УДК: 342.924 ББК: 67.301
АУДИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАСТНИКОВ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ОВЧИНСКИЙ,
доктор технических наук, профессор, начальник учебно-научного комплекса информационных технологий
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя КАРЭН РАФАЕЛОВИЧ АВЕТИСЯН, адъюнкт кафедры информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]; [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право Рецензент: Бочаров С.Н., кандидат юридических наук
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается механизм административно-правого регулирования аудиальных информационных воздействий на массовых мероприятиях с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.
Ключевые слова: аудиальные информационные воздействия, обеспечение общественного порядка, социально-психологическая энергия, механизм административно-правого регулирования.
Annotation. Article describe the mechanism of the administrative-right regulation the audi} information influences on mass actions for the purpose of providing a public order and safety is considered.
Keywords: audw information influences, providing a public order, social and psychological energy, mechanism of the administrative-right regulation.
Аудиальный фон массовых мероприятий.
Одна из главных задач правоохранительных органов и непосредственно специальных подразделений полиции состоит в обеспечении общественного порядка и безопасности в ходе массовых мероприятий. Как отечественная, так и мировая практика показывают, что при больших скоплениях людей могут возникать инциденты, которые приводят к дракам и погромам, значительному материальному ущербу и человеческим жертвам.
Критические ситуации могут быть результатом спланированных провокаций, направленных, в первую очередь, на сотрудников органов внутренних дел как представителей власти. Волнения могут возникать и спонтанно, например, в стычках между футбольными фанатами после проигрыша той или иной команды. В любом случае происходит разрядка потенциалов той психологической энергии, которая образуется в результате концентрации массы
людей, связанных общими предпочтениями, возмущениями или устремлениями.
В данном случае обратим внимание на информационный и непосредственно аудиальный фон, на котором могут проходить аудиальные воздействия. Сложно представить также мероприятия, которые проходят в полной тишине. Как правило, им сопутствует звуковое сопровождение — лозунги и призывы, а зачастую музыкальное сопровождение.
При этом уже имеются результаты разнообразных исследований, которые убедительно свидетельствуют о том, что именно информационный аудиальный фон и непосредственно музыкальное сопровождение играют огромную роль как в накоплении деструктивных потенциалов, так и в «умиротворении» собравшихся в определенном месте людей1.
В то же время, вопросы аудиального сопровождения массовых мероприятий, как и возможность целенаправленного применения аудиальных инфор-
мационных воздействий для обеспечения общественного порядка и безопасности пока не рассматривались в ракурсе административно-правого регулирования.
Информационные аудиальные воздействия как специальные средства обеспечения общественного порядка и безопасности на массовых мероприятиях. В ситуациях, когда действия и поступки участников массовых мероприятий приобретают противоправный характер, можно сказать, выходят за рамки закона и нарушают общественный порядок, сотрудники органов внутренних дел могут применять специальные средства для пресечения беспорядков и обеспечения безопасности сотен и тысяч граждан.
Так, согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. «Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия»1.
Законом оговорены и сами специальные средства. П. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О полиции» определяет их перечень, в который входят «световые и акустические специальные средства»3.
На наш взгляд, раздел закона, в котором оговаривается применение специальных средств, может быть расширен. В перечень специальных средств могут быть добавлены средства как целенаправленных, так и фоновых информационных аудиальных воздействий.
Дело в том, что действия и поступки людей непосредственно связаны, а в некоторых случаях напрямую детерминируются их эмоциональным состоянием. Хорошо известен эффект эмоционального заражения людей в толпе или в коллективных действиях, соревнованиях, или зрелищах, на митингах или демонстрациях4. Огромное значение при этом имеет тот психологический фон и целенаправленные информационные воздействия, которые сопутствуют тем или иным массовым мероприятиям.
Как уже отмечалось, многие мероприятия предполагают музыкальное оформление. Музыка слы-
шится на стадионах перед началом соревнований или в паузах между спортивными схватками. Музыка встречает людей, собирающихся на митинги и шествия. Именно музыкальное сопровождение в значительной мере определяет и даже создает настрой и эмоциональное состояние участников коллективных действий. Еще раз обратим внимание на то, что информационные психологические воздействия, которые выражаются в лозунгах и призывах или в музыкальном оформлении, могут приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям.
