ПРИМЕНЕНИЕ АУДИАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ НА МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
К.Р. АВЕТИСЯН,
адъюнкт кафедры информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий
Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор технических наук Овчинский А.С.
Рецензент: кандидат юридических наук Бочаров С.Н.
Аннотация. В статье рассматривается возможность применения аудиальных информационных воздействий на участников массовых мероприятий для обеспечения общественного порядка и безопасности.
Ключевые слова: аудиальные информационные воздействия, обеспечение общественного порядка, управление массовым сознанием, социально-психологическая энергия, функциональное проявление информации, инструментальное проявление информации, административно-правовое регулирование.
AUDIAL INFORMATION INFLUENCES IN PROVIDING THE PUBLIC ORDER AND SAFETY ON MASS ACTIONS
K.R. AVETISYAN,
graduated in a military academy of chair of information security of an educational and scientific complex information technologies of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
Annotation. In article possibility of application the sound of information impacts on participants of mass actions for providing a public order and safety is considered.
Keywords: audial information influences, providing a public order, management of mass consciousness, social and psychological energy, functional manifestation of information, tool manifestation of information, administrative legal regulation.
Массовые мероприятия предстают в виде организованных активных форм реализации прав, свобод и законных интересов людей, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан.
Массовые мероприятия имеют следующую градацию: по содержанию — общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции), культурно-массовые (фестивали, народные гуляния), спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады); по значимости: международные, региональные, местные; по способу возникновения — организованные; по месту проведения: в зданиях, сооружениях и на открытой местности; по возможности участия: общедоступные, ограниченные количеством участников или
социальным статусом; по месту и периодичности проведения: разовые, повседневные, периодические и по возможности участия [1].
Массовые мероприятия с участием сотен, тысяч и десятков тысяч людей стали привычным атрибутом нашей жизни. Обеспечение порядка в ходе массовых мероприятий — одна из задач властей и их охранных структур. История человечества содержит огромное количество свидетельств, когда при скоплении большого количества людей возникали инциденты, которые приводили к дракам и погромам, а иногда и к побоищам с многочисленными человеческими жертвами. Более того, именно в сценарии массовых мероприятий часто вписываются провокации, приводящие к нарушению общественного порядка и подрывающие ува-
жение к власти, тем самым формируя большой спектр административных правонарушений и преступлений.
В стране наблюдается рост протестных движений, которые выводят массы людей на митинги и демонстрации. С развитием технологий манипулирования разнообразные протестные выступления (от защиты цирковых животных до расширения прав секс меньшинств) все чаще используются в политических целях, что может представлять известные угрозы безопасности уже непосредственно для государства. Значительный урон общественному порядку наносят движения фанатов, когда во время спортивных мероприятий на трибунах стадионов начинаются потасовки, переходящие в «разборки» с участием большого количества «любителей спорта» уже за пределами спортивных сооружений.
Нельзя обойти вниманием и угрозы безопасности, возникающие при большом скоплении людей на некоторых концертах, когда под влиянием оглушающих ритмов участники мероприятий впадают в состояние «измененного сознания», которое подобно наркотическому опьянению, вызывает непредсказуемые и неконтролируемые действия и поступки.
Аудиальные воздействия и эмоциональное состояние
В данной работе обсуждается возможность использования аудиальных информационных воздействий, в первую очередь, музыки в позитивных целях в комплексе мер по обеспечению безопасности массовых мероприятий.
Давно известно, какие сильные эмоции может вызывать у людей музыка. Она возбуждает или успокаивает, стимулирует активность или наводит на размышления. Аудиальные воздействия могут иметь как разрушительные последствия для психики человека, так и использоваться в стабилизации, успокоении его психоэмоционального состояния.
Мы погружены в мир звуков, мир колебания частиц окружающего нас пространства, которые ощущаются и фиксируются нашим слухом. Как правило, это происходит в диапазоне частот колебаний от 20 до 20 тыс. герц. Волновые процессы с частотами за пределами этого диапазона — инфразвук (ниже 20 герц) и ультразвук (выше 20 тыс. герц) обычно нами не воспринимаются.
