и их классификация; диагностические и идентификационные признаки внешности).
3. Современные носители информации о внешнем облике человека. Факторы, влияющие на отображение признаков внешности (видео- и фотосъемка: понятие, классификация и порядок их использования в целях установления личности; цифровые фото-, видеорегистрирующие устройства фиксации внешнего облика человека; особенности изучения и исследования цифровых изображений; факторы, влияющие на полноту и достоверность отображения признаков внешности на фотоснимках и видеоизображениях; влияние различных видов источников освещения, технических средств, носителей информации и их характеристик, а также процессов обработки изображений на отображение элементов внешности).
4. Средства и методы цифровой обработки изображений, используемые при производстве судеб-но-портретных экспертиз и исследований (основы получения и обработки цифровых изображений, основные термины и определения; средства цифровой фотографии, аппаратно-программный комплекс, применяемые в судебно-портретной экспертизе; приемы использования устройств ввода и вывода изображений; использование программных средств (графических редакторов) как инструментов для применения традиционных методов судебно-пор-третной экспертизы; цифровая обработка изображений внешнего облика человека для улучшения факторов, влияющих на зрительное восприятие признаков внешности, обеспечение полноты и достоверности полученных отображений; оформление результатов проведенного исследования; верстка
изображений в графическом редакторе, верстка текста в текстовом редакторе и печать изображений).
5. Методические основы проведения судебно-портретной экспертизы (предмет, объекты и задачи судебно-портретной экспертизы; вопросы, решаемые идентификационной портретной экспертизой; подготовка материалов на экспертизу и требования, предъявляемые к ним; стадии судебно-портретной экспертизы; предварительное исследование материалов, поступивших на судебно-портретную экспертизу; осмотр и изучение объектов, несущих информацию о признаках внешности; предварительное исследование внешности изображенных на фотоснимках, видеоизображениях лиц; раздельное исследование признаков внешности; оценка выявленных признаков внешности; сравнительное исследование, его задачи; традиционные методы сравнения, применяемые в судебно-портретной экспертизе; математические методы сравнения; эмпирический метод оценки выявленных совпадающих признаков внешности; вероятностно-статистический метод оценки совпадающих признаков внешности; заключительная оценка полученных результатов и формирование выводов эксперта; структура заключения эксперта, требования, предъявляемые к изготовлению фототаблиц; возможности диагностических исследований внешнего облика человека).
По окончании обучения специалист получает допуск на право производства судебно-портретных экспертиз и исследований. В этом случает он будет являться экспертом в области производства судеб-но-портретных экспертиз и исследований, обладая углубленными знаниями в области криминалистической габитоскопии.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
А.О. Левин,
преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки ФГКОУ ВПО Московского Университета МВД России Научная специальность 12.00.11- судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность. Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, профессор кафедры управления ОВД в особых условиях Киреев М.П. E- mail: Levin-s70 @ mail.ru
Аннотация. Рассматриваются правовые основы, регулирующие деятельность территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.
Ключевые слова: Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, указ президента РФ, постановления правительства РФ, приказы МВД РФ.
LEGAL FOUNDATIONS TERRITORIAL BODIES ACTIVITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA UNDER FORCE MAJEURE
A.O. Levin,
colonel of police, teacher of the Department of the internal Affairs bodies in the special conditions of the educational-scientific complex of special training, Federal public state educational institution of higher professional education
Moscow University of the MIA of Russia Annotation. The article considers the legal foundations regulating the activities of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia under force majeure.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional law, Federal law, decree of the President of the Russian Federation, decrees of the government of the Russian Federation, orders of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation.
Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах имеет соответствующие правовые основы. В настоящее время существенно обновлено нормативное обеспечение этой деятельности, в результате чего обозначим девять основных блоков законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих деятельность территориальных органов МВД и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при введении на определенной территории правового режима чрезвычайного положения, а также при введении степени боевой готовности, военного положения, осуществлении гражданской, территориальной обороны и мобилизационной работы.
Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе территориальных органов МВД России, при чрезвычайных обстоятельствах различны по юридической природе, времени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени регулятивного воздействия на решение возникающих задач. Они образуют систему, представленную следующими актами:
• международные акты и общепризнанные принципы международного права (ратифицированные, подписанные и признаваемые Российской Федерации1);
• Конституция РФ;
• Федеральные конституционные законы РФ;
• Федеральные законы РФ;
• Указы Президента РФ;
• Постановления и распоряжения Правительства РФ;
• Акты министерства внутренних дел;
• Других министерств и служб, наделенных по данному вопросу компетенцией;
• Законные и подзаконные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• Акты специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям.
Необходимо подчеркнуть, что нормативно правовыми актами РФ в значительной мере урегулированы основополагающие вопросы организации и функционирования деятельности территориальных органов МВД Росси при чрезвычайных обстоятельствах, том числе определяющие их место в общегосударственной системе предупреждения данных ситуаций и осуществления действий при чрезвычайных обстоятельствах, компетенцию, общие и частные задачи, основные права и обязанности должностных лиц, организационное и ресурсное обеспечение, формирование органов оперативного управления, обеспечение готовности к действиям, а также организационно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.
Первый блок международно-правовых актов составляют: «Всеобщая декларация прав человека»; «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка»; «Конвенция по борьбе с захватом заложников»; «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка»; «Международный пакт о гражданских и политических правах», другие документы, ратифицированные, подписанные, признаваемые РФ.
Второй блок правовых актов, образующих эту систему, — Конституция РФ. Это обусловлено тем, что:
• во-первых, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ2, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах;
• во-вторых, только в ведении РФ находятся
- вопросы регулирования и защиты прав и свобод
человека и гражданина, гражданства в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств,
- внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их исполь-зования3;
• в-третьих, в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий4;
Третий блок - это федеральные конституционные законы РФ: «О чрезвычайном положении»; «О военном положении».
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер5.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий6.
Нормативно правовой акт предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращённого Президентом РФ к населению и должностным лицам органов государственной власти субъектом РФ и органов местного самоуправления, действующим на такой территории.
Основанием введения военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях является агрессия против РФ или непосредственная угроза агрессии7.
Четвертый блок федеральных законов РФ, регламентирующих деятельность органов государственной власти при чрезвычайных обстоятельствах, значителен. В них, как правило, закреплены основополагающие вопросы организации и функционирования в этих условиях государственных органов, в том числе территориальных органов МВД
России. К этому блоку законов относятся Федеральные законы РФ: «О полиции»; «О внутренних войсках министерства внутренних дел РФ»; «Об обороне»; «О безопасности»; «О противодействии терроризму»; « Об оперативно-разыскной деятельности»; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «О радиационной безопасности населения»; «О гражданской обороне»; «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»; «О транспортной безопасности»; «О радиационной безопасности населения» и др.
Так, на полицию возлагаются обязанности:
• прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
• обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
• принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях безопасной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
• осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
• участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции, а также по обеспечению защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан; в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;
• участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных её местностях8;
В пятом блоке, объединяющем указы Президента РФ, которые регламентируют деятельность территориальных органов МВД России при чрезвычай-
ных обстоятельствах, необходимо выделить следующие указы: « Об утверждении военной доктрины РФ»; «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел РФ»; «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» и другие.
Шестой блок нормативных правовых актов -постановления и распоряжения Правительства РФ, изданные по вопросам применения законов и указов Президента РФ в части организационного обеспечения деятельности государственных органов, включая МВД России, при чрезвычайных обстоятельствах обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск специальными средствами, оружием, боевой и специальной техникой, а также установления правил их применения. К ним относятся постановления Правительства РФ: «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»; «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; «О мерах по противодействию терроризму»; «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»; «О гражданских организациях ГО» и другие акты.