Так, прослушивание одних музыкальных произведений вызывают «светлые чувства», стабилизируя эмоциональное состояние и предотвращая возможные правонарушения и беспорядки. В тоже время, другая музыка может пробуждать «темные силы», возбуждая участников мероприятий, превращая их в неуправляемую толпу, подталкивая их к деструктивным действиям и противоправным поступкам.
Рассматривая информационные аудиальные воздействия как специальные средства, которые могут поступить на вооружение органов внутренних дел, нужно представлять перспективы их использования в комплексе профилактических мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности.
Сейчас, если обратиться к «букве закона», то применение специальных средств предполагает наличие некой критической ситуации. Остановить разбушевавшуюся толпу можно, скажем, свето-шумовыми гранатами или акустическими воздействиями, направленными не столько на эмоционально-психологическое, сколько на физическое состояние противника.
Здесь же речь идет о возможности управления ситуацией, можно сказать, «мягкой силой», а именно посредством заранее организованных воздействий на сознание и подсознание людей такими средствами, которые снижают агрессивность, рассеивают потенциалы деструктивной энергии социального или психологического напряжения, неприязни или соперничества.
При планировании информационных аудиаль-ных воздействий в качестве профилактических мер должны учитываться характер, направленность, место проведения мероприятия, маршруты шествия, если это демонстрация; пути подхода и отхода фанатов при обеспечении безопасности крупных спортивных событий.
Профилактическое применение информационных аудиальных воздействий как специального средства обеспечения общественного порядка требует информационно-аналитического сопровождения. Это сопровождение должно предусматривать анализ обстановки, наблюдение за участниками массовых мероприятий с фиксацией уровня агрессивности и готовности к противоправным действиям.
В целом же практическая реализация управления ситуацией путем информационных аудиальных воздействий требует как системных научных исследований, так и создания нормативно-правовых основ включения непосредственно информационно-психологических воздействий как специальных средств противоборства органов внутренних дел с внутренними и внешними силами.
Нормативно-правовые основы применения информационных аудиальных воздействий. К информационным можно отнести аудиальные воздействия в диапазоне от 20 до 20.000 Гц со звуковым давлением от 0 до 130 дБ. Эти параметры отражают спектр и интенсивность (громкость) волновых процессов, в которых звуковой сигнал может воздействовать на сознание человека, порождая информацию, чувства, эмоции и вызывая психические реакции. Звуковые волны с частотой ниже 20 Гц (инфразвук), либо превышающей 20.000 Гц (ультразвук), человеческим слухом не распознается. Звуковой сигнал с давлением выше 130 дБ вызывает дискомфорт и может оказывать на человека разрушительное воздействие5.
В то же время, ряд исследований показывает, что низкие по интенсивности звуковые воздействия (ниже порога слышимости) могут оказывать как негативные, так и позитивные воздействия на состояние человека. Доказано, что они изменяют структуру жидких сред6.
Обсуждая возможности аудиальных информационных воздействий мы сталкиваемся с угрозами в информационной сфере. Масштаб этих угроз обсуждался на заседании Совета Безопасности Российской Федерации в октябре 2014 г.7.
Ранее, в рамках стратегии развития информационного общества в РФ, утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в феврале 2008 г., был сделан акцент на «проблемах обеспечения безопасности личности, общества и государ-
ства от деструктивных информационных воздействий» и «проблемах обеспечения безопасности индивидуального, группового и массового сознания»8.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, принятой в сентябре 2010 г. отмечается, что с развитием информационных технологий появляются новые виды угроз, также как «противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание». Декларируется также необходимость «разработки специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание»9.
В этом контексте одним из наиболее приоритетных направлений формирования комплекса мер по предотвращению беспорядков на массовых мероприятиях выступает возможность применения специальных средств информационных аудиальных воздействий, а также административно-правовое регулирование информационного аудиального сопровождения массовых мероприятий.
