Научная статья на тему 'Правовая ответственность за общественно опасные аудиальные информационно-психологические воздействия'

Правовая ответственность за общественно опасные аудиальные информационно-психологические воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
законодательство / административно-правовое регулирование / обеспечение общественного порядка / массовые мероприятия / аудиальные информационные воздействия / legislation / administrative regulation / public order / major events / sound information influence.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борис Рафаелович Аветисян, Карэн Рафаелович Аветисян

Рассмотрен вопрос административно-правового регулирования аудиальных информационных воздействий в ходе проведений массовых мероприятий. Проанализировано нормативно-правовое обеспечение, направленное на урегулирование общественных отношений участников массовых мероприятий. С целью повышения эффективности обеспечения общественного порядка и личной безопасности граждан, выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области урегулирования общественных отношений, возникающих в рамках проведения публичных мероприятий, специфика которых отражает применение информационно-психологических воздействий, в частности аудиальных информационных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR SOCIALLY DANGEROUS SOUND INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL EFFECTS

The issue of administrative and legal regulation of auditory information influences during mass events is considered. The normative legal support aimed at the regulation of social relations among the participants of mass events is analyzed. In order to improve the efficiency of public order and personal safety of citizens, proposals to improve the legislation of the Russian Federation in the field of regulation of public relations arising in the framework of public events and the specifics of which reflect the use of information and psychological effects, in particular sound information effects.

Текст научной работы на тему «Правовая ответственность за общественно опасные аудиальные информационно-психологические воздействия»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10178 © Б.Р. Аветисян, К.Р. Аветисян, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ АУДИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Борис Рафаелович Аветисян,

соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Академия Генеральной прокуратуры РФ (117198, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10)

E-mail: Boris.Avetisyan@gmail.com;

Карэн Рафаелович Аветисян,

преподаватель кафедры информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: Karen-Avetisyan-1989@bk.ru

Аннотация. Рассмотрен вопрос административно-правового регулирования аудиальных информационных воздействий в ходе проведений массовых мероприятий. Проанализировано нормативно-правовое обеспечение, направленное на урегулирование общественных отношений участников массовых мероприятий. С целью повышения эффективности обеспечения общественного порядка и личной безопасности граждан, выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области урегулирования общественных отношений, возникающих в рамках проведения публичных мероприятий, специфика которых отражает применение информационно-психологических воздействий, в частности аудиальных информационных воздействий.

Ключевые слова: законодательство, административно-правовое регулирование, обеспечение общественного порядка, массовые мероприятия, аудиальные информационные воздействия.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR SOCIALLY DANGEROUS SOUND INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL EFFECTS

Boris R. Avetisyan,

applicant of the Department of criminal law disciplines Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation (117198, Moscow, ul. Novaya Basmannaya, d. 10);

Karen R. Avetisyan,

Lecturer at the Department of Information Security of the Educational and Scientific Complex of Information Technologies Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The issue of administrative and legal regulation of auditory information influences during mass events is considered. The normative legal support aimed at the regulation of social relations among the participants of mass events is analyzed. In order to improve the efficiency of public order and personal safety of citizens, proposals to improve the legislation of the Russian Federation in the field of regulation of public relations arising in the framework of public events and the specifics of which reflect the use of information and psychological effects, in particular sound information effects.

Keywords: legislation, administrative regulation, public order, major events, sound information influence.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Аветисян Б.Р., Аветисян К.Р. Правовая ответственность за общественно опасные аудиальные информационно-психологические воздействия. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):286-9.

Возможности административно-правового регулирования информационных аудиальных сопровождений. В целях формирования полноценного нормативного регулирования аудиального воздействия при проведении массовых мероприятий непосредственных дополнений требует Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Так, специальное законодательство не содержит ни регулятивных, ни охранительных норм, связанных с неправомерным аудиальным воздействием.

В виду этого, нормативное закрепление использования аудиального сопровождения массовых мероприятий как средства воздействия на индивидуальное и массовое сознание в целях обеспечения

общественного порядка и безопасности должно быть осуществлено в первую очередь в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В ч. 3 ст. 7 этого закона «Уведомление о проведении публичного мероприятия» предлагается внести одним из пунктов — перечень заявленных технических, аудиальных и программно-аппаратных средств, с указанием их параметров и характеристик. Непредставление данного перечня должно служить основанием к отказу или запрету в проведении массового мероприятия. Ст. 11 «Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия» необходимо дополнить условиями, определяющими интенсивность, направленность и содержание аудиального и непосредственно музыкального сопровождения.

Дополнение специального закона о публичных мероприятиях позволит поднять вопрос о дополнении соответствующих положений КоАП РФ, однако такое введение может привести к проблемам излишнего, дублирующего правового регулирования.

Предположим дополнение ст. 20.2 ч. 3.1 следующего содержания: «Нарушение условий, определяющих интенсивность, направленность и содержание аудиального и непосредственно музыкального сопровождения при проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» с указанием санкций.

