированы 83 нелегальные мастерские по производству и
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683.
2 О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 52. Ст. 7591.
3 Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 7.12.2016 № 656 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50. Ст. 7077.
4 О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17. Ст. 1958.
5 О совершенствовании системы управления Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: указ Президента РФ от 29.07.2017 № 345 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 31 (ч. II). Ст. 4896.
переделке оружия, нейтрализовано восемь преступных групп, занимавшихся поставками оружия и боеприпасов из зон вооруженных конфликтов.
Экстремизм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. В целях повышения эффективности борьбы с преступностью Президент РФ изменил состав Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации по должностям и в декабре 2016 года ввел в ее состав директора Росгвардии — главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации. Данная комиссия является межведомственным органом, образованным в целях обеспечения реализации государственной политики в области противодействия экстремизму, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью. Кроме того, тогда же руководителя Рос-гвардии ввели в состав президиума Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации по должностям1. Президиум создан с целью решения оперативных вопросов в сфере противодействия экстремизму.
Одной из составляющей обеспечения национальной безопасности государства является обеспечение режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции. Именно в такой редакции звучит четвертая основная задача ВНГ РФ. Чрезвычайные правовые режимы устанавливаются в случаях необходимости усиления защиты государственных интересов, прав и свобод граждан, охраны законных интересов юридических лиц. Их введение обусловлено наличием существенных угроз конституционному строю, целостности государства, жизни и здоровью населения, общественной безопасности. Законодатель с помощью федеральных конституционных законов определил два специальных административно-правовых режима: чрезвычайное2 и военное положение . Режим чрезвычайного положения впервые был введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1990 г. на территории Нагорно-Карабахской автономной области и прилегающих к ней районов Азербайджанской ССР и Армянской ССР4. В последующие годы правовой режим чрезвычайного положения вводился союзными и республиканскими органами власти не менее 25 раз, постепенно превращаясь в повседневную реальность многих регионов Советского Союза. За последнее десятилетие ХХ века в России режим чрезвычайного положения вводился неоднократно (в ноябре 1991 года — в Чечено-Ингушской Республике5, в 1992-1995 годах — в Северной Осетии и Ингушетии6, а также в октябре 1993 года — в городе Москве), так как возникали
1 Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 7.12.2016 № 657 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50. Ст. 7078.
2 О чрезвычайном положении: федер. конст. закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.
3 О военном положении: федер. конст. закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 5. Ст. 375.
4 Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах: указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.01.1990 № 1060-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 3. Ст. 40.
5 О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской Республике: указ Президента РСФСР от 7.11.1991 № 178 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1546.
6 О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики: указ Президента РФ от 2.11.1992 № 1327 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2601; О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики: указ Президента РФ от 31.01.1995 № 87 // Рос. газета. 1995. № 24.
ситуации, которые реально требовали применения подобного рода режима особого государственного управления [3, с. 17]. Во всех случаях, когда вводился административно-правовой режим чрезвычайного положения, привлекались войска национальной гвардии (ранее это были внутренние войска).
Основанием для введения режима военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. До сегодняшнего дня данный режим на практике ни разу не вводился, но, учитывая, что законодатель определил ВНГ РФ обеспечение данного режима, при его введении перед ними будут поставлены такие задачи, как:
- участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
- охрана и оборона военных, важных государственных объектов и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
- пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;
- применение усиленных мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
- оказание помощи в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;
- охрана военнопленных, зданий, где они содержатся;
- в случае необходимости — ограничение прав и свобод граждан, а также расширение их обязанностей;
- участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима военного положения.
Кроме того, законодатель предписал ВНГ РФ обеспечение режима контртеррористической операции (далее — КТО), в рамках которого территориальные подразделения Рос-гвардии:
1. Принимают меры, направленные на обеспечение безопасности населения в районе возникновения угрозы или совершения теракта.
2. Усиливают охрану объектов органов государственной власти, органов местного самоуправления, образования, здравоохранения, транспорта, обеспечения жизнедеятельности населения, производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества, дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность, медицинских учреждений, пунктов постоянной дислокации подразделений (органов), принимающих участие в КТО.
3. Выставляют посты регулирования, наблюдения, рубежи блокирования и оцепления.