Возможности административно-правового регулирования информационного аудиального сопровождения массовых мероприятий. Подходя к информационным аудиальным воздействиям на участников массовых мероприятий с позиции административно-правого регулирования заметим, что сам вопрос о предмете нормативного регулирования остается в определенной мере дискуссионным. Основные разногласия здесь сводятся к тому, «на какие именно общественные отношения (производственные, идеологические, волевые и т.д.) и на что непосредственно в самих общественных отношениях могут оказывать регулирующие воздействия нормы права»10.
Из поведения людей, их различных и многочисленных поступков складываются индивидуальные или, как принято говорить, конкретные общественные отношения, которые, в свою очередь, образуют в качестве «равнодействующей» систему общественных отношений. Важно выяснить, что же подвергается непосредственному правовому регулированию: отдельные конкретные отношения, виды конкретных отношений или вся совокупность общественных отношений в целом. Правовые нормы охватывают непосредственные результаты деятельности, поступков и поведения людей, а не их конечный итог. Они опре-
деляют тот или иной вариант поведения при соответствующих условиях и обстоятельствах.
Можно согласиться с мнением, что, «предметом нормативно-правого регулирования являются конкретные общественные отношения, а не вся их совокупность»11.
Нормативное закрепление использования ауди-ального сопровождения массовых мероприятий как средства воздействия на индивидуальное и массовое сознание в целях обеспечения общественного порядка и безопасности может быть осуществлено, в первую очередь, в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»12.
В ч. 3 ст. 7 этого закона «Уведомление о проведении публичного мероприятия» предлагается внести одним из пунктов перечень заявленных технических, аудиальных и программно-аппаратных средств, с указанием их параметров и характеристик. Ст. 11 — «Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия» необходимо дополнить условиями, определяющими интенсивность, направленность и содержание аудиального и непосредственно музыкального сопровождения.
Направления административно-правового регулирования информационных аудиальных воздействий на участников массовых мероприятий. Административно-правовое регулирование аудиаль-ных воздействий на участников массовых мероприятий может включать два основных направления.
Первое направление — контроль и регламентация аудиального и непосредственно музыкального сопровождения, что может быть отражено в законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Второе направление — это применение ауди-альных информационных воздействий как специального средства в профилактике и предотвращении беспорядков и правонарушений, что может быть отражено в законе «О полиции».
Заметим, что проблемы информационного противоборства в правоохранительной сфере находят отражение и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Где в ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» обращается внимание на «специальные средства» — компьютерные фай-
лы и программы, содержащие скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье... »u. В нормах этой статьи кодекса могут быть обозначены и аудиальные воздействия на участников массовых (публичных) мероприятий.
Применение информационно-аудиальных воздействий как специальных средств потребует и новой редакции Приказа МВД России № 81 от 29 января 2008 г. (ред. от 24 февраля 2014 г.) «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел российской федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах»14.
В целом использование правоохранительными органами информационно-аудиальных воздействий как превентивного средства управления массовым сознанием, а также административно-правовая регламентация аудиального сопровождения массовых мероприятий могут внести существенный вклад в обеспечение общественного порядка и безопасности.
Литература
1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-I.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
3. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г.
4. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.
5. Приказ МВД Российской Федерации № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» от 29 января 2008 г.
6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. URL:http://www. scrf.gov.ru/documents/6/90.html
7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 09.09. 2000 URL:http://www. scrf.gov.ru/documents/6/5.html
8. Аветисян К.Р. Аудиальные информационные воздействия при обеспечении общественного порядка и безопасности на массовых мероприяти-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ях. // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №8. С. 165—169.
9. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972, 253 с.
10. Овчинский А.С., Аветисян К.Р. Информационные аудиальные воздействия в обеспечении общественного порядка и безопасности // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. XXIII Всероссийская научная конференция, 2014. С. 94—97.
11. Степанов А.М., Зенин С.В., Рахманин Ю.А. Исследование структурной организации суперчистой воды и ее динамика. Сборник докладов II Всероссийской конференции «Безопасность и выживаемость населения». Киров, 2012.
12. Шейндлин Б.В. Механизм административно-правого регулирования. «Общая теория государства и права». Учебник Л., 1961.
