УДК 342.924 DOI 10.24411/2078-5356-2018-00034
Аветисян Карэн Рафаелович Karen R. Avetisyan
сотрудник кафедры специальных информационных технологий учебно-научного комплекса информационных технологий
Московский университет МВД им. В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12)
graduated in a military academy of chair of information security оf an educational and scientific complex information technologies
Moscow university of Ministry of internal affairs of Russia of V.Ya. Kikot' (12 Akademika Volgina st., Moscow, Russian Federation, 117437)
E-mail: [email protected]
Аудиальные информационные воздействия как метод административно-правового убеждения
Auditory information influence as a method of administrative-legal persuasion
В статье рассматривается административно-правовое регулирование аудиальных информационных воздействий на участников массовых мероприятий как метод «мягкого управления» с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.
Ключевые слова: аудиальные информационные воздействия, обеспечение общественного порядка, административно-правовое регулирование.
The article discusses administrative правоt regulation, the auditory information influence on the participants of mass events as a method of «soft control» to ensure public order and security.
Keywords: auditory information impacts, ensure public order, administrative legal regulation.
Важность информационного противоборства в деятельности органов внутренних дел на сегодняшний день имеет беспрецедентное значение и, особенно, при обеспечении общественного порядка. В силу этого одним из основных аспектов является нормативная база административно-правового регулирования целенаправленных информационных аудиальных воздействий. Отсутствие административно-правового регулирования целенаправленных аудиальных воздействий не должно оставаться без внимания при планировании мер, предусмотренных законодателем, по обеспечению общественного порядка и безопасности. Важно представлять, что аудиальные воздействия могут приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям.
Возможность целенаправленного влияния на эмоционально-психологическое состояние человека, на волю людей посредством аудиаль-
ных информационных воздействий не должна оставаться без внимания органов государственной власти при планировании комплекса мер по обеспечению общественного порядка.
Негативные последствия аудиальных воздействий могут быть как случайными, так и заранее злонамеренно спланированными. В обеих ситуациях правомерно рассматривать феномен общественно опасных аудиальных информационно-психологических воздействий на массовую аудиторию.
Поведение людей на массовых мероприятиях часто обусловлено громким музыкальным ритмическим оформлением, которое в свою очередь не только задает определенный ритм и настрой участников массовых мероприятий, но и может нанести вред здоровью. К аудиальному фону добавляются лозунги, топот, выкрики, тем самым создается благоприятная почва для дестабилизации общественного порядка в целом.
© Аветисян К.Р., 2018
К. Поппер в 40-х годах XX века определяет: «именно наличие законов может способствовать наведению порядка во всех сферах жизни общества. Государство поддерживает порядок не насилием, а на основе приемлемых для человека правил и норм, создавая условия для устойчивости социальной системы, ликвидации беспорядка, формирования лучшего порядка». В наше время детерминированность именно методов принуждения и определяет инструментарий, отражающий в основном широкий спектр мер в подавлении общественных беспорядков.
Административно-правовые средства, отражающие метод принуждения, имеют более широкое распространение в части пресечения нарушений общественного порядка. Необходимо учесть, что методы убеждения должны быть первичными по отношению к принуждению. Данный факт в очередной раз отражает актуальность административно-правового регулирования аудиальных информационных воздействий как метода убеждения при обеспечении общественного порядка и личной безопасности граждан на массовых мероприятий.
В силу этого в комплексе мер по предупреждению общественных беспорядков необходимо контролировать мультимедийное и, в частности, аудиальное информационное оформление, которым планируется сопровождать организуемые массовые мероприятия [1].
В настоящее время ни в уголовном, ни в административном праве нет никаких норм, их регулирующих. В нормативно-правовом поле просто отсутствует такое понятие, как «общественно-опасные аудиальные воздействия».
В повседневной практике органами внутренних дел реализуются, как правило, методы принуждения. Такая ситуация обусловлена прежде всего тем, что методы принуждения в сфере исполнительной власти с точки зрения административно-правого обеспечения более детерминированы правовыми нормами в сравнении с методами убеждения. Можно констатировать тот факт, что административно-правовые средства убеждения при обеспечении общественного порядка в ходе проведения массовых мероприятий разработаны недостаточно.
Изучение процесса формирования воли человека посредством аудиальных информационных воздействий для определения оптимальных мер убеждения в управленческом процессе не имеет достаточного нормативно-правового и, в частности, административно-правового обеспечения. Эффективность применения методов убеждения со стороны
субъекта управления, предупреждая противоправную активность участников массовых мероприятий, повысит эффективность деятельности органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка [2].
Выступая методами государственного руководства обществом, юридическая сущность которых отражена в детерминированности правовыми нормами, убеждение и принуждение являются универсальным средством воздействия на волю и волеизъявление людей, позволяя решать управленческие задачи в достижении соответствующих целей. Цели определяют вектор формирования интереса через определенные потребности [3].
Аудиальное информационное воздействие как метод административно-правового убеждения, направленный на волю объекта управления в виде целенаправленного регулируемого субъектом административно-правовых отношений действия, формируюет впоследствии у объекта волеизъявление, отраженное в спектре действий, с которым уже связаны правовые последствия. В.А. Ойгензихт отмечал, что «действие всегда сопряжено с психическим регулированием, с волевым процессом».
Воля, выраженная в волеизъявлении, порождает правовые последствия. Волеизъявление придает содержанию воли юридическое значение, выражая функцию по фиксации содержания юридически значимой воли.
Административно-правовое обеспечение, регулирующее информационно-психологические и, в частности, аудиальные информационные воздействия, имеет фрагментарный характер и в должной мере законодателем не урегулировано.
Таким образом, вопросы информационно-психологических воздействий до сих пор не находятся в системном правовом и, в частности, административно-правовом регулировании и не имеют полноценного отражения в законодательстве.
Примечания
1. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25, ст. 2485.
2. Зубач А.В. К методу убеждения в деятельности органов исполнительной власти. 2016.
3. Попов Л.Л. Убеждение и принуждение: организационно-воспитательные и административно-правовые средства охраны общественного порядка в деятельности советской милиции. М., 1968.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2018, № 1 (41)
221
Notes 2. Zubach V.A. To a method of persuasion in the ac-
tivities of bodies of Executive power. 2016. (In Russ.) 1. On meetings, rallies, demonstrations, marches and 3. Popov L.L. Persuasion and coercion: organization-pickets: federal law no. 54-FZ of 19 June 2004. Collec- al-educational and administrative-legal means of protection of legislative acts of the RF, 2004, no. 25, art. 2485. tion of public order in the activities of the Soviet police. (In Russ.) Moscow, 1968. (In Russ.)