4. Развертывают пункты управления оперативного штаба и территориальных органов Росгвардии.
5. Готовят и обобщают информационно-аналитические и справочные материалы с характеристикой объекта совершения (угрозы совершения) теракта и прилегающей к этому объекту местности, планами застройки, схемами коммуникаций, сведениями о должно-
стных лицах органов местного самоуправления, руководстве и персонале объекта, радиосредствах, официально действующих в районе теракта.
6. Оценивают оперативную обстановку в районе теракта, проводят мероприятия по предупреждению (пресечению) теракта.
7. Добывают информацию о состоянии и местонахождении террористов и заложников, о потерях среди мирного населения и участников КТО, о негативных последствиях, возникших в результате совершения теракта и проведения КТО.
Следующий комплекс задач ВНГ РФ в сфере обеспечения национальной безопасности — это участие в территориальной обороне Российской Федерации и оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации.
Территориальная оборона — система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации или ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований. Одним из конституционных совещательных органов, занимающихся вопросами подготовки предложений в сфере обороны, является Совет безопасности Российской Федерации. В апреле 2016 года Президент РФ включил в качестве постоянного члена Совета безопасности РФ директора Росгвардии1. Данный юридический факт говорит о роли и месте этого органа в принятии решений в сфере обеспечения национальной безопасности государства.
Задачами территориальных управлений Росгвардии по обеспечению территориальной обороны являются:
- принятие под охрану важных государственных объектов и сооружений на коммуникациях, особо важных и режимных объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ РФ в границах объекта;
- организация взаимодействия с пунктами управления соседних территориальных органов, соединений, воинских частей, подразделений (органов) ВНГ РФ, с пунктами управления довольствующих органов, базами и складами хранения ресурсов, стационарными ремонтными заводами, нефтеперерабатывающими заводами, базами, складами;
- принятие в оперативное подчинение воинских частей, соединений, организаций, подразделений ВНГ РФ и оборудование пунктов постоянной дислокации;
- оборудование районов сосредоточения дорожных сооружений, обходов, бродов, барьерных рубежей и труднопреодолимых участков;
- организация комендантской службы по охране основных автомобильных и железных дорог, используемых для перевозки войск, специальных грузов;
- выявление районов компактного проживания диаспор некоренного населения;
1 О внесении изменения в состав Совета Безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 5.04.2016 № 159 (утв. Указом Президента Российской Федерации от 25.05.2012 № 715 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 15. Ст. 2073.
- принятие мер по тактической маскировке пунктов дислокации соединений, воинских частей, подразделений (органов) ВНГ РФ.
При оказании содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации войска национальной гвардии выполняют следующие задачи:
- временно ограничивают или воспрепятствуют доступу граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации;
- воспрепятствуют незаконным массовым пересечениям государственной границы;
- обеспечивают общественный порядок при проведении на государственной границе и в пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного уровня;
- обеспечивают правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
- обеспечивают охрану государственной границы в части воспрещения незаконного ее пересечения на участках мест дислокации военных объектов и гарнизонов ВНГ РФ;
- участвуют совместно с пограничными органами ФСБ России в пограничных поисках и операциях;
- охраняют внутренние акватории морей, рек и озер на территории Российской Федерации;
- участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств на охраняемых объектах и сооружениях;
- участвуют в поиске и задержании лиц, противоправным способом проникших на территории охраняемых объектов и сооружений со стороны акваторий, а также покинувших их в сторону акваторий;
- участвуют совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка на акваториях водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами.
Росгвардия как центральный орган управления войсками национальной гвардии имеет в своем составе главные управления, управления, департаменты, службы и отделы. Она реализует свои функции как непосредственно, так и через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии, с помощью которых осуществляется совместная деятельность в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной и национальной безопасности.
Библиографический список
1. Асеев А. Г. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации: особенности правового статуса // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. 2019. № 1. С. 45-50.
2. Асеев А. Г. Эксклюзивные полномочия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Военное право. 2019. № 5 (57). С. 48-51.
3. Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях особых правовых режимов: учеб. пособие / А. Г. Асеев [и др.]; НВИ ВВ им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России. Новосибирск, 2016. 57 с.