А. В. Шипулин,
УВО ВНГ России по Алтайскому краю
С. Б. Ахлюстин
Н. И. Меркулова,
кандидат технических наук
ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ
PROCEDURE AND BASES FOR ATTENDING EMPLOYEES OF EXTRA-DEPARTMENTAL PROTECTION OF CITIZENS AND LEGAL ENTITIES TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF REQUIREMENTS FOR ANTI-TERROR PROTECTION OF OBJECTS
В статье проводится анализ возможности, условий и оснований привлечения сотрудниками вневедомственной охраны Росгвардии граждан, юридических лиц и должностных лиц к административной ответственности за нарушения установленных требований антитеррористической защиты объектов. Формулируются рекомендации о получении информации о нарушениях. Делается вывод об организации работы в данном направлении деятельности подразделений вневедомственной охраны.
The article analyzes the possibility, conditions and grounds for attracting administrative responsibility by employees of the extra-departmental security service of the Rosgvard guard for violations of the established requirements of anti-terrorist protection of facilities. Formulated recommendations on obtaining information about violations. The conclusion is made about the organization of work in this area of activity ofprivate security units.
Профилактика и предупреждение проявлений терроризма являются важным звеном государственной системы безопасности. Привлечение юридических и физических лиц, а также должностных лиц к административной ответственности за неисполнение законодательства Российской Федерации в области антитеррористической защиты государства, общества и граждан является действенной мерой воздей-
ствия. Вместе с тем вновь вводимые нормы законодательства всегда требуют осмысления, проработки мер и способов их применения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В декабре 2019 года в КоАП РФ была добавлена статья 20.35 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиоз-
ных организаций», предусматривающая административную ответственность за «нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)» [1]. Также в пункт 103 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ были внесены полномочия по составлению административных протоколов, предусмотренных статьей 20.35 КоАП Российской Федерации (в пределах своей компетенции) [1], предоставленные должностным лицам войск национальной гвардии Российской Федерации. Полномочия по составлению административных протоколов по данной статье также предоставлены должностным лицам ФСБ России и МВД России.
Статьей 9 главы 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями «пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия» [2], а «должностные лица подразделений войск национальной гвардии вправе выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан» [2].
Законодательно определено, что сотрудники вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляют:
- участие в установленном порядке в осуществлении мероприятий по контролю за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (п.19.9);
- выдачу руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются в соответствии с перечнем объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, утвержденным Правительством Российской Федерации, а в соответствии с законодательством Российской Федерации — руководителям и должностным лицам иных организаций, предписаний о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности
объектов и об обеспечении безопасности граждан (п.19.14);
- участие в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов, выдачу рекомендаций по их инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны (п. 19.24.4).
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» на настоящий момент издано 32 нормативных правовых акта Правительства Российской Федерации, утверждающих требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности, а также мест массового пребывания людей (далее — постановления Правительства по антитеррористической защите объектов).
Реализация всех постановлений Правительства по антитеррористической защите объектов находится на контроле антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации (далее — АТК субъекта) под руководством высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. На заседаниях АТК субъекта утверждаются перечни объектов, подлежащих антитеррористической защите, по каждому из постановлений Правительства по антитеррористической защите объектов. Для определения полных и достоверных перечней объектов, подлежащих включению в списки АТК регионов, необходимо исследовать механизм ранжирования этих объектов. Сотрудниками кафедры радиотехнических систем и комплексов охранного мониторинга с марта по сентябрь 2020 года проводилось исследование в данном направлении. В ходе исследования авторами был проведен экспертный опрос сотрудников групп организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии подразделений вневедомственной охраны, из 44 субъектов Российской Федерации. В анкетном опросе были задействованы сотрудники групп организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии подразделений вневедомственной охраны, проходившие переподготовку и повышение квалификации в Воронежском институте МВД России в 2020 году. Более половины (74,3 %) опрошенных экспертов были практическими сотрудниками подразделений вневедомственной охраны и имели профессиональный стаж службы от 10 до 20 лет. Осно-
вываясь на результатах анализа анкет, можно сделать вывод, что проблемным вопросом реализации некоторых постановлений является то, что не во всех утвержденных постановлениях определен орган власти, формирующий данный перечень [3, 5—7, 9]. В настоящий момент практически все утверждённые перечни объектов, подлежащих антитеррористической защите, требуют дополнений и корректировки. Наличие полных достоверных и актуальных перечней необходимо для последующей работы с собственниками объектов. Также важно, чтобы собственники объектов, входящих в перечень, были уведомлены о том, что их объекты подлежат антитеррористической защите и им установлен срок на проведение антитеррористических мероприятий.