В диапазоне же воспринимаемых нашим слухом частот можно осуществлять целенаправленные ауди-
альные информационно-психологические воздействия как на отдельно взятого человека, так и на группы людей.
Эти воздействия могут содержать лозунги и призывы, непосредственно вызывающие предполагаемые реакции у присутствующих. Аудиальные воздействия могут иметь и фоновый характер, представляя собой, например, музыкальное сопровождение того или иного мероприятия. Здесь возможно создание определенного эмоционального состояния у воспринимающей аудитории.
В любом случае, в ходе массовых мероприятий влияние на эмоционально-психологическое состояние людей путем целенаправленных информационных воздействий не должно оставаться без внимания при планировании мер по обеспечению общественного порядка и безопасности.
Общественно опасные воздействия
Важно представлять, что аудиальные воздействия могут приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям, и градация таких воздействий имеет отражение в последствиях, к которым они приводят.
Само музыкальное или в общем случае аудиаль-ное сопровождение массовых мероприятий может содержать в себе определенные угрозы безопасности. Если толпы болельщиков на подходе к стадиону или компании недовольных людей, собирающихся на про-тестный митинг, услышат крайне возбуждающую музыку, скажем, тяжелый рок с вкрапленными экстремистскими или провокационными призывами, то вероятность возникновения у участников мероприятия более агрессивного настроя резко возрастет. Поведение масс людей на футбольных матчах обусловлено громким музыкальным оформлением, его ритмом и производными в виде поведения: лозунги, топот, выкрики. Такого рода поведение с большой вероятностью может находить отражение в ряде диспозиций статей административного законодательства России.
Так, говоря о мерах по предупреждению общественных беспорядков, необходимо как минимум контролировать то музыкальное оформление и, в целом, те аудиальные воздействия, которыми планируется предварять и сопровождать организуемые массовые мероприятия.
По-видимому, должна быть предусмотрена ответственность за общественно опасные аудиальные воздействия на массовую аудиторию. В настоящее
время ни в уголовном, ни в административном праве нет никаких норм, их регулирующих. В нормативно-правовом поле отсутствует такое понятие, как «общественно-опасные аудиальные воздействия».
Аудиальные воздействия, которые способны приводить к общественным беспорядкам, можно рассматривать и в контексте общественно опасных информационных воздействий, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам органов внутренних дел.
Дело в том, что в состоянии перманентных информационных войн, ведущихся на разных срезах общественного сознания, информационное противоборство становится неотъемлемым атрибутом деятельности органов внутренних дел [2].
В этой ситуации не менее актуальным является введение в законодательство и такого понятия, как «общественно опасные информационные воздействия». Имеются в виду такие акции в информационных сферах, которые в виду необъективности представляемой информации по средствам массовых коммуникаций осуществляют дискредитацию правоохранительных органов, подрывают основы государственной власти, разрушают общественные отношения, наносят урон социальной адаптации и непосредственно психическому здоровью граждан.
Инструмент обеспечения общественного порядка
В контексте нашего исследования аудиальные воздействия на участников массовых мероприятий рассматриваются как элемент информационно-психологических воздействий. Они представляют собой один из инструментов управления ситуацией, которая выходит из-под контроля и грозит нарушением общественного порядка.
Естественно, следовало бы использовать возможности аудиальных воздействий тем структурным подразделениям органов внутренних дел, которые непосредственно несут ответственность за обеспечение порядка и безопасность участников мероприятий. Для этого потребуется решить ряд задач: выявить позитивные и негативные аспекты влияния доступных для практического применения аудиальных, в первую очередь, фоновых музыкальных воздействий непосредственно на массовую аудиторию.
В процессе исследований встанут вопросы о технических возможностях служб, об организационных и методических моментах, скажем, об оптимальной
мощности воздействия (громкости, тембре, частотном диапазоне) с учетом акустических особенностей помещений и арен, улиц и площадей, об оптимальных режимах трансляции, последовательности новелл и ритмов... Все это потребует тщательной подготовки.
Другой круг задач состоит в разработке мер административно-правового регулирования организации и осуществления аудиальных информационно-психологических воздействий на участников массовых мероприятий с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.
Разработка организационно-правовых мер должна воплотиться в стратегию и тактические приемы применения аудиальных воздействий в комплексе информационно-психологических акций, направленных на обеспечение общественного порядка в процессе массовых мероприятий.
Скрытые аудиальные воздействия
В последние годы получили известность результаты довольно тонких экспериментов, которые показали, что аудиальные воздействия оставляют «следы» в окружающем пространстве. Так, известные концерты Рахманинова приводят к гармонизации, а ритмы тяжелого рока к деструкции или хаотизации молекулярных кластеров в той среде, через которую проходят звуковые волны.
Эти опыты проводились с водой, которая, как оказалось, реагирует на музыку и слова, меняя свою структуру в зависимости от содержания того или иного информационного воздействия. Реакции воды фиксировались по изменению ее электропроводности, плотности, текучести, хромотографических показателей [3].
В контексте данной работы обратим внимание, что генерирование волн, несущих гармонию музыкального произведения за пределом порога слухового восприятия, также может создавать гармонизирующий фон, например, в пространстве массового мероприятия. Более того, эксперименты показали, что этот фон сохраняется в течение нескольких часов после слышимой и неслышимой «музыкальной обработки». Итак, мы подходим к возможности позитивного применения скрытых аудиальных информационно-психологических воздействий.
Технологии собственно скрытых аудиальных воздействий известны в течение достаточно долгого времени. Если записать на магнитофон некую ключевую фразу и потом воспроизвести ее со скоростью в
10—12 раз меньшей, то она будет восприниматься ухом как тихое шуршание. Когда на музыку накладывается звуковой пакет с «растянутой» во времени фразой, она становится неразличима.
Однако, обходя защитные функции сознания, заложенная в пакет установка, подобно 25-му кадру, может вызвать запрограммированные реакции, действия и поступки у человека, группы людей или толпы.
Заметим, что если технологии скрытых визуальных воздействий требуют привлечения внимания человека к какому-либо экрану (что также можно использовать в комплексе мер безопасности), то ауди-альные воздействия, скрытые, скажем, музыкальным фоном, «делают свое дело», вообще не привлекая никакого внимания.
Эксперименты, проведенные в конце прошлого века, показали, что скрытые аудиальные воздействия не могут изменить «жестких» установок человека: за какого кандидата голосовать, за какую команду болеть, какому кумиру поклоняться, какие интересы отстаивать в протестных выступлениях. Но если человек колеблется, испытывает сомнения в своем выборе, не уверен в целесообразности своих действий и правоте планируемых поступков, то скрытые информационно-психологические воздействия, как визуальные (технологии 25-го кадра), так и аудиальные (технологии психокоррекции) могут сыграть решающую роль в выборе тех или иных предпочтений.
Рассматривая варианты аудиальных информационно-психологических воздействий на участников мероприятий, необходимо иметь в виду и возможность скрытых воздействий, направленных на предотвращение массовых беспорядков. Это потребует дополнительных исследований и специальной административно-правовой регламентации.
Функциональное и инструментальное проявление информации
Раскрывая механизмы осознаваемых и неосознаваемых воздействий на участников протестных акций или зрелищных мероприятий, обратимся к представлениям об информационных взаимодействиях в открытых системах.
Если в парадигме закрытых систем информационные взаимодействия составляют некоторый замкнутый контур управления техническим комплексом или социальной системой, то в открытых системах социальных связей и психологических отноше-
ний информация (уже с позиций синергетики) выступает как источник и генератор социально-психологической энергии.
Наличие или отсутствие потенциалов социальной, духовной, психологической или эмоциональной энергии является предпосылкой активности и деятельности или пассивности и бездеятельности людей, сообществ и народов. Социально-психологическая энергия формирует намерения человека и его поступки: от подвигов до преступлений.
В формировании и накоплении этой энергии проявляется функциональная или обеспечивающая роль информации. Задача же целенаправленных информационно-психологических воздействий состоит в создании у участников массовых мероприятий необходимых потенциалов социально-психологической энергии. Но это только предпосылка управления ситуацией.
Решения, которые принимает человек, его действия и поступки связаны уже с разрядкой энергии. В этом случае информационное воздействие может стать сигналом к разрядке накопленных потенциалов энергии недовольства и возмущения или радости и преклонения. Так, проявляется уже непосредственно воздействующая или инструментальная роль информации [4].
Аудиальные воздействия в проекциях информации
Информация в открытых системах раскрывается в единстве ее трех проекций: реактивной, ресурсной и фоновой [5].
Реактивная информация возникает в процессе реакций на внешние воздействия или внутренние побуждения. Реакции являются необходимым атрибутом всех объектов живой природы (от простейших до высокоорганизованных) и социальной жизни (от человека до народов). В человеческом сознании реактивная информация возникает как целевая интерпретация получаемых сообщений, сведений и сигналов. Эта целевая интерпретация отражает стремления и намерения людей, их психологическое и эмоциональное состояние, отношение к окружающей реальности и непосредственно к происходящему «здесь и сейчас», уровень их нравственности и духовности.
Трудно переоценить роль реактивной информации в жизни человека. Она позволяет понимать смысл происходящих событий, принимать решения и адекватно реагировать в различных ситуациях.
Другая проекция информации — ресурсная. Это та информация, которая фиксируется на различных носителях. В генетических кодах, в строении наших органов и тканей мы отмечаем проявление биологической ресурсной информации. Все основные этапы развития цивилизации связаны с технологическими достижениями в фиксации, накоплении и передаче социальной ресурсной информации (от наскальных рисунков до электронных носителей). Эта информация составляет ресурсы исторической и социальной памяти людей, сообществ и народов. Она передается от человека к человеку, от поколения к поколению.
Здесь также нельзя недооценивать те возможности управления социальными процессами, которые открываются с целенаправленным использованием ресурсов, скажем, исторической или духовной информации.
Наконец, третья проекция информации — фоновая. Фоновая информация отражает окружающую нас реальность как в доступных, так и в недоступных для непосредственного восприятия формах. Применительно к обсуждаемым в данной работе вопросам важно то, что именно фоновая информация может обходить защитные функции сознания. Воздействуя через подсознание (или бессознательные сферы), она может вызывать как непредсказуемые, так и заранее программируемые действия и поступки отдельных людей или их объединений, возникающих, скажем, стихийно в ходе массовых мероприятий.
Именно на свойствах фоновой информации обходить защитные функции сознания и построены технологии скрытых информационно-психологических воздействий, использующие эффект 25-го кадра или аудиальную психокоррекцию.
В целом, развитие представлений об информационно-психологических воздействиях в парадигме открытых систем, оперирование понятиями потенциалов
социально-психологической энергии, обращение к функциональным и воздействующим проявлениям информации, применение системы координат, построенной на реактивной, ресурсной и фоновой проекциях информации, позволят подойти к разработке научных основ управляющих аудиальных воздействий.
Эти воздействия могут эффективно применятся не только в комплексе мер обеспечения общественного порядка и безопасности массовых мероприятий. В условиях нарастающего информационного противоборства в борьбе с преступностью и коррупцией, в пресечении террористической деятельности, в противодействии экстремизму и антисоциальным явлениям аудиальные воздействия могут стать «тонким» инструментом, помогающим решать задачи, стоящие перед органами внутренних дел.
Явные и скрытые воздействия могут использоваться в обеспечении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, а также применяться в профилактике преступлений и правонарушений.
Литература
1. URL://http ://www.pravo .vuzlib .org/book_z2159_pa-ge_43.html
2. Овчинский А.С. Информационные воздействия и организованная преступность. М., 2007.
3. Степанов А.М., Зенин С.В., РахманинЮ.А. Исследование структурной организации суперчистой воды и ее динамика: Сб. докл. II Всерос. конф. «Безопасность и выживаемость населения». Киров, 2012.
4. Минаев В.А., Овчинский А. С., Скрыль С.В., Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознанием: современные модели. М., 2013.
5. Овчинский А.С. Правоохранительные инфо-технологии. М., 2006.