К.Р. Аветисян
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУДИАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ КАК СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
LEGAL BASES OF APPLICATION THE AUDIO OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL INFLUENCES AS SPECIAL MEANS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
В статье рассматриваются правовые основы применения аудиальных информационно-психологических воздействий. Комплексное обеспечение безопасности населения должно основываться на соблюдении правовых норм, требований и правил, а также на проведении различных организационных мероприятий, направленных на прекращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, их имуществу и нарушений условий жизнедеятельности.
In article legal basics of application the audio of information and psychological influences are covered. Complex safety of the population has to be based on observance of precepts of law, requirements and rules, and also on carrying out various organizationalactions directed on the termination or limit decrease in threat of life and to human health, their property and violations of conditions of activity.
Проведение массовых мероприятий требует рассмотрения специальных мер и средств, направленных на обеспечение безопасности участников таких мероприятий и общественного порядка в целом.
В научной литературе справедливо подчеркивается, что органы внутренних дел, являясь основным субъектом обеспечения общественного порядка и безопасности, как правило, выступают не только исполнителями, но и инициаторами ряда мер, направленных на создание наиболее благоприятных условий для их проведения. Однако положительных результатов здесь можно достигнуть лишь с помощью своевременного и грамотного комплекса организационных мероприятий, прежде всего предупредительно-профилактического характера, совместно с организаторами массовых мероприятий [1].
Под аудиальным психологическим воздействием следует понимать воздействие на психическую сферу человека посредством звукового сигнала определенного частотного диапазона и интенсивности звуковой волны. Применение аудиальных информационно-психологических воздействий на участников массовых мероприятий представляется обоснованным в контексте заявленной цели. Однако ввиду фрагментарности нормативного регулирования их применения отдельного внимания требует вопрос о правовых основах для их использования.
Полагаем верным, что профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации воздействуют на органы чувств человека, вызывают
интерес, влияют на его эмоционально-чувственную сферу, развивают устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействуют на мотивацию поступков.
В настоящее время разрабатывается ряд направлений, непосредственно связанных с внедрением новейшей техники и информационных технологий в сферу обеспечения общественной безопасности, в частности в области оповещения и информирования населения. К одному из них можно отнести развитие Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий [2].
На наш взгляд, дальнейшее правовое регулирование оснований и порядка осуществления аудиального воздействия на участников массовых мероприятий должно осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Регламентация и контроль порядка аудиального сопровождения проведения массовых мероприятий. Соответствующие нормы должны быть включены в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также в нормативные акты законодательного и подзаконного уровня, регламентирующие порядок проведения иных массовых мероприятий.
2. Определение порядка применения аудиальных информационных воздействий как специального средства в профилактике и предотвращении массовых и групповых беспорядков, а также иных правонарушений, что должно быть отражено в Федеральном законе «О полиции» и подзаконных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел.
3. Установление юридической ответственности за нарушение порядка и оснований использования средств аудиального информационного воздействия.
4. Определение круга публично-правовых субъектов, уполномоченных на осуществление контроля и применение мер государственного принуждения в случае выявления указанных выше нарушений.
Следует отметить, что Совет безопасности Российской Федерации выделил среди основных направлений научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации ряд проблем, разделив их на гуманитарные, научно-технические (физико-математические, технические), а также проблемы кадрового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации [3]. Среди гуманитарных проблем выделен блок проблем развития нормативного правового и нормативного технического обеспечения информационной безопасности. Решение вопросов, поставленных здесь, должно отразиться в системе действующего законодательства, определяющего условия и средства обеспечения общественного порядка. Следует отметить, что использование аудиальных информационно-психологических воздействий не должно ограничиваться только случаями возникновения общественно-опасной ситу-
ации, они должны применяться и для предотвращения таких случаев. Предупреждение общественно опасного поведения участников массовых мероприятий может носить общий характер, что будет заключаться, как отмечалось чуть ранее, в создании благоприятного эмоционального фона для проведения рассматриваемых мероприятий, оказании, таким образом, влияния на психосоматическое состояние их участников.
Эти обстоятельства могли бы непосредственно способствовать выполнению такой задачи, как совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, поставленной Советом безопасности Российской Федерации в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [4].