Положениями всех постановлений Правительства по антитеррористической защите объектов предусмотрено участие представителей Росгвардии в работе межведомственных комиссий по обследованию и категорированию объектов, а также в согласовании паспортов безопасности объектов.
На основании акта обследования собственником объекта разрабатывается паспорт безопасности и направляется для согласования в органы государственной власти.
Как правило, обследование объектов должно проводиться в течение одного-трех месяцев после принятия соответствующего постановления Правительства по антитеррористической защите объектов, еще, как правило, один год дается собственнику на устранение имеющихся недостатков в антитеррористической защите объекта после утверждения паспорта безопасности. И только после этого возможно принятие мер воздействия, в том числе и привлечение к административной ответственности.
Паспорт безопасности после утверждения хранится у собственника, а по некоторым постановлениям еще один экземпляр направляется в вышестоящий (контролирующий) орган. При этом, например, по постановлению Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» контроль за исполнением возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а хранится второй экземпляр паспорта в органах местного самоуправления,
так как они являются правообладателями объектов образования.
Проверка должна осуществляться по утвержденному графику либо в целях контроля за устранением ранее выявленных недостатков. Однако, учитывая значительное количество образовательных организаций, а также большое количество недостатков и разные сроки, данные на их устранение, на настоящий момент организация полноценного и эффективного контроля за устранением выявленных недостатков является, с нашей точки зрения, достаточно проблематичной. По некоторым постановлениям Правительства по антитеррористической защите объектов контроль за устранением недостатков, указанных в паспортах безопасности объектов, возложен на самих собственников (правообладателей) объектов и вышестоящей контролирующей организации не предусмотрено [3—7, 9]. Получается, что собственник устанавливает для себя сроки устранения недостатков, исполняет, сам же себя контролирует и сведения об этом никуда представлять не обязан.
Постановлениями Правительства контроль по антитеррористической защите объектов, подведомственных федеральным органам власти, возложен на их вышестоящие (контролирующие) органы. Также, по постановлению Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», контроль за антитеррористической защищенностью объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, возложен на подразделения вневедомственной охраны. Для данных объектов определен порядок осуществления обследований, вынесения предписаний, а также порядок осуществления контроля за устранением выявленных недостатков. Поэтому в отношении объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, проблем по составлению протоколов, предусмотренных статьей 20.35 КоАП РФ, не должно быть. Конечно, при этом необходимо соблюдать график обследования (размещение его в сети Интернет), своевременность уведомления собственников о сроках обследования, вынесение предписаний в соответствии с методическими рекомендациями Главного управления вневедомственной охраны Росгвардии, соблюдение сроков, данных на устранение указанных недо-
статков. Немаловажным фактором является то, что к данной работе допускаются сотрудники, прошедшие в установленном порядке обучение по антитеррористической защите объектов, то есть являющиеся экспертами в данной области.
Для составления административного протокола, предусмотренного статьей 20.35 КоАП РФ, нужно, чтобы объект находился в перечне объектов, подлежащих антитеррористической защите, утвержденном АТК субъекта. Собственник должен быть уведомлен о включении его объекта в данный перечень. Неисполнением антитеррористических требований будет являться то, что в паспорте безопасности имеются недостатки с просроченными сроками исполнения. Привлекать к административной ответственности можно лишь за неустраненные в установленный срок недостатки, указанные в паспорте безопасности. За недостатки, которые в паспорте безопасности не указаны, привлекать к административной ответственности нельзя. Если выявляются недостатки, которые ранее не были указаны в паспорте безопасности, нужно инициировать актуализацию паспорта безопасности, внести в него необходимые изменения и установить сроки устранения вновь выявленных недостатков.
Получать информацию о нарушениях требований антитеррористической защиты объектов можно несколькими способами:
1. Путем осуществления контрольной проверки исполнения антитеррористического законодательства. Проведение проверки возможно вышестоящим (контролирующим) органом, на который возложено осуществление контроля постановлениями Правительства, или прокурорами различного уровня в рамках надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации. При этом, как уже отмечалось выше, у сотрудников Росгвардии данных полномочий нет. При проведении проверки контролю должно подвергаться устранение недостатков, указанных в паспорте безопасности, а при отсутствии паспорта — проведение мероприятий по категори-рованию и паспортизации объекта.