References
1. Zakon Rossiiskoi Federatsii «O sredstvakh massovoi informatsii» ot 27 dekabrya 1991 g. № 2124-I.
2. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ.
3. Federal'nyi zakon «O sobraniyakh, mitingakh, demonstratsiyakh, shestviyakh i piketirovaniyakh» № 54-FZ ot 19 iyunya 2004 g.
4. Federal'nyi zakon «O politsii» ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ.
5. Prikaz MVD Rossiiskoi Federatsii № 81 «Ob organizatsii kompleksnogo ispol'zovaniya sil i sredstv organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii po obespecheniyu pravoporyadka v obshchestvennykh mestakh» ot 29 yanvarya 2008 g.
6. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii. URL:http://www. scrf.gov.ru/documents/6/90.html
7. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii 09.09.2000 URL:http://www.scrf. gov.ru/documents/6/5.html
8. Avetisyan K.R. Audial'nye informatsionnye vozdeistviya pri obespechenii obshchestvennogo poryadka i bezopasnosti na massovykh meropriyatiyakh. // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. №8. S. 165—169.
9. Gorshenev KM. Sposoby i organizatsionnye formy pravovogo regulirovaniya v sotsialisticheskom obshchestve. M.: Yurid. lit., 1972, 253 s.
10. Ovchinskii A.S., Avetisyan K.R. Informatsionnye audial'nye vozdeistviya v obespechenii obshchestvennogo poryadka i bezopasnosti // Informatizatsiya i informatsionnaya bezopasnost' pravookhranitel'nykh organov. XXIII Vserossiiskaya nauchnaya konferentsiya, 2014. S. 94—97.
11. Stepanov A.M., Zenin S.V., Rakhmanin Yu.A. Issledovanie strukturnoi organizatsii superchistoi vody i ee dinamika. Sbornik dokladov II Vserossiiskoi konferentsii «Bezopasnost' i vyzhivaemost' naseleniya». Kirov, 2012.
12. Sheindlin B.V. Mekhanizm administrativno-pravogo regulirovaniya. «Obshchaya teoriya gosudarstva i prava». Uchebnik L.,1961.
1 Овчинский А.С. Аветисян К.Р. Информационные аудиальные воздействия в обеспечении общественного порядка и безопасности // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. XXIII Всероссийская научная конференция, 2014. С. 94—97; Аветисян К.Р. Аудиальные информационные воздействия при обеспечении общественного порядка и безопасности на массовых мероприятиях. // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8. С. 165—169.
2 Федеральный закон № З-ФЗ «О полиции» ст. 21 ч. 1 от 7 февраля 2011 г.
3 Федеральный закон № З-ФЗ «О полиции» ст. 21 ч. 2 от 7 февраля 2011 г.
4 Лебон Г. Психология народов и масс / СПБ, «Макет», 1995// URL: http:// royallib.com/ book/lebon_g/psihologiya_narodov_i_ mass.html
5 Психоакустическая характеристика звука. Слуховая чувствительность // URL: http://dommedika.com/bolezni_uxa_gorla_ nosa/348.html
6 Степанов А.М., Зенин С.В., Рахманин Ю.А. Исследование структурной организации суперчистой воды и ее динамика. // Сборник докладов II Всероссийской конференции «Безопасность и выживаемость населения». Киров, 2012.
7 Заседание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О противодействии угрозам национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере» 01.10.2014//URL:http://www.scrf.gov.ru/news/831.html
8 Стратегия развития информационного общества в российской федерации/ / URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/90.html
9 Доктрина информационной безопасности российской федерации // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html
10 Шейндлин Б.В. Механизм административно-правого регулирования. СПб 1961 // URL: http://law.edu.ru/
11 Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972. // URL: http://lawlibrary.ru/
12 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54 ФЗ от 19 июня 2004 г. // URL:http://www.rg.ru/2004/06/23/miting-dok.html
13 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ. от 30 декабря 2001 г.
14 Приказ МВД РФ № 81 от 29 января 2008 г. «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел российской федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах»URL:http://www.zakonpшst.ra/content/ base/121540.