Принятие специальных норм в рамках первого заявленного направления может способствовать материально-техническому и организационному обеспечению проведения массового мероприятия, определяя допустимую интенсивность, направленность и содержание аудиального сопровождения, учитывая благоприятное воздействие на психосоматическое состояние участников массовых мероприятий. Кроме того, реализация данного направления должна обеспечить развитие правового регулирования применения аудиальных информационно-психологических воздействий на участников массовых мероприятий на подзаконном уровне.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предоставляет возможность ограничения прав и свобод граждан федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма создает основы для развития регулирования информационно-психологического воздействия на участников массовых мероприятий.
Например, в случае проявлений массовой агрессии или паники целесообразно применение средств звукоусиления сигнала высокой интенсивности, что позволит произвести коррекцию эмоционального состояния и, как следствие, поведения групп людей, участвующих в мероприятии. Необходимо иметь в виду, что возможность подачи звуковых сигналов должна быть ограничена в соответствии с нормами допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках (СанПиН 42-128-4396-87).
На сегодняшний день установлены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и формы паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий). Они закреплены в Постановлении Правительства от 25 марта 2015 года №272 [5] и предусматривают оснащение мест массового пребывания людей средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны. Оснащение места массового пребывания конкретными моделями средств охраны должно определяться в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта. Согласно этим требованиям для передачи тревожных извещений объект (территория) оборудуется устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями). Ручные и ножные устройства тревож-
ной сигнализации устанавливаются скрытно. Система оповещения должна обеспечивать:
а) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей;
б) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
в) возможность выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон;
г) автоматический переход на электропитание от резервного источника.
Также указанные требования устанавливают, что количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей, оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений, а управление системой оповещения должно осуществляться из специального помещения. Кроме того, для обеспечения применения аудиальных информационно-психологических воздействий на участников массовых мероприятий с целью обеспечения общественного порядка должны учитываться созданные и функционирующие региональные, местные и локальные (объектовые) системы оповещения населения.
В настоящее время аэропорты, вокзалы, торговые центры, стадионы и прочие места массового пребывания людей не могут обойтись без систем оповещения населения. Особую актуальность в этом контексте представляет развитие системы оповещения стадионов при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу, который будет проходить в 2018 году в России. К.В. Корнев считает, что установка современной системы оповещения дает возможность построения множества функциональных систем. По его мнению, такие системы наиболее выгодны при использовании на объектах, где кроме задач массового оповещения людей стоят задачи обеспечения высококачественного звука средней и высокой мощности. При правильной конфигурации система оповещения позволяет значительно сэкономить бюджет за счет того, что многие приборы (например, обработки звука) уже заложены в основные приборы системы и реализованы на программном уровне [6].
Второе направление непосредственно затрагивает организацию деятельности органов внутренних дел, так как в их обязанности входит охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других массовых мероприятий. Кроме того, органы внутренних дел обязаны оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий [7].
На полицию возложена также обязанность участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экс-
пертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.
Закон предусматривает право сотрудников органов внутренних дел обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов. Возникновение подобных обстоятельств обуславливает необходимость применения аудиального информационно-психологического воздействия. Вместе с тем системный анализ Федерального закона «О полиции», определяющего основания и порядок применения акустических специальных средств, а также декларирующего права и обязанности полиции при проведении массовых мероприятий, позволяет говорить о некоторой несогласованности отдельных правовых норм.
Кроме того, для пресечения действий, представляющих прямую угрозу общественному порядку и безопасности, может осуществляться принудительное приостановление и прекращение мероприятия. Однако в отношении мероприятий общественно-политической или религиозной направленности таким полномочием наделены представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Исключение составляют случаи экстренного характера, требующие немедленного реагирования. Органы внутренних дел осуществляют принудительную реализацию таких решений. Полагаем необходимым определить на законодательном уровне основания и порядок прекращения сотрудниками полиции массовых мероприятий и иных массовых акций.
Как отмечает Д.А. Коротченков, особые средства реагирования должны применяться в случае массовых беспорядков и при иных групповых нарушениях общественного порядка, что, по его мнению, обосновывает необходимость формирования общефедеральной системы прогнозирования и разрешения на ранней стадии социально-политических конфликтов [8].