2. По косвенным признакам, указывающим на невыполнение требований антитеррористического законодательства собственниками объектов. Одним из таких признаков является отсутствие договора на охрану с подразделением вневедомственной охраны. Так, например, в постановлениях Правительства по антитеррористической защищенности образовательных организаций [8], гостиниц и иных средств размещения граждан [9] и некоторых других в прямой постановке указано, что на объекте должна устанавливаться кнопка тревожной сигнализации (экс-
тренного вызова наряда полиции). Еще одним признаком нарушений антитеррористической защиты объектов можно считать отсутствие мероприятий по категорированию и паспортизации объектов, а также нарушение сроков проведения данных мероприятий, указанных в постановлениях Правительства по антитеррористической защите объектов. Мероприятия по категорирова-нию начинаются с создания собственником объекта комиссии, в состав которой включаются представители федеральных органов власти. Поэтому отсутствие писем в данных федеральных органах власти, если сроки проведения данных мероприятий прошли, можно расценивать как нарушение постановления Правительства по антитеррористической защите объектов.
Вся информация по неисполнению антитеррористического законодательства должна документироваться и подписываться лицами, проводящими проверку, и собственниками (уполномоченными должностными лицами). Если для получения информации о нарушениях антитеррористического законодательства используются косвенные признаки, то необходимы: справки об отсутствии заключенного договора с подразделением вневедомственной охраны; справки из федеральных органов исполнительной власти об отсутствии писем от организации о создании комиссии по проведению категорирования и паспортизации объекта; сведения об окончании сроков, установленных постановлениями Правительства или иными уполномоченными органами (например, АТК субъекта) для проведения паспортизации и категорирования объектов различных категорий.
По словам Павла Крашенинникова, занимающего пост председателя комитета по государственному строительству и законодательству, требования по обеспечению безопасности от угрозы терроризма давно разработаны и в настоящее время соблюдаются большинством российских предприятий. Однако существуют и объекты, которые намеренно игнорируют данные положения и при этом не несут никакого наказания, ведь ранее существенной административной ответственности за это не существовало.
Статья КоАП РФ 20.35 призвана откорректировать это несправедливое обстоятельство и усилить мотивацию руководства таких объектов решать вопросы антитеррористической безопасности и проведения защитных мероприятий.
В целях контроля за исполнением постановлений Правительства по антитеррористической защите объектов, а также применения статьи 20.35 КоАП РФ предлагаем использовать возможности АТК субъекта и организовать осу-
ществление проверок вышестоящим (контролирующим) органом, на который возложен контроль за исполнением постановлений Правительства по антитеррористической защите объектов, или прокурорами различного уровня в рамках надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации следующим образом:
1. При наличии в органе власти (например, в Росгвардии) информации о возможном нарушении требований антитеррористической защиты объектов этим органом власти в прокуратуру (или АТК субъекта) направляется письмо с описанием предполагаемых нарушений (например, отсутствие кнопок тревожной сигнализации с выводом в подразделения вневедомственной охраны Росгвардии, непроведение работы по категорированию и паспортизации (по сведениям Росгвардии или иных органов власти), а также просьбой принятия мер по осуществлению проверки наличия нарушений законодательства Российской Федерации.
2. Прокуроры имеют право провести проверку любого объекта по соблюдению на нем требований антитеррористической защиты, причем могут это сделать с привлечением сотрудников Росгвардии в качестве экспертов. АТК субъекта может дать указание о проведении проверки вышестоящему (контролирующему) органу, на который возложено осуществление контроля постановлениями Правительства по антитеррористической защите объектов.
3. При выявлении нарушений прокурор или должностное лицо вышестоящего контролирующего органа должны вынести представление собственнику объекта о необходимости устранения нарушений и направить материалы для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.35 КоАП РФ, в уполномоченные органы власти (МВД России, ФСБ России, Росгвардию).
4. Уполномоченным органом составляется протокол по статье 20.35 КоАП РФ.