Особый, седьмой блок нормативных актов, которыми непосредственно регламентирована деятельность территориальных органов МВД России и их должностных лиц при чрезвычайных обстоятельствах, составляют межведомственные и ведомственные нормативные акты. Среди них следует выделить приказы МВД России, регламентирующие деятельность территориальных органов МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Выделим первое: предупреждение и пресечение преступлений террористического характера на объектах транспортного комплекса, промышленности, топливо-энергетического комплекса, на ядерных и радиационно-опасных объектах, на гидротехнических сооружениях, на объектах органов государственной власти, на военных объектах, на объектах массового пребывания людей, представительств иностранных государств. Второе — предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности: освобождение заложников, пресечение массовых беспорядков, пресечение деятельности бандформирований, розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров), пресечение захвата собственных объектов органов внутренних
дел и внутренних войск МВД России. Третье — содействие в розыске и задержании вооруженных и иных особо опасных преступников, совершивших побег из учреждений ФСИН России или при конвоировании, участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях ФСИН России, в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований. Четвертое — предупреждение и пресечение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, (подавление вооруженного мятежа). Пятое — предупреждение и пресечение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, пресечение блокирования транспортных коммуникаций. Шестое — ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Также приказы: «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности»; «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел РФ по обеспечению правопорядка в общественных местах».
Восьмой блок составляют акты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления (законы, постановления, распоряжения и иные нормативные правовые акты), принятые в пределах их полномочий и регламентирующие деятельность государственных органов, в том числе органов внутренних дел, при чрезвычайных обстоятельствах. Например, постановление правительства Москвы: «Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; «Об утверждении государственной программы города Москвы «Безопасный город» на 2012-2016 годы»; распоряжение правительства Москвы «Об оказании помощи Московскому метрополитену в чрезвычайных ситуациях» и другие акты.
Нормативными актами девятого блока являются решения специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям, в частности, решения комиссий по чрезвычайным ситуациям района, города, области, края, республики, а также ведомственных и межведомственных специализированных органов оперативного управления группировками сил и средств при чрезвычайных ситуациях (оперативных штабов, объединенных оперативных штабов, совместных оперативных штабов).
Таким образом, нормативно правовые акты, регулирующие деятельность территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах -это сложная система законодательных актов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод, а также защиту жизни, здоровья граждан в особых условиях деятельности полиции.
1 Российская Федерация - (далее РФ)
2 Статья № 15 Конституции Российской Федерации -(12 декабря 1993 г.)
3 Статья № 71 Конституции Российской Федерации -(12 декабря 1993 г.)
4 Статья № 72 Конституции Российской Федерации -(12 декабря 1993 г.)
5 Статья № 3 Федеральный конституционного за-
кона ФКЗ-№ 3 от 30.01.2001 г. «О чрезвычайном положении».
6 Статья № 16 Федеральный конституционного закона ФКЗ-№ 3 от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении».
7 Статья № 3 Федеральный конституционного закона ФКЗ-№1 от 30.01.2002 г. «О военном положении».
8 Статья № 12 п.2,5,7,10,17,29 Федеральный закон ФЗ-№ 3 от 7.02.11 «О полиции».
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
А.М. Лимонов,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России;
С.А. Егоров,
кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы, связанные с незаконной миграцией. Раскрываются формы участия граждан Российской Федерации в противодействии незаконной миграции. Проведен научный анализ проекта федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» и предложены варианты его доработки.
Ключевые слова: незаконная миграция, миграционный патруль, гражданин, общественное объединение, полиция, охрана общественного порядка, федеральная миграционная служба, предупреждение и пресечение незаконной миграции.
LEGAL REGULATION OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF ILLEGAL MIGRATION: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS
A.M. Limonov,
Candidate of legal science, associate professor, professor offaculty of constitutional and municipal law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs;
S.A. Egorov,
candidate of jurisprudence, associate professor Annotation. Society problems connected with illegal migration are considered. Forms of participation of citizens of the Russian Federation on counteraction of illegal migration were revealed. The scientific analysis of the draft of the federal law «On participation of citizens in protection of a public order» is carried out and options of its completion are offered in the article.
Keywords: illegal migration, migratory patrol, citizen, public association, police, protection of a public order, Federal Migration Service, prevention and suppression of illegal migration.