Введение нового положения именно в качестве ч. 3.1 может быть обусловлено структурой ст. 20.2 КоАП РФ. Так, ч. 1 предусматривает ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2—4 ст. 20.2. Ч. 2 — за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев проведения несанкционированных мероприятий. Ч. 3 предусматривает ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 20.2, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных

средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения). Ч. 4 — за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 и 2, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Иные части ст. 20.2 КоАП РФ предполагают ответственность за проведение массовых мероприятий в неустановленных местах, повторное совершение правонарушений, связанных с организацией публичных мероприятий. Поэтому представляется логичным установление административно-правовой ответственности за противоправное аудиальное воздействие в контексте порядка организации собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований перед случаями совершения действий (бездействия), повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Проблематика введения ч. 3.1 ст. 20.2 КоАП РФ может заключаться в квалификации деяний, предусмотренных данными предложениями, с ч. 4 ст. 20.2, содержащей в объективной стороне причинение вреда здоровью человека, что также может быть результатом опасного для здоровья аудиального воздействия.

Более того, такая же проблема может возникнуть при соотношении правонарушений, предусмотренных ч. 1—3 ст. 20.2 КоАП РФ, с предлагаемой ч. 3.1. Указанная проблематика связана с тем, что внесение изменений в специальный закон о порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, позволит квалифицировать нарушение условий, определяющих интенсивность, направленность и содержание аудиального и непосредственно музыкального сопровождения по частям ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающих нарушение порядка проведения указанных мероприятий. Поэтому введение специальных норм о неправомерном аудиальном воздействии при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования в КоАП РФ может стать излишним и привести к проблемам правоприменения.

№ 3 / 2019

Вестник экономической безопасности

287

Одновременно с этим, в КоАП РФ необходимо предусмотреть ответственность за общественно опасное аудиальное воздействие при проведении массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах. Несмотря на то, что КоАП РФ содержит ст. 20.2.2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка», неправомерное аудиальное воздействие предлагается предусмотреть в качестве самостоятельного состава в гл. 13 КоАП РФ «Административные правонарушения в области связи и информации», которую предлагается дополнить новой статьей. Однако ее содержание и меры ответственности могут быть предусмотрены только в результате введения на законодательном уровне условий и пределов информационно-психологического, включая аудиальное, воздействия на массовое сознание. При этом нарушение условий аудиального воздействия при массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, может быть квалифицировано дополнительно по специальному составу, предусмотренной статьи, введенной в гл. 13 КоАП РФ.

Также неправомерное аудиальное воздействие может быть совмещено с нарушением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ст. 6.17 КоАП РФ), что может потребовать введения специальных норм в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но введение таких норм создаст также избыточное правовое регулирование, если в системе законодательства будут предусмотрены условия допустимого аудиаль-ного воздействия и в законодательстве об административных правонарушениях будет предусмотрена ответственность за нарушение соответствующих условий.

В ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» обращается внимание на «специальные средства» — компьютерные файлы и программы, содержащие скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье...». В этой статье могут быть обозначены и аудиаль-

ные воздействия на аудиторию средства массовой информации. Внедрение норм о предотвращении неправомерного аудиального воздействия в масс-медиа представляется возможным даже в условиях отсутствия специальных норм об условиях допустимости рассматриваемого влияния.

Резюмируя проведенный анализ административно-правовой ответственности за общественно опасные аудиальные информационно-психологические воздействия на массовую аудиторию, мы пришли к следующим выводам.

Действующее законодательство содержит нормы, создающие условия для распространения информации по различным каналам. Одновременно с этим, законом созданы меры по охране от информации, способной негативно воздействовать на личность, общество и государств, но в условиях отсутствия системного регулирования информационно-психологического, в том числе аудиального, воздействия законом не предусмотрены непосредственные основания для привлечения виновных лиц за общественно опасное воздействие на массовую аудиторию, равно как воздействие на индивидуальном уровне.

Отдельного внимания требует неправомерное аудиальное воздействие, осуществляемое средствами массовой информации, а также при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

По первому поводу, предлагается внести дополнения в ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации», предусмотрев в качестве специальных средств на ряду с компьютерными файлами и программами, содержащими скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, аудиальное воздействие.

По второму поводу, касающемуся проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, предлагается дополнить специальный закон следующими положениями: • дополнить содержание уведомления о проведении публичного мероприятия перечнем заявленных технических, аудиальных и программно-аппаратных средств, с указанием их параметров и характеристик (отсутствие или непредставление такого уведомления должно являться ос-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нованием для отказа или запрета в проведении массового мероприятия); • дополнить статью о материально-техническом и организационном обеспечении проведения публичного мероприятия условиями, определяющими интенсивность, направленность и содержание аудиального и непосредственно музыкального сопровождения (нарушение подобных условий должно стать основанием для привлечения к административно-правовой ответственности за нарушения порядка проведения массовых мероприятий, причинения вреда здоровью граждан в результате подобных нарушений, за исключением случаев, если совершенные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Для создания условий привлечения к административно-правовой ответственности лиц, виновных за общественно опасные аудиальные информационно-психологические воздействия на

массовую аудиторию, необходимо разработать и принять специальные нормы об условиях допустимости такого воздействия. Такие условия позволят определить неправомерное аудиальное воздействие в целом, относящееся в том числе к различным сферам и группам лиц, например, в случаях массового скопления граждан, или в отношении детей.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №2 195-ФЗ статья 20.2 от 30 декабря 2001 г.

2. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г.

3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-Ф3 от 29 декабря 2010 г.

Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя

Актуальные проблемы

административного I права и процесса I

Актуальные проблемы административного права и процесса.

3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. 2019 г. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.

Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специалистов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.

№ 3 / 2019

Вестник экономической безопасности

289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.