При рассмотрении нарушений антитеррористической защищенности объектов хочется обратить внимание на возможность составления протокола по статье 19.5.1 КоАП РФ «Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму» за неисполнение решения антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации и подготовки предписания. Исполнимость предписания является другим важным требованием, поскольку предписание исхо-
дит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение. Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет недействительность предписания [10]. Предписание должно содержать требования об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий (объем работ), которые необходимо выполнить для устранения нарушений законодательства. На данное положение было указано Верховным Судом Российской Федерации, когда мировой судья признал предписание должностного лица незаконным в связи с отсутствием в нем положений об определении объема работ, выполнение которого требовалось организации при соблюдении норм технической эксплуатации жилищного фонда [11].
Составление административных протоколов сотрудниками вневедомственной охраны Росгвар-дии по статье 20.35 КоАП РФ на настоящий момент возможно лишь в отношении собственников объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. В отношении иных объектов составление протоколов возможно по представлениям Прокуратуры Российской Федерации, АТК субъекта и органов, на которые возложен контроль за исполнением постановлений Правительства по антитеррористической защите объектов.
Самостоятельное, без привлечения других лиц, составление административных протоколов сотрудниками Росгвардии в отношении собственников иных объектов будет возможно только после внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за невыполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), уточняющих и разъясняющих, в каких случаях сотрудники Росгвардии имеют право выносить предписания руководителям и должностным лицам организаций, не входящих в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации : федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от
06.02.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации : федеральный закон от 03 июля 2016 № 226-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
23.03.2020).
3. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта : постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 № 202 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
4. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
5. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) : постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
6. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», организаций Государственной корпорации по космической дея-
тельности «Роскосмос» и организаций ракетно-космической промышленности, а также формы паспорта безопасности указанных объектов (территорий) : постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2019 № 286 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
7. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведе-ния и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1467 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
8. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) : постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
9. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов: постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 № 447 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
10. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 № 02АП-7064/2015 по делу № А29-8461/2014 «О признании недействительным предписания инспекции об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
11. Постановление ВС РФ от 01.12.2011 № 58-АД11-4 [Электронный ресурс]. — URL: https://base. garant.ru (дата обращения: 23.03.2020).
REFERENCES
1. Kodeks ob administrativnyih pravonarusheni-yah Rossiyskoy Federatsii : federalnyiy zakon ot 30 dekabrya 2001 g. # 195-FZ (v red. ot 06.02.2019) // SPS «KonsultantPlyus».
2. O voyskah natsionalnoy gvardii Rossiyskoy Fed-eratsii : federalnyiy zakon ot 03 iyulya 2016 # 226-FZ [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 23.03.2020).
3. Ob utverzhdenii trebovaniy k antiterroristich-eskoy zaschischennosti ob'ektov sporta i formyi pasporta bezopasnosti ob'ektov sporta : postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 06.03.2015 # 202 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 23.03.2020).
4. Ob utverzhdenii trebovaniy k antiterroristich-eskoy zaschischennosti ob'ektov (territoriy) Minis-terstva nauki i vyisshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, ego territorialnyih organov i podvedom-stvennyih emu organizatsiy, ob'ektov (territoriy), otnosyaschihsya k sfere deyatelnosti Ministerstva nauki i vyisshego obrazovaniya Rossiyskoy Feder-atsii, formyi pasporta bezopasnosti etih ob'ektov (territoriy) i priznanii utrativshimi silu nekotoryih aktov Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii : post-anovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 07.11.2019 # 1421 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 23.03.2020).
5. Ob utverzhdenii trebovaniy k antiterroristich-eskoy zaschischennosti ob'ektov (territoriy) Minis-terstva zdravoohraneniya Rossiyskoy Federatsii i ob'ektov (territoriy), otnosyaschihsya k sfere deyatelnosti Ministerstva zdravoohraneniya Rossiyskoy Federatsii, i formyi pasporta bezopasnosti etih ob'ektov (territoriy) : postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 13.01.2017 # 8 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 23.03.2020).
6. Ob utverzhdenii trebovaniy k antiterroristich-eskoy zaschischennosti ob'ektov (territoriy) Gosu-darstvennoy korporatsii po kosmicheskoy deyatelnosti «Roskosmos», organizatsiy Gosudarstvennoy korporatsii po kosmicheskoy deyatelnosti «Roskosmos» i organizatsiy raketno-kosmicheskoy promyishlennosti, a takzhe formyi pasporta bezopasnosti ukazannyih ob'ektov (territoriy) : postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 20.03.2019 # 286 [Elektronnyiy
resurs]. — URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 23.03.2020).
7. Ob utverzhdenii trebovaniy k antiterroristich-eskoy zaschischennosti ob'ektov vodosnabzheniya i vodootvedeniya, formyi pasporta bezopasnosti ob'ekta vodosnabzheniya i vodootvedeniya i o vnesenii iz-meneniy v nekotoryie aktyi Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii : postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Fed-eratsii ot 23.12.2016 # 1467 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 23.03.2020).
8. Ob utverzhdenii trebovaniy k antiterroristich-eskoy zaschischennosti ob'ektov (territoriy) Mi-nisterstva prosvescheniya Rossiyskoy Federatsii i ob'ektov (territoriy), otnosyaschihsya k sfere deya-telnosti Ministerstva prosvescheniya Rossiyskoy Fed-eratsii, i formyi pasporta bezopasnosti etih ob'ektov (territoriy) : postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 02.08.2019 # 1006 [Elektronnyiy resurs].
— URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 23.03.2020).
9. Ob utverzhdenii trebovaniy k antiterroristich-eskoy zaschischennosti gostinits i inyih sredstv razmescheniya i formyi pasporta bezopasnosti etih ob'ektov: postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 14.04.2017 # 447 [Elektronnyiy resurs].
— URL: http://www.consultant.ru (data obrascheni-ya: 23.03.2020).
10. Postanovlenie Vtorogo arbitrazhnogo apellyat-sionnogo suda ot 04.09.2015 # 02AP-7064/2015 po delu # A29-8461/2014 «O priznanii nedeystvitelnyim predpisaniya inspektsii ob ustranenii narusheniy pri stroitelstve, rekonstruktsii, kapitalnom remonte ob'ekta kapitalnogo stroitelstva» [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://base.garant.ru (data obrascheniya: 23.03.2020).
11. Postanovlenie VS RF ot 01.12.2011 # 58-AD11-4 [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://base.garant.ru (data obrascheniya: 23.03.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шипулин Андрей Владимирович. Заместитель начальника управления. ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю». E-mail: [email protected]
Россия, 656052, г. Барнаул, ул. Северо-Западная, 157а. Тел. (385) 277-42-51, 7 (913) 213-34-57.
Ахлюстин Сергей Борисович. Старший преподаватель кафедры радиотехнических систем и комплексов охранного мониторинга.
Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-04.
Меркулова Наталья Ивановна. Преподаватель кафедры радиотехнических систем и комплексов охранного мониторинга. Кандидат технических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394006, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. 8 (915) 584-02-45.
Shipulin Andrey Vladumirovich. Deputy head.
Federal state institution «Department of private security of the national guard of the Russian Federation in the Altai territory».
E-mail:[email protected]
Work address: Russia, 656052, Barnaul, Severo-Zapadnaya Str., 157а. Tel. (385) 277-42-51, 7 (913) 213-34-57.
Akhlyustin Sergey Borisovich. Senior lecturer of the chair of Electronic Systems and Complexes of Security Monitoring.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-04.
Merkulova Natalia Ivanovna. Lecturer of the chair of Electronic Systems and Complexes of Security Monitoring. Candidate of Technical Sciences.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394006, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8 (915) 584-02-45.
Ключевые слова: Росгвардия; вневедомственная охрана; антитеррористическая защита объектов; административная ответственность.
Key words: Rosguard; private security; anti-terrorist protection of facilities; administrative responsibility.
УДК 351.743
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Кузнецов В. В.
Формирование и деятельность всесословного самоуправления в уездных городах Воронежской губернии (1870—1918 гг.) : монография / В. В. Кузнецов ; под общ. ред. А. В. Перепелицына. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2020. — 254 с.
В монографии представлено комплексное конкретно-историческое исследование эволюции выборного всесословного самоуправления одиннадцати уездных городов Воронежской губернии на последнем этапе существования Российской империи. В работе изучена нормативно-правовая база городского самоуправления и особенности ее применения в уездных городах. Проанализирован ход избирательных кампаний, сословный состав дум и управ. Дана системная характеристика городских бюджетов, основных направлений, форм и результатов деятельности органов городского самоуправления. Уделено внимание персональному составу членов городского самоуправления, представлены основные биографические данные многих из них.
Издание предназначено для специалистов и научных работников, постоянного и переменного состава образовательных организаций высшего образования МВД России, а также для всех интересующихся проблемами истории отечественного городского самоуправления.