В связи с этим полагаем целесообразным наделение органов внутренних дел полномочиями, направленными на создание и организацию ряда мер, результатом реализации которых было бы снижение уровня эмоциональной возбужденности толпы. Применение таких мер должно учитываться в комплексе мер по обеспечению общественного порядка и отражать эффективный подход в решении проблем аудиального информационно-психологического воздействия на участников массовых мероприятий.
Видится целесообразным нормативное закрепление ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за непринятие соответствующих мер по борьбе с экстремизмом, за бездействие в случаях, когда социальные конфликты выражаются в открытой форме, в том числе в форме массовых акций. В настоящее время деятельность органов внутренних дел при неорганизованных (как стихийных, так и вышедших из-под контроля) массовых акциях не имеет четкой нормативной основы. Д.А. Коротченков отмечает, что организация, порядок и тактические особенности применения сил и средств органов
внутренних дел в таких случаях должны четко регламентироваться нормативными правовыми актами МВД России [8]. Во многом этот тезис актуален и сегодня.
В связи со сказанным выше развитие системы обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий, в том числе применение информационно-аудиальных воздействий в качестве специальных средств, требует и новой редакции Приказа МВД России от 29 января 2008 года №81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» [9]. В рамках данного нормативного правового акта могут быть установлены условия допустимости применения информацион-но-аудиального воздействия, перечень средств и устройств, с помощью которых осуществляется подобное воздействие, алгоритм его организации и осуществления сотрудниками органов внутренних дел.
Подводя итоги рассмотрения правовых основ применения аудиальных информационно-психологических воздействий на участников массовых мероприятий с целью обеспечения общественного порядка, сделаем следующие выводы. Развитие правовых основ аудиального воздействия требует во многом разрешения организационно-правовых вопросов, включая определение условий интенсивности аудиального воздействия на участников массовых мероприятий и его применения в целом, а также организации деятельности органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка. Наиболее актуальными направлениями нормативной правовой регламентации в рассматриваемой сфере нам представляются:
1. Регламентация и контроль порядка аудиального сопровождения проведения массовых мероприятий. Соответствующие нормы должны быть включены в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также в нормативные акты законодательного и подзаконного уровня, регламентирующие порядок проведения иных массовых мероприятий.
2. Определение порядка применения аудиальных информационных воздействий как специального средства в профилактике и предотвращении массовых и групповых беспорядков, а также иных правонарушений, что должно быть отражено в Федеральном законе «О полиции» и подзаконных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел.
3. Установление юридической ответственности за нарушение порядка и оснований использования средств аудиального информационного воздействия.
4. Определение круга публично-правовых субъектов, уполномоченных на осуществление контроля и применение мер государственного принуждения в случаях выявления указанных выше нарушений.
Крайне важно, чтобы создаваемые в ходе реализации данных направлений новеллы согласовывались с уже действующими нормами российского законодательства и и организационно-техническими основами, обеспечивающими безопасность и общественный порядок при массовом скоплении граждан. Например, в качестве базы для организации соответствующего воздействия на значительные массы населения может быть выделена Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), а также система мер и
средств, направленных на предотвращение антитеррористических угроз, обеспечение безопасности крупных международных мероприятий.
Следующим направлением должно стать наделение органов внутренних дел специальными полномочиями по организации и проведению, а также, в случае необходимости, приостановке и прекращению массовых мероприятий.
Детальная регламентация вопросов применения аудиальных информационно-психологических средств воздействия должна способствовать предупреждению массовых беспорядков и групповых нарушений правопорядка. Однако для этого необходимо правовое закрепление в Федеральном законе «О полиции» основ применения сотрудниками внутренних дел соответствующих специальных средств.
Кроме того, наделение специальными полномочиями по применению аудиальных средств информационно-психологического воздействия в целях предупреждения и пресечения противоправных действий во время массовых мероприятий должно отразиться и в подзаконных актах, а именно Приказе МВД России от 29 января 2008 года №81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах». В этом документе должны найти свое отражение нормы, определяющие организационные основания, условия и пределы применения рассматриваемых средств, а также должны быть определены технические аспекты допустимости специальных звуковых средств, оказывающих информационно-психологическое воздействие на участников массовых мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кумышева М.К., Кодзокова Л.А. Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий // Теория и практика общественного развития. — 2014. — №16. — С. 152.
2. Загребина Е.И. Оповещение как один из аспектов обеспечения безопасности населения // Вестник НЦБЖД. — 2013. —№ 4 (18). — С. 136.
3. Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (утв. исполняющим обязанности секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, председателя научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации 07.03.2008) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.scrf. gov.ru/documents/6/94.html
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 07.02.2008 №Пр-212) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/90.html
5. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий): Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 №272 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Корнев К.В. Роль системы оповещения стадионов в обеспечении безопасности при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году // Технологии техносферной безопасности. — 2015. — № 1 (59). — С. 155—157.
7. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 №3-Ф3. Ч. 1 ст. 12 // СПС «Кон-сультантПлюс».
8. Коротченков Д. А. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. — Хабаровск, 2006. — С. 19.
9. Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах: Приказ МВД России от 29.01.2008 №81 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/121540
REFERENCES
1. Kumyisheva M.K., Kodzokova L.A. Pravovyie osnovyi deyatelnosti OVD pri provedenii massovyih meropriyatiy // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. — 2014. — №16. — S. 152.
2. Zagrebina E.I. Opoveschenie kak odin iz aspektov obespecheniya bezopasnosti naseleniya // Vestnik NTsBZhD. — 2013. —№ 4 (18). — S. 136.
3. Osnovnyie napravleniya nauchnyih issledovaniy v oblasti obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (utv. ispolnyayuschim obyazannosti sekretarya Soveta Bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii, predsedatelya nauchnogo soveta pri Sovete Bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii 07.03.2008) [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/94.html
4. Strategiya razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossiyskoy Federatsii (utv. Pre-zidentom Rossiyskoy Federatsii 07.02.2008 №Pr-212) ) [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/90.html
5. Ob utverzhdenii trebovaniy k antiterroristicheskoy zaschischennosti mest masso-vogo prebyivaniya lyudey i ob'ektov (territoriy), podlezhaschih obyazatelnoy ohrane politsiey, i form pasportov bezopasnosti takih mest i ob'ektov (territoriy): Postanovlenie Pravitelstva RF ot 25.03.2015 №272 // SPS «KonsultantPlyus».
6. Kornev K.V. Rol sistemyi opovescheniya stadionov v obespechenii bezopasnosti pri podgotovke i provedenii chempionata mira po futbolu v 2018 godu // Tehnologii tehnosfernoy bezopasnosti. — 2015. — № 1 (59). — S. 155—157.
7. O politsii: Federalnyiy zakon ot 07.02.2011 №3-FZ. Ch. 1 st. 12 // SPS «KonsultantPlyus».
8. Korotchenkov D. A. Organizatsiya administrativno-pravovoy ohranyi obschestvennogo poryadka i obespecheniya obschestvennoy bezopasnosti pri provedenii massovyih meropriyatiy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.14. — Habarovsk, 2006. — S. 19.
9. Ob organizatsii kompleksnogo ispolzovaniya sil i sredstv organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii po obespecheniyu pravoporyadka v obschestvennyih mestah: Prikaz MVD Rossii ot 29.01.2008 №81 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/121540
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Аветисян Карэн Рафаелович. Адъюнкт кафедры информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий.
Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя.
E-mail: [email protected]
Россия, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12.
Avetisyan Karen Rafaelovich. Postgraduated of the chair of Information Security оf Educational and scientific complex of information technologies.
Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 117437, Moscow, Volgina Str., 12.
Ключевые слова: аудиальные информационные воздействия; обеспечение общественного порядка; правовое регулирование.
Key words: audio information influences; providing a public order; legal regulation.
УДК 342.924
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Леженин А.В.
Административно-процессуальное право: курс лекций / А.В. Леженин, Л.Б. Антонова. - Воронеж: ВИ МВД России, 2015. - 202 с.
В курсе лекций рассмотрены предмет и методы правового регулирования административно-процессуального права как структурной общности юридических норм, специфика административного процесса как разновидности юридического процесса, производства, составляющие современный российский административный процесс, а также отношения в сфере административной юстиции. Для курсантов, студентов и слушателей юридических факультетов образовательных организаций высшего образования МВД России, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.