Научная статья на тему 'СИСТЕМНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИСТЕМНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1172
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марин Владимир Анатольевич

Исследуется правовой механизм системного взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации, что имеет огромное как теоретическое, так и практическое значение, позволяющее в полной мере раскрыть необходимость и значимость отдельно взятого элемента правоохранительной системы Российской Федерации (Росгвардии), определить его место и роль в данной системе, способствовать его внутреннему устройству и развитию, отражающемуся на адекватном функционировании не только правоохранительной системы Российской Федерации, но и на национальной безопасности России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марин Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM INTERACTION OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The legal mechanism of systemic interaction of the troops of the National Guard of the Russian Federation is being studied, which has great both theoretical and practical significance, which allows to fully disclose the need and significance of a single element of the law enforcement system of the Russian Federation (Rosguards), to determine its place and role in this system, to contribute to its internal structure and development, which is reflected in the adequate functioning not only of the law enforcement system of the Russian Federation, but also on national security the passivity of Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340.11 DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-171-175

ББК 67.7 © В.А. Марин, 2021

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

СИСТЕМНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владимир Анатольевич Марин, заместитель начальника штаба специального отряда быстрого реагирования «Рысь» Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (141107, Щелково, пр-т 60 лет Октября, д. 19) E-mail: vowamarin@yandex.ru

Аннотация. Исследуется правовой механизм системного взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации, что имеет огромное как теоретическое, так и практическое значение, позволяющее в полной мере раскрыть необходимость и значимость отдельно взятого элемента правоохранительной системы Российской Федерации (Росгвардии), определить его место и роль в данной системе, способствовать его внутреннему устройству и развитию, отражающемуся на адекватном функционировании не только правоохранительной системы Российской Федерации, но и на национальной безопасности России в целом.

Ключевые слова: правоохранительная система, войска национальной гвардии Российской Федерации, взаимодействие.

SYSTEM INTERACTION OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vladimir A. Marin, Deputy Chief of Staff of the Special Rapid Reaction Unit «Lynx»

Special Purpose Center of the Rapid Response and Aviation Forces of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation (141107, Shchelkovo, pr-t 60 let Oktyabrya, d. 19) E-mail: vowamarin@yandex.ru

Abstract. The legal mechanism of systemic interaction of the troops of the National Guard of the Russian Federation is being studied, which has great both theoretical and practical significance, which allows to fully disclose the need and significance of a single element of the law enforcement system of the Russian Federation (Rosguards), to determine its place and role in this system, to contribute to its internal structure and development, which is reflected in the adequate functioning not only of the law enforcement system of the Russian Federation, but also on national security the passivity of Russia as a whole.

Keywords: law enforcement system, national guard troops of the Russian Federation, interaction.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Марин В.А. Системное взаимодействие войск национальной гвардии Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(1):171-175.

Философская интерпретация взаимодействия зачастую выступает в роли интеграционного фактора, обусловливающего объединение отдельно взятых элементов в абсолютно новую форму целостности, имея при этом обширную связь с представлением о структуре [4, с. 7]. Сам процесс взаимодействия представляет собой межэлементный поток прямых и обратных связей на всех структурных уровнях системы, необходимый для образования, поддержания и развития любой, в том числе и социальной, системы [5, с. 68-72].

ВНГ РФ взаимодействуют с организациями и общественными объединениями, региональными, федеральными и местными органами управления1.

Росгвардия, в рамках своей компетенции, с целью реализации своих полномочий, взаимодействует с го-

сорганами иностранных государств и с организациями, имеющими международный статус.

Перечень должностей, ответственных за организацию взаимодействия ВНГ РФ с МВД РФ при выполнении задач по ООП и ООБ и порядок организации данной совместной деятельности, устанавливается совместными нормативно-правовыми актами Росгвардии и МВД РФ.

Росгвардия принимает активное участие в межведомственном информационном взаимодействии,

1 Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 (ред. от 4 июня 2018 г.) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» // URL://http://www.pravo.gov.ru

в том числе с использованием электронных форм регистрации и приема документов, извещений о ходе предоставления госуслуг, практикует, в том числе, и электронный обмен информацией с физическими и юридическими лицами.

Округа ВНГ РФ выполняют возложенные на них задачи совместно с расположенными на их территории соединениями, объединениями и военными частями ВС РФ, другими органами и воинскими формированиями, в соответствии с действующим законодательством РФ2.

Военные советы разрабатывают рекомендации по координации взаимодействия ВС РФ, ВНГ РФ с органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, с местными органами самоуправления по соблюдению законодательства РФ в области безопасности государства и обороны страны, по правовому и социальному обеспечению военнослужащих3.

Руководство соответствующих подразделений ВНГ РФ совместно с МВД РФ и ФСБ РФ администрациями ядерных объектов осуществляет организационные мероприятия, издает совместные нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности ядерных объектов, принимает участие в разработке и утверждении планов взаимодействия с вышеперечисленными органами, в стандартных и чрезвычайных ситуациях4.

Для поддержания должного уровня антитеррористической защищенности любого объекта в процесс взаимодействия вступают территориальные органы (ФСБ РФ, Росгвардии, МВД РФ)5.

В постановлении Правительства РФ указывается на то, что предотвращение попыток проведения не только террористической, но и экстремистской деятельности на любых объектах, должно происходить в тесном взаимодействии администраций данных объектов с МВД РФ, ФСБ РФ, Росгвардией6.

Стоит согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о том, что организация взаимодействия ВНГ РФ с другими органами правоохранительной системы РФ выступает важнейшей управленческой функцией, способствующей успешному выполнению совместно решаемых задач правоохранительной деятельности [3, с. 59-62].

Необходимость взаимодействия ВНГ РФ с другими госорганами обусловлена:

♦ объективной потребностью как внутреннего, так и внешнего взаимодействия ВНГ РФ;

♦ комплексным характером стоящих перед ВНГ РФ задач;

♦ агрессивной внешней криминальной средой функционирования ВНГ РФ;

♦ сложностью и специфичностью деятельности по решению правоохранительных задач;

♦ различием методов и форм взаимодействующих сторон при решении общих задач;

♦ обширными зонами ответственности ВНГ РФ;

♦ необходимостью мобильного, массированного использования средств, сил ВНГ РФ;

♦ устранением дублирования в решении общих задач;

♦ наиболее эффективным использованием ресурсов.

Проведенное автором статьи анкетирование руководящего состава специальных подразделений ВНГ РФ (в период с июня по август 2020 г. опрошено 194 сотрудника (военнослужащих) ВНГ РФ, имеющих выслугу в правоохранительной системе более десяти лет), показало, что более 94% респондентов считают необходимым согласование целей, задач, места, временя, сил, средств и методов взаимодействующих сторон.

Результаты вышеуказанного анкетирования представили наивысшую степень взаимодействия ВНГ РФ (по шкале от 1 до 10) с МВД РФ (7), далее с ФСБ РФ (4), затем со следственными органами (3), ВС РФ (1),

2 Положение об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 24 мая 2017 г. № 236 (ред. от 4 июня 2018 г.) «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии Российской Федерации» // URL://http://www.pravo.gov.ru

3 Положение о военных советах в Вооруженных силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 30 июня 2012 г. № 919 (ред. от 19 апреля 2017 г.) «Вопросы деятельности военных советов» // URL://http://www.pravo.gov.ru

4 Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 июля 2007 г. № 456 (ред. от 5 июля 2018 г.) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4081.

5 Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2018 г. № 424 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной налоговой службы и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» // URL://-http://www.pravo.gov.ru

6 Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. № 176 (ред. от 13 февраля 2018 г.) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» // URL://http://www.pravo.gov.ru

ФСИН РФ (1), органами прокуратуры (1). Здесь необходимо отметить, что ввиду отсутствия совместных приказов, определяющих порядок взаимодействия ФСВНГ РФ с ФСБ РФ, следственными органами РФ, прокуратурой РФ, вышеуказанное взаимодействие детерминируется совместным приказом Росгврадии с МВД РФ, подписанного первыми лицами данных силовых структур, что демонстрирует юридическую неурегулированность данного вопроса.

По характеру взаимодействие может быть как косвенным, так и прямым. Прямое взаимодействие подразумевает действительный контакт совместно действующих сторон. Создание же одной из сторон условий, для выполнения определенных действий другой стороной, представляется как косвенное взаимодействие.

По содержанию взаимодействие бывает административным, техническим, информационным [2, с. 145].

Техническое — применяется в ходе процессов, не имеющих отношение к принятию решения.

Информационное взаимодействие предполагает обмен между субъектами сведениями, необходимыми для принятия или (и) выработки управленческих решений. Информация может носить как официальный, так и неофициальный характер.

В процессе административного взаимодействия происходит делегирование полномочий от вышестоящих звеньев управленческой структуры нижестоящим посредством издаваемых правовых актов (рекомендаций, инструкций, распоряжений).

Административное сотрудничество субъектов управления подразделяется на вертикальное и горизонтальное.

Вертикальное взаимодействие централизует систему управления посредством подчинения единому руководителю, зачастую на принципе единоначалия. Вертикальное взаимодействие происходит, в первую очередь, посредством постановки задач, отдания поручений, издания распоряжений и приказов непосредственным исполнителям. Подчинение по службе — субординация — является основанием распорядительства, что позволяет руководителю отдавать обязательные для исполнения распоряжения, осуществлять контроль за их исполнением, иметь возможность применения мер дисциплинарного воздействия к исполнителям. Субъектами данных правоотношений выступают должностные лица различных уровней иерархической структуры организации.

Горизонтальное — обеспечивает согласование иерархически друг другу неподчиненных субъектов, для достижения единой цели. Горизонтальное взаимодействие осуществляется между юридически равнозначными подразделениями и должностями одного уровня, однако имеющими принадлежность к различным органам или ведомствам (поэтому в данных отношениях властность отсутствует). Существенным минусом горизонтальной координации выступает ее сложность и различие в интересах ее участников (на данный факт указало 68% опрошенных респондентов), что усугубляется в условиях неопределенности и скоротечности изменений ситуации, поэтому данное взаимодействие обеспечивается на уровне соответствующих руководителей.

В зависимости от отношения субъектов взаимодействия к системе управления определяется внешнее или внутреннее взаимодействие. Внутреннее — совместная деятельность подразделений включенных в состав ВНГ РФ между собой. Внешнее — взаимопомощь ВНГ РФ и других социальных систем (организаций, госорганов, и.т.д.).

Организация внешнего взаимодействия включает в себя:

♦ обращение инициирующего взаимодействие субъекта в адрес инициируемого (обычно происходит на уровне руководителей организаций);

♦ принятие уполномоченными должностными лицами решения об организации взаимодействия;

♦ определение ответственных за взаимодействие лиц, выделяемых сил и средств;

♦ согласование своих намерений субъектами взаимодействия;

♦ определение предмета, цели, сил, средств, продолжительности взаимодействия;

♦ избрание форм взаимодействия;

♦ издание необходимых НПА, определяющих порядок взаимодействия;

♦ физическое проведение совместных действий (активная фаза взаимодействия);

♦ корректировка (в случаи необходимости) совместных действий;

♦ подведение итогов произошедшего взаимодействия.

Организационные формы взаимодействия возможно распределить на организационно-управленческие и организационно-тактические.

Наибольшее распространение получили организационно-управленческие формы:

♦ обеспечение информационного взаимообмена;

♦ общая информационная и аналитическая работа;

♦ организация и проведение совещаний;

♦ планирование и проведение операций (мероприятий);

♦ нормотворческая деятельность, регулирующая вопросы взаимодействия;

♦ апробация, обобщение и внедрение положительного опыта взаимодействия;

♦ организация обратной связи с участниками взаимодействия путем их заслушивания по вопросам совместной деятельности;

♦ оценка результатов взаимодействия;

♦ создание координирующих органов (комиссии, советы и т.д.).

Организационно-тактические формы взаимодействия направлены на решение целевых задач профилактики административных правонарушений и противодействия преступным посягательствам. К ним относятся:

♦ создание оперативно-поисковых групп;

♦ информационный обмен по частной оперативной обстановке;

♦ взаимопомощь по силам и средствам;

♦ совместное патрулирование зоны ответственности;

♦ обеспечение безопасности оперативных, следственно-оперативных групп;

♦ разработка и проведение совместных мероприятий;

♦ участие в комплексных операциях.

В процессе решения совместных задач обозначаются необходимые, но, в тоже время, различные роли взаимодействующих сторон, строящиеся на следующих принципах [1, с. 5-9]:

♦ соблюдение законности;

♦ учет интересов всех взаимодействующих сторон;

♦ надлежащая организация взаимодействия;

♦ планирование взаимодействия;

♦ информационное обеспечение взаимодействия;

♦ комплексное применение имеющихся ресурсов;

♦ непрерывное сотрудничество;

♦ разграничение компетенций;

♦ взаимоответственность;

♦ морально-этическое и психологическое обеспечение.

Необходимо отметить комплексное действие вышеуказанных принципов в процессе взаимодействия сторон, направленное на превенцию и разрешение возможных осложнений.

В зависимости от задач, ставящихся для совместного решения, соответствующими руководителями определяются участники предстоящего взаимодействия. При этом должны учитываются функциональные и потенциальные возможности привлекаемых подразделений.

Процесс взаимодействия предполагает:

♦ совместное изучение оперативной обстановки;

♦ обмен информацией;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ использование информационных автоматизированных систем;

♦ совместную разработку и осуществление мероприятий по противодействию преступности, ООП и ООБ на обслуживаемой территории;

♦ определение количественного и качественного состава привлекаемых сил и средств;

♦ постановку задач каждой из взаимодейств ую-щих сторон;

♦ разработку и утверждение общего плана взаимодействия;

♦ организацию связи взаимодействующих сторон;

♦ организацию контроля процесса и результатов совместной деятельности.

Главными координирующими субъектами на принципе единоначалия выступают руководители подразделений ВНГ РФ; штабы как органы управления приходят в этом вопросе на помощь вышеуказанным руководителям; они так же наделены определенными координирующими функциям, а именно:

♦ прямой координации деятельности подразделений;

♦ разработки планов служебной деятельности подразделений ВНГ РФ;

♦ совместной организации мероприятий по предупреждению и пресечению противоправных деяний;

♦ разработкой планов действия подразделений при осложнении оперативной обстановки;

♦ проведения тренировок с личным составом по боевой готовности;

♦ реализации оперативных планов применения вверенных сил и средств.

Более 50% опрошенных из числа руководящего состава ВНГ РФ считают, что все должностные

лица, в зависимости от их компетенции, ответственны за надлежащее взаимодействие выделяемых для совместной деятельности сил и средств.

Направления взаимодействия ВНГ РФ с другими органами власти предопределяются как стоящими перед ВНГ РФ задачами, так и задачами, поставленными перед иными ФОИВ, а также отсутствием возможности самостоятельного решения данных задач как ВНГ РФ, так и вышеуказанными органами.

ВНГ РФ решают все поставленные перед ними задачи в тесном взаимодействии с иными представителями правоохранительной системы РФ. Данное обстоятельство прослеживается не только при решении ВНГ РФ внешних задач, но и в процессе организации внутренней службы, обеспечения собственной безопасности ВНГ РФ. Созданные для этих целей подразделения службы собственной безопасности не в состоянии в полном объеме выполнить возложенные на них обязанности ввиду отсутствия полномочий на проведение ОРМ (60% опрошенных руководителей считают, необходимым наделение Росгвардии правом проведения ОРМ). ВНГ РФ, в свою очередь, остаются привлекательными для иных правоохранительных органов своими силами и средствами, а, следовательно, и своими возможностями по физической реализации имеющейся оперативно значимой информации, способности осуществления поддержки военнослужащими (сотрудниками), техникой, специальной техникой и вооружением; тем не менее на недостаточное правовое обеспечение взаимодействия ВНГ РФ указало 66% опрошенных респондентов, при этом 50% руководителей оценили сам уровень организации взаимодействия с иными органами правопорядка РФ как низкий.

Из всего выше описанного, взаимодействие ВНГ РФ возможно представить как основанную на законах и подзаконных НПА согласованную (совместную) по времени, месту, целям деятельность подразделений ВНГ РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, направленную на решение оперативно — боевых (служебных) задач, путем наиболее рационального применения сил, методов, средств находящихся в распоряжении взаимодействующих органов.

Отлаженное системное взаимодействие ВНГ РФ служит основным условием органичного встраива-

ния ВНГ РФ в правоохранительную систему РФ с учетом способов и форм взаимодействия входящих в данную систему отдельно взятых элементов, самих правоохранительных органов между собой и внешней средой функционирования, другими социальными системами.

Литература

1. Бецков А.В., Зыков В.В. Концептуальные основы взаимодействия МВД России с войсками национальной гвардии России при совместном выполнении оперативно-служебных (боевых) задач // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40). С. 5-9.

2. Маркушин А.Г., Казаков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Ечебник СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018.

3. Майдыков А.Ф., Майдыков А.А. Актуальные вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41). С. 59-62.

4. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 5. М., 1971.

5. Суменкова О.С. Процесс взаимодействия: системный подход // Вестник ТГПИ. 2008. № 2. С. 68-72.

References

1. BetskovA.V., Zykov V.V. Kontseptual'nyye os-novy vzaimodeystviya MVD Rossii s voyskami natsio-nal'noy gvardii Rossii pri sovmestnom vypolnenii opera-tivno-sluzhebnykh (boyevykh) zadach // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 4 (40). S. 5-9.

2. Markushin A.G., Kazakov V.V. Osnovy upravleniya v organakh vnutrennikh del: Echebnik SPO. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yurayt, 2018.

3. MaydykovA.F., MaydykovA.A. Aktual'nyye vo-prosy organizatsii vzaimodeystviya territorial'nykh orga-nov MVD Rossii s podrazdeleniyami (organami) voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii v osobykh usloviyakh // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 1 (41). S. 59-62.

4. Prokhorov A.M. Bol'shaya sovetskaya entsiklo-pediya. 3-e izd. T. 5. M., 1971.

5. Sumenkova O.S. Protsess vzaimodeystviya: sistem-nyy podkhod // Vestnik TGPI. 2008. № 2